Социология труда: основные понятия. убеждение - связано с широким использованием воспитательных мер и мер поощрений за труд, использование силы примера. технические и организационные факторы, обусловленные конструкцией, особенностями средств и предметов т

труда

Возникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда , трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.

Труд :

  • вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей;
  • целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей;
  • предполагает определенную общественную форму (человек - существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека - это не только эволюция орудий, предметов и способов труда , но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

    Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда ) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда , новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

    В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

    Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда . В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда .

    Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

    Задачи социологии труда

  • Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
  • Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
  • Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
  • Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
  • Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
  • Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

    В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда .

    Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда , его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

  • Прежде всего посмотрим, чем различаются понятия «труд», «работа», «поведение», «деятельность».

    В обычной социально-экономической лексике эти понятия часто обозначают одно и то же, но употребляются в зависимости от предпочтений и профессиональной квалификации исследователя или практика. Нередко эти термины означают различные грани одной и той же сущности, отражая те или иные аспекты преобразовательной деятельности человека.

    Согласно Оксфордского словаря английского языка, впервые слово «труд» (labour) было употреблено в 1776 г. для обозначения «физического усилия, направленного на удовлетворение материальных потребностей сообщества». До этого и в науке, и в жизни употреблялось понятие «работа»: точнее, означался процесс выполнения тех или иных функций - военных, земледельческих, ремесленных, торговых.

    В исторической практике понятие «работа» использовалось с тех пор, когда человек осознал себя как нечто отдельное от природы, как самостоятельное и самодостаточное явление. Причем употреблялось не столько слово «работа», сколько ее функции - сделал, совершил, добился (охотился, собирал, защищался, воевал и т.д.). Работа была связана с добычей непосредственных потребительских товаров и услуг и поэтому это слово никогда не употреблялось по отношению к людям, занятым управлением государством (или его звеньями), вовлеченным в творчество (художественное, научное). Работа носила некий механистический и даже принудительный оттенок, этим словом обозначалось также функционирование машин, механизмов. Несколько позже данный термин стал обозначать и функционирование организаций.

    Что касается понятия «деятельность», то оно вошло в научный лексикон в XIX в. Этот термин означал характеристику не только объективных и субъективных факторов труда, но и специфическую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

    Понятие «поведение» было введено в социологическую практику в 1920-е гг., в период интенсивного развития конкретных исследований и институализации эмпирической социологии. Этим термином означалась совокупность внешних, наблюдаемых, наглядно регистрируемых актов, действий, поступков людей. Именно эта внешне регистрируемая реализация одной или нескольких функций позволяют говорить, например, в физике о поведении электрона, в биологии - о поведении животного. Развернутое представление о поведении в социальных науках было обосновано в концепции бихевиоризма в XX в., в которой поведение было провозглашено главным предметом анализа процесса «стимул - реакция», что считалось единицей поведения. Хотя основной постулат бихевиоризма был впоследствии подвергнут критике, суть трактовки поведения как наглядно функционирующего и наблюдаемого процесса осталась главной при его объяснении в социологических исследованиях.

    Итак, во-первых, труд - это целесообразная деятельность, обеспечивающая взаимодействие человека с природой и обществом. Во-вторых, это единство объективных условий и субъективных факторов, что выражается в действиях, поступках человека по преобразованию материальных и вещественных элементов. В-третьих, труд - это создание потребительских ценностей (материальных и духовных), необходимых для удовлетворения потребностей как человека, так и общества и составляющих его структур.

    И, наконец, понятие «труд» позволяет представить, как в исторической ретроспективе оно изменялось, дополнялось, расширяло сферу своего воздействия. В результате от первоначального смысла, связанного только с «физическими усилиями», оно стало включать в себя и умственный, и управленческий, и творческий труд, т.е. практически все сферы преобразовательной деятельности человека. Это тем более важно, что длительное время в истории человечества из-за неразвитости средств производства труд требовал большого физического напряжения. Долгое время люди считали труд наказанием божьим и стремились избегать его или переложить на других. И только в новейшей истории человеческого общества возникло представление о среде, в соответствии с которым человек благодаря труду становился существом sue generic, когда трудовая активность не только помогает создавать и творить благо, но и может делать его счастливым.

