Трансфертное ценообразование: налоговый контроль, практические рекомендации по подготовке уведомлений и документации по сделкам. Трансфертное ценообразование

В связи с присоединением России к международному автоматическому обмену информацией с 2018 года в Налоговый кодекс РФ введеены новые правила представления документов по международным группам компаний (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ). ФНС выпустила проекты приказов о форматах странового отчета и об уведомлении об участии в международной группе компаний. Подготовлен новый порядок их представления и заполнения в электронной форме.

Раздел V.1 НК теперь посвящен не только взаимозависимым лицам, но и международным группам компаний. Вводится глава 14.4-1 о представлении документации по международным группам компаний, прописываются условия, при которых совокупность фирм или иностранных структур без образования юрлица признается международной группой. Участники таких групп должны сдавать уведомление об участии в международной группе компаний и страновые сведения по группе, участником которой является налогоплательщик.

Цель семинара – с участием специалистов регулирующих и контролирующих органов, а также экспертов-практиков рассмотреть принятые новации, обсудить практику налогового контроля по контролируемым сделкам, рассмотреть последнюю судебную практику, проанализировать ошибки в подготовке документации и уведомлений.

Семинар предназначен для специалистов отделов ТЦО, планово-экономических отделов, налоговых юристов, финансовых директоров и главных бухгалтеров предприятий.

Программа:

  • Практические аспекты в работе по ТЦО. Новое в правилах тонкой капитализации. Практические аспекты работы компании по соблюдению правил трансфертного ценообразования. Выявление и анализ контролируемых сделок. Определение факторов сопоставимости, функций и рисков сторон. Оценка соответствия цен /рентабельности в текущих планируемых сделках рыночному уровню. Подготовка документации. Матрица методов трансфертного ценообразования. Выбор метода. Комбинация методов. Анализ актуальной судебной практики по ТЦО и влияние судебных решений на будущие действия налогоплательщиков. Рассмотрение судами обстоятельств сделки. Ответы на вопросы.
  • Основные изменения в законодательстве о трансфертном ценообразовании в 2017-18 г.г. Обзор разъяснений Минфина России по применению законодательства о трансфертном ценообразовании. Ответы на вопросы.
  • Практика проведения проверок соблюдения законодательства по ТЦО. Примеры проведения внутренних расследований трансфертного ценообразования. Выявление взаимозависимости компаний. Проверка соответствия условий договоров рыночным. Определение налоговых последствий заключенных договоров для компаний.
  • Бухгалтерские и налоговые последствия изменения цены сделки. Правила изменения цены договора (сделки) согласно ГК РФ. Отражение изменения цены сделки в бухгалтерском и налоговом учете. Безвозмездные сделки: налоговые проблемы у сторон и способы их разрешения. Какие сделки будут попадать под контроль налоговых органов. Могут ли налоговые органы проводить ценовой контроль в неконтролируемых сделках. Налоговые последствия различных форм финансирования в группах компаний: внутренние услуги и различные формы покрытия затрат; внутригрупповые займы; дивиденды; безвозмездное финансирование; вложения в уставной капитал и т.д. Налоговые ловушки в группах компаний (необоснованная налоговая выгода, безвозмездное пользование, убытки и перенос убытков на будущие периоды, экономически необоснованные расходы и т.д.) и как их избежать. Схема дробления бизнеса в трактовке налоговых органов и судов (УСН, ЕНВД, ПСН). Как снизить налоговые риски. Особенности налогообложения обособленных подразделений. Сложные вопросы применения ценовых скидок, бонусов и премий: юридическое оформление, бухгалтерский учёт.
  • Метод сопоставимой рентабельности. Подходы к поиску и отбору сопоставимых компаний. Правила применения метода сопоставимой рентабельности. Ограничения на его использование. Анализ показателей операционной рентабельности, методики их расчета и ситуации, когда целесообразно применять каждый из них. Проблемные вопросы подбора сопоставимых компаний. Основные подходы и параметры формирования выборки сопоставимых компаний и дальнейшая работа по выстраиванию доказательной базы сопоставимости отобранных компаний.
  • Практические вопросы судебной практики по применении законодательства о ТЦО в России. Обзор текущей российской судебной практики по вопросам трансфертного ценообразования, подготовленный Верховным Судом Российской Федерации. Обзор последних судебных решений по применению правил ТЦО. Кто может проверять цены в сделках? Концепция необоснованной налоговой выгоды. Когда суд может признать лица взаимозависимыми. Ответы на вопросы.
  • Налоговое администрирование трансфертного ценобразования в России. Влияние BEPS на практику налогового администрирования ТЦО. Администрирование проверок по ТЦО – кто и что делает? Практика применения положений Раздела V.1 НК РФ. Практика налогового контроля цен России. Аспекты трансфертного ценообразования в финансовых сделках, внутригрупповых услугах. Новый формат документации по трансфертному ценообразованию. Самостоятельная оценка налоговых рисков трансфертного ценообразования. Ответы на вопросы.
  • Налоговые споры 2016-2017 гг. и стратегии групп компаний. Управление рисками в отношении взаимодействия компаний, входящих в группу компаний. Основные виды налоговых споров по ТЦО. Ошибки компаний в отношении и налогового органа. Стратегия работы групп компаний для избежания рисков налоговых споров. Стратегия работы с ценами для избежания рисков возникновения спорных ситуаций.
  • Ответы на вопросы.
Очное участие по адресу: Москва, Славянская площадь, д.2/5/4, Дом Металлургов, 5 этаж, конференц-зал.

