Сикхизм религия. Религия сикхов

Было настолько сильным, что мне захотелось изучить вопрос сикхизма как религии по-подробнее. И чем больше я узнавала о сикхах и принципах их веры, тем больше они мне нравились. Главная идея сикхизма - быть хорошим человеком. Всё так просто!

Сикхизм молодая религия (возникла в 16 веке нашей эры) и на сегодняшний день число последователей сикхизма превышает 20 миллионов (что делает сикхизм восьмой религией в мире). А всё началось с одного человека. И звали его гуру Нанак. Нанак много путешествовал, пока не вернулся в родные земли Индии (штат Пенджаб) и не начал проповедовать новую на то время религию - сикхизм. Под руководством гуру Нанака, а потом его последователей община сикхов росла и превратилась в организованное общество и даже сикхское государство (с 1716 до 1849).

При беглом взгляде можно подумать, что сикхизм очень похож на ислам: ритуальные гимны похожие на намаз, мужчины в тюрбанах, требование покрыть голову и снять обувь перед входом в храм, "арабский" стиль в архитектуре… Но это лишь при беглом взгляде. Сикхизм возник как религия на границе ислама и индуизма, но отрицающая всякую связь или преемственность с ними.

Сикхизм - монотеистическая религия (сикхи верят в одного Бога). В соответствии со сводом законов сикх - это "любой человек, который чистосердечно верит в Единое Бессмертное Бытие, в 10 гуру и их учения, в церемонию очищения завещанную десятью гуру". После церемонии инициации (посвящения) мужчины сикхи получают фамилию Сикха (лев), а женщины Каур (принцесса).

Правда, праведная жизнь, равенство, свобода и справедливость являются основные принципы философии сикхов.

В каждом человеке есть Бог. И задача сикха - с помощью постоянных медитаций услышать проявление Бога внутри себя. Любовь, вера, свобода выбора - это и есть сикхизм. Будь свободен в собственном выборе, отстаивай свой выбор, но не навязывай своё мнение другим. Сикхизм не приемлет манипуляцию в любых её проявлениях. В каждом человеке есть Бог. И каждый способен расти и развиваться духовно. Правда, праведная жизнь, равенство, свобода и справедливость являются основные принципы философии сикхов.

Сикхи проповедуют братские отношения ко всем людям. Относиться к окружающим нужно с любовью и уважением, независимо от их веры, касты или пола. И это чувствовалось везде, где бы я не встречалась с приверженцами этой религии. Везде мне улыбались и даже увещевания из серии "ай-яй-яй этого делать нельзя" звучали очень дружелюбно.

Сикхам в первую очередь нужно быть хорошими людьми. Как это просто, правда? Никаких самобичеваний, изнуряющих тело постов, обетов безбрачия, монашества и тому подобного.

Пять пороков:

    • эгоизм,
    • похоть,
    • гнев,
    • жадность,
    • подчинение чужой воле.

Пять достоинств:

    • любовь,
    • смиренность,
    • честность,
    • сострадание,
    • умеренность.

Форма поклонения Богу:

    • медитация,
    • активная жизнь,
    • труд во благо людей.

Сикхизм - открытая религия для всех. Каждый, кто желает, может стать сикхом. Но только по собственному желанию, а не по принуждению. Вроде бы такая мирная религия! Но почему же при упоминания сикхизма тут же возникают образы воины, дисциплины, сепаратизма, бунтов, армии?

Так уж сложилась судьба (и история), что сихская община развивалась в окружении стран и правителей, которые не хотели видеть "государство в государстве" в виде организованного общества со своими законами, правителями, верой, принципами. Всю свою историю сикхи были вынуждены защищать свою веру и своё общество. Уже в 17 веке нашей эры для защиты от нападений Моголов была создана первая сикхская армия. История сикхов построена на примерах храбрости мужчин и женщин, которые защищали идеологию, построенную на основах равенства всех людей и права каждого человека на выбор.

Последний (10-й) гуру Говинд Сингх провозгласил создание новой общины - хальсы (по сути своей воинственное братство) с чётким кодексом поведения, дисциплиной и атрибутикой сикха. И в наши дни члены хальсы носят 5 символов:

    • кес - не стриженные волосы, которые мужчины прячут под тюрбан (дастар),
    • кангха - деревянный гребень, поддерживающий волосы,
    • качхх - нижнее бельё в виде штанов до колен,
    • кара - железный браслет на правой руке,
    • кирпан - короткий меч или кинжал

Эти 5 атрибутов символизируют идеалы сикхизма :

    • честность,
    • равенство,
    • верность,
    • медитацию,
    • противодействие тирании,
    • помощь и защиту слабых.


Чтобы стать сикхом
и членом хальсы, необходимо пройти особый обряд посвящения ("Амрит"), во время которого посвящаемому дают выпить "нектар" (амрит или воду инициации) из Sarovar - большого озера храмового комплекса Harmandir Sahib (Золотой Храм). Вода этого озера священна для каждого сикха. Тысячи паломников приезжают в Амритсар, чтобы совершить омовение или... испить священного нектара из озера.

Но тут наш разум начинает бунтовать. Как это так? Пить воду из озера? Ведь в этом озере совершаются омовения, плавает рыба, это, в конце концов, открытый водоём… Но другой стороны... Можно вспомнить христианские обычаи: освящение воды на Крещение или столь важное для каждого православного таинство Причастия (одна серебряная ложечка на всех). Вера на то она и вера, чтобы верить.

