Семь кругов рая. Как правильно репетировать речь. Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории По истории, литературе, английскому языку

Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории

Репетиция лат . повторение ) – пробное произнесение речи мысленно или вслух позволяет, прежде всего, запомнить речь, освоиться в ней, отшлифовать не только текст в единстве содержания и формы, но и вокальную (голосовую) грань оратории, а также поставить дыхание, отладить мимику и жесты выступающего. Репетиция позволяет оратору вжиться в свой оптимальный образ, закрепить наилучший вариант своей речевой и социальной роли, довести до автоматизма, все необходимые элементы речевого действия. Что называется «быть во всеоружии» .

В частности, репетиция дает возможность выверить время звучания речи, сократить или увеличить его за счет либо изменения темпа речи , либо размера текста . Оратор должен хорошо представлять себе относительную ценность различных фрагментов своей речи, чтобы знать, чем можно пожертвовать, попав в цейтнот, и, напротив, иметь запас для вставки, если появляется излишек времени (резервный текст). Обычно длину речи меняют за счет разного рода примеров и описаний, часто уже по ходу выступления, но лучше это сделать в ходе репетиции.

Репетировать речь следует не по отдельным смысловым квантам и блокам, а как целое, не смущаясь допущенными ошибками и стараясь исправить их по ходу речи, а не пересказывать все сначала, что лишь усугубит неблагоприятное впечатление. Мелкие ошибки (например, стилевые) лучше вообще проигнорировать в данном чтении, взяв их на заметку на будущее. В ряде случаев незначительные ошибки, исправляемые по ходу изложения, создают атмосферу непринужденности и используются как специальный проксемический прием. Здесь все зависит от конкретной речевой ситуации.

Не следует стараться дословно запомнить весь текст речи или даже ее центральную идею. Здесь хорошую помощь окажет внутренний конспект с опорными словами или «пасьянс» карточек с отдельными фактами. Всякая заученность сковывает общение оратора с аудиторией, разрушая психологический контакт.

Имеет смысл запоминать не форму идей, а их суть, предоставляя поиск формы своей речевой культуре . Разумеется, ключевые фрагменты выступления – выводы, лозунги – следует запоминать близко к письменному тексту, а на остальную информационную набивку речи ресурсы памяти (в смысле формы) лучше не расходовать.

Не противоречит ли сказанное всему изложенному в разделе о «цветах красноречия» - стоит ли подбирать их, чтобы потом забыть? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Ибо усвоение средств речевой выразительности во время репетиции происходит автоматически, без мучительного «заколачивания» в память.

Особо же ценные, с точки зрения оратора, слова и выражения можно возвести в ранг опорных или «зазубрить», но это, безусловно, исключение, а не правило. Если в процессе репетиции вы почувствовали, что ваша память перегружена, прибегните к методу аэронавтов, сбрасывающих с воздушного шара балласт. Но что окажется таким балластом? Здесь уместно прибегнуть к совету компетентных (на взгляд оратора) пробных слушателей , перед которыми следует прочитать речь в различных вариантах.

Следует ли при репетиции пользоваться зеркалом? Многие ораторы применяют этот метод, он способствует развитию артистизма, но у него есть и известные издержки, так как у отдельных ораторов, преимущественно новичков, он формирует некоторую манерность в поведении. Поэтому «быть или не быть» зеркалу – это проблема личного психологического склада репетирующего.

Некоторые ораторы готовят свою речь на ходу, во время прогулки или бродя по комнате, поскольку ходьба успокаивает нервную систему и задает оптимальный ритм творческой деятельности. Многие мудрецы Запада, Востока и России были странниками. Аристотель основал в Афинах научно-философскую школу перипатетиков (любителей прогулок) , изучавших дисциплины на лоне природы. Этим методом ораторской подготовки не следует пренебрегать.

Главный инструмент оратора, бесспорно, голос . Чтобы успешно пользоваться им, надо иметь представление об его основных качествах, их влиянии на выполнение речевой цели выступления и способах их тренировки.

Энергетической базой нашей речи служит дыхание . Если в обычном дыхании выдох лишь в 1,5–2 раза длиннее вдоха, то в дыхании речевом, фонационном , эта разница достигает 10–15 раз. Вся речь осуществляется на выдохах, вдохи происходят во время так называемых доборных пауз . Вдох должен быть глубоким, коротким, энергичным, бесшумным и незаметным для слушателей. Выдох – долгим, равномерным, не затухающим к концу, чтобы не садился голос. Дыхание – ритмичным, плавным и устойчивым.

В некоторых учебниках риторики приводится комплексы дыхательных и фонетических упражнений. Автор этих строк предпочитает утреннюю гимнастику и пение - это самое естественное упражнение для тренировок дыхания и голоса; весьма результативны также бег и плавание. Полезно слушать запись своего голоса на магнитофон. При этом почти все люди, особенно услышавшие такую запись впервые, с трудом узнают собственный голос – настолько его звучание, воспринятое со стороны, отличается от слышанного нами из наших уст, что связано с различными условиями прохождения звуковых колебаний в воздухе и в костях черепа. Особенно меняется соотношение высоких и низких частот, определяющие звуковую окраску тембр голоса , а это – его главный индивидуальный признак. С магнитофона вы слышите себя так, как слышат вас другие. Тут вы можете объективно оценить себя как оратора. Истина – в магнитофоне.

Дикция , или артикуляция – это четкость, членораздельность произношения, правильность выговаривания каждого звука. Она зависит от установки речевого аппарата, и, прежде всего – губ и языка, в позицию, позволяющую образовать нужный звук и, разумеется, от природных особенностей устройства этих органов у различных людей. Недостатки дикции - картавость, шепелявость, гнусавость, гортанность, чоканье, цоканье и пр. Когда, как в рассказе В.Драгунского, вместо шишки говорят – сыски, фыфки, хыхки. Заикание – не дикционный, а фонационный недостаток, вызываемый не неправильным расположением губ и языка, а судорогами в гортани.

Если явных дикционных недостатков у оратора нет, то уместно упомянуть о достоинствах. Весьма благоприятное впечатление на слушателей производит четкое, твердое «р». А также отчетливо произносимые «л», «м», «н», «б», «п», «в», «ф» и «ж». Именно на этих, особенно придирчиво улавливаемых ухом звуках следует в первую очередь сосредоточиться оратору при проработке фонетических упражнений.

