Сущность процесса обучения в школе. Сущность процесса обучения, его функции и задачи

Введение

Глава 1. Сущность процесса обучения

Глава 2. Закономерности процесса обучения

Глава 3. Принципы процесса обучения

Глава 4. Функции процесса обучения

Заключение

Использованная литература

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием.

В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена не одинаково, но педагог, руководитель знаний, обязан постоянно конструировать ее. Таким образом, изучение характеристик процесса образования является актуальным вопросом в современной педагогике.

Целью данной курсовой работы является изучение основных параметров процесса образования.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

· Рассмотрение сущности процесса обучения

· Изучение основных закономерностей процесса обучения

· Характеристика принципов процесса обучения

· Изучений основных функций процесса обучения

Глава 1

Сущность процесса обучения

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности учащегося и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда (, стр. 203 – 204).


Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение - основные категории дидактики.

Обучение - это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

■передаче информации;

■организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

■оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

■стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

■оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение - это деятельность ученика по:

■ освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

■ самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;

■ осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

■ овладение системами знаний и оперирование ими;

■овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;

■развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

■овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах (, стр. 86 - 88).

Обучаемость - это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность - это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

■различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

■запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

■ степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

■ темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

■ уровень образованности или профессионального мастерства;

■ готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию (, стр. 86 - 88).

Сущность процесса обучения, его функции и структура.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Задачи процесса обучения
1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.
2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.
3. Развитие мышления, творческих способностей.
4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Признаки процесса обучения
1. Двусторонний характер (Учение - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).
2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
3. Руководство со стороны учителя.
4. Специальная планомерная организация и управление.
5. Целостность и единство.
6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.
7. Управление развитием и воспитанием учащихся.
Функции процесса обучения
Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.
Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.
Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.
Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.

Противоречия процесса обучения
Противоречие - основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.
Приведем примеры некоторых противоречий процесса обучения.
1. Противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых обучаемым. (Разрешение этого противоречия ведет к постоянному совершенствованию содержания образования).
2. Противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью обучаемого и тем уровнем, формами и методами познания, которыми он должен овладеть. (Разрешение этого противоречия определяет темпы и степень интеллектуального развития обучаемого).
3. Противоречие между достигнутым уровнем развития обучаемого и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. (Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность обучаемого, обеспечивает успешность овладения знаниями и развитием обучаемого).
4. Противоречие между знаниями, имеющимися у обучаемого и отсутствующими.
5. Противоречие между имеющимися знаниями и способами их применения.
6. Противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями.
Типы обучения
1. Объяснительно-иллюстративное.
2. Проблемное обучение.
3. Развивающее обучение.
4. Программированное обучение.
Объяснительно-иллюстративное обучение - учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Объяснение в сочетании с наглядностью - главными методами такого обучения являются слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.
Достоинства: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура - цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т.д.
Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.
Леонид Владимирович Занков в разработке новой системы обучения исходил из положения Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Дидактические принципы, разработанные им, в отличие от традиционных направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний:
1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
3. Принцип обучения быстрым темпом.
4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом и осуществляется как четко управляемый процесс, т. к. изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. «Шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.
Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.
Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых является. Поэтому дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого – ученик. В начале нашего века в понятие обучения, стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Но зачем же необходимо постоянно уточнять определенная? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так – постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний – значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся – значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т. д.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся, 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты, продукты обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части.

Образование система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления,

Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П. В. Копнин).

Учение – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремятся обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Посмотрим на схему, изображающую структуру процесса обучения, и тотчас увидим все непременные его элементы.

