Стыковка советского и американского кораблей. "Союз"- "Аполлон": стыковка двух систем

В июле 1975, 40 лет назад, на высоте 200 километров над Землей встретились два космических корабля: "Союз" и "Аполлон". Подготовка эксперимента длилась 3 года. Для кораблей "Союз" и "Аполлон" был разработан универсальный стыковочный механизм и специальный переходный отсек. Экипажи в прямом смысле слова научились дышать одним воздухом: до этого полета единой системы жизнеобеспечения не было. Встреча на орбите стала началом на космическом комплексе "Мир", а позднее и на Международной космической станции.

1975 год, 15 июля. В нейтральном космосе состыковались два корабля "Союз" и "Аполлон". На высоте 200 километров над Землей встретились две политические системы, два разных мира.

Вот он — первый космический поезд в масштабе один к одному — связка двух совершенно разных кораблей. Именно так они выглядели в связке на орбите. Программе ЭПАС — экспериментальный полет Аполлон-Союз, суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.

Инженер по системам стыковки Виктор Павлов, руководитель управления полетами Виктор Благов и космонавт Александр Иванченков. Тогда сотни людей стали работать над важнейшим проектом, чтобы состоялась историческая встреча!

"Вместо того, чтобы заниматься холодной войной, мы занялись сотрудничеством в космосе. Я отмечу, что смелости такой набралась единственная отрасль - космическая", — вспоминает руководитель полетами Виктор Благов.

В 1972 году США и СССР договорились о создании совместных систем для спасения экипажей в космосе. На двух континентах начались разработки стыковочных узлов и адаптация систем радиосвязи.

"Конечно, была колоссальная наземная подготовка, колоссальная работа по сопряжению интерфейсов, и это все сработало", — говорит Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

Чтобы стыковка была успешной, космические корабли серьезно дорабатывали. Дело в том, что внутренняя атмосфера кораблей различалась: так американская техника и люди работали в чисто-кислородной среде, советские аппараты — на воздушно-газовых смесях, то есть в обычном воздухе.

"Сейчас американцы летают с воздухом, так же, как и мы", — рассказывает Виктор Благов.

Стыковочные узлы не подходили друг другу. Систему стыковки разработали заново. Сделали АПАС - андрогинно-периферийный агрегат стыковки.

"Системы несовместимые, системы штырь-конус. Кому быть штырем, а кому конусом - была проблема. И тут было трудно договориться. Все хотят быть активными, все хотят быть сильными, все хотят быть штырями", — объясняет Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

15 июля 1975 года с Байконура стартовал корабль "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым.

Несколько часов спустя с космодрома во Флориде взлетел "Аполлон-18" с Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

На советском корабле отказала камера цветного изображения. Это было ЧП. Впервые Москва транслировала запуск на весь мир и полет в прямом эфире. Решили провести ремонт аппаратуры уже в космосе. Не заладилось и у американцев. При перестыковке шлюзового отсека стало ясно, историческая встреча — на грани срыва. Открытию люков мешает кабель.

"Это означало, что мы состыковаться состыкуемся, а переход не получится, в шлюз мы войдем, а в "Аполлон" мы не войдем", — говорит Виктор Благов, руководитель полетами РКК "Энергия".

Стыковались на орбите дважды. Первый раз — 17 июля. Активным был узел американского корабля. Эта первая стыковка и вошла в историю.

"Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Я взял его за руку, и я его втащил к себе в корабль", — вспоминает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

После этого полета экипажи стали лучшими друзьями. А в 2004 году Томас Стаффорт усыновил двух российских мальчиков из детского дома. Каждый раз, встречаясь, все участники того исторического события отмечают: без стыковки "Союз-Аполлон" не было бы ни программы "Мир-Шаттл", ни МКС, ни особо доверительного отношения между российскими космонавтами и американскими астронавтами.

Ровно 40 лет назад, 17 июля 1975 года на орбите состоялось историческое рукопожатие. В этот день «Союз-19» с экипажем из Алексея Леонова и Валерия Кубасова совершил стыковку с космическим кораблем «Аполлон» на борту которого находились Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.

План по запуску совместной советско - американской пилотируемой миссии начал прорабатываться в 1970 году. После положительной реакции властей, в мае 1972 года было подписано соглашение об экспериментальном полете «Аполлон» — «Союз» (поскольку «Союз - Аполлон» звучит куда проще, буду придерживаться его).