    Основные (базовые) понятия социологии труда представляют собой достаточно сложную систему (это не только социальное, но и экономическое и культурное явление), которая, с одной стороны, учитывает достижения всех социальных наук, и в первую очередь философии и политической экономии, а с другой - имеет свой понятийный аппарат, который используется для эмпирического анализа конкретных процессов.

    Из понятий, которые учитывает и заимствует социология труда у других наук, можно остановится на значимом для социологии понятии отчуждение труда. Важно понять этапы и социальные аспекты этого отчуждения, а также его современные лики по отношению к работнику производства.

    Для социологии труда огромное значение имеет представление о разделении труда, об истории его появлении в жизни человеческого общества, его естественном, общественном и технологическом обличье. Для социологической науки важно осознать кардинальные изменения и этапы в общественном разделении труда, его проблемы в преломлении к каждому конкретному производству. Знание о разделении труда на умственный и физический, на управляемый и исполнительский, по тяжести и сложности труда, по профессиональной специфике значительно углубляет наши представления о трудовом процессе и его компонентах.

    В научной литературе часто используется понятие «перемена труда» как объективная закономерность. Для социологии огромную роль играют формы проявления этой закономерности при организации труда на предприятиях, а также пределы и возможности перемены труда в границах одной профессии, проблемы перехода от одного вида труда к другому. Перемена труда важна и для характеристики способностей человека и возможностей их наиболее полноценного проявления в производственном процессе.

    При всей важности этих понятий, которые образуют не только теоретико-методологический фундамент, но и методическую (инструментальную) основу исследований, необходимо остановится на тех, которые характерны для социологии труда. Напомним, что методологической основой этой специальной социологической теории является экономическое (трудовое) сознание и поведение людей и соответствующая производственная среда, которая олицетворяет объективные обстоятельства, обусловливающие функционирование работника производства как субъекта труда. Так как каждый из этих компонентов - экономическое (трудовое) сознание, экономическое (трудовое) поведение и производственная среда, в свою очередь, состоит из ряда компонентов, их нужно рассматривать через определенный понятий аппарат, не ограничиваясь общей характеристикой.

    Анализ трудового сознания следует начать с того, что составляет первичное звено общественного сознания (с точки зрения теории) и какова исходная характеристика реального труда (с точки зрения практики). Таким первичным, исходным звеном является знание своей профессии, своих трудовых обязанностях. Это важнейшая составляющая часть умений и навыков - тех изначальных моментов трудового процесса, без которых он просто немыслим.

    Умения и навыки, - несомненно важный, но не единственный компонент экономического сознания. Знания, информация об индивидуальном и коллективном труде, о путях и методах их использования на конкретном производстве, об их полезности и значимости для работника дополняются оценкой знаний, на основе чего вырабатывается отношение к труду, в том числе и с точки зрения его соответствия реальным потребностям. Кроме того, многочисленные исследования неоднократно подтверждали, что, кроме этого, необходимо изучать потребности и интересы работников.

    По мере познания потребностей и интересов, оценки их значимости, полезности и необходимости необходимо выяснить природу и конкретные формы воплощения трудовых мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Социология труда накопила немалый опыт в их исследовании, поэтому задача состоит скорее в том, чтобы представить их как непременный элемент, используемый человеком в процессе производственной деятельности. Когда возникают проблемы в удовлетворении потребностей, огромную роль начинают играть ценностные ориентации и установки во всем их многообразии как смыслообразующие, базовые, универсальные ориентиры, которые характеризуют устремления людей не только в процессе труда, но и всей их жизни.

    Социология труда исследует не только компоненты экономического сознания - она предполагает изучение трудового поведения, деятельности, которые выступают формой реализации процесса превращения сознания в реальную социальную силу. Дело в том, что экономическое сознание во всем его многокомпонентном богатстве - знания, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и т.д. - не всегда прямо коррелирует с практической стороной своего воплощения в жизнь. В силу объективных и субъективных причин его компоненты не всегда приобретают объективированную форму своего выражения. Поэтому вполне правомерен вопрос: что должно восполнить (дополнить) экономическое сознание как изначальный элемент трудовой жизни людей? Логика развития труда показывает, что сознание людей реализуется в их действиях, механизме их осуществления и в достижении определенных результатов (социальных фактов), которые характеризует процесс их производственной деятельности.