Слово «сикх» (на языке панджаби) буквально означает «ученик». Истоками религии сикхов были в первую очередь движение бхакти, а также (в меньшей степени) шиваизм и суфизм. Сикхизм имеет отношение прежде всего к народу панджаби, населяющему регион Пенджаба (северо- запад Индии): именно там она появилась, развивалась и сохраняет там свое присутствие и по сей день.

Сикхизм был основан Нанаком (1469-1539), выходцем из индуистской торговой касты беди. Достоверных свидетельств о его жизни почти нет. Согласно Нанаку, Бог - это не имеющий формы и признаков абсолют, у которого есть множество имен. Чаще всего Бог именуется Акал пуракх, или «вечное существо». Другое его имя - Эк омкар («Единый Бог»). Основная сикхская молитва, «Мул мантар» («корневая мантра»), приводит главные характеристики Божества: «Единый Бог, истинное имя, всемогущий создатель, неустрашимый, не знающий вражды, вечный, бессмертный, нерожденный, в себе сущий, раскрывающий свою милость в речениях гуру». По своей сути Бог не обладает признаками (ниргун), однако во внешнем проявлении он наделен ими (сагун); проявление Бога вовне совпадает с творением мироздания. Бог присутствует в мире в виде своего «нам», или имени. Это квинтэссенция его природы. Благодаря «нам» между проявленным миром и миром высшим, непроявленным, имеется гармоническая связь (хукам). Обычно люди не замечают этой гармонии, находясь в состоянии духовной слепоты. Их обуревают страсти, особенно эгоизм (хаумай). Из-за этого люди подвластны закону воздаяния - карме, переходя из одного воплощения в другое.

Гуру Нанак

Духовное совершенствование состоит в искоренении эгоистических привязанностей и взращивании беззаветной преданности Богу. В сикхизме применяются различные религиозные практики, такие как: киртан (прославление Бога в гимнах-распевах), нам симаран (памятование божественного имени, в том числе посредством рецитации определенных словесных формул), а также внутреннее созерцание истины. Насчитывается пять уровней духовного опыта, высший из которых - прижизненный мистический союз с Богом. В этом случае сикх обретает освобождение и высшее блаженство.

Земные пророки, святые наставники (гуру) возвещают людям истинное учение (гурмат). Почитание (но не обожествление) наставников занимает очень большое место в сикхизме. Не допускается поклонение другим богам или духам, обрядоверие, аскетизм, деление на касты, неравноправие полов. В сикхизме нет профессионального жречества, монашества, проповедуется равенство и братство, взаимовыручка, благочестивая жизнь, телесная и душевная чистота, поощряется физический труд, готовность к самоотверженности.

Нанак создал первую сикхскую общину (сангат). В первые десятилетия своего существования сикхизм в глазах современников представлял собой просто одно из направлений индуистского бхакти, «путь Нанака» (Нанак- пантх); к началу XVII в. наметилась тенденция к превращению сикхизма в специфическую религиозную традицию, что не в последнюю очередь было вызвано политическими обстоятельствами.


Сикхские ниханги

Всего в сикхизме почитаются 10 гуру, связанных цепью преемственности. После Нанака общиной последовательно руководили Ангад (1539- 1552), Амар Дас (1552-1574), Рам Дас (1574-1581), Арджун (или Арджан, 1581 - 1606, составивший первую каноническую версию главного сикхского текста - «Ади Граптха»), Хар Гобинд (1606-1644), Хар Рай (1644-1661), Хар Кришан (1661 - 1664), Тегх Бахадур (1664-1675) и Гобинд Сингх (до 1708).

Гуру Арджун, казненный по приказу могольского императора Джахан- гира, стал первым сикхским мучеником. Его смерть вызвала рост воинственных настроений в сикхизме, ощущение необходимости укрепления общины перед лицом угрозы со стороны могольского государства. Преследуя те же цели, Гобинд Сингх в 1699 г. основал новую структуру бескастовой сикхской общины - хальсу, или орден святых воинов, связанных узами верности и братства, беззаветно преданных сикхскому пути (пантх). Каждый сикх, входящий в хальсу, должен был отныне носить пять опознавательносимволических знаков, такие как: кес (нестриженные волосы), кангха (гребень), каччха (особого покроя штаны), кара (стальное кольцо на руке) и кирпан (меч). Все сикхи должны были соблюдать четыре основных заповеди (курахит): не стричь волосы; не употреблять в пищу мяса животного, убитого мусульманским (медленным) способом; не употреблять алкоголя и табака; хранить супружескую верность. Каждый мужчина-сикх принимал фамилию Сингх («лев»), а женщины - Каур («принцесса»). Трижды в день сикхам предписывалось читать определенные молитвы. Впрочем, далеко не все сикхи приняли эти нововведения. Десятому гуру также приписывается составление другой священной (и менее авторитетной) книги сикхов, Дасам Граптха. Гобинд Сингх не оставил после себя наследника, но завещал сикхам почитать «Ади Грантх» (окончательно оформленный им самим) как вечного и последнего гуру.

Весь XVIII в. прошел для сикхов под знаком постоянных столкновений с военными отрядами исламских и индуистских правителей, а затем и друг с другом. В начале XIX в. при правителе Ранджите Сингхе в Пенджабе и ряде соседних областей складывается первое независимое сикхское государство. Это государство оказало упорное сопротивление британским колонизаторам Индии. В ходе нескольких англо-сикхских войн это сопротивление в 1849 г. было подавлено, а Пенджаб подвергся аннексии. Попытки активных выступлений сикхов против британского присутствия во второй половине XIX в. также были пресечены.