Дикцию тренируют специальными фонетическими упражнениями. Лучшие из них – скороговорки. Типа «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». «Щетинка у чушки, чешуйка у щучки». «У быка бела губа была тупа». «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». «Сколпакован колпак не по-колпаковски, сколоколован колокол не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать и поперевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и поперевыколоколовать».

Интонация – совокупность фонетических качеств речи, придающих ей определенный смысловой и эмоциональный оттенок. В ней различают:

а) Тон – это высота звука, частота его колебаний в герцах. Мужчины говорят на частоте 85–200 герц, женщины – 160–340 герц. Расширить свой природный частотный диапазон весьма нелегко – этого добиваются певцы изнурительными упражнениями. Гораздо легче научиться свободно (пластично) варьировать тон в пределах своего природного диапазона. Пластичный голос кажется шире по диапазону, чем непластичный, и при пении производит впечатление большей задушевности. Камерному певцу важнее иметь голос пластичный, нежели широкий. Есть хорошие мелодии для тренировки голоса. Это, прежде всего, лирико-эпические песни – баллады, романсы, в которых характер частотных переходов близок к ораторскому.

б) Интенсивность звучания – это его мощность (количество энергии, выделяемой за единицу времени). Зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Где говорить громко, а где тихо – определяется по речевой ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что дальность распространения звука зависит не только от его исходной громкости, но и от его частного диапазона, от наличия обертонов – высших колебательных гармоник. Голос, богатый обертонами, воспринимается как глубокий и сочный (это уже качество тембра ) и медленно затухает с расстоянием. Способность голоса распространяться на большие расстояния за счет широты частотного диапазона называется полетностью . И второй важный момент - весьма часто больший психологический эффект достигается не повышением, а снижением интенсивности голоса. Тихая, неторопливая и плавная речь звучит внушительнее, солиднее громкой, взвинченной и крикливой речи.

в) Темп речи – это скорость ее произнесения, определяемая количеством речевых элементов – слов или слогов – в минуту. В русском языке средний темп – 100 – 120 слов в минуту. Темп – важное средство передачи эмоций. Активные, мобилизующие эмоции (радость, гнев) ускоряют темп речи, пассивные, угнетающие (страх, уныние) – замедляют его. Многое сообщает он и о личных качествах говорящего: один трещит, как пулемет (дятел, сорока, мельница) , другой еле цедит, тянет резину, жует мочалку.

г) Тембр – это окраска, колорит голоса, определяемый набором обертонов (высших частотных гармоник) к основному звуку. Тембр – едва ли не главное для оратора качество голоса. По тембру голос бывает звонкий - глухой, чистый - сиплый, дребезжащий - рокочущий, холодный - теплый, жесткий - мягкий, грубый - ласковый, плаксивый - веселый, игривый - сердитый, злобный - ироничный, высокомерный - почтительный, заискивающий - искренний, открытый - недоверчивый, дружелюбный - подозрительный и т.п.

Таким образом, интонация – это мощное средство метасообщения – внесения в слова и выражения дополнительного смысла, расширяющего возможности полноценной передачи информации. Как отмечал И.Андроников «Не будет ошибкой сказать , что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесен» . Если нам говорят оптимистичные фразы убитым голосом, мы мгновенно заподозрим неладное.

Наряду с интонацией, большую роль в арсенале голосовых средств оратора играют паузы (от лат . пауза – остановка ). По замечанию К.С.Станиславский, «пауза - важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Различают:

- паузы размышления. Возникают в любом месте высказывания и отражают колебания в выборе а) что сказать (из нескольких известных оратору вариантов) и б) как сказать

- логические паузы делят речь на смысловые блоки – речевые такты .

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться…

- психологические, или эмоциональные паузы выражают чувства вне всяких грамматических правил. «Первое место поделили Петров… и ты!»

- синтаксические паузы отмечаются знаками препинания. Самая малая пауза обозначается запятой, большая – точкой с запятой, наибольшая – точкой

- ситуационные паузы либо дают слушателю время на обдумывание или действие, либо вызываются перерывом в синхронно комментируемом процессе. Используются при диктовке, в воинских командах, комментировании спортивных игр, ожидании ответа собеседника

- физиологические паузы – добор воздуха. Умелый оратор растворяет их в паузах всех предыдущих видов

- пустые, или беспомощные паузы – это когда нечего сказать по сути или неизвестно, как сказать по форме.

Язык мимики и жеста

Наряду с вокальными (голосовыми) качествами оратора важную роль в его воздействии на публику играет язык мимики и жеста . Поскольку «глаза - зеркало души», оратор должен умело пользоваться своим взглядом. Избегая как «блуждания» его по всей аудитории, что создает впечатление рассеянности или растерянности, так и «сверления» им одного человека. Золотая середина – обзор 5-6 человек, которые сами охотно смотрят оратору в глаза. Тем самым, завязывается зрительный контакт с аудиторией , который распространяется на всех слушателей (за исключением самых пассивных). Люди не любят безразличного, тусклого, отсутствующего взгляда. Но имитировать заинтересованность, придавая себе нарочито оживленный вид – это еще хуже. Фальшь немедленно будет замечена.

Следует ли как-либо регулировать свою мимику в процессе произнесения речи? Лучший вариант - регулировать свое настроение и отношение к выступлению, а нужная мимика и жесты придут сами собой.

Но, подобно тому, как, употребленные к месту и в меру, эти выражения играют полезную роль вводных слов , точно так же к месту можно и дернуть плечом и почесать в затылке. Вспомним поговорку: «грязь – это любое химическое вещество в неположенном месте».

Избавляясь от крайностей в мимике и жестах, надо стремиться, чтобы в поведение оратора было выражением его собственной духовной деятельности. Не следует никого копировать. Не переигрывать. Оратор – лишь отчасти актер, точно так же, как и актер – лишь отчасти оратор.

Особенности теле – и радио-риторики

Огромную роль в современной информационной среде играют радио и телевидение. Большинство людей охотнее смотрит и слушает электронные СМИ, нежели читает газеты и журналы. Юристу, бизнесмену, политику, литератору, педагогу, любому общественному деятелю может представиться шанс выступить в эфире. Что следует иметь в виду, выступая перед микрофоном в радио- или телестудии? (См.: ниже следующую схему 19).