    С точки зрения социологии труда трудовое поведение людей, их деятельность представляет собой последовательную реализацию действий, нацеленных на достижение поставленных перед ними как работниками целей производственных организаций. В процессе трудовой деятельности человек выполняет предписанные им функции, успешность и плодотворность которых в той или иной степени соответствуют его установкам, потребностям и интересам.

    В социологии труда анализируются не только трудовое сознание и трудовое поведение. Для получения научно-обоснованных выводов непременным компонентом исследования являются объективные условия, которые могут пониматься в широком смысле этого слова - как макросреда (ситуация в народном хозяйстве в целом, экономическое положение в стране и даже мире, состояние той отрасли экономики, в которой человек трудится), как мезосреда (социально-экономические факторы поселенческой структуры, т.е. того населенного пункта или регионе, где человек живет и трудится) и как микросреда (т.е. совокупность производственных условий, в которых работник выполняет свои трудовые функции). Такой учет объективных обстоятельств имеет свое логическое объяснение: если на уровне макросреды обеспечиваются условия развития и функционирования человека как гражданина, то на уровне мезосреды выявляются условия и факторы, влияющие на жизнь людей как жителей определенной пространственной организации (региона, города, села). Что касается микросреды, то речь идет о тех объективных внешних обстоятельствах, которые обуславливают поведение человека как члена конкретной производственной группы, в рамках которой осуществляется непосредственное взаимодействие между ее членами или участниками.

    Объективные условия, представленные производственной средой и выступающие по отношению к человеку как независимые от него индикаторы, обязывают социологов труда учитывать и эту группу научных понятий.

    Это прежде всего содержание труда, показателями которого выступают сложность и степень регламентации процесса действия, а индикаторами - соотношение затарт умственной и физической энергии, доля творческих элементов в работе, присутствие в труде контрольной функции.

    Не менее важным является характер труда, раскрывающий отношение между людьми в процессе труда, что обусловлено отношениями собственности. В социологии труда рассматриваются также такие понятия, как наемный труд, труд творческий и исполнительский, труд менеджера и наемного работника, труд свободный и несвободный.

    К внешним, объективным условиям, воздействующим на человека в процессе труда, нужно отнести и условия труда, которые можно трактовать в широком и узком значении слова. В широком смысле условия труда определяются господствующими социально-экономическими, социально- политическими факторами, которые опосредуются политикой государства, отношениями общества к труду. В узком смысле - это условия труда непосредственно на производстве, которые складываются из санитарно-гигиенических, психофизиологических и социально-бытовых условий. На этом и сосредотачивают свои усилия социологи при анализе конкретной производственной ситуации.

    Внешним фактором по отношению к человеку выступает и организация труда, технологически воплощающая в себе процесс соединения живого и овеществленного труда. В ее компетенцию входят организация труда на индивидуальном рабочем месте, в первичном производственном коллективе, учет особенностей ее проявления в различных отраслях национального хозяйства.

    Огромную роль в трудовом процессе играет профессиональная подготовка работника, его обучение, повышение уровня технической и технологической грамотности. В этой связи актуальным становится анализ понятий «профессия», «специальность», «квалификация», а также различных форм профессиональной компетентности работника.

    К внешним факторам следует отнести процесс, который по сути дела является объективно-субъективным феноменом - стимулирование. С одной стороны, речь идет о способах и методах воздействия на человека, призванных усилить его заинтересованность в повышении производительности труда. С другой стороны, эти способы и методы носят субъективный характер, так как они исходят от организаторов производства, их понимания роли и значения вознаграждения за труд, их кругозора при разработке стратегии развития. С этим связан и встречный, субъективный процесс - мотивация, которая означает реакцию и масштабы предлагаемых условий труда.

    Наконец, к феномену объективно-субъективного порядка следует отнести и проблемы социального контроля как функции управления за мерой, интенсивностью и содержательностью труда. С этих позиций анализируются такие его виды, как деятельность официальных органов, контроль со стороны окружающей среды и самоконтроль. Для работника приобретает важность механизм социального контроля, применение стандартов и критериев оценки его деятельности, его участия в коррекции трудового процесса. Поэтому необходимо иметь представление о функциях социального контроля, в том числе санкциях как форме оценки качества трудового поведения.