Период конца XIX - начала XX в. ознаменовался в сикхизме ростом дискуссий о самоидентичности. Консервативное крыло (Санатан сабха) утверждало, что сикхизм - это часть индуистского духовного пространства, а все сикхские ритуалы имеют индуистское происхождение. Радикальная же сторона (Тат хальса) отрицала эти и подобные им идеи, выдвигая лозунг «Сикхи - это не индусы!». В конце концов радикальные настроения победили, что облегчило наращивание в течение всего XX в. агрессивно-экстремистских тенденций в сикхизме. На основе Тат хальсы в 1920 г. создается первая политическая партия сикхизма - Акали дал («Армия преданных»).

После Второй мировой войны и особенно с 1970-х гг. активно муссируется идея создания независимого государства сикхов (Сикхистан, позже Халистан, «страна чистых»). Меры, на которые пошло индийское государство в целях примирения с радикалами, не удовлетворили последних, в результате чего с начала 1980-х гг. участились террористические акты, направленные на дестабилизацию политической обстановки в стране. Оплотом террористов стал Золотой храм, главная святыня сикхов в Амритсаре. Все это вынудило правительство Индиры Ганди в июне 1984 г. предпринять штурм храма, в ходе которого главные зачинщики были убиты, но осенью того же года погибла от руки сикхов и сама И. Ганди. В настоящее время напряженное состояние в штате сохраняется, хотя волна террора пошла на убыль. Продолжают действовать несколько активных экстремистских организаций («Силы коммандос Халистана», «Баббар хальса» и др.). Сикхский терроризм и сепаратизм - одна из постоянных проблем и источник политической напряженности в современном индийском государстве. Однако радикальные умонастроения охватывают все-таки далеко не всех сикхов.

В сикхизме есть ряд «сект» и школ, в разной степени отклоняющихся от ортодоксии хальсы: удаси, нирмала, ниранкари, намдхари, радха соами и др. Сикхские храмы, или гурдвары, открыты для всех людей, богослужениями же в них руководят только члены хальсы. Кроме совершения ежедневных храмовых ритуалов, сикхи также проводят обряды жизненного цикла (посвящение в члены хальсы, брак, кремация и др.). Эти обряды содержат немало элементов, заимствованных из индуизма. Сикхи также отмечают гурпурабы (значимые события в жизни гуру), особенно дни рождения Нанака, Гобинда Сингха, день памяти Арджуна, а также ряд празднеств: Байсахи (новогодний фестиваль), Дивали (праздник света) и др. В настоящее время насчитывается свыше 20 млн последователей сикхизма, большинство из них живет в индийском штате Пенджаб; немало их живет за пределами Индии, в том числе в странах Запада.

ਸਿੱਖੀ , «сикхӣ», «последователь, ученик») - религия , основанная в Пенджабе , в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком ( -).

Паломник-сикх на фоне Золотого храма

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это восьмая по величине религия в мире .

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки , а в начале XVI века обосновался в Пенджабе , где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали чётко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха , и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия анти-сикхских погромов , которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Численность

Численность сикхов доходит до 22 миллионов, из которых 83 % проживают в Индии. 76 % индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

После разгрома британцами сикхского государства в начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба), и войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Канада , США , Великобритания , Малайзия , Восточная Африка , Австралазия и Таиланд . В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Акали

Среди сикхов существует традиционный военный орден Акали (Ниханг), сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Сикхизм - электронная версия книги «Религия сикхов» и другие материалы по сикхизму
  • Сикхизм в историческом аспекте - возникновение, становление и развитие сикхизма в XV-XIX веках
  • Ежедневный хукам - ежедневная публикация русского перевода хукамов (выдержек из священной книги сикхов «Гуру Грантх Сахиб »)
Сикх – высокопоставленный чиновник

В Дели, куда первым делом попадают прилетающие в Индию казахстанцы, часто можно встретить мужчин в костюмах и обуви европейского или полу-европейского фасона, с окладистыми пышными бородами, иногда заправленными в сетки и подвязанными к подбородку. У них длинные нестриженые волосы, собранные в пучок, поверх которого красуется цветной тюрбан. На запястье правой руку у них стальной браслет. Или женщин, которые вместо сари носят своеобразные брючные костюмы (паджам) с длинными шарфами (камаз), перекинутыми за спину. Это сикхи – последователи сикхизма, одной из религий, зародившихся в Индии в XV в. Место рождения сикхизма – северо-запад страны, Пенджаб. Эта территория является в Индии самой многострадальной. Все чужеземные завоеватели, рвущиеся в Индию, первый удар наносили по Пенджабу, поскольку с других сторон страна защищена либо высокими, труднодоступными горами, либо водами океана. Постоянные нашествия чужеземцев сформировали у населения Пенджаба готовность в любой момент взяться за оружие и пожертвовать своей жизнью.


Чужеземные завоеватели приносили и свои вероучения. Пенджаб стал первой индийской территорией, где начал утверждаться ислам. И изгнанные из Ирана и других мусульманских стран суфии – последователи одного из течений в исламе, находили здесь прибежище. Суфии полагали, что конечная цель человека – общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных наставников – шейхов. Бедность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противовес богатству и роскоши.