Универсальность адресата . Ваши слушатели в своей массе – это среднестатистические граждане, многие из которых просто случайно попали на передачу. И если ваша речевая цель предполагает массовый охват публики, то следует в первую очередь удержать тех, кто вольно или невольно начал вас слушать, усилив в выступлении моменты, общие для наиболее широкого круга адресатов. Данный принцип можно условно назвать принципом «ромашки», когда выделяется тематическая сердцевина – 5-6 важнейших групповых интересов («лепестков»). Причем это следует делать четче и ярче, чем в обычной речи, поскольку здесь никто не попросит уточнить высказанные положения, а повторяться в эфирной речи – значит не только транжирить драгоценное время, но и производить на слушателей крайне дурное впечатление.

- Любая ошибка в эфирном выступлении воспринимается слушателями в 4-5 раз критичнее, чем со сцены зала . Если вы наделали массу мелких лексических или даже концептуальных ошибок в беседе с публикой в аудитории, их могут и не заметить, особенно если тема весьма актуальна, а слушатель не слишком квалифицирован, но малейшая ваша оплошность в эфире пойдет гулять по народным устам с насмешливыми комментариями, заслоняя подчас самую суть сказанного. Все дело в оценочном стереотипе публики: на сцене оратор – обычный собеседник, мало чем отличающийся от сидящих в зале, и спрос с него соответствующий. В эфире его сравнивают уже не с простыми смертными, а с дикторами – профессионалами слова. Поэтому готовить эфирную речь надо гораздо тщательнее, чем обычную.

Схема 19

- Следует избегать малейшего разбавления речи любыми малосодержательными вставками и лирическими отступлениями: Утеряв внимание слушателя, вы уже не вернете его. Введение должно быть не более одной фразы, в коей следует моментально «брать быка за рога». Материал излагается плотно, лаконично; каждые 30-40 секунд вбрасывается освежитель внимания – яркий троп, эпитет или риторическая фигура, поговорка, пословица афоризм или короткий анекдот (особенно из свежих), которые не только оживляют интерес публики к теме, но и позволяют быстро перейти од одного вопроса к другому. К тому же все эти «цветы красноречия» заметно снижают изначально высокий критицизм эфирного слушателя. Фразы должны быть существенно короче, чем в обычной, зальной речи. Концовка должна быть бодрой, энергичной, непременно оптимистичной, состоящей из одной-двух подчеркнуто завершающих фраз. Или лозунгов, как, например, в предвыборной речи кандидата: «Я буду добиваться: трудоспособным – работы, работающим – зарплаты, пенсионерам и инвалидам – социальной помощи и всем – бесплатного медицинского обслуживания».

- Эмоциональные всплески следует передавать не увеличением громкости голоса и не повышением его тона, что подчас уместно в речах со сцены, а усилением выразительности, т.е. углублением интонационных перепадов и изменением тембра (звуковой окраски). Голос может делаться более проникновенным, взволнованным, доверительным, задушевным, решительным, чем обычно. Эту тембровую палитру надо использовать сполна, но нельзя ни кричать, ни шептать в микрофон. Не следует также «мычать», причмокивать, кряхтеть, злоупотреблять вводными словами. Весьма часто подобные ошибки происходят от элементарного волнения, но могут производить впечатление речевого бескультурья. Их надо преодолеть в процессе репетиции и психологической самонастройки.

- Ни на радио, ни на телевидении не следует стесняться читать речь по бумажке, если только вы не обладатель идеальной памяти или виртуоз слова. В конспекте следует выделить опорные слова и фразы подчеркиванием или значками на полях. Один взгляд на такое слово моментально оживит в вашей памяти весь смысловой блок. Подобная запись называется внутренним конспектом .

- Ранжируйте смысловые кванты и блоки эфирного речевого материала по важности и отметьте в конспекте, чем вы можете пожертвовать, если попадете в цейтнот, и что можете добавить при избытке времени. И то, и другое в любом случае – второстепенный материал (резервный текст ); главное должно прозвучать при любых обстоятельствах.

- Сидя перед телекамерой, не следует прилипать взглядом к конспекту и не сверлить глазами объектив – обе крайности производят на зрителей весьма негативное впечатление. Примерно треть всего времени следует глядеть в конспект, еще треть – в объектив и еще столько же уместно «побегать глазами по сторонам», градусов на 10-15 вправо – влево от объектива. Это неплохая имитация естественного поведения, вполне приемлемая для новичка, но, очевидно, излишняя для завсегдатая телестудий.

- Эфирные выступления следует репетировать в 3-4 раза дольше, чем обычные , и делать это надо с использованием магнитофона в присутствии сведущих в риторике лиц. 7-8-минутную речь надо прочесть не менее 30 раз, учитывая абсолютно все, в том числе самые пристрастные замечания. Не возражайте и не оправдывайтесь, даже если в корне не согласны с критиками: вам предстоит выступать перед предельно широкой аудиторией, а теле-радио-публика, как и любой клиент, всегда права, и подобает не подлаживать ее под себя, а самому подлаживаться к ней. Это, естественно, касается лишь формы выступления, содержание же, как и всегда, определяется наложением речевых целей оратора и аудитории.

- Многие ораторы, особенно новички, замечают при репетиции удивительный эффект: 10-минутная речь при повторном чтении превращается в 8-минутную, при третьем – в 7-минутную и далее не меняется. Причиной этого является сокращение пауз размышления, затрачиваемых на осмысление и эмоциональное усвоение малознакомого текста. Если, тщательно отрепетировав речь, отложить ее на несколько дней, то обнаружится, что она вновь удлинится почти до исходной величины. Поэтому необходимо проводить последние репетиции непосредственно перед визитом в студию. В самой же студии, ожидая очереди в эфир, ничего репетировать уже не надо, - следует сосредоточиться и успокоиться.

- Подготовив текст выступления, полезно разметить его интонационными знаками , отмечающими паузы, повышения и понижения тона, и пользоваться им как на репетиции, таки в студии. Подобный эскиз выглядит следующим образом:

Интонационный эскиз не следует отягощать опорными словами и выражениями во избежание путаницы. Выберите тот тип записи, который больше подходит. Главные критерии выбора – уверенность и легкость чтения. А вот резервный текст, следует непременно выделить в любом типе конспекта.