Изложим кратко суть приведённой схемы. Обучение существует потому, что общество без него обойтись не может, таков его социальный заказ, т.е. органическая или осознаваемая потребность. Этот заказ, постепенно с веками расширяемый и углубляемый, содержит цели процесса обучения, которые выражаются на обобщённом, социологическом языке. В общем виде такой заказ формулируется как задача передать молодому поколению накопленный человечеством социальный опыт. Однако при таком уровне осознания целей состоятся не может. Обобщённые цели должны быть педагогически выражены на языке конкретного содержания образования (общий минимум, учебные предметы, учебный, материал, внеучебное и внешкольное содержание). Только на этой основе может начаться деятельность учителя, т. е. преподавание присущими ему средствами. Чтобы преподавание обусловило деятельность ученика, необходимо наличие и у учителя, и у ученика соответствующих мотивов. У учителя – обучение и воспитание ученика на возможно более высоком уровне, а у ученика – на содержание и процесс учебной деятельности. Только в этом случае возможен процесс обучения. Не окажется у учащихся или у кого бы то ни было из них потребности в учении – и учебный процесс не состоится. Когда же он начинается, то совместная деятельность учителя и учащихся соответствующими им средствами образует методы обучения. Обучение всегда неизменно протекает в каких-либо (сообразно условиям в целом) организационных формах.

Пущенный в ход процесс обучения реализуется определенным механизмом усвоения, о котором будет идти речь далее. Такой механизм всегда есть, его до сих пор еще плохо исследовали, но всегда, включая зарю человечества, он был, пусть и на примитивном уровне, осознан например, первобытный охотник знал, что если показать сыну , как идет охота, а затем включать его постепенно в эту деятельность, то со временем он усвоит ее), будет достигнут желаемый результат. Если нужно, учитель организует повторное изучение того или иного отрезка содержания, а если отрезок усвоен, учитель переходит к новой порции содержания. На обобщенном уровне эта схема исчерпывает все элементы процесса обучения. И она позволяет выделить его инвариантные черты. К их числу относятся:

  • а) неподменяемость процесса обучения в выполнении функции организации усвоения социального опыта молодым поколением. Без изначального обучения социальный опыт непередаваем;
  • б) в процессе обучения непременно реализуется единство деятельности преподавания, учения и содержания образования. Обучение возможно потому, что преподаватель, педагогически препарируя содержание учебного материала, организует учебную работу ученика с этим материалом. Иного пути нет;
  • в) без исходных мотивов учителя и учащихся, адекватных целям обучения и воспитания, последние возникнуть не могут;
  • г) обучение только и может осуществиться как единство содержательной, процессуальной и мотивационной сторон обучения. Иными словами, содержание адаптируется к учебным возможностям учащихся и должно сопрягаться с мотивами учителя и учащихся. Отсюда забота о доступности учебного материала, об активности учащихся, об интересе их к учению. Сама деятельность учителя является формой и условием его самовыражения и самореализации;
  • д) непременное сочетание предъявления учителем информации (инструктажем, объяснением и показом) с воспроизводящей в разных формах деятельностью учащихся;
  • е) неизбежность одной из организационных форм, характеризующейся пространством, временем, режимом, разделением функций между учителем и учениками в процессе их общения.

Перечисленные инвариантные черты процесса обучения неизбежны, другие – безоговорочно необходимы, и игнорирование каких-либо из них ослабляет его протекание. Так, слабая мотивационность с чьей-либо стороны ограничивает силу процесса, игнорирование воспроизводящей деятельности учащихся по меньшей мере уменьшает степень успешности обучения, если не делает его и вовсе невозможным. И так при любом обучении, независимо от времени, места, типа школ.

Но есть, и группа вариативных признаков обучения, которая делает его современным, но не проникла еще в педагогическое сознание масс; без таких признаков обучение возможно и даже будет протекать удовлетворительно, хотя все же неполноценно. К этим вариативным особенностям относятся подготовка учащихся к самообразованию, обучение доступному творчеству всех учащихся, обеспечение профессиональной ориентации соединение учебной работы с внеучебной социальной деятельностью, использование современных технических средств, индивидуализация режима обучения и др.

Вопросы:

    Объяснить различия педоцентристской и традиционной дидактических систем.

    Охарактеризовать научно-педагогические теории, лежащие в основе современной дидактической системы.

    Объяснить структуру учебного процесса.