И в рамках основной религии Индии, индуизма, возникло реформаторское движение бхакти, получившее особое распространение на севере страны. Последователи этого движения бхакты не признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль брахманов – высшей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма. Фактически суфии и бхакты проповедовали одни и те же идеи – необходимость всеобщей любви и братства между людьми разного происхождения и достатка. Идеи суфизма и бхакти не могли не найти отклика в душах населения Пенджаба, который к середине XV столетия представлял собой бурлящий котел религиозных идей, был раздираем кастовыми противоречиями. Отсутствие единства являлось сильным тормозом в единении пенджабцев, которое было столь необходимо при отражении любой внешней агрессии. В этих условиях в Пенджабе возникает новое религиозное течение – сикхизм, вобравшее многие черты как бхакти, так и суфизма. Основателем сикхизма и первым сикхским гуру был Нанак (1469–1539), бывший по происхождению индуистом кхатрийской касты беди. Нанак провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого Бога. При этом отрицал аскетическое служение Богу (в этом он расходился с суфистами), проповедовал благочестивую мирскую жизнь. Нанак ввел в обычай и совместные трапезы из общей посуды представителей разных каст, что до этого было немыслимо для индуистов. У Нанака в Пенджабе появилось много последователей, сикхов (в переводе – «ученик»).


Золотой храм в Амритсаре

В дальнейшем у сикхов было еще девять гуру, почти каждый из которых внес свой вклад в развитие исходных идей Нанака, ввел какие-то новые элементы в религиозную практику сикхов, в их повседневную жизнь.


При третьем гуру Амар Дасе сикхская община стала более консолидированной. Он установил, что дважды в год – весной в месяце Байсакхи (апрель–май) и осенью на Дивали – все сикхи собираются возле гуру. Амар Дас сделал совместное принятие пищи, введенное Нанаком, ритуалом, символизирующим равенство и братство сикхов, независимо от кастового и общественного положения. Третий гуру призывал к межкастовым бракам, стал выступать против затворничества женщин и против многоженства, к бракам вдов (это неслыханное дело для индуистов), также запретил сати – издавна распространенный в Индии обычай самосожжения вдов.


Четвертый гypy Рам Дас вошел в сикхскую историю как создатель священного города Амритсар. В 1577 г. он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк. В нем был вырыт священный пруд Амритсар, что в переводе означает «Океан амриты». Амрита – в архаической мифологии индоариев напиток, которым боги подкрепляют силы, поддерживают свое существование. Название пруда стало названием города. При пятом гуру, Арджуне, в центре этого пруда в 1588 г. был заложен Харимандир – главный сикхский храм. Строили храм десять лет. Для этого пригласили лучшего архитектора Индии, правда, мусульманина. Однако что из этого, сикхи верят в единого Бога. Храм был разрушен моголами и восстановлен в начале XIX в. в мраморе. Тогда же его покрыли медными позолоченными пластинками. Отсюда название, данное европейцами, – Золотой храм. Это сооружение является замечательным образцом индийской архитектуры. Золотой храм представляет собой комплекс зданий, в том числе и Акал Тахт, который находится на западной стороне священного пруда. По традиции в Акал Тахт на ночь переносят священную книгу Ади Грантх из Золотого храма, которую каждое утро торжественно переносят обратно. В Акал Тахте хранятся также драгоценные для сикхов предметы, например, оружие гуру.


7 октября 1708 г. гуру Гобинд Сингх умер от последствия ранения, нанесенного двумя фанатиками-мусульманами. Но перед смертью он успел созвать сикхов, велел принести Ади Грантх и сказал такие слова: «Имейте Ади Грантх вместо меня». С тех пор сикхи верят, что Гобинд Сингх – их вечный гуру и прекратилась традиция иметь живого гуру.


Сикх на посту около вечного огня под Воротами Индии в Дели

В конце XVIII в. на историческую арену вышел новый вождь сикхов – Ранджит Сингх (1780–1839), создавший независимое сикхское государство. Это было сильное государство с хорошо оснащенной и организованной армией, одержавшей немало славных побед. Тот период в сикхской идеологии воспринимается как «золотой век» в истории Пенджаба, а жизнь Ранджита Сингха, протекавшая в непрерывных войнах, до сих пор воспевается пенджабцами. Его богатства были сказочны. Даже легендарный бриллиант Кохинур попал в его руки. Этот алмаз, найденный согласно легенде около 5000 лет в Индии, принадлежал многим правителям. Сначала раджам из династии государства Малвы. Затем делийскому султану, Великим Моголам, правителю Ирана Надир-Шаху, афганскому правителю Ахмед-паше Абдали. Сын последнего по имени Шуджа, завладевший Кохинуром, в результате борьбы за престол был заточен в тюрьму в Кашмире. О том, как алмаз попал в руки Ранджита Сингха, известны по крайней мере две версии. По одной из них, жена Шуджи обратилась за помощью к Ранджиту Сингху, обещав за спасение мужа Кохинур. Ранджит захватил тюрьму, где находился Шуджа, вывез его в Пенджаб и в 1813 г. стал владельцем бриллианта, за который все же отдал жене Шуджи 300 тысяч рупий. По другой версии, Шуджа бежал из тюрьмы без помощи Ранджита, прихватив с собой драгоценности и Кохинур. Вместе с семьей он нашел убежище в Лахоре, у Ранджит Сингха. Когда последний узнал об алмазе, то решил под пытками выведать его местонахождение, причем пытки применил не к слепому Шудже, а к его жене. Женщина не выдержала и решила отдать алмаз, но с рядом условий: освобождение пленников, гарантия их безопасности и пожизненная пенсия. Ранджит согласился. Он выплатил Шудже 125 тысяч рупий и дал ему пожизненную пенсию в 60 тысяч рупий в год. После аннексии Пенджаба англичанами Кохинур перешел к Ост-Индской компании, которая преподнексла его в дар королеве Виктории. Позже его вмонтировали в английскую корону. Но перед этим алмаз подвергли переогранке, в результате которой он приобрел плоскую форму и потерял 57% своей драгоценной массы. Ныне Кохинур хранится в Тауэре. На него претендуют Индия, движение «Талибан», Пакистан и Иран.