- На теле-диспуте в прямом эфире не старайтесь обострять полемику, и так неизбежно возникающую между принципиальными соперниками. В глазах теле-радио-аудитории солиднее смотрится не тот, кто разносит в пух и в прах всех и вся, хотя бы было за что, а тот, кто сможет порадовать публику чем-то позитивным, будь то новый автомобиль, новый вид услуг или какая-нибудь идея. Как правило, чем менее сведущ слушатель в предлагаемой теме, тем больше значения имеет в оценке выступления чисто личностный аспект – имидж оратора .

Если вы выступаете в эфире как представитель какого-либо сообщества – фирмы, спортивного клуба, института, академии, политической партии и т.п., то имейте в виду, что в большинстве случаев вы будете «тащить» ваш коллектив, а не он вас. Именно по вашей речи будут судить обо всем сообществе, раз уж вы удостоились всенародно представлять его по воле его руководства. Случайных людей к микрофону не подпускают – таков, в общем, справедливый оценочный стереотип теле-радио-аудитории. В эфире вы работаете на команду, за исключением тех случаев, когда команда выдвигает вас кандидатом на выборный пост. «Кто паровоз, а кто вагон «– это надо весьма четко, но корректно дать понять слушателям. Следует помнить, что хорошо режиссированное эфирное слово обладает большей внушающей силой, чем печатное.

В целом о подготовке устных выступлений любого жанра следует сказать, что это – необходимый этап работы для оратора любой квалификации; если оратор очень сильный, то от него многого и ждут. И если вы очень занятой человек и речи вам пишет кто-то другой, то психологическую самонастройку и репетицию за вас не выполнит никто.

________________________________________

Вопросы для повторения:

    Для чего необходим, и какими способами устанавливается психологический контакт оратора с аудиторией?

    Психологическая самооценка и самонастройка перед выступлением – эти действия важны только для начинающего или также и для опытного оратора? Что такое «правило тетерева»?

    Какие функции выполняет репетиция устного выступления, и какие методы при этом используются?

    В какой зависимости находятся качества ораторского голоса и успех выступления?

    Какую роль в устном выступлении играют мимика, жесты и артистизм оратора?

    Чем различаются эфирная и зальная речевые среды и речевые ситуации?

Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, - репетиция. Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. Полезно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичной речи темп (примерно две минуты - одна машинописная страница). Можно произнести текст либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше - вслух и перед зеркалом, чтобы видеть выражение своего лица и жесты, которые будут сопровождать речь.

На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо обратить на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию - образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Ведь неверное произношение и особенно неправильное ударение снижают доверие аудитории к оратору, подрывают его авторитет, вынуждают скептически относиться к словам, которые произносятся с трибуны. "Чему может научить меня человек, который не владеет образцовой речью?" - думают многие слушатели.

Следует обратить внимание и на дикцию - ясное, четкое, "чистое" произношение звуков, на интенсивность, т.е. силу или слабость произнесения, связанную с усилением или ослаблением выдыхания (например, разная по интенсивности речь будет в комнатной обстановке и в большой аудитории). Безусловно, имеет значение интонация, т.е. ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения. К интонации относится и темп - скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи.

Литературному произношению нужно учиться, внимательно вслушиваясь в произношение высокообразованных, культурных, "знающих" людей, владеющих правильной литературной речью, в речь опытных ведущих телевидения и радио, наконец, необходимо специально изучать нормы, пользоваться словарями и справочниками. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее.

Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор "не в форме" (болен, плохо себя чувствует); если материал большого объема и совершенно новый для выступающего. Вообще же чтение текста не производит такого сильного впечатления, как живая речь, во время которой оратор смотрит на слушателей (а не на бумажки) и следит за их реакцией. Нет ничего более утомительного, чем слушать чтение речи, когда оратор перестает контролировать реакцию аудитории. Конечно, искусство свободного выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок. После завершения речи могут быть заданы вопросы, в которых иногда заключается прямая или скрытая полемика. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т.д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению.

Кстати, провал ораторов, читающих текст "по бумажке", во многом объясняется тем, что речь их становится быстрой, монотонной и утомляет слушателей. Подобные "чтецы" не умеют имитировать устную речь при чтении текста, а это очень важно.

Приведем несколько воспоминаний о выступлениях мастеров устного слова. У каждого из них своя манера речи.

Кандидат технических наук И.И. Голованова пишет о выступлениях А.Л. Чижевского, известного биолога: "Чижевский не очень задумывался над тем, как начать свое выступление. "Вот я сегодня вам расскажу." - были нередко первые его слова. И затем приводился какой-либо факт или общее положение. Он как бы отталкивался от него, бросаясь в самую стихию слова. Цепочка суждений и попутных умозаключений сопровождалась замечаниями, не, только усиливающими интерес, но и делающими его все более напряженным.

Он не обременял себя заимствованиями приемов и методических указаний, о которых мог прочитать в книгах (хотя волшебная сила слова занимала его с юношеских лет, он жадно тянулся к трудам филологов-классиков, знаменитых педагогов, писателей, раскрывающих "технологию" своего творчества). Не любил стоять за кафедрой, свободнее чувствовал себя рядом, впереди или в стороне от нее - так, чтобы не было искусственного рубежа между ним и слушателями. Не заботился о том, как звучит его речь, как он сам выглядит. Раскованность, естественность в слове и движении были так характерны для его выступлений! Выразительный, светящийся доброжелательностью взор, свободная мимика, подчеркивающая смысл сказанного, - вот и все. Внимание было сосредоточено на том, чтобы довести мысль до сознания каждого из внимавших.

Его выступления были неповторимы, и вместе с тем в каждом налицо была явная устойчивость определенных навыков. Это приобретается лишь в результате систематических занятий. Четкая дикция, правильная артикуляция, звучный голос, разнообразие интонаций, в меру нарастающий темп, совершенное отсутствие грамматических погрешностей - все это само по себе создавало весьма благоприятное впечатление. Добавим еще воодушевление, уверенность в себе, лишенную всякой натянутости осанку, эмоциональную окраску речи, сдержанную жестикуляцию - в той степени, в какой она служила неназойливым внешним воплощением творческих усилий облегчить восприятие речи. И сама речь - взаимное общение, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливались к слушателям, не опускаясь, а подтягивая их до своего уровня".