    Такая характеристика понятий социологии труда коррелирует с трактовкой социологии как социологии жизни, не противопоставляет их друг другу, и наоборот, устанавливает их логическую соотнесенность, чего, к сожалению, иногда не бывает, когда характеризуется социология в целом и ее составные части.

    Таким образом, социология труда как специальная социологическая теория представляет собой органическое единство трудового сознания и поведения (деятельности) людей как субъектов производственной жизни и производственной среды. Содержание социологии труда не конструируется произвольно, само по себе - оно отражает реально сложившуюся ситуацию: работник включается в трудовой процесс посредством реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий, объективных обстоятельств и окружающей среды. Такое описание содержания социологии труда, соединяющей в себе объективные и субъективные процессы, к которые включен работник, дает возможность наиболее полно и обстоятельно представить все процессы, происходящие в производственных организациях, и ответить на вопрос о социальных резервах труда.

    СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА - отрасль социологического знания, предметом изучения которой является труд как общественное явление, а также те общественные отношения, в которые вступают участники трудового процесса.

    Основные понятия социологии труда - содержание и характер труда, условия труда, форма труда (коллективная или индивидуальная), организация труда. Наряду с объективными характеристиками социологии труда изучает отношение работника к предмету, процессу и результату труда. Это отношение находит свое отражение в таких показателях, как удовлетворенность трудом, установки и ценностные ориентации в сфере труда, отношения между работниками или групп работников, занятых в производственной деятельности. Труд, трудовая деятельность всегда включены в определенные социально-экономические условия, связаны с той или иной социально-профессиональной группы, наконец, локализованы во времени и пространстве (рабочее место).

    Как самостоятельная отрасль социология труда возникла в конце 19 - начале 20 веков. Теоретические и практические основы социологии труда были заложены Ф. Тейлором в процессе изучения причин, которые влияют на эффективность труда. Согласно Тейлору ключевая роль в этой зависимости принадлежит организатору производственного процесса - менеджеру, который должен наилучшим способом разделить работу и подобрать способы подготовки компетентного работника, а также использовать материальные стимулы для повышения продуктивности труда. Э. Мэйо в ходе анализа результатов эксперимента в Хотторне пришел к выводу, что эффективность труда работника в значительной степени зависит от его статуса в группе, статуса группы на предприятии, подчиненности групповым ценностям и нормам.

    Приблизительно в то же время, в конце 20-х - начале 30-х годов 20 века, А.К. Гастев обратил внимание на факты сопротивления работников инновациям и наметил пути его уменьшения. В эти же годы был проведен ряд конкретных социологических исследований, связанных с изучением отношения к труду, выбора профессии, положения отдельных социальных групп в сфере труда. После значительного перерыва в середине 1960-х годов в СССР были опубликованы монографии по результатам конкретных социологических исследований. «Рабочий класс и технический процесс», «Человек и его работа». В них обосновывалась взаимосвязь между содержанием работы, уровнем ее оснащения, с одной стороны, и отношением к труду, удовлетворенностью работой, значимостью ценностных ориентации работников - с др. Проведенные впоследствии исследования зафиксировали в связи с переходом к индустриальному обществу, переменами в образе жизни отчуждение работников от процесса производства и его результатов, инструментализацию отношения к труду прежде всего как к средству для удовлетворения других потребностей, а не как реализацию себя в труде, проявление способностей, навыков, знаний и умений личности.

    В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, перед социологами труда ставятся задачи изучения изменения трудовых функций работников различных профессий, социальных факторов и резервов повышения производительности индивидуального и коллективного труда; структуры мотивов и ценностных ориентации работника в зависимости от конкретных условий и особенностей содержания труда; влияния отношения к овладению и распоряжению средствами производства, характеристик личности на структуру мотивации и производительность труда.

    Н.В. Андреенкова

    Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 484-485.

    Литература:

    Штольберг Р. Соц-я труда. М., 1982; Соц-я труда / Под ред. Н.И. Дрях- лова и др. М., 1993; Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. Екатеринбург, 1998; Ромашов О. В. Соц-я труда. М., 2001; Труд и соц. развитие: Словарь. М., 2001; Чангли И.И. Труд. Социол. аспекты теории и методологии иссл-я. М., 2002; Четырева Л.Б. Соц. конструирование труда. Самара, 2002; Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Чел. и его работа в СССР и после. М., 2003; Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения: Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в совр. России. М., 2003.