Сикх – торговец

После смерти Ранджита Сингха сикхское независимое государство просуществовало недолго. Мать шестилетнего правителя, сына Ранджита, ставшая регентшей, и ее советники решили сдать Пенджаб англичанам. И в 1849 он был присоединен (последним в Индии) к территории Ост-Индской компании.


Сикхизм, как и все другие религии, так и не смог в полной мере воплотить в жизнь те идеалы, которые проповедовали гуру. Так, не были изжиты касты среди сикхов. С одной стороны, сикхи считают, что путь к спасению открыт для представителей любой касты и отвергают идею ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера обычно соблюдают кастовые предписания. Не смог сикхизм и объединить всех пенджабцев. Даже в самой этой религии появились секты. Например, намдхари. Ее представители верят в живого гуру. Или упомянутые выше саханджхари – те сикхи, которые не принимают новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становятся членами хальсы.


Перейти в сикхизм может любой. В настоящее время сикхами становятся и жители других стран. Так, в Москве есть сикхская община из числа неиндийцев, которая собирается возвести в первопрестольной гурдвару.


Сикхcкая гурдвара в Дели

Сикхи приветливо и гостеприимно относятся к последователям других религий. Вход в их храмы – гурдвары («дверь гуру») открыт и для иноверцев. Гурдвару можно узнать издалека. Это белокаменные сооружения с позолоченными куполами. Обязательным атрибутом является высокий флагшток, на котором развевается ярко-желтый треугольный флаг с черным символом. В храм полагается входить без обуви, босиком. Более того, следует омыть ступни ног в специальной канавке, выложенной плиткой, с проточной водой. То же самое посетители делают и при выходе из храма. Обувь и другие вещи можно сдать в камеру хранения. Внутри храма нельзя курить и снимать головной убор. Поскольку в гурдваре бывают и иноверцы, им полагается взять из большого мешка платок и повязать им голову. Обязательным атрибутом гурдвары является общественная трапезная – лангар, символизирующая равенство и братство сикхов. Продукты жертвуют сами же сикхи. Участие в приготовлении пищи и любых работах в лангаре рассматривается как богоугодное дело, и благочестивые сикхи должны принимать в этом активное участие. Сикхи твердо придерживаются правила «путь к душе лежит через желудок», поэтому любой прихожанин и иноверец всегда здесь может бесплатно поесть. Многие сикхи не едят дома, а ходят в гурдвару, где они могут отдохнуть, поговорить с друзьями и приятно провести время. Времени на посещение лангара, чтобы узнать самому, чем там кормят, у меня совсем не было. Да и, откровенно говоря, на момент посещения ближайшей к отелю гурдвары мои знания о сикхах и сикхизме были минимальными, о существовании общественной столовой даже не знал. Подсказать также было некому, поскольку это была одиночная экскурсия, без коллег, без переводчика, в последний день пребывания в Индии, буквально за пару часов до отъезда в аэропорт. Поэтому остается поверить рассказам других туристов: еда там простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально.


Священный пруд при сикхcкой гурдваре в Дели

При гурдварах есть и бесплатные гостиницы для паломников. Например, при Золотом храме почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража. Она здесь не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют.


Так что, если вы, находясь в Индии, по тем или иным причинам оказались без средств к существованию, смело можете идти в ближайшую гурдвару. И накормят, и разместят. Внутри гурдвары сидят музыканты и исполняют гимны. Посетители входят, совершают поклон Ади Гратхи (Священной книге), которая хранится под балдахином в центре гурдвары, и медитируют, сидя на ковре и слушая пение.


При гурдварах есть священный пруд, который полагается постепенно обходить по часовой стрелке под медитативную музыку. Считается, что омовение в пруду приносит удачу и здоровье. Поэтому здесь плавают десятки паломников. Мне приходилось слышать о гурдваре, построенной высоко в горах. Вода в пруду там необычайно холодная, но и это не останавливает паломников.


В Индии сикхов насчитывается 2%. Однако в ряде сфер их представительство более значительно. История родины сикхизма Пенджаба, проходившая в почти беспрерывных войнах, способствовала тому, чтобы сикхи становились воинственными, храбрыми. Поэтому из них получаются хорошие военные, пожарные, спасатели, телохранители. Среди людей этих профессий процент сикхов заметно выше, чем в среднем по Индии. Впрочем, воинственность сикхов создает индийскому обществу и определенные проблемы, поскольку среди них встречаются и крайне радикалы, объединяющиеся в экстремистские организации, действия которых активизировались на рубеже1970–80-х гг. Происходили покушения на индуистов, членов сикхской секты ниранкари (объявленной до этого вне сикхизма), на полицейских, на «сикхов-предателей». В целом террор 1980–83 преследовал цель вызвать отток индусов из Пенджаба, тем самым закрепить мононациональный статус штата, чтобы в конечном итоге облегчить установление самостоятельного сикхского государства. В августе 1982 лидеры сикхских радикалов перенесли свою резиденцию в Золотой храм в Амритсаре, который превратили в крепость, и оттуда предпринимали вооруженные вылазки. Это вынудило правительство Индии 3 июня 1984 г. отдать приказ о штурме храма. Бои шли четыре дня с применением артиллерии и танков. В результате большинство боевиков было убито, но погибли также до 100 солдат и сотни находившихся в храме паломников. Золотой храм получил сильные разрушения, правда, позже был полностью восстановлен. В то время премьер-министром страны была Индира Ганди. И за приказ о штурме Золотого храма поплатилась жизнью: 31 октября 1984 г. она была убита двумя охранниками-сикхами. Сикхские террористы, значительно снизив активность, действуют до настоящего времени. Но в целом сикхи – миролюбивы, гостеприимны, трудолюбивы.