Литература

  • 1. И.П. Подласый. Педагогика; 1996
  • 2. П.И. Пидкасистый. Педагогика. 1996
  • 3. Ю.К. Бабанский. Избранные педагогические труды. 1989
  • 4. Е.В. Сковин. Интенсификация познавательной деятельности.... 1993
  • 5. Лотар Клинберг. Проблемы теории обучения. 1984.
  • 6, И.А. Петрищенко. Проблемы современного процесса обучения и пути повышения его эффективности. 1990

Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение (учебный процесс). По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение его очень трудно, поскольку он включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение» понимали главным образом преподавание, цель которого - ученик. В начале XX в. в понятие обучения стали включать уже две составляющие этого процесса -преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, учение - как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности и совместная деятельность учителя и учеников.

Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые он появился в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики: чему и как учить-, современная наука интенсивно исследует проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем более краткое и емкое определение: дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение - упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс, в котором развивается познавательная деятельность учеников, происходит формирование научных знаний и необходимых способов деятельности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к окружающей действительности. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) организационные формы, 5) результаты. Раскроем в этой связи сущность некоторых понятий.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание - совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение предметом.

Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с количеством учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средства - предметная поддержка учебного процесса. Ими являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и

Результаты (продукты обучения) - то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач, и благодаря этому выполняет две главные функции: 1) теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и 2) практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования первой является процесс обучения вместе с его закономерностями и принципами, условиями и факторами, которые его порождают, формами, в которых он организован и протекает, результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания учебных предметов, у каждого из которых своя методика. Частной, а точнее специфической можно считать и дидактику начальной школы, поскольку она изучает общие вопросы обучения, но с особенностями, характерными для детей младшего школьного возраста.

Сделаем вывод. Сущность процесса составляет единство преподавания и учения. Для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием. Проблемы обучения и образования изучает дидактика. Она отвечает на вопросы: чему, как, когда, где и зачем учить? Главные понятия дидактики: преподавание, учение, обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др.

Сущность процесса обучения

Обучение - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения - формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

– двусторонний характер;

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием учащихся.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

– постановка целей учебной работы;

– формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

– определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

– организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

– придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

– регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;

– оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:

– осознание целей и задач обучения;

– развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

– осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

– восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

– проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

– самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

**********************************************************

4. Процесс обучения - совокупность последо­вательных действий учителя и учащихся, направленных на созна­тельное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и раз­витие познавательных сил и способностей.

Знание - факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся. Знания содержат отражаемые сознанием челове­ка свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений. Умения - сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям. Если умение путем многократного повторения доведено до степени авто­матизма, можно считать, что оно перешло в навык - это автоматизированное., привычное, безошибочно вы­полняемое определенным способом действие. Навыки многообразны. УН вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении. В процессе обучения решается также задача развития познава­тельных сил, мышления, речи, памяти, наблюдателя и овладе­ния рациональными приемами деятельности (приемы сравнения, ус­тановления причинно-следственных связей). Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться. Одним из основных стимулов , побуждающих к приобретению знаний, является познавательный интерес.

6.Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).

Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общ-ных процессов и условий: социально-экономической, полит- ситуации, уровня культуры, потребности общества в определенном типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом.

Закономерности, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения:

1) направленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к подготовительной и продуктивной деятельности;

2) единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности студента как условия формирования личности;

3) органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;

4) оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Закономерности обучения, их классификация

Одной из своих функций дидактика как наука имеет познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление закономерностей дидактического учебно-воспитательного процесса, который рассматривается как система, компонентами которой являются различные стороны целостного процесса.

1. Дидактический компонент, обобщающий дидактические характеристики процесса.

2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя.

3. Психологический компонент, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения.

4. В кибернетическом аспекте находит отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное – управление усвоением информации.

5. Социологический компонент охватывает отношение между участниками учебного процесса.

6. Организационный компонент отражает учебный процесс в аспекте интеллектуального труда.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные).

Общие закономерности охватывают своим действием всю систему.

Частные (конкретные) закономерности охватывают своим действием отдельные компоненты (аспекты) системы.