выступление ораторская речь композиция

Вот как характеризует историк В.О. Ключевский, блестящий лектор XIX века, манеру выступления историка С.М. Соловьева: "Он именно говорил, а не читал, и говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками, и его было легко записывать, так что я, по поручению курса составлявший его лекции, как борзописец, мог записывать его чтения слово в слово без всяких стенографических приспособлений. Сначала нас смущали эти вечно закрытые глаза на кафедре, и мы даже не верили своему наблюдению, подозревая в этих опущенных ресницах только особую манеру смотреть; но много после на мой вопрос об этом он признался, что действительно никогда не видел студента в своей аудитории.

При отрывистом произношении речь Соловьева не была отрывиста по своему складу, текла ровно и плавно, пространными периодами с придаточными предложениями, обильными эпитетами и пояснительными синонимами. В ней не было фраз: казалось, лектор говорил первыми словами, ему попавшимися. Но нельзя сказать, чтобы он говорил совсем просто: в ere импровизации постоянно слышалась ораторская струнка; тон речи всегда был несколько приподнят. С кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый, размышляющий вслух в своем кабинете. Вслушиваясь в это, как бы сказать, говорящее размышление, мы старались ухватиться за нить развиваемых перед нами мыслей и не замечали слов. Я бы назвал такое изложение прозрачным. Оттого, вероятно, и слушалось так легко: лекция Соловьева далеко не была для нас развлечением, но мы выходили из его аудитории без чувства утомления.

У Соловьева легкость речи происходила от ясности мысли. Гармония мысли и слова - это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя".

Известный судебный деятель К.К. Арсеньев писал о выступлениях А.Ф. Кони: "Какою бы точностью ни отличалась передача речи, как бы хорошо ни сохранилась при переходе в печать мысль оратора и даже словесная ее оболочка, многое теряется при этом переходе непоправимо и бесследно. Для читателей оратор никогда не может быть тем самым, чем он был для слушателей. Кто слышал А.Ф. Кони, тот знает, что отличительное свойство его живой речи - полнейшая гармония между содержанием и формой. Спокойствием, которым проникнута его аргументация, дышит и его ораторская манера. Он говорит негромко, нескоро, редко повышая голос, но постоянно меняя тон, свободно приспосабливающийся ко всем оттенкам мысли и чувства. Он почти не делает жестов; движение сосредоточивается у него в чертах лица. Он не колеблется в выборе выражений; не останавливается в нерешительности, не уклоняется в сторону; слово всецело находится в его власти. Не знаем, в какой мере он подготовляет свои речи заранее, в какой - полагается, на вдохновение минуты. Несомненно в наших глазах одно: ему вполне доступна импровизация, так как иначе его реплики заметно уступали бы его первоначальным речам, - а этого нет на самом деле. Глубоко обдуманная и мастерски построенная его речь всегда полна движения и жизни. Ею можно любоваться как произведением искусства - и вместе с тем ее можно изучать как образец обвинительной техники".

Репетиция (с лат. - повторение) - пробное произнесение речи мысленно или вслух - позволяет, прежде всего, запомнить речь, при­выкнуть к ней, отшлифовать не только текст в единстве содержания и формы, но и вокальную (голосовую) составляющую речи, а также поставить дыхание, отладить мимику и жесты выступающего. Репе­тиция позволяет оратору вжиться в свой оптимальный образ, закре­пить наилучший вариант своей речевой и социальной роли, довести до автоматизма все необходимые элементы речевого действия, что называется быть во всеоружии.

Репетиция дает возможность выверить время звучания речи, сократить или увеличить его за счет изменения либо темпа речи, либо размера текста. Оратор должен хорошо представлять себе от­носительную ценность различных фрагментов своей речи, чтобы знать, чем можно пожертвовать, попав в цейтнот, и, напротив, иметь запас для вставки, если появляется излишек времени (резервный текст). Обычно длину речи меняют за счет разного рода примеров и описаний, часто уже по ходу выступления, но лучше это сделать в ходе репетиции.

Репетировать речь следует не по отдельным смысловым кван­там и блокам, а как целое, не смущаясь из-за допущенных ошибок и стараясь исправить их по ходу речи, а не пересказывать все сначала, что лишь усугубит неблагоприятное впечатление. Мелкие ошибки (например, стилевые) лучше вообще проигнорировать в данном чте­нии, взяв их на заметку на будущее. В ряде случаев незначительные ошибки, исправляемые по ходу изложения, создают атмосферу не­принужденности и используются как специальный прием в налажи­вании контакта с аудиторией. Все зависит от конкретной речевой ситуации.

Не следует стараться дословно запомнить весь текст речи или даже ее центральную идею. Здесь хорошую помощь окажет внут­ренний конспект с опорными словами или «пасьянс» карточек с от­дельными фактами. Всякая заученность сковывает общение оратора с аудиторией, разрушая психологический контакт.

Имеет смысл запоминать не форму идей, а их суть. Разумеет­ся, ключевые фрагменты выступления - выводы, лозунги - следует запоминать близко к письменному тексту, а на остальное информа­ционное содержание речи ресурсы памяти (в смысле формы) лучше не расходовать.

Не противоречит ли сказанное всему изложенному в разделе о «цветах красноречия»? Ответ на этот вопрос однозначно отрицатель­ный. Ибо усвоение средств речевой выразительности во время репе­тиции происходит автоматически, без мучительной зубрежки. Особо же ценные, с точки зрения оратора, слова и выражения можно возвес­ти в ранг опорных, но это, безусловно, исключение, а не правило.

Если в процессе репетиции вы почувствовали, что ваша память перегружена, прибегните к методу аэронавтов, сбрасывающих с воз­душного шара балласт. Но что окажется таким балластом? Здесь уме-

стно прибегнуть к совету компетентных (на взгляд оратора) проб­ных слушателей, перед которыми следует прочитать речь в различ­ных вариантах.

Следует ли при репетиции пользоваться зеркалом? Многие ораторы применяют этот метод, он способствует развитию артистиз­ма, но у него есть и известные издержки, так как у отдельных орато­ров, преимущественно новичков, он формирует некоторую манер­ность в поведении. Выбор данного метода в каждом конкретном слу­чае остается за оратором.