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Контролируемые сделки и лимиты годового оборота

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Пример расчета суммового критерия

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

  • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
  • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • и некоторые другие.

Какие налоги попадают под ТЦО?

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Методы определения рыночной цены

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • выявить контролируемые сделки.

Кто контролирует цены?

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Ответственность по ТЦО

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

  • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
  • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

Отчет о контролируемых сделках:

    Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

    Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

    Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.

Что собой представляет трансфертное ценообразование?

Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:

  • Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
  • Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
  • Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.

Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.

Регулирование трансфертных цен

Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году. Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены. Рассмотрим цели регулирования ценообразования:

  • Создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
  • Исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.

В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?

Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

  • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
  • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
  • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
  • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  • Сделки между субъектом и его гендиректором.
  • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

В каких случаях контроля не будет?

Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

  • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
  • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
  • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
  • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
  • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
  • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори .

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Обязанности участников трансфертного ценообразования

На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

  • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
  • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

Методы трансфертного ценообразования

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

  • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
  • Выдача займа.
  • Разработка товарного знака.
  • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

Метод цены последующей продажи и затратный метод

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

Метод распределения прибыли

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Источники получения сведений

ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

  • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
  • Таможенная статистика.
  • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
  • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
  • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
  • Финансовая и статистическая отчетность.
  • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

Основные задачи управления трансфертным ценообразованием

Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:

  • Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
  • Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
  • Контроль над соблюдением закона страны.
  • Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
  • Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
  • Информирование предприятий о нововведениях.
  • Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.

Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.

Необходимые документы

Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:

  • Деятельность участников сделок, которые контролируются.
  • Перечень участников операций.
  • Сведения об операции: условия, выбранный метод ценообразования, сроки поступления платежей.
  • Информация об участниках сделки: их функции, имеющиеся риски.
  • Разъяснение выбора способа формирования цены.
  • Ссылки на источники данных, примененные при ценообразовании.
  • Данные о доходах и расходах по операции.
  • Данные о проведенных корректировках размера налога.

Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.

ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.

Отчетность

Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:

  • Предмет операции.
  • Информацию об участниках сделки.
  • Данные о доходах, возникших в результате операции.

Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.

ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.

Юридическая ответственность компании

Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.

С 1 января 2017 года вступили в силу новые требования к контролируемым операциям. Установлены новые размеры стоимостных критериев (пп. 39.2.1.7 НКУ):

— годовой доход от всех видов деятельности — более 150 млн. грн (ранее 50 млн. грн.);

— объем операций с одним контрагентом, соответствующих установленным в пп. 39.2.1.1

— 39.2.1.3 и пп. 39.2.1.5 НКУ критериям,

более 10 млн. грн (ранее 5 млн. грн.).