Основной трудностью на пути миссии стала несовместимость советской и американской атмосферы. Нет, речь не об атмосфере свободы, а о составе атмосфер на космических кораблях. Атмосфера «Аполлона» состояла из чистого кислорода, ее давление составляло 0.35 от земного. Атмосфера «Союза» по своему составу и давлению была схожа с земной. Так что просто постучаться и открыть люк было невозможно - необходимо было создать герметичный стыковочный отсек, который бы сыграл роль декомпрессионной камеры.


В итоге подобный отсек был построен: он весил две тонны и имел длину три метра и отправился в космос вместе с «Аполлоном».




Сами космические корабли тоже подверглись определенным модификациям и были оснащены специально разработанными новыми стыковочными узлами.


В ходе работ инженерам пришлось ряд достаточно неожиданных вопросов, вроде изменения состава материала из которых делали костюмы советских экипажей - ибо в кислородной атмосфере он становились пожароопасным.


Полету предшествовали совместные тренировки американского и советского экипажей в СССР и США.



















Кроме того, Советский Союз провел несколько испытательных полетов предназначенной для миссии доработанной версии «Союза».


Оба корабля стартовали 15 июля 1975 года. Первым отправился «Союз-19».

За ним «Аполлон».



Стыковка кораблей на орбите произошла 17 июля 1975.















Вскоре после исторического рукопожатия Леонов огорошил американцев предложением согласно доброй русской традиции испить водки (из тюбиков). Те долго ломались, но потом согласились. В итоге все это оказалось розыгрышем, ибо в тюбиках был борщ. Узнав это, американцы расстроились.


Во время полета астронавтам на орбиту позвонил президент Харрисон Форд.


Совместный полет двух кораблей продолжался 44 часа. 19 июля аппараты расстыковалась, и «Аполлон» был использован в эксперименте по созданию искусственного солнечного затмения: он закрыл Солнце, позволив экипажу «Союза» провести наблюдения солнечной короны.


Через два витка была произведена еще одна стыковка чтобы получше ее отработать технологию - но уже без перехода экипажей из корабля в корабль. Еще через два витка «Союз» и «Аполлон» расстыковались в последний раз.


«Союз-19» приземлился 21 июля 1975 года. «Аполлон» совершил посадку тремя днями позже 24 июля 1975 года. Она правда чуть не закончилась трагедией. Из-за ошибки экипажа в капсулу начало засасывать ядовитые пары тетракоскида диазота использовавшегося в качестве топлива в системе ориентации корабля. Вдобавок ко всему, капсула при приводнении перевернулась. Надышавшись парами Вэнс Бранд потерял сознание, но ситуацию спас командир Томас Стаффорд, оперативно натянувший на всех кислородные маски. В итоге следующие две недели после посадки астронавты провели в госпитале в Гонолулу.

«Союз - Аполлон» стал последней миссией, в которой использовался космический корабль «Аполлон». Вскоре после завершения полета началась конвертация инфраструктуры NASA под будущие корабли многоразового использования. Однако из-за ряда задержек и удорожания программы шаттлы впервые отправились в космос в 1981 году - так что американцы почти 6 лет не летали в космос.

Также интересно то, что Дональд Слейтон, для которого «Союз-Аполлон» стал первым и последним полетом в космосом, был одним из семи членов самого первого американского отряда астронавтов (т.н. меркурианская семерка) набранного еще в 1959 году. Таким образом, у него ушло 16 лет чтобы все таки отправиться в космос.


Модель «Союз-Аполлон» в Смитсоновском музее


Полет «Союз-Аполлона» считается неформальным окончанием классической космической гонки между СССР и США. Правда впереди еще были и Звездные войны и достаточно бессмысленная попытка создать собственную советскую многоразовую систему в качестве ответа шаттлу. Следующие совместные пилотируемые миссии состоялись лишь в 1990-е годы в рамках программы «Мир - шаттл».

15 июля 1975 года запуском кораблей "Союз-19" в СССР и "Аполлон" в США начался первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран.

Первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций прошла 26-27 октября 1970 года в Москве. На ней были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

На следующих встречах, состоявшихся в 1971 году, были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 1970-х годов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали "Соглашение между Союзом

Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки . Оно предусматривало провести в течение 1975 года стыковку советского космического корабля типа "Союз" и американского космического корабля типа "Аполлон" в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Тридцать пять лет назад космонавты СССР и астронавты США впервые в истории пожали друг другу руки на орбите Земли. Смотрите на видео РИА Новости воспоминания Леонова о полете по программе "Союз-Аполлон".