Некоторые готовят свою речь во время прогулки или бродя по комнате, поскольку ходьба успокаивает нервную систему и задает оптимальный ритм творческой деятельности. Многие мудрецы За­пада, Востока и России были странниками. Аристотель основал в Афинах научно-философскую школу перипатетиков (любителей прогулок), изучавших дисциплины на лоне природы. Этим методом ораторской подготовки не следует пренебрегать.

Еще по теме Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории:

  1. Практическое занятие № 10. Произнесение судебной речи. Работа над языком и стилем судебной речи
  2. Вопрос 2. Произнесение судебной речи как кульминация судебного разбирательства
  3. Практическое занятие № 7. Особенности судебной речи, ее разновидности. Особенности судебной аудитории.
  4. Вопрос 4. Техника речи. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи
  5. Основные требования к аргументирующей речи как главному оружию митингового оратора
  6. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

(в классических риториках)

Как видно из изложенного, в классической риторике боль­шое внимание уделялось докоммуникативной фазе публичной речи, предварительной работе над выступлением. В современной науке об ораторском искусстве эта установка получила свое под­тверждение и развитие.

Выбор проблемы и темы выступления;

Определение целевой установки;

Подбор материалов;

Изучение и анализ отобранного материала;

Разработка плана выступления;

Работа над композицией;

Написание текста выступления;

Овладение материалами выступления.

Выбор проблемы и темы выступления ‒ один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Любое выступление должно быть направлено на разрешение какой-то проблемы. Проблема ‒ это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема ‒ это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема «Как улучшить благо­состояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа».

Выбор проблемы и темы выступления не всегда зависит от воли оратора. Нередко проблему и тему выступления предлагают оратору организаторы мероприятия или диктуют сложившиеся обстоятельства. В этом случае оратор должен подумать о том, как конкретизировать предложенную тему, выделив в ней опреде­ленный круг вопросов для освещения.

Если же оратору дана возможность самостоятельного выбо­ра проблемы и темы выступления, то рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:

1) выбирать надо такие проблему и тему, которые соответс­твуют знаниям и интересам оратора;

2) выбранные проблема и тема должны соответствовать инте­ресам аудитории. Зная характер аудитории, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в дан­ный момент, что вызовет у них наибольший отклик.

Когда проблема и тема выбраны, то следует позаботиться об интересной, значимой формулировке темы. Удачная форму­лировка темы выступления положительным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:

1) тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможнос­ти кратко. Длинные формулировки, включающие незнако­мые слова и выражения, могут вызвать отрицательное отно­шение к предстоящему выступлению;

2) выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;

3) эта формулировка также должна привлечь внимание слуша­телей, заинтересовать их.

Необходимым условием успешной подготовки является точное определение цели выступления . Эффективность речи определяется степенью реализаций ее целевой установки . Цель ‒ это то, к чему стремится выступающий, какого результата от своего выступления он хотел достичь: поставить ли новую про­блему; опровергнуть чужую точку зрения; настроить людей на определенную линию поведения и т. п. Так, в выше обозначенной нами теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?» оратор может поставить такую цель: убедить людей заниматься частным предпринимательством. Или же эту тему можно раскрывать таким образом, чтобы убедить людей не мешать частным предпринимателям, а, наоборот, подде­ржать их усилия. Реализация этого призыва, например, актуальна для предпринимателей-фермеров, которые встречаются с нега­тивным отношением к ним окружающего населения.

Подбор материалов для выступления . Содержание выступ­ления, как отмечалось выше, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Откуда же оратор должен почерп­нуть этот материал? Если это опытный оратор, оратор со стажем публичных выступлений, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Архив, как правило, содержит необходимую фактологическую базу для подготовки конкретного выступления. Новые же идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи можно найти, обратившись к:

Официальным документам;

Справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедичес­ким словарям, словарям по различным отраслям знаний);

Научной и научно-популярной литературе;

Статьям из газет и журналов;

Материалам, помещенным в Интернете;

Передачам радио и телевидения;

Результатам социологических опросов;

Художественной литературе;

Личным контактам, беседам, интервью;

Размышлениям и наблюдениям.

6. Наиболее распространенной структурой устного публично­го выступления считается трехчастная, включающая в себя сле­дующие части: вступление, основную часть и заключение .

Цель вступления ‒ заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении оратор решает важную психологическую задачу ‒ подготовить слуша­телей к восприятию данной темы. В связи с этим во вступлении, как правило, подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления.

Во вступлении различают зачин и завязку . Цель зачина - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, при­влечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные при­меры. Эффективным средством завоевания внимания слушателей являются вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления. В ней оратор стремится заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса, познакомить ауди­торию с пунктами плана.

Начинающему оратору следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой в данный момент самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения, слушатели подводятся к необходи­мым выводам.

Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традици­онно используются следующие методы изложения материала:

Индуктивный

Дедуктивный

Аналогии

Концентрический

Ступенчатый

Исторический.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретных слу­чаев, фактов, а затем подводит слушателей к обобщенным выводам.

Дедуктивный метод , напротив, изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а затем разъясняет их смысл на каких-то кон­кретных примерах, фактах.

Метод аналогии состоит в сопоставлении, проведении параллелей между различными явлениями, фактами, событи­ями. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.

Концентрический метод ‒ расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод ‒ последовательное изложение одно­го вопроса за другим. Рассмотрев какую-то подтему, оратор уже больше к ней не возвращается.

Исторический метод ‒ это изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в данном явлении, предмете, лице с течением времени.

Каждый из методов изложения имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор того или иного метода определяется коммуника­тивной ситуацией. Однако рекомендуется использование в одном и том же выступлении различных методов. Это позволяет сделать структуру основной части оригинальной и интересной для слу­шателей. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной, убедительной. Солидная аргументация ‒ один из ключевых моментов эффек­тивности публичной речи.

Завершающая часть выступления - заключение - в зна­чительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы, а также ставят­ся перед слушателем задачи, которые вытекают из содержания выступления. В связи с этим особое значение приобретают пос­ледние слова оратора, или как их называют на профессиональном уровне - концовка . Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова - усилить эффект выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, при­звать к активной деятельности, к конкретным поступкам или определенной линии поведения.

7. Работа над композицией текста может происходить, что называется, «в уме». Оратор сосредоточенно составляет текст выступления в своем уме, не прибегая к записям. В каких-то ситуациях это единствен­ная форма подготовки и овладения материалом. Однако если есть такая возможность, то всю подготовительную работу следует проводить в письменной форме - готовить полный письменный текст речи.