    Социология труда - это раздел социологии, который изучает характерные для общества процессы, выражающиеся в человека, в его отношении к работе, а также взаимоотношения между людьми в пределах одного коллектива.

    Первые работы, раскрывающие понятие труда и исследующие его, появились на заре 19 века. Основой для них послужил практический опыт, длительное ведение наблюдений и изучение конкретных фактов. И только через полвека инженер из Америки, соединил результаты проведенных исследований в некую систему. Сначала все сводилось просто к поиску самых оптимальных методов выполнения операций на производстве. Только со временем возникло направление под названием «научная организация труда». А после, в его рамках, появились такие термины как «профессиональный отбор», «заработная плата» и многие другие.

    Огромный вклад в то, чтобы социология труда получила дальнейшее развитие на отечественной ниве, внес А. К. Гастев. Он был убежден в том, что совершенствование рабочих процессов невозможно без их систематического исследования. При поддержке В. И. Ленина А. К. Гастев основал Центральный институт труда, который сам же и возглавил. В 30-е годы деятельность этого учреждения была признана антисоветской, а руководитель - расстрелян.

    Итак, социология труда, как самостоятельная область, выделившаяся из общей, сформировалась только в двадцатые годы ушедшего века. А предшествовали этому явлению возникновение производства как такового и научных взглядов на рабочий процесс.

    Социология труда включает следующие понятия:

    1.Характер. Это метод, которым исполнитель соединяется со Обуславливается он теми отношениями собственности, которые царят в конкретной среде. По характеру труда можно судить о его экономической и социальной природе в обществе, об этапе его развития.

    2.Содержание. Это понятие проявляется в том, что все трудовые функции имеют определенность. Они могут быть обусловлены различными технологиями, используемой техникой, а также тем, как организовано производство, и насколько развиты умения и навыки работника. Характер и содержание нельзя рассматривать по отдельности, они представляют собой единство формы и сути общественного труда.

    3.Удовлетворенность. Это то, как сам работник оценивает свое место в системе разделения труда. В разных обществах она может существенно отличаться.

    4.Собственно труд. деятельность участника рабочего процесса. Направлена она на то, чтобы опередить удовлетворение всех его потребностей.

    Социология труда неразрывно связана со многими экономическими науками. Без них невозможно проводить полноценные исследования и получать достоверные, точные результаты. Это и статистика, и математика, и Это, конечно же, и другие отрасли общей социологии - социология экономики, управления, организации. Также на ее формирование продолжают оказывать немалое влияние и такие науки, как психология, физиология, правоведение и многие другие.

    Главная идея лекции. Изложению материала настоящей лекции в конспекте удалено максимальное значение и большое место, поскольку главной задачей лекции является – ознакомить студентов-экономистов с областями социологии, имеющими непосредственное отношение к их профессиональной деятельности, а именно: социологией труда, социологией управления и экономической социологией. Кроме того, внимание уделяется раскрытию сущности социоинженерной деятельности и, таким образом, ознакомлению обучающихся со спецификой гуманитарных технологий, используемых непосредственно в управлении организациями.

    План лекций:

    1. Социология труда: предмет и краткая история развития.

    2. Отношение к труду и мотивация труда. Содержательные и процессуальные концепции мотивации труда.

    3. Социология управления. Сущность и методы социального управления.

    4. Социоинженерная деятельность и ее структура.

    5. Экономическая социология: ее предмет и функции.

    8.1. Социология труда: предмет и краткая история развития

    СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА – это специальная социологическая теория, отрасль социологии, изучающая труд, трудовую деятельность как социальные институты и социальные процессы, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологических и социальных условий на отношение людей к труду.

    Выделяют три основных предмета социологии труда.

    Первый предмет – социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, в частности, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности трудовых коллективов и личности. Речь идет о комплексе проблем, связанных с отношением человека к труду, его деятельностью в различных условиях труда, связанных в том числе с комплексной механизацией и автоматизацией трудовых процессов, последствиями научно-технической революции.

    Второй предмет социологии труда – комплекс отношений человека и трудового коллектива, различных социальных групп к характеру, содержанию, условиям труда. В частности, речь идет о факторах мотивации отношения к труду, проблемах, связанных с материальной заинтересованностью работников, содержанием их труда, взаимоотношениями в трудовых коллективах и др.