В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются:

– выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обучения;

– определенным выделением сущностей и фиксаций, общих связей между ними;

– лаконичностью и точностью формулировок.

Общие закономерности процесса обучения

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: уровня и темпов развития общества; потребностей и возможностей общества; уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: общественных потребностей и целей обучения; темпов социального и научно-технического прогресса; возрастных возможней школьников; уровня развития теории и практики обучения; материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; характера и объема изучаемого материала; организационно-педагогического воздействия обучающих; обучаемости учащихся; времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: знаний и навыков в применении методов; цели обучения; содержания обучения; возраста учащихся; учебных возможностей (обучаемости) учащихся; материально-технического обеспечения; организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: интенсивности обратных связей в системе обучения; обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних стимулов.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.

Основополагающими принципами обучения являются следующие.

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.

3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Одним из значимых каналов реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

5. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

6. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления.

7. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

8. Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников.

9. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, так же как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.

В современном понимании для обучения характерны признаки:1) двусторон. хар-тер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество); 3) пед. руководство; 4)планомерн. спец. организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитан учащ-ся. Движущая сила учения - борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.

. Содержание образования : - четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, соврем. производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллект. и практич. умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретич и практич проблем, овладение кот. обеспечивает опред уровень интеллект, соц и духовн. развития уч-ся. Содержание образования отображает социальный опыт(общечелов. культуру). Но накопленных знаний много, человек не может усвоить все. =>соц опыт попадает в содержание шк обучения в «распредмечен ном» виде,т.е раздел. на предметы. Учебн предмет - часть соц опыта, выделенная по опред признакам, чаще все-го принадлежности к опред кл явлений. Общими основа ми формирования содержания соврем образ-ния явл: гуманитаризация, гуманизация, экологи зация, дифференциация, интеграция, целенапр использов-е достоя- ний миров и нац культуры, широк примен-ие нов инфор- мац технологий, формирование творч личн-ти. Гуманитариизация- это общая направленность содерж обр-я на приоритетн усвоен тех зна ний, умений, котор необхо димы всем людям и каждому чел-ку Гуманизация дости -гся использов-ем человеко формирующих возможнос тей шк предметов. Дифференциация - не дальнейш выделен нов предме тов, а создан на уровне сущ-щего лучших усло вий для эффективн обучен различн групп обучаемых. (учитывая разные способности, возможнос- ти, жизнен ные планы детей.Интеграция - процесс и результ становления целого на основе выявлен важных связей между отдельными школьными предметами. Экологизация СО перестраив-ся под углом: чел - час- тичка природы, он или погибнет вместе с нею, или най- дет дорогу дальнейшей общей эволюции. Целенапр использ-е мир. и нац. культуры перестройка образован ия в плане культуросозидат процесса, где цели обуче ния соедин-ся с целями воспитания патриота. Примен нов информ технол преследует цель расши рить объем знаний за счет нов способов их передачи. формирова ние творческой личности -результ полно цен, много компонентн содерж-я и организованного на его основе процесса обучения.Принципы формирования содер- жания 1- научности(соответствие знаний послед- ним достижениям научн, соц и культ прогресса)2- последовательности (планирование содержания, развивающегося по восходящ линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;3- историзма (воспроизвед в шк курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практи ки) 4 -систематичности(рассмотрение изучаемых знаний в системе содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в о систему человеч.культуры 5 -связи с жизнью (способ проверки действенности изуч знаний и формируемых умений и как ср-ва подкреплен образования реальной практикой);6 -соответствия воз- растн возможн-тям и уровню подготовлен-ти шк-ов,

7- доступности

Способы реализации содержания. Содерж уч про-цессса как система может иметь различн структуру изложен. Наиболее распростран в наст вр: При линей-ной структуре отдельн части уч материала образуют непрерывн последова-тельность связанных между собой звеньев.Данная структура оправдыв себя при изложен истории, языков, литературы, музыки и т. д. Концентрическая с. предпо-лагает возвращен к изуча-емым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется нес-колько раз, причем его содер-жание постепенно расши-ряется(физики, химии, биолог. Спиральная – учащ-ся,

не теряя из поля зрения исход-ную проблему, посте-пенно расширяют круг связан с ней знаний(обществен, пед, психологич науки) Смешанная- комбинация линейн, концентрич и спир.Она позвол маневриров при организац содержания, излагать отдельные его части различными способами.