Процесс овладения этим текстом может свестись к простому заучиванию . В отдельных случаях это оправданно. Речь на митин­ге, любое приветствие на торжественном мероприятии, на банкете и т.д. не следует читать «по бумажке». Хотя и в этих случаях неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправиль­ное словоупотребление могут снизить эффективность речи и даже навредить оратору. Поэтому и в таких случаях речь лучше сначала написать, откорректировать, а потом заучить.

Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подгото­вить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на текст» .

Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям:

1) Составить полный текст.

2) Осмыслить и пересказать его своими словами.

3) Разметить текст, подчеркнуть основные положения речи.

4) Пронумеровать основные вопросы.

5) Выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться с аудиторией.

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Пав­лов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступле­ния. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести про­пущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ... Вы еще спросите, ...» - добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчи­вость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии ауди­тории к говорящему.

4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпар­галку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить ‒ смотрите в «шпаргалку»!

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного ‒ разверну­тый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».

6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи ‒ аудиторию, помещение.

7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффек­ту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запо­минания: ваша цель ‒ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушате­лями, а не читать наизусть.

8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет полу­чаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

9. На листке плана оставьте широкие поля ‒ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответс­твующий раздел. На основной части листка напишите фактичес­кую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь «на ходу».

Центральную роль при произнесении речи играет установ­ление контакта, овладение вниманием аудитории. Только наличие полного контакта обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, ока­зания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

В заключение суммируем положение общей риторики, посвященные речевому поведению оратора:

1. «Слушателя надо уважать!» - советует риторика.

2. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика.

3. «Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора – заразительны: они передаются слушателям», - обобщает риторика.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит эффективность ораторской речи?

2. Из чего складывается искусство хорошего оратора?

3. Какими личностными характеристиками должен обладать оратор?

4. Что относится к основным навыкам оратора?

5. Расскажите об основных этапах при подготовке к публичной речи?

6. Какова структура устного публичного выступления?

7. Как освоить текст публичного выступления?

8. Какие существуют факторы, обуславливающие контакт с аудиторией?

Как вы уже, наверно, обратили внимание, мы плавно прошли по процессу подготовки выступления от самого начала с фундаментальными вопросами подготовки - до завершающего этапа с правильными ответами на вопросы зрителей. Можно сказать, что теоретически вы вооружены в достаточной степени, чтобы смело браться за живые выступления в разнообразных жанрах и совершенствовать свои ораторские умения. Однако, обращаю ваше внимание на одну интересную деталь.

Богатый набор прекрасных продуктов не гарантирует того, что мы полакомимся отличным обедом - ленивый или неумелый повар может все испортить.

Такая же история и с речью. Знание правил, отличные аргументы, интересные факты, прекрасные жизненные примеры и веселые анекдоты, загруженные в нужных пропорциях в нашу голову, не превратятся в блестящее выступление автоматически. Если мы поленимся качественно приготовить нашу речь, она получится пресной и жесткой, непромешанной и непропеченной, непродуманной и бестолковой, словом - совершенно невкусной. Это правило не имеет исключений - и умение импровизировать здесь, увы, не поможет.

Это, конечно, совсем не новость, все знают, что готовиться нужно, но… Много вы видели в жизни (именно в жизни, а не на Youtube в Ted Talks) действительно хорошо подготовленных выступлений? А сами часто готовились так, чтоб после не стыдно было? Ну да - то лень, то не успели, то на память понадеялись…

По поводу «лень» и «не успели» - это не про риторику, а про правильную организацию жизни, разобраться с этим хорошо помогает коучинг. А вот как правильно репетировать перед выступлением, чтобы память не подвела, чтобы все, что есть в голове, представить в лучшем виде - об этом сейчас поговорим.

КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Еще один хороший способ

Об особенностях подготовки мы уже беседовали в статьях « » и « » - но там речь больше шла о путях организации информации, о преимуществах и недостатках текстов, конспектов и интеллект-карт. Сегодня я расскажу о способе, который называется «Композиционный цикл» , он широко применяется в американской практике - я с ним познакомился на курсе риторики University of Washington. Этот способ отлично помогает приготовить и отрепетировать выступление практически в любом ораторском жанре. В чем его особенности?

Люди обычно организуют подготовку к выступлению в виде линейного процесса:

сбор материала - сочинение речи - репетиция - выступление.

Но это не лучший путь, так как живой процесс подготовки абсолютно не линеен. Нам могут прийти в голову новые идеи, могут открыться новые цели, мы можем просто вспомнить что-то или найти-узнать-вспомнить новую информацию о предмете, об аудитории, о месте выступления, о чем угодно! В процессе репетиции мы можем столкнуться с тем, что нам не хватает времени, что некоторые места выглядят скучно или неуместно. Содержание и процесс выступления постоянно притираются, взаимно дополняют и изменяют друг друга.

В итоге первичная структура, выглядевшая прежде вполне подходящей, начинает вызывать сомнения, Но уже столько написано по плану, так лень все переделывать… И вот когда-то очень хороший план становится тормозом, берет нас в заложники, заставляет следовать уже устаревшему порядку - а менять что-то кардинально не хочется, да и времени нет…

Выход в том, чтоб изначально организовать подготовку иначе - циклично, а не линейно.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦИКЛ можно представить в виде спирали из нескольких кругов. Сначала она охватывает большой объем «сырого» чернового материала - и с каждым витком делает его все более тугим, крепким и отточенным.

1. Прокладка пути

Начинаем, конечно, с плана. Как обычно, обдумываем фундаментальные вопросы, прикидываем соотношение компонентов, возможные варианты структуры и так далее.

Затем создаем БОЛЬШОЙ массив информации по всем вопросам, имеющим отношение к речи. Берем с запасом, столько, сколько можем!

  • самые разные данные по теме
  • разнообразные свидетельства, доказательства, примеры, иллюстрации
  • о чем можно поговорить вокруг основной темы
  • интересные факты, байки, рассказы очевидцев, выдержки из прессы
  • и так далее…

Изучаем материалы, обдумываем, оцениваем полезность, актуальность, достоверность, интересность и так далее. И запускаем цикл:

Прогон. Проговариваем весь материал. Почти читаем, конечно, большая часть его не пойдет в финальный вариант. Но с самого начала стараемся облечь информацию в свои слова, прогнать через память - это добавит общей эрудиции по теме. За временем пока не следим - просто впитываем материал, тестируем по ощущениям: «нравится» - «не нравится».