Вследствие этого смогут вздохнуть спокойно те, кто по старым критериям попадал под контроль ТЦО. Тем не менее, за 2016 год отчет о контролируемых операциях все равно нужно будет представлять по старым критериям, т.е. в том случае, если годовой доход превысил 50 млн. грн (без НДС), а годовой объем операций с одним контрагентом — 5 млн. грн (без НДС).

Подробнее и нагляднее все изменения мы представили в кратком гайде для руководителей.

Трансфертное ценообразование (ТЦО) — это способ минимизации уплаты налогов при помощи продажи товаров и услуг по заниженным (трансфертным) ценам дружественным (связанным) компаниям, которые платят налоги по существенно заниженным ставкам, либо находятся в странах с низкими налогами.

Принцип “вытянутой руки” является стандартом, согласно которому цены на сделки между взаимозависимыми лицами должны отражать условия, которые имели бы место между независимыми предприятиями.

Кого будут контролировать

Предприятия с годовым оборотом > 150 млн. грн. без НДС

Что будут контролировать

Все сделки объемом > 10 млн. грн. без НДС на одну компанию контрагента за 1 календарный год

С какими компаниями

  • Нерезидент связанное лицо
  • Нерезидент из юрисдикции, которая включена в перечень государств, утвержденный КМУ
  • Нерезидент комиссионер
  • Нерезидент связанное лицо через номинального посредника
  • Нерезидент не плательщик налога на прибыль (корпоративного налога)
  • Нерезидент не является налоговым резидентом страны, в которой зарегистрирован как юр. лицо

Как будут контролировать

Налоговая будет проверять сделки с целью выявления заниженной цены/рентабельности одним из 5 методов:

  1. Сравнение цен на рынке
  2. Цена перепродажи
  3. «Расходы +»
  4. Читой прибыли
  5. Распределение прибыли

Формы контроля

  • Налоговая проверка
  • — срок давности 7 лет
  • — длится до 18 месяцев
  • — может быть продлена на срок до 12 месяцев
  • Мониторинг условий контролируемых операций
  • Опрос по вопросам ТЦО

Когда сдавать отчетность

Чем это грозит *

При несоблюдении принципа "вытянутой руки" — доначисление налоговых обязательств по прибыли

* За неподачу отчета — штраф 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (480 000 грн)

* За неподачу отчета/документации более 30 кал.дней после предельного срока оплаты штрафа - 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (8 000 грн.) за каждый день

* За несвоевременную подачу отчета, несвоевременное декларирование - 1 размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (1 600 грн.) за каждый день, но не более 300 размеров (480 000 грн.)

* За несвоевременную подачу документации - 2 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (3 200 грн.) за каждый день, но не более 200 размеров (320 000 грн.)

* За незадекларированные контролируемые операции — штраф 1% суммы незадекларированных операций, но не более 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (480 000 грн)

* За неподачу документации — штраф 3% от суммы операций, но не более 200 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (320 000 грн)

* по состоянию на 1.01.17 г. Уплата штрафных санкций не освобождает от обязанности подачи отчета и документации!

Какие документы потребуются

Д анные о связанных лицах, в т.ч. контрагента операции (страна, код, критерии признания лиц связанными) — описание деятельности группы (в т.ч. описание хозяйственной деятельности, политику ТЦО, информация о лицах, которым подается местная управленческая отчетность) — структура управления, организационная структура — данные об участии в реструктуризации бизнеса — описание операции — копии договоров (контрактов), актов и т.д. — описание товаров/услуг — ведомости о расчетах в операции — факторы, повлиявшие на формирование и установление цены — отчет о контролируемых операциях — документация по ТЦО.

Первой страной, где были приняты законы, регулирующие механизмы трансфертного ценообразования, стали Соединенные Штаты в 1960-х годах. В 1990-х этот вопрос активно рассматривался на международном уровне, тогда появились основополагающие нормативные документы, регулирующие определение стоимости товаров и услуг транснациональными корпорациями.