При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности получаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

Подходы : 1) знаниево-ориентировочный (в центре – знания). 2) личностно-ориентировочный подход (в центре – развитие собственных способностей и особенностей, формирование свойств субъекта). 3) целостный (возвращение человека к самому себе).

Компоненты : 1) когнитивный опыт личности (познавательный). Связан с системой разнообразия знаний о природе, обществе, мышлении, различных способов деятельности, обеспечивающих формирование в сознании учащихся научной картины мира. Виды – термины, основные понятия, факты повседневной жизни, основные законы науки, теории, методы. 2) опыт практической деятельности (формирование УН), т.е. практическим компонентом выступают общий специфический интеллект практических УН, являющиеся основой конкретных видов деятельности и обеспечивающий способность людей к сохранению культуры.

УН: а) общие (характерны для различных учебных предметов), б) специфические (в рамках отдельных предметов), в) общеучебные=общеинтеллектуальные – конспект, работа с учебником. 3) опыт творческой деятельности – обеспечивает готовность школьника к поиску решения новых проблем, творческое преобразование действительности. Выражается в: а) самостоятельном переносе ЗУН в новую ситуацию, б) видении новой проблемы в знакомой ситуации, в) самостоятельное комбинирование известных способов в новый способ деятельности, г) нахождение различных способов решения и альтернативных доказательств задач. 4) опыт отношений личности. Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Специфика в формирования отношений личности к миру, окружающим людям, деятельности, к самому себе.

Принципы отбора содержания образования: 1) соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности, 2) единство содержательных и процессуальных сторон обучения (учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия), 3) структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирует: последовательность, прочность знаний (согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося), 4) гуманитаризация содержания общего образования (связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры), 5) фундаментализация содержания образования – фундамент для дальнейшего образования (обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития), 6) соответствие основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности (Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения).

11. ГОС – это основные параметры, принимающие в качестве государственной нормы образованности, отражающие общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Существуют 3 уровня: 1) федеральный – определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, интеграцию личности в мировую культуру. 2) национально-ориентировочную – содержит нормативы в области родного языка, литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки. Они относятся к компетентности региональных органов образования. 3) муниципальный (школьный) – нормативы определяет само обазовательное учреждение +прописана суммарная ученая нагрузка по предметам, учитывая интересы и склонности обучающихся +указаны критерии оценки знаний и оценки результативности труда учителя. На основе ГОС разрабатываются учебные планы, программы, литературара.

Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы.

В практике современной общеобразовательной школы используются несколько типов учебных планов.

Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Государственной Думой (для основной школы) либо Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной средней школы). Являясь частью государственного стандарта, базисный учебный план представляет собой государственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.

Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:

– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовой учебный план – носит рекомендательный характер и разрабатывается на основе базисного плана. Утверждается Министерством общего и профессионального образования РФ. Данный вид учебного плана не всегда подходит для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.

Учебный план общеобразовательной средней школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов. Он отражает особенности конкретной школы. Существуют два типа учебных планов школы:

– собственно учебный план школы, который разрабатывается на основе базисного учебного плана на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы;

– рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый ежегодно советом школы.

Образовательные области и на их основе комплектование учебных планов соответствующих ступеней образовательных учреждений позволяет выделить два вида обучения: теоретическое и практическое.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся.

В учебных планах выделяют федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Характеристика учебных программ

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

– перечень тем изучаемого материала;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

– типовые программы;

– рабочие школьные программы;

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. Они очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета.

На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Авторские программы отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

– объяснительная записка, в которой излагаются цели и задачи изучения предмета;

– методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.

В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.

При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями.

В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.

Учебники и учебные пособия

Основным видом учебной литературы является учебник - важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, ат

Loading...Loading...