Анализ. Рассматриваем большие куски речи - что показалось подходящим, интересным, что точно не подойдет. Как мы чувствовали, насколько это полезный, нужный, важный материал, насколько одна часть соответствует другим, возможно ли их логическое объединение.

Изменение . По итогам анализа удаляем не подошедшие большие куски, проверяем и при необходимости корректируем цели, оставляем наиболее ценную информацию.

2. Создание речи

Оставшийся материал отправляем на второй виток спирали.

Прогон. Текста уже значительно меньше, проговариваем его во второй раз - следовательно, основные вещи, базовые куски содержания помним уже лучше. Конечно, в текст или в схему подглядываем еще часто - но продолжаем активно запоминать, говорить своими словами, а не читать. Добавляем тайминг - замеряем время каждой части.

Анализ. Смотрим, что нравится, что нет, чему не находится места, что можно выкинуть, сократить, что не так интересно.

Изменение . Проводим более тонкую «чистку» текста, определяемся с тем, что должно остаться в речи, а что точно нужно выкинуть.

3. Выстраиваем части в структуру

Витки становятся все туже, речь все ближе к итоговому боевому виду.

Прогон. Проговариваем речь дважды подряд. Засекаем время каждой части. Определяем, сколько нужно отсечь, чтобы уложиться в регламент.

Анализ . Если что-то не укладывается по времени, может возникнуть соблазн говорить быстрее, но оставить весь материал - он к этому моменту уже кажется таким родным и необходимым! Однако, здесь нужно проявить твердость. Не играем с регламентом - безжалостно определяем и удаляем лишнее. Проверяем, насколько гармонично выглядят части структуры, насколько мы естественно чувствуем себя в работе с оставшимся материалом.

Изменение. Удаляем лишнее, гармонизируем структуру.

4. Оттачиваем стиль, наводим блеск

Финальные обороты спирали делают речь совершенной.

Прогон. Проговариваем речь - опять два раза подряд с проверкой приблизительного соответствия каждой части запланированному времени. Хорошо уже обходиться без подглядываний в текст или схему.

Важно создать себе небольшой резерв времени: если выступление на сцене должно занимать 10 минут, во время репетиции необходимо укладывать его в 8.5 минут. Это позволяет чувствовать себя во время выступления более свободно, иметь запас для живого общения с аудиторией, не тараторить.

Анализ. На этом этапе речь уже должна нам нравиться:)). Проверяем, где можем «сбиться с тропы», отвлечься на второстепенные темы, завязнуть в деталях. Отмечаем эти места, берем их под контроль.

Изменение . Финальные мелкие правки, уточнения деталей, проверка общего стиля.

Дело сделано! Выступаем и получаем удовольствие:)).

Догадываюсь, о чем вы думаете). Но система, когда ей пользуешься, не требует так много времени, как кажется на первый взгляд. Получается всего 4–5 изменений и 6–8 прогонов. А даже если и это дольше, чем вы думали - оно того стоит. Ведь в итоге вы отлично готовы, хорошо помните свою речь и блестяще выступаете!

Ну, а когда времени совсем мало - можно использовать короткий вариант спирали:

  • планируем речь, собираем материал с запасом,
  • первый круг: прогон, анализ, изменения. Выбрасываем лишнее.
  • второй круг: прогон, анализ, изменения. Делаем финальные изменения, проверяем тайминг.
  • финальный прогон с таймингом.

Получаем 2–3 изменения и 2–3 прогона. Тоже неплохо, когда между качеством и временем приходится выбирать второе. В любом из вариантов главное - тренировать, проговаривать речь и запоминать структуру, план, композицию выступления.

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов,
тренер, психолог, коуч, эксперт по ораторскому мастерству

Вячеслав Саломасов является автором , которая предлагается в . Программа этого тренинга содержит поминутный план действий тренера, важные подсказки для тренеров, абсолютно все необходимые тренерские материалы, отлично подходит как для корпоративного, так и для открытого тренинга, одинаково эффективна как для обучения линейного персонала, так и для обучения руководителей.

Программа включает такие темы, как энергетика оратора, словесная импровизация, управление волнением, работа с голосом, жестами, позой; содержит 12 подробных лекций, раскрывающих все основные аспекты ораторского мастерства, 24 уникальных упражнения, позволяющих освоить за 2 дня тренинга все основные приемы эффективного выступления на публике, и многое другое.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Упражнение "Строим дом из веревки"

    Упражнение взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

    Это упражнение для тренинга решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и тренингах для руководителей .

    Вторая задача упражнения — тренировка умения работать в команде . В этом контексте упражнение идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга.

    Объем тренерской методички: 11 страниц. Бонусы! 7 аудио-файлов с записью реального проведения упражнения и подробный блок теории к упражнению.

  • Найди любимую работу

    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги "Укрепление личности".
    Качественное целевое упражнение для тренингов личностного роста, профориентации, целеполагания или тренингов открытия своего дела. Упражнение в короткие сроки помогает решить один из наиболее волнующих вопросов : «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно, интересно? Как найти свое призвание?». Конкретная технология, подробно описанная в данном упражнении для тренинга, поможет участникам поверить, что сочетание «любимая работа» очень даже возможно.

    Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

    Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
    Бонусы! Упражнение содержит подробный блок теории и аудио-запись "живого" упражнения!

  • Игра для тренинга "Чёртова Башня"


    Красивое, редкое и крайне мощное
    упражнение для тренинга командообразования, эффективной коммуникации или личностного роста. Красивая легенда упражнения привлекает внимание и интригует, а решение сложной задачи, поставленной перед группой, требует активного участия и тотальной вовлеченности всей команды.
    Это упражнение для тренинга построено так, что найти решение можно только если учесть интересы всех членов команды , которые на первый взгляд кажутся даже противоречащими друг другу. Но решение есть! У частники тренинга в процессе выполнения упражнения на собственном опыте проживают и осознают, что конфликты и споры отдаляют их от результата, а совместная слаженная работа позволяет решить даже казалось бы "нерешаемые" задачи.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская.ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек". Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 12 страниц.

Loading...Loading...