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов, а также спасательных операций в космосе.

Техническими директорами экспериментального проекта "Союз-Аполлон" (ЭПАС) с советской стороны член-корреспондент АН СССР Константин Бушуев и с американской — Глинн Ланни, руководителями полета соответственно — лётчик-космонавт СССР Алексей Елисеев и Питер Франк.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, "андрогинный". Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к "Аполлону" приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В "Союзе" из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль "Аполлона" с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

В марте 1973 года Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) объявило состав экипажей корабля "Аполлон". В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий — Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля "Союз". Первый экипаж — Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй — Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвёртый — Юрий Романенко и Александр Иванченков.

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлён полёт модернизированного корабля "Союз-16" с экипажем — Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров и другие.

В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции. При полете кораблей в состыкованном состоянии было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. Экипажи знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили научные эксперименты и, согласно программе, много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю.

19 июля корабли расстыковались. Этап полёта в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

После расстыковки кораблей была проведена повторная "тестовая" стыковка, где отрабатывалось использование стыковочного узла корабля "Союз" (при первой стыковке в активном режиме работал стыковочный агрегат "Аполлона").

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты.

Проект "Союз-Аполлон" вошёл в историю как важный этап на пути освоения космоса объединёнными усилиями разных стран. Впервые за всю историю космоплавания на околоземной орбите была создана и функционировала в течение двух суток космическая система из состыкованных кораблей двух стран с международным экипажем на борту.

Возобновились совместные пилотируемые полёты со стыковками только через двадцать лет. Этому способствовала программа "Мир-Шаттл" и проект Международной космической станции.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Экспериментальный полёт « Аполлон» - « Союз» (сокр. ЭПАС; более распространённое название - программа « Союз» - « Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP )), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля « Союз-19» и американского космического корабля « Аполлон».
Контакты между советскими и американскими учеными начались со времени запусков первых советских искусственных спутников Земли. Первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса между Академией наук СССР и НАСА было подписано в июне 1962 года. Тогда начался широкий обмен мнениями и взаимное ознакомление с результатами космических экспериментов.
Инициаторами обсуждения вопросов о возможности сотрудничества СССР и США в области пилотируемых полетов были президент Академии наук (АН) СССР академик М. В. Келдыш и директор национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) доктор Пейн.
В октябре 1970 года в Москве состоялась первая встреча специалистов СССР и США. Делегации возглавляли: американскую – директор центра пилотируемых полетов имени Джонсона доктор Р. Гилрут, советскую – председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства « Интеркосмос» при АН СССР академик Б. Н. Петров. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости советских и американских кораблей.
В 1971 году сначала в июне в Хьюстоне, затем в ноябре в Москве состоялись встречи специалистов АН СССР и НАСА США (руководители Б. Н. Петров и Р. Гилрут). Рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости систем, а также возможность осуществления в середине 70-хгодов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях с целью испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

В 1972 году американская делегация во главе с исполняющим в то время обязанности директора НАСА доктором Дж. Лоу и советская делегация, возглавляемая исполняющим обязанности президента АН СССР академиком В. А. Котельниковым, проанализировали работу, проделанную за прошедший период. В итоговом документе был сделан вывод о технической осуществимости и желаемости экспериментального полета с использованием существующих космических кораблей: советского — типа « Союз» и американского — типа « Аполлон».
1972 год, май. Подписано правительственное Соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, предусматривавшее проведение работ по проекту « Союз – Аполлон». Директорами проекта были назначены: с советской стороны – член-корреспондент АН СССР К. Д. Бушуев, с американской – доктор Г. Ланни.

Основными целями программы были:

Испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами.
24 мая 1975 года в Москве состоялось заключительное заседание специалистов АН СССР и НАСА. Итоговый документ о готовности к полету подписали: с советской стороны – академик В. А. Котельников, с американской – доктор Дж. Лоу. Утверждена дата старта кораблей « Союз – 19» и « Аполлон» – 15 июля 1975 года.
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома « Байконур» запущен « Союз-19».
В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен « Аполлон» (с помощью ракеты-носителя « Сатурн-1Б»);
17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка « Союза» и « Аполлона»;
19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка « Союза», совершена повторная стыковка кораблей, ещё через два витка корабли окончательно расстыковались.