    Третий предмет социологии труда – социальная организация предприятия, коллектива, т.е. та особая система отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между работниками. Здесь рассматриваются такие проблемы, как структура трудового коллектива, его функции, взаимоотношения между членами коллектива, в т.ч. между руководителями и подчиненными, проблемы конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности, и целый ряд других смежных вопросов.

    Развитие социологии труда началось практически с периода возникновения, становления этой науки как таковой. Выделяют три следующих этапа развития этой специальной социологической теории, исследований, проводимых в ее рамках:

    · донаучный этап", когда формировались общие предпосылки социологии (Сократ, Платон, Аристотель, Д. Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, Р. Оуэн и др.);

    · классический период становления и развития социологии труда и управления (О.Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс и др.)

    · современный период развития социологии труда и управления, который можно разделить на несколько подэтапов, начавшийся с конца ХIХ начала ХХ столетий.

    Классический период. Приступая к анализу классического периода в развитии социологии труда и управления, отметим, что уже до его начала был сделан ряд существенных открытий, легших в основу новой науки. Так, А.Смит, ввел в употребление понятие "труд вообще". Ш.Фурье и К.Сен-Симон выдвинули важные идеи, касающиеся коллективного труда, человеческого фактора в промышленности.

    Однако, основной вклад в становление социологии труда и управления был внесен четырьмя учеными, основные идеи которых мы и рассмотрим.

    ОГЮСТ КОНТ (1798-1857 гг.), французский социолог.

    Основные идеи :
    - изучение (впервые) характерных особенностей индустриального общества, законов его функционирования и развития;
    - открытие таких важных факторов социального развития общества, как разделение и кооперация труда (соответственно, появление профессиональных и социальных групп);
    - вывод о том, что именно разделение труда ведет к разрушению основ общества - солидарности и консенсуса, появлению внутрикорпоративной, эгоистичной морали;
    - вывод о том, что именно труд, его разделение являются не чисто экономическим отношением, а важнейшим фактором социального развития общества.

    ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917гг.), французский социолог.

    Основные идеи:

    Вывод о том, что разделение труда есть признак современного высокоразвитого общества (в начале человеческой истории его нет и господствуют механическая солидарность и принудительный коллективизм);
    - вывод о том, что разделение труда - это мирный способ решения острых проблем развития общества (немирный путь - гражданская война);
    - открытие того, что социальная сущность труда, его разделение приводят к качественным переменам в структуре общества (люди в нем группируются уже не по происхождению, а по социальным функциям, природе своей социальной деятельности);
    - выдвижение важных идей, касающихся коллективной деятельности и коллективного сознания. Люди "связанные" в коллектив в процессе трудовой деятельности действуют уже по-другому, чем отдельные индивиды; в свою очередь формирующееся при этом коллективное сознание качественно отличается от "суммы" индивидуальных. Оно имеет реальную силу, воздействует на поведение людей;

    Изучение проблемы трудовых организаций, возникающих в процессе труда, имеющих свою корпоративную мораль и являющихся своеобразным «мостом» между индивидом и обществом.

    КАРЛ МАРКС (1818-1883 гг.), немецкий социолог.

    Основные идеи:

    Разработка, уточнение проблемы социальной сущности труда, в процессе которого люди не только воздействуют на природу, но и вступают в социально-экономические друг с другом (Маркс по-иному, чем Дюркгейм, оценивал социальную роль разделения труда);

    Разработка теории общественно-экономических формаций, имевшей в плане развития социологии труда большое значение, поскольку именно здесь была выдвинута идея органической зависимости характера и специфики производственных отношений (а, следовательно, трудового поведения) от уровня развития производительных сил общества.

    МАКС ВЕБЕР (1864-1920 гг.), немецкий социолог.

    Основные идеи:

    Выделение и обоснование важнейшей роли социокультурных факторов (религиозных, национальных и т.п.) в формировании трудового поведения работников (иными словами, поведения, которое не сводится лишь к объяснениям экономического плана);

    Рассмотрение такой важнейшей проблемы, как "метод понимания", сводящейся в принципе к анализу различного воздействия характера труда (к примеру, собственника, предпринимателя, с одной стороны, и наемного работника - с другой) на специфику и интенсивность трудового поведения; иными словами, речь идет о выделении социальных интересов, определяющих поведение людей.

