Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие

Творчество Маяковского охватывает собой первую треть XX века. Это одна из самых ярких страниц в истории русской литературы того периода. Вместе с тем, творчество это не было однородным. Поэт прошел определенные стадии развития, он менял темы и пафос своих произведений. И все же как поэт Маяковский сформировался в ранний период своего творчества. Именно тогда уже были намечены все основные направления, по которым далее шло развитие его таланта.
Маяковский раннего периода - это в первую очередь бунтарь, ниспровергатель устоев. Признанный лидер русских футуристов, Маяковский выступал не только с радикальными идеями, касающимися пересмотра литературных традиций (тезис о том, что классиков следует «сбросить с корабля современности»), но и с оригинальной эстетической программой. Именно Маяковскому принадлежит заслуга в возрождении на новом этапе тонического принципа стихосложения, именно он придумал знаменитую «лесенку» для того, чтобы интонационно акцентировать стих.
Тезис о ниспровержении устоев у Маяковского своими корнями уходил не столько в эстетику, сколько в область идей. Недовольство сытой буржуазной жизнью, царящей в обществе бездуховностью, корыстолюбием и продажностью вылилось в протестный характер творчества русских футуристов. Особенно это заметно у Маяковского. Эпатаж становится у него не только одним из ведущих эстетических принципов, но и отчасти стилем поведения (знаменитые желтые блузы, редиска в петлице, многочисленные публичные диспуты и выступления футуристов). Все это можно увидеть на примере таких стихотворений, как «Вам!», «Нате!» и других. Характерно, что уже сами названия стихотворений звучат провокационно, как надпись на плакате или транспоранте. В стихотворении «Нате!» поэт резко противопоставляет себя буржуазной толпе.
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Маяковский не приемлет мир тупых, сытых мещан, где мужчины занимаются в основном тем, что «кушают щи», а женщины «смотрят устрицей из раковин вещей». Все эти люди сливаются в толпу, «стоглавую вошь», которая бесцеремонно и нагло относится к поэту, считая, что он должен ее развлекать, «кривляться» перед ними. Эта толпа сильна именно своим числом, тем, что это «масса», сплоченная общими интересами. Себя поэт называет «грубым гунном», потому что отрицает то, что все эти люди называют культурой. Маяковский отстаивает право личности на свободу, право на то, чтобы сказать «нет» этому миру.
Это было тем более для него актуально, что в тот период он лишь самоидентифицировался как самостоятельная, не зависящая от общественных стереотипов личность, как самобытный поэт, стремящийся сказать новое слово.
Несмотря на то, что в ранних стихах Маяковского очень силен эпатажный элемент, стремление совместить несовместимое, «докричаться», в них четко прорисовываются и его эстетические принципы. Это хорошо видно, например, на одном из самых известных ранних стихотворений Маяковского, которое называется «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Что из этого стихотворения видно? Во-первых, поэт не приемлет скуку серых будней. Во-вторых, поэзия для него - это дерзание, открытие новых горизонтов. В-треть- их, своим творчеством он стремится «объять необъятное», познать мир: недаром в стихотворении фигурирует океан. В-четвертых, он утверждает эстетику нового времени, эстетику устремленного в будущее технического прогресса. «Жестяная рыба» - это вывеска, водосточные трубы - безусловный признак городской жизни. Ничего поэтического в этих образах (в традиционном смысле) нет. Однако Маяковский оспаривает эту точку зрения. Новый мир, считает он, несет с собой новые реалии, новое понимание прекрасного.
Другой стороной творчества Маяковского этого периода является сфера человеческих взаимоотношений. Его в первую очередь интересуют те люди, которые, как и он сам, не приемля законов, навязываемых обществом, часто оказываются в одиночестве. Это те немногочисленные романтические души, которые не желают жить утробными интересами толпы. Это редкое, незабываемое соприкосновение душ составляет в лирике Маяковского лирическое начало. Оно видно, например, в таких стихотворениях, как «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно» и других. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» Маяковский прибегает к своего рода эзоповому языку: вместо людей у него действуют музыкальные инструменты. С одной стороны - плачущая, страдающая скрипка, с другой - равнодушный барабан, глупая тарелка, осуждающий скрипку «потный», «медно- рожий» геликон - одним словом, весь оркестр, который «чужо смотрит». Лишь в душе лирического героя Маяковского страдания скрипки находят отклик («Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи»). Он так же пытается достучаться до людей, «а доказать ничего не умеет». Именно между такими непонятыми, но вместе с тем глубоко чувствующими личностями возникает взаимное притяжение.
Итак, темы и образы ранней лирики Маяковского во многом перекликаются с его более поздним творчеством. В ней намечались, формировались его основные идейные и эстетические принципы. Из этой творческой лаборатории вышло все, чем позже славился талант «агитатора, горлана-главаря». Ораторская манера, прямое обращение к массе, и в то же время проникновенный лиризм также берут свое начало именно здесь.
Творчество Маяковского оказало огромное влияние на русскую поэзию XX века. Оно изменило само восприятие поэзии, сделало ее важной частью общественной жизни, трибуной, с которой поэт обращался к своим современникам и потомкам.

Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции рус-ской классической литературы в атмосфере напряженно-го предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм. Идеи предста-вителей этого течения нашли свое отражение и в творче-стве молодого В. В. Маяковского.

Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В. В. Маяковский представил в целом ряде «Гимнов»: «Гимн обеду» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн судье» (1915) и др. Само сочетание жанра гим-на, цель которого воспевать, с мелочностью, глупостью, жадностью и т. д. создает неповторимый сатирический эф-фект. Человеческие «слабости» доводятся поэтом до гро-теска:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?! Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры! «Гимн обеду» (1915)

Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изме-нения своего отношения к жизни:

И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями. Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме. «Гимн судье» (1915)

Выше всего «бабочка поэтиного сердца» ценит чистоту души.

Тема города. В стихотворении «Ночь» (1912) перед чи-тателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении «Утро» (1912), но получает не-сколько иное разрешение. Более отчетливо звучит мотив ка-тастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения «Адище города» (1913). Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные воз-можности русского языка и создает неординарные лексиче-ские единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: «сосущие светами». В каждой строке заявлено авторское от-ношение к реалиям современного города, в котором нет места «маленькому человеку»:

А там, под вывеской, где сельди из Керчи - сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки. «Адище города» (1913)

Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: «у раненого солнца вытек глаз». Очень своеобразно трактуют-ся в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Ли-шенные какой бы то ни было романтичности, они превра-щаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и «ма-ленькие» люди:

И тогда уже — скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. «Адище города» (1913)

Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как мож-но было бы предположить, а получают сниженный характер: «железо поездов громоздило лаз», «крикнул аэроплан и упал», «ночь излюбилась», «дряблая луна». Такие метаморфозы совре-менного мира не могут нести ничего хорошего «маленькому человеку».

Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Ма-яковского значительное место. Библейские ассоциации посто-янно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то «пророком», то «апостолом».

Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ирониче-ское снижение религиозного мотива. Традиционное, закреп-ленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:

Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть. …Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! «Я» (1913)

Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении «Война объявлена» (1914) Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за гро-мадой которого как будто не видно смерти и боли. Через «натуралистические» детали поэт старается усилить антиво-енное звучание стихотворения:

Громоздящемуся городу уродился во сне хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса. «Война объявлена» (1914)

Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении «Мама и убитый немцами ве-чер» (1914). Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания «визжат» даже звезды. Са-мо произведение становится развернутой метафорой. Материал с сайта

Тема поэта и поэзии. В стихотворении «Нате!» (1913) В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления вза-имоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. «Нате!» (1913)

В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом су-ществования, «бабочка поэтиного сердца» задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся «в калошах и без калош».

Тема трагического одиночества поэта звучит в стихо-творении «Скрипка и немножко нервно» (1914). Поэт го-ворит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих «сытых» невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей «капусты». Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворе-ниях «Послушайте!» (1914) и «Хорошее отношение к ло-шадям» (1918).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ранняя лирика маяковского сообщение
  • основные мотивы лирики маяковского кратко
  • сочинения "человек и время в поэзии в.маяковского
  • антивоенная тема в лирике
  • Антивоенная тема ранней лирики поэта («Вам», «Война объявлена»

Сочинение

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Человек,

Землю саму

Зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь...

Однако толпа глуха к этому крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество.

Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой - взял бы и все обвыл.

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей!

Великолепие,

Что в вечность украсит мои шаг,

И самое мое бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклоненных соберет мировое вече, -

Все это - хотите? -

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое

Человечье.

Он хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора «люди-оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин - «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («бабочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь - это сердце всего», - утверждает поэт.

Письма и стихи, посвященные Л. Ю. Брик, раскрывают всю глубину и силу чувств поэта, которому «кроме любви... нету солнца», который «душу цветущую любовью выжег».

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.

Разрыв поэта и действительности- важнейшая особенность ранней лирики В.Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что «я» для него мало, он выступает новых истин, но оказывается не нужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни.