Время полёта:

“Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
“Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Общее время полёта в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.

Американский:

o Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт;
o Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт;
o Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:

o Алексей Леонов - командир, 2-й полёт;
o Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

При совместном полёте были проведены несколько научных и технических экспериментов:

Искусственное солнечное затмение - изучение с « Союза» солнечной короны при затмении Солнца « Аполлоном»;
Ультрафиолетовое поглощение - измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;
Зонообразующие грибки - изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;
Микробный обмен - исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полёта между членами экипажей;
Универсальная печь - изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах. Одним из участников исследования влияния невесомости на процессы твердо-жидкофазного взаимодействия металлов был К. П. Гуров.

В « Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (?0,35 атмосферного), а на « Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с « Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась « пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в « Аполлоне» немного подняли, а в « Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40%. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.

Использованные источники:

1. Союз - Аполлон – Википедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org .
2. РКК « ЭНЕРГИЯ» — ПРОГРАММА ЭПАС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.energia.ru .
3. Рукопожатие на орбите. К 35-летию международного космического полета по программе ЭПАС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:

15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» в СССР и «Аполлон» в США начался первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран.

Контакты между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время они сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах.

Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970-1971 годах, когда состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов обеих стран.

26-27 октября 1970 года в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На встрече были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Рукопожатие в космосе: программа Союз-Аполлон в архивных кадрах

© РИА Новости

Рукопожатие в космосе: программа «Союз-Аполлон» в архивных кадрах

6 апреля 1972 года итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было положено практическое начало экспериментальному проекту «Аполлон-Союз» (ЭПАС).

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или, как его еще называют, «андрогинный». Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В «Союзе» из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

Союз-Аполлон

© РИА Новости, Инфографика

Миссия «Союз-Аполлон»

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий - Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз». Первый экипаж - Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвертый - Юрий Романенко и Александр Иванченков. Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП (Центр управления полетами).

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлен полет модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем - Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон» начался завершающий этап проекта. В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

16 июля экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами: на «Союзе-19» была обнаружена неисправность в телевизионной системе, а на «Аполлоне» при сборке стыковочного механизма на земле была допущена ошибка. Космонавты и астронавты сумели устранить неисправности.

В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей. За два витка до стыковки экипаж «Союза-19» установил с помощью ручного управления орбитальную ориентацию корабля. Поддержание ее выполнялось автоматически. На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому маневру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот «Аполлона».

17 июля в 18.14 по московскому времени (мск) началась конечная фаза сближения кораблей. «Аполлон», раньше сзади догонявший «Союз-19», вышел на 1,5 километра впереди него. Стыковка (касание) кораблей «Союз-19» и «Аполлон» была зафиксирована в 19.09 мск, обжатие стыка - в 19.12 мск. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

После грубой проверки герметичности в корабле «Союз-19» был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был наддут до 250 миллиметров ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля «Аполлона».

Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22.19 мск.

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъемки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

На следующий день был проведен второй переход - астронавт Бранд перешел в «Союз-19», а командир «Союза-19» Леонов - в стыковочный отсек «Аполлона». Члены экипажей были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, были проведены совместные телерепортажи и кинофотосъемки, физические упражнения и др. Позже были совершены еще два перехода.

На борту кораблей «Союз» и «Аполлон» состоялась первая в мире международная пресс-конференция в космосе, во время которой космонавты и астронавты ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров.

Полет космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

Корабли расстыковались в 19 июля в 15.03 мск. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента

«Искусственное солнечное затмение» космические корабли опять сблизились. Произошла вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат «Союза-19». Стыковочное устройство сработало без замечаний. После проведения всех проверок в 18.26 мск началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды.

По завершении совместной и собственных программ полета экипаж «Союза-19» успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля «Аполлон». При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб.

Полет подтвердил правильность технических решений по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки будущих пилотируемых космических кораблей и станций.

Сегодня стыковочными системами, разработанными для космических кораблей «Союз-19» и Аполлон», пользуются практически все участники космических полетов.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей.

Опыт успешного осуществления программы «Союз-Аполлон» послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по программе «Мир» - Shuttle, а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

Loading...Loading...