В России с 2012 года появилось новое законодательство по трансфертным ценам. Взаимоотношения связанных компаний регулируются главой 6.1 Налогового Кодекса, которая стала заменой-дополнением действующим ранее статьям 20 и 40. Актуальные нормы ввели перечень случаев, в которых налоговики вправе проверять установленную фирмами стоимость продукции, и прописали право фискальных служб доначислять налоги и требовать их уплаты в бюджет.

Согласно положениям действующего законодательства, целью трансфертного ценообразования является:

  • Не дать возможности группам связанных лиц, работающим в регионах или странах с разными режимами налогообложения, искусственно занижать показатели прибыли и дохода.
  • Не создавать административных преград для работы добросовестных налогоплательщиков, которые трудятся в России, в том числе и международных корпораций.

Российское законодательное регулирование основывается на опыте, который накопило международное трансфертное ценообразование. В частности, используется распространенное «правило вытянутой руки». Его суть заключается в том, что стоимость, установленная связанными хозяйствующими субъектами, сравнивается с ценой, которую имели бы товары и услуги, если бы коммерческие структуры оказались полностью независимыми.

Какие операции относятся к разряду контролируемых?

В целях надзора над трансфертными ценами действующее законодательство вводит категорию «контролируемые сделки». Это операции, совершаемые группой связанных лиц, относительно которых фискальные органы вправе проверить установленные цены на соответствие рыночным.

Правила трансфертного ценообразования в РФ вводят следующие типы операций, подлежащих допконтролю:

  1. Операции, совершенные между двумя сторонами, признаваемыми по законодательству взаимозависимыми.
  2. Сделки, в которых принимают участие две взаимосвязанные стороны и третья – посредник, если она:
    1. не принимает на себя никаких рисков и не создает добавленной стоимости;
    2. выполняет функцию, сводящуюся исключительно к перепродаже товаров и услуг.
  3. Операции, совершаемые между российскими компаниями или представительствами зарубежных организаций на территории РФ, и оффшорными странами.
  4. Сделки, заключаемые на внешнем рынке с биржевыми товарами (энергоносители, удобрения, металлы, драгоценные камни и т.д.).

Важно! Операции из 3-4 пункта попадают под государственный контроль только в случае, если годовая выручка компании по ним превышает 60 млн руб.

Трансфертное ценообразование 2017 предполагает, что операции между взаимосвязанными лицами становятся контролируемыми, если:

  • Контрагент по сделке зарегистрирован на территории специальной экономической зоны со льготным налогообложением, в то время как другой участник отношений рассчитывает бюджетные обязательства по стандартным ставкам.
  • Один из участников полностью освобожден от уплаты налога на прибыль, т.е. для него действует ставка 0%.
  • Операция совершается с лицом, добывающим природные ресурсы и перечисляющим в казну НДПИ.
  • Одним из участником рыночной операции является фирма или ИП, использующая льготный режим налогообложения.

Чтобы сделка стала контролируемой, доходы по ней должны превысить стоимостной порог, определенный законодательством. Для разных видов операций он колеблется на уровне 60-100 млн руб.

Какие сделки не контролируются налоговиками?

В ст. 104.14 Налогового Кодекса приведен список операций, не подлежащих ценовому контролю. В него входят:

  1. Сделки между участниками консолидированной группы налогоплательщиков, организованной в полном соответствии с российскими законами.
  2. Операции, в которых участвуют лица, соответствующие всем перечисленным критериям:
    1. их юридические адреса принадлежат к одному региону страны;
    2. у них отсутствуют обособленные подразделения в других субъектах РФ и странах;
    3. они платят налоги в бюджет одного региона;
    4. ни у одной из сторон нет убытков за прошлые периоды, на которые можно уменьшить налоговую базу в текущем;
    5. никто из участников сделки не перешел на спецрежим налогообложения, не стал резидентом особой экономической зоны.

Перечень неконтролируемых операций, данный в НК РФ, признается закрытым и не подлежит расширительной трактовке.