Омовение ног перед входом в сикхcкую гурдвару в Дели

Нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх также является сикхом. Это самый высокий пост, который когда-либо занимал сикх за всю историю независимой Индии.


В предместье Нью-Дели есть место Гобинд Садан (Дом Бога), известное во всем мире. Оно основано святым человеком по имени Баба Вирса Сингх, или, как его называют, Махараджи, Бабаджи. Своими учителями Махараджи считает десятого гуру Гобинд Сингха и Иисуса Христа. Он не только лидер сикхов, но и один из духовных учителей Индии, авторитетнейший человек, святость которого чтут и на государственном уровне, и среди простых людей. Широко известен и за пределами Индии, совершает поездки в другие страны. В 1988 г. был даже в качестве личного гостя Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К Бабаджи едут люди разных религий со всего мира, чтобы получить благословение, среди них и известные личности. Также ему приписывают способность исцелять больных и даже воскрешать умерших. Философия Махараджи основана на идеях добра, человеколюбия, веротерпимости, единого Бога. Поэтому в Гобинд Садане отмечают праздники всех религий мира.



Суть религии сикхов заключена в следующих словах: «Бог един и вечен. Он содержится во всем, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишен страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познается милостью гуру».

Основал новую религию гуру Нанак. Он родился в 1469 году в деревушке Раи Бхои ди Талванди на западе Пенджаба. Мальчик рос вундеркиндом. Учился пенджабской грамоте, а затем в мусульманской школе изучал персидский язык, который в то время был государственным языком Индии. То, что другие ученики изучали в течение нескольких лет, он усваивал за считанные недели. Уже в десять лет он сформулировал свое учение. Точнее, он его продемонстрировал. Это произошло, когда он должен был пройти индуистский обряд, дающий право носить священный шнур, что являлось привилегией высших каст в индуизме. Эта церемония всегда была очень торжественной. Десятилетний мальчик отказался от шнура и заявил, что преданность Богу заключается в глубокой внутренней вере. Обряды же, в том числе и вручение шнура, не имеют никакого отношения к вере в Бога. Основатель новой религии в десять лет сформулировал суть правильного отношения к Богу. Веру в Бога, любовь к Богу он понимал как любовь к людям, ко всем людям независимо от кастовой принадлежности и независимо от того, какую религию человек исповедует. Он знал, что перед Богом все равны: и богатые, и бедные, и индуисты, и мусульмане. Он убеждался в этом, ведя беседы как с индуистами, так и с мусульманами.

Но ни одно учение, ни одна религия не возникали на пустом месте. Учение сикхов возникло в Пенджабе не случайно. Именно там, в силу географического положения региона бродили новые мировоззренческие идеи, поскольку там стекались и перемешивались ручьи и реки разных религий. Через Пенджаб, как через ворота, проникли в Индию и завоеватели, и новые идеи.

Пенджаб (что в переводе с персидского значит «пять рек», то есть притоков реки Инда) находится на стыке Южной Азии и Среднего Востока. С северо-востока Индия защищена Гималаями, с юга - океаном, с востока грядами труднопроходимых гор, с запада - пустыней Тар. Чужеземцы проникали в Индию именно через Пенджаб. Жившие здесь аборигены практически не расставались с оружием.

Через Пенджаб в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Индию пришли арии, затем саки, кушаты и другие выходцы из стран Ближнего и Среднего Востока. Позднее здесь же прошли белые гунны (жестокие эфталиты). С VII века н. э. через Пенджаб в Южную Азию стал проникать ислам во всех его разновидностях. Можно сказать, что Пенджаб оказался на стыке двух религий - индуизма и ислама. Поэтому закономерно, что здесь возникло интегральное учение, которое не противопоставляло одну религию другой.

Возникла религия сикхов в смутное для Индии время. В XV веке Делийский султанат, который был в Средневековье одним из крупнейших азиатских государств, управлялся множеством династий, которые сменяли друг друга. Официальной религией был ислам. Но большинство населения Индии исповедовали индуизм. Но и ту, и другую религию подтачивали ереси. Индуизм разъедало религиозно-реформаторское движение бхакти. В основе учения был положен тезис о такой любви к Богу, которая доходит до экстаза. Для этого не нужны были посредники - брахманы. Общение с Богом - личное дело верующего, для этого не нужны ни ритуалы, ни церемонии. Ислам подтачивал суфизм. Суфистов изгнали из Индии и других мусульманских стран, и они обосновались на северо-западе Индостана. Там они образовали даже свои государства. В конце концов они достигли Дели, хотя и встретили там сопротивление султанов.

Суть суфийского учения состояла в том, что конечной целью человека должно быть общение и слияние с Богом. Для этого надо отречься от мира и вести аскетический образ жизни. Этому должно было способствовать погружение в размышления о божестве, пение молитв и повторение имени Бога. Руководить этим процессом самоотречения должны шейхи. Ясно, что такая философия превозносила бедность, как один из праведных путей. Собственно, суфисты проповедовали практически то же самое по сути, что и бхакти: всеобщую любовь и братство между людьми разного происхождения и достатка. В кастовом обществе это не могло не вызвать сильного резонанса.