В одном из ранних стихотворений Маяковского «А вы могли бы?» намечена главная тема его творчества – «Я и мир». Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда понимает поэта, кто навсегда остается в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого восточные трубы не запоют подобно флейте.

Противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухости с особой силой проявилось в завершающих строках стихотворения, динамичных, звучащих резко, как вызов:

Ноктюрн сыграть

На флейте водосточных труб?

Это стихотворение позволят говорить о том, что уже в первых своих опытах Маяковский выступает как поэт самобытный и оригинальный.

В ранней лирике Маяковский заявляет о себе и как о поэте города. Его лирический герой изображен человеком заблудившийся в лабиринтах современного города. Конфликт между ним и средой становиться все более драматичным, острым и напряженным. В стихотворении «Нате!» мотив разъединенности лирического «я» поэт и толпы находит своё развитие. Предельная резкость лексики выражает возмущение, негодование поэта, передает его ненависть, презрение и душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Его резкость вынужденная, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом:

А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется - и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я бесценных слов транжир и мот.

Во многих ранних стихотворениях Маяковский вновь возвращается к рассказу о безуспешном стремлении поэта прийти к людям, рассказать им о своих страданиях, разделить с ними горе. Но каждый раз это оказывается невозможным. Поэт остается непонятым и одиноким. Все новые и новые стороны действительности вызывают неприятие поэта, и все шире раздвигается пропасть между ним и толпой.

Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности.

В стихотворении «А вы могли бы?» основное место занимают страдание поэта, враждебный ему мир ещё только намечен. Толпа, подавленная обличениями поэта, униженно молчит. Да и само размежеванием между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи. В стихотворении «Нате!» главнее уже разоблачение мещан, их пошлости, мертвой закостенелости. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; «грязные, в калошах и без калош», они готовы взгромоздиться « на бабочку поэтиного сердца». Протест уже обретает резкий социальный смысл.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» поэт воспринимается окружающими как чудак и неудачник, его благородные поступки вызывают смех. В жалобах скрипки поэт услышал по человеку, но его порыв встречен хохотам окружающих, воспринимается ими обыденно, пошло.

Влил как!

Пришел к деревянной невесте!

Во всех этих стихотворениях отчетливо звучит ужас одиночества.

Этот мотив звучит и в таких стихах как «Надоело», «Человек», «Себе любимому, посвящает автор эти строки», где также звучит проклятие одиночеству:

Нет людей,

Понимаете

Крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти

А сказать кому?

Он готов отдать все, чем владеет, «за одно только слово ласковое, человечье» .

Но куда не бросишь взор, вокруг только жирные, бесформенные существа, не люди- а «два аршина безлицего розоватого теста». В тоске поэт восклицает:

Истомившись по ласке губами

Тысячью поцелуев

Покрою умную морду трамвая.

Поэт любит людей, стремится к ним. Но он одинок, и это для него мучительно и страшно. Молодой поэт с горечью ощущал, как из мира уходит красота, а ее место самодовольно заполняет «обрюзгший жир», исчезают красивые люди, а поэзия становится, не нужна. Тоска и мука звучат в строках стихотворения «Несколько слов обо мне самом».

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека!

Нет примирения между античеловечностью окружающего мира и высотой духа лирического героя Маяковского.

Его стремление сделать мир лучше, человечнее; проще и естественнее встречает только равнодушие и неприятие.

Но и без людей, без мира поэт не может:

Я в плену

Нет мне выкупа!

Оковала земля окаянная.

Я бы всех в любви моей выкупал,

Да в дома обнесен океан ее!

1. Образы поэта и толпы в ранних стихотворениях поэта.
2. Стихотворения — «плевок в лицо общественности».
3. «Чтоб обязательно была звезда!..» — романтика в ранней лирике поэта.
4. Маяковский — сатирик и лирик. Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
В. В. Маяковский

С самого истока своего творческого пути В. В. Маяковскому удалось заявить о себе как о ярком и необычном даровании. Ему суждено было стать во главе самого непокорного и бунтарского направления литературы — футуризма. До этого в истории русской литературы не было поэтов, подобных Маяковскому, — агрессивных, резких, но талантливых, использующих стихотворное слово как реальное и действенное оружие с окружающим злом.

Первые стихотворения поэта резкие, но одновременно не лишенные романтического налета. Они представляют собой обращение, лозунг: лирический герой возводится на сцену и ведет речь, обращенную к окружающему миру. Яркий пример — стихотворение «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.