    Одновременно с развитием основополагающих теоретических идей в области социологии труда и управления шло формирование основ и другой ее "составляющей", а именно: эмпирической социологии. Начались исследования в рамках "политической арифметики" (У. Петти и Дж. Граунд), "социальной физики" (А. Кетле); "социальной гигиены" (Э. Чадвик, Л. Вилерме); "моральной статистики" (А. Герри); "социографии" (школа Ле Пле) и др.

    Индустриальная социология (этим термином на Западе называют науку, изучающую тот же круг социальных проблем и явлений, что и социология труда и управления) берет начало с конца XIX столетия, хотя некоторые ученые и считают, что свое развитие она начинает с 20-х годов нашего столетия, а именно: с Хоторнских экспериментов. При этом, индустриальная социология одна из наиболее развитых отраслей социологии, в рамках которой функционируют сотни центров и институтов, работают тысячи социологов.

    Этапы развития западной индустриальной социологии наиболее целесообразно выделять в соответствии с тремя основными подходами, которые использовались при изучении и регулировании трудового поведения
    людей:
    - "научный менеджмент";

    -"менеджмент человеческих отношений";
    - "ситуативный менеджмент".

    «НАУЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (конец ХIХ в.)

    Основоположники:
    Ф.У.Тейлор, Ф.Джилбретт, Г.Эмерсон, Л.Файоль и др.

    Основные идеи:
    - необходимость не экстенсивного, а интенсивного использования
    человеческого фактора в производстве;
    - открытие феномена "работы с прохладцей" и разработка теории «экономического человека»;

    Выдвижение идеи об основополагающей роли экономических и организационных факторов в структуре менеджмента; разработка ряда теорий научной организации труда и научной организации управления и т.д.

    "МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (20-ЗО гг. ХХ в.)

    Основоположники:

    Э. Мэйо, У. Диксон, Ф. Ростлисбергер, С.Тарнер, У.Уорнер, Т.Уайтхед и др. (берет начало с Хоторнских экспериментов).

    Основные идеи :
    - производительность труда группы во многом объясняется не только старанием или физическими способностями ее членов, но и "давлением" группы, складывающимися в ней социально-психологическим климатом, нормами и правилами поведения;
    - в структуре менеджмента, наряду с другими, особое значение имеют социально-психологические факторы руководства.

    « СИТУАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (с конца 60-х гг. ХХ в.)

    Основоположники: Б.Скиннер, А. Маслоу и др.

    Основные идеи:
    - отказ от преувеличения значимости социально-психологических факторов трудовой деятельности (что было присуще концепции "менеджмента человеческих отношений");
    - "возврат" к точкам зрения, в соответствии о которыми мотивация труда во многом определяется формами и методами его организации;
    - создание "синтетических" моделей мотивации труда, объединяющих разнообразные подходы к ее объяснению.

    Развитие отечественной социологии труда и управления . Анализировать развитие отечественной социологии с 1991 г., когда была провозглашена независимость Украины, естественно, не корректно. Основы украинской социологии создавались в процессе ее развития в Российской империи и СССР, куда входила Украина. В связи с этим, целесообразно выделить следующие периоды развития отечественной социологии.

    I период: с середины ХIХ в. до 1917 г.;

    II период: с 1917 г. до середины ЗО-х годов;
    III период: с конца 50-х годов до нашего времени.

    I ПЕРИОД

    Характеризуется следующими особенностями: социология труда и управления как самостоятельная наука еще не конституировалась окончательно. Соответствующие исследования идут в рамках общей социологии. Выделяются работы следующих ученых: В.Берви-Флеровского, Н.Михайловского, Н.Кареева, А.Чупрова, П.Сорокина.

    II ПЕРИОД

    Второй период развития социологии труда и управления начинается после Октябрьской революции. Создается несколько десятков научных учреждений, которые изучают социальные проблемы труда, в том числе Всеукраинский институт труда (ВИТ) в Харькове, который возглавлял Ф.Р. Дунаевский. Такими учеными, как С.Г. Струмилин, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Ф.Р.Дунаевский и др. изучаются проблемы бюджетов времени работников на производстве; взаимодействия науки и производства; мотивации труда работников; профессионального отбора кадров; организации аппарата управления и т.д.

    Loading...Loading...