Пророк Нанак был экзальтированной личностью. Он нередко впадал в транс и исполнял гимны и песни, которые он тут же сочинял. В гимнах и песнях он воспевал Бога, страстную любовь к нему. Несколько лет он находился на службе в столице Пенджаба. В один прекрасный день он переродился. После обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул. Но через три дня он появился в городе. Он не был похож на прежнего Нанаку: его глаза излучали таинственный свет, а над его головой мерцал нимб. От всей его фигуры исходило божественное сияние. Несколько дней подряд он молчал. Затем его первыми словами были: «Нет индуистов и нет мусульман. Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми». Так Нанак воскрес и стал пророком. Он оставил службу при дворе и отправился по святым местам, святым для индуистов и мусульман. Посетил места, где разворачивались события, описанные в «Махабхарате» и «Рамаяне». В этих местах и в наши дни собираются десятки и сотни тысяч паломников. Он побывал и в месте просветления Будды в Тибете. Нанак совершил паломничество по святым местам мусульман, посетил Мекку и Медину. Возвращался пророк через Багдад, Кабул, Пешавар, Мултан и Сайидпур.

Нанак странствовал почти 30 лет. Он стал известным учителем (гуру), к которому стремились ученики из разных стран. Кстати, «сикха» означает «учение». Нанаку обосновался на правом берегу реки Рави - притока Инда. Здесь пророк основал город Крепость Всевышнего (Кортарпур). Гуру Нанак носил одежды крестьянина и вместе с женой и сыновьями возделывал землю. Ученики его занимались тем же. Так была создана первая сикхская община. Все члены общины делятся друг с другом плодами своего труда. На «кухню гуру» приглашают любого гостя независимо от кастовой принадлежности и социального положения. Для индуистов это неслыханно. Они считали страшным грехом, если даже тень человека из более низкой касты упадет на пищу человека из более высокой касты! Но сикхи уже в течение половины тысячелетия сохраняют эту традицию: в каждой общине и у главных сикхских святынь имеются такие кухни, где накормят любого, как земляка, так и странника-чужеземца, как сикха, так и иноверца.

Нанак, как и Христос, считал, что главное в вере находится в душе человека. Царство Божее внутри вас есть - учил Христос. Нанак учил, что нечистота определяется не различием в кастовом уровне и даже не различиями в вере. Она определяется состоянием души человека. Он не мог согласиться с тем, что очищения можно достичь одним совершением обряда омовения в водах священной реки. Как известно, на понятиях очищения построена кастовая система индуизма. Пророк вообще был против всякого религиозного церемониала и считал, что человек должен общаться с Богом один на один, без посредников. Так же считал и Христос.

Всего у сикхов было десять гуру. Они проповедовали учение, передавая друг другу эстафету. Последний гуру в конце XVII века (Гавинд Сингх) реформировал это учение и внес изменения в организацию общины. До этого власть в общине принадлежала гуру. С 1699 года власть в общине перешла от гуру к «ордену чистых» (хальсе). К «ордену чистых» относились наиболее преданные вере, готовые в любую минуту погибнуть за общину. Членов ордена выбирали. Десятый гуру Гавинд Сингх не назначил себе преемника, и цепь живых гуру оборвалась. Сам он передал власть «ордену чистых» - хальсе и сам вошел в состав «хальсе».

Все учение сикхов при пятом гуру было изложено в священной книге «Ади Грантх» (Изначальная Книга). При последующих гуру книга пополнялась. В нее были включены священные гимны всех гуру. Туда же вошли гимны многих бхактов и суфиев. Книга написана на языке пенджаби. Но она содержит вставки на языках других народов Индии.

После того, как власть от гуру перешла к «ордену чистых», их решения приобретали силу закона, если они были приняты в присутствии священной книги «Ади Грантх». Такие решения священны. В «орден чистых» выбирали всей общиной самых верных, чистых и преданных. Их решение было обязательно для всех. Но решения общего собрания общины были самыми важными. Собрание общинников назначает членов пятерки и может смещать их. Число 5 у сикхов священное. Жизнь общины регламентировалась выработанными правилами. Обряд посвящения в общину - что-то вроде крещения у христиан. При зачислении в общину к имени нового члена добавлялся воинский титул сикгх (лев). К женским именам добавляется воинский титул львица («каур»). Члены общины должны соблюдать особый кодекс поведения, который получил название «пять „к“». Членам хальсы предписывалось всегда иметь при себе кинжал (кирпан). Это первое «к». Они должны иметь при себе железный браслет (кара). Это второе «к». Они должны были носить короткие кожаные шаровары (качха). Третье «к». Они не должны стричь волосы и бороду (кеш). Четвертое «к». Волосы под тюрбаном обязаны закреплять гребнем (кангха). Пятое «к». Эти правила выполняются и сегодня. Правда, в настоящее время часть сикхов не стрижет волос (они называют себя кешдхари - «носящие волосы»), а часть - стрижет. Последних называют сахад ждкари. Члены общины сикхов не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики. Вступление в общину добровольное и осознанное.

Религия сикхов отвергает многобожие, которое характерно для индуизма. Бог один, единственный, единый. Хотя у него много названий. Это и Аллах, и Шива, и Вишну, и Брахма. Собственного имени у Бога нет. По представлению, сикхов Бог находится в двух состояниях - проявленном и непроявленном. В проявленное состояние Бог переходит для того, чтобы человек мог познать Его. Но сам Бог всегда невидим. Он проявляется только через свои деяния. Непроявленный Бог всемогущ. Он вечен, хотя созданный Им мир изменчив и невечен. Бог существует в настоящем, существовал в прошлом и будет существовать в будущем. Он существует без начала, вне времени. Бог является нерожденным и бессмертным. Сикхи приветствуют друг друга словами: «Истинный бессмертен». Бог, в отличие от индуистских богов, никогда не принимает видимого облика. Поэтому сикхи категорически возражают против изображения Бога в виде человека.