Лирический герой всесилен, он может сокрушить основы Вселенной. Для этого произведения, как и для всего раннего творчества, характерно постоянное сочетание несочетаемого: серой обыденности (жестяные вывески, блюдо студня) и поэтического порыва, полета художественного вдохновения («зовы новых губ»). Это классический, пушкинский конфликт поэта и толпы, в котором поэт, хотя и противопоставляет себя серости толпы, не может бросить ей открытый вызов. Для Пушкина этот конфликт выливается в перепалку с толпой. Лермонтов желает бросить обществу, как перчатку, «язвительное слово», но удерживает его в себе. Для Маяковского конфликт поэта и толпы имеет масштаб громкого и шумного скандала.

Стихотворение «Нате!» содержит больший вызов обществу, чем предыдущие произведения. Это уже не брошенная перчатка, а настоящий плевок в лицо общественности. Лирический герой, являющийся одновременно и самим поэтом, до крайности резок: он именует себя «грубым гунном», давшим доступ к «бабочке поэтиного сердца», толпа у него — «стоглавая вошь». Однако даже это положение может быть разрушено волей художника:

Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Однако и толпа настроена решительно: она находит в себе силы противостоять воле поэта, она подсознательно стремится к уничтожению слишком отличного от нее индивидуума. Примером такого поворота авторской мысли служит стихотворение «Вот так я сделался собакой». Лирический герой испытывает сильнейший эмоциональный срыв, у него больше не остается терпения, и единственным способом защиты от агрессивной толпы становится превращение в такую же отрицательную энергию, как и само людское сборище:

...толпа навалилась,
огромная,
злая,
я встал на четвереньки
и залаял:
«Гав!
гав! Гав!

За пеленой агрессии и злобы не видно зачастую самого главного — истинной, чистой и тонкой души поэта. У Маяковского немного стихотворений явно романтического толка, но при этом их влияние на читателя своей необычностью и неподдельностью чувств нельзя недооценивать. На фоне кажущихся настоящими агрессии и злобы лирического героя странно звучит признание, оставленное в одной из поэм: «Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом». Романтическая душа поэта, нежная и ранимая, старательно скрытая за маской бунтаря, в полной мере проявляется в редких, но от этого невероятно ценных трогательных стихотворениях поэта.

Одним из них является произведение «Послушайте!». Даже в названии нет ни намека на агрессию или вызов — это просьба лирического героя обществу.

В основе произведения — «звездная тема», присутствующая в лирике практически любого крупного поэта. Однако у Маяковского эта тема приобретает неожиданный ракурс. Главный герой озабочен проблемой необходимости звезд, ведь если их не будет, человечество обречено на «беззвездную муку». Герой находит в себе силы в лице неведомого нам просителя ворваться к богу и потребовать: «Чтоб обязательно была звезда!» И здесь он не робкий проситель, а настойчивый визитер, требующий принадлежащее ему по праву.. Бог — создатель вселенной, а Поэт — ее певец, и именно через призму его восприятия меняется и мировоззрение читателей: «плевочки» на небе становятся прекрасными жемчужинами...

Трогательное стихотворение оставляет массу вопросов, один из которых — а будет ли услышан герой и будет ли выполнено его требование:

Чтобы каждый вечер
На небе
Загоралась
Хотя бы одна звезда.

Драма одиночества и непонимания поэта, начатая стихотворением «Послушайте!», плавно обретает еще больший размах в произведении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка не просто музыкальный инструмент, к которому часто обращались писатели и поэты, это родственная Маяковскому душа. Она трогательно раскрывается перед незнакомой, враждебно настроенной аудиторией. Лирический герой, в стихотворении отождествляемый с автором, такой же: «тоже орет, а доказать ничего не умеет», как и скрипка. Нелепая внешне ситуация имеет глубокий философский смысл.

Даже в раннем творчестве Маяковского переплетаются два начала — сатира и тонкая лирика. Первая проявляется в неприятии старых порядков, вражде с толпой и ненависти к большому, страшному городу. Сатира не может не обрушить свой гнев на тупых обывателей — пленников еды и «раковин вещей». Вторая сторона души поэта — нежная, ранимая, глубоко спрятанная, но прекрасная, видящая звезды и умеющая воспринимать красоту этого мира. Самоироничное стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» непостижимым образом сочетает в себе оба качества поэта:

Четыре.
Тяжелые, как удар.
«Кесарево кесарю — богу богово».
А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?

Со временем Маяковский найдет свою нишу, встав на трибуну революции. Однако такого надрыва, драматичности, которые сквозят в произведениях раннего этапа, резким и агитирующим лозунгам Маяковского-революционера будет сильно не хватать.

Loading...Loading...