В учении сикхов, как и в буддизме и индуизме, принято считать, что человек переживает бесконечную цепь рождений. Эта цепь зависит от заслуг данного человека и от поступков, которые он совершил в этой жизни. У сикхов эта цепь более короткая, чем у буддистов и индуистов. Сикхи считают, что каждый верующий сикх может прервать эту цепь и получить полное духовное и материальное освобождение. Другими словами, он может максимально приблизиться к Богу. Каждый верующий сикх основной целью своей жизни считает постижение Бога. Полное постижение Бога достигается при абсолютном погружении в Бога, при растворении в Нем. Если это произойдет, то прерывается цепь перерождений человека. Главный тезис веры сикхов в единого Бога Нанак сформулировал так: «Боги должны быть в сердце человека, и это главное». Об этом же неоднократно говорил Христос.

Как же можно постичь Бога? Это достигается путем медитации. Если она проходит успешно, то верующий может услышать Бога как зачаровывающую «беззвучную» музыку. Эта вибрация и является откровением. Постижению Бога способствует многократное повторение Его имени. Имен у Бога много, хотя Он один. Но основные из них связаны со словом «истина». Познать Бога ведущему сикху помогает Божественный Наставник - гуру. Он является Проводником высшей Истины, ретранслятором информации, поступающей к нему от Бога. Недаром в некоторых священных текстах гуру ассоциируется с самим Богом. Но чаще всего в роли гуру выступает голос Бога. Но в обычном понимании гуру - это духовный наставник. Сикхи верят в существование кармы, закона причин и следствий. Судьба человека предопределяется тем, что он делает в настоящее время, и тем, что он делал в своих предыдущих воплощениях. Каждый человек должен выполнять свой долг (свою дхарму). Долгом каждого человека является вести активную жизнь, которая заполнена трудом. Он должен исполнять долг домохозяина. Кстати, такое мировоззрение сикхов дает свои плоды в реальной жизни: при своей немногочисленности они занимают достаточно высокое положение в стране.

Для того, чтобы постичь Бога и соединиться с ним, человек должен идти путем любви, веры и преданности Богу. Он должен размышлять о деяниях Бога. Конечно, человек должен постичь все для того, чтобы избавляться от своих пороков. Главных, самых тяжких пороков пять. Это гнев, гордыня, алчность, страсть и привязанность к земным благам.

По учению сикхов, служение Богу не означает уход от мирской жизни. Отшельничество и аскетизм не только не нужны, но и противоречат законам природы, законам Бога. Для общения человека с Богом не нужны посредники, священнослужители. Общение идет непосредственно от сердца к Богу.

Надо ли говорить, сколь важным в религии сикхов является отрицание каст. Да и как можно оправдать их существование, если вы верите в единого, справедливого Бога. Перед Богом все люди равны. Так считают и сикхи. Поэтому они не могут согласиться с существованием каст и кастовой системы. Что касается служения Богу, то еще первый гуру Нанака ввел в практику совместное присутствие сикхов (независимо от касты) на проповедях гуру и при исполнении гимнов. Третий гуру Амар Дасе ввел в практику проведение общих трапез. Первые христиане также собирались общиной и преломляли хлеб. Члены общины сикхов сидя в ряд передавали из рук в руки чашу с водой.

То, что сикхи отрицают касты, нашло свое отражение в форме их храмов: у них имеются четыре входа, по числу сословий. Это символизирует открытость веры сикхов для людей всех каст.

В храме сикхов главное действующее лицо - это священная книга «Ади Грантх». Изо дня в день, из года в год, из века в век каждое утро ее помещают на специальном ложе, где она находится до вечера. Вечером книгу закрывают и так же торжественно и почетно уносят на прежнее место. Эту книгу читают постоянно и только в храмах. Верования сикхов, как и все другие верования и религии, распадаются на множество движений и групп. Мы остановимся только на группе ниханги. Ее составляют члены особого ордена. Они носят яркие сине-желтые одежды. Они не боятся смерти и чрезмерно воинственны. С ног до головы они увешаны оружием и не боятся убивать. Их не только уважают, но и боятся. При малейшем непочтении можно лишиться жизни. И это весьма реально. На их высоких тюрбанах прикреплены металлические кольца с острыми, как бритва, краями. Они умеют раскрутить на двух пальцах это кольцо и так его бросить, что оно при этом способно срезать голову. Эти сикхи ведут бродячий образ жизни. У них нет семьи и работы. Живут за счет подаяния. Его они получают не только из милости, но и из страха.

Каждое религиозное учение с течением времени отходит от своих первоисточников. Это касается и верования сикхов. На определенном этапе появляются реформаторы, которые пытаются восстановить учение в его первоначальном виде, очистить его от привнесенных дополнений и изменений. В начале прошлого века такие реформаторы появились и у сикхов. Это движение называют движением строгого толка, а точнее, «носящие имя Бога», а еще точнее - «единственные, по праву носящие имя Бога». Они стараются вернуть современных сикхов к простоте, которую проповедовал основатель религии сикхов Нанак. Поэтому они носят только белые одежды и повязывают на голове тюрбан без украшающего острого уголка. Они менее воинственны, отрицают насилие, не любят лишнего шума, не вспыльчивы. К тому же они вегетарианцы и никогда не употребляют алкогольных напитков. У этих сикхов имеется своя собственная династия живых гуру. Они считают, что цепь живых гуру не закончилась со смертью десятого гуру и она продолжается. Их гуру передают свою миссию по наследству. Сикхи этого движения заключают (могут заключать) браки только на священной для сикхов земле Пенджаба и нигде больше.

Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет около 17 миллионов человек. После индуистов, мусульман и христиан это четвертая религиозная группа страны.


| |
Loading...Loading...