Важно! Действующее налоговое законодательство основывается на допущении, что цены по сделкам между несвязанными лицами априори являются рыночными.

Кто такие взаимосвязанные лица?

Регулирование трансфертного ценообразования вводит понятие «взаимозависимые (или связанные) лица». Это граждане или организации, которые в силу наличия определенных отношений и связей могут влиять на финансовые результаты деятельности друг друга.

Связанные лица становятся объектом повышенного интереса со стороны налоговиков, потому что у них имеется больше рычагов, чем у прочих участников рыночных отношений, чтобы снижать фискальную нагрузку и выводить прибыль из-под налогообложения. Из-за их действий бюджет недополучает положенные доходы.

Отношения между связанными лицами могут влиять на:

  • цены по сделкам;
  • показатели дохода и прибыли организаций;
  • прочие аспекты их экономических отношений.

Существует три основных критерия, на основании которых закон относит лиц к категории взаимосвязанных:

  1. Участие одного физического или юридического лица в капитале другого, имеющее прямой или косвенный характер. Доля влияния должна составлять не менее 25%.
  2. Наличие кровнородственных связей между физическими лицами.
  3. Наличие должностной подчиненности между двумя гражданами, обусловленное особенностями служебной иерархии.

Перечисленные факторы позволяют установить взаимосвязанность по закону. Однако ими не исчерпываются возможности налоговиков. Обратившись в суд, они могут потребовать признания лиц связанными по любым другим причинам.

Также возможен добровольный порядок признания взаимосвязанности, когда налогоплательщик самостоятельно обращается в фискальные органы и дает информацию о возможностях влияния на финансовые результаты других структур.

Дополнительные обязанности связанных лиц

Компании, к которым применяются разные виды трансфертных цен, должны:

  • Направлять в ФНС ежегодные уведомления о контролируемых сделках, имевших место за период. Срок подачи отчета – до 20.05 следующего года.
  • По запросу налоговиков представлять данные и документы касательно конкретной операции или совокупности договоров.

Законодательство оставляет фискальным органам право поставить под сомнение рыночный характер цен, установленных при любой сделке между взаимосвязанными лицами. Если налоговикам удастся доказать, что сомнения небеспочвенны, компанию обяжут пересчитать налоги на прибыль и добавленную стоимость и доплатить разницу в бюджет.

Методы трансфертного ценообразования

Методики ценообразования – это совокупность подходов и правил, при помощи которых фискальные структуры могут сопоставить стоимость в рамках конкретной сделки с ее рыночным значением. Существует пять способов, которые праве применять ФНС:

  1. Сравнительный метод

Российское законодательство отводит ему приоритет. Это означает, что использование иных способов возможно лишь в случае, если этот не работает или не дает надежных результатов.

Суть методики заключается в сравнении цены операции с рыночной, т.е. такой, которая устанавливается в ходе сделок с идентичными (или хотя бы однородными) товарами при сопоставимых условиях. Информация о стоимости черпается из официальных, достоверных источников. Для анализа налоговики ранжируют цены по возрастанию, удаляют минимальное и максимальное значения, а из оставшихся составляют интервал.

  1. Метод цены дальнейшей реализации

Этот способ основывается на сравнении валовой рентабельности, получаемой участником контролируемой сделки, с минимальным ее уровнем, характерным для рынка в целом. Он применим для компаний, осуществляющих функции перепродажи продукции, существенно не влияющих на характеристики товаров и располагающих нематериальными активами для повышения их добавленной стоимости.

Метод сложно применим в российской действительности из-за разности учетных политик компаний и частой невозможности получения полной и достоверной информации.

  1. Затратный способ

Основывается на сравнении валовой рентабельности затрат участника контролируемой сделки и аналогичным показателем для рынка в целом. Трансфертные цены на основе переменных затрат применяются для оценки сделок компаний, оказывающих финансовые услуги (например, управляющая компания, контроль денежных потоков и т.д.), при куплях-продажах сырьевых продуктов, недвижимости и т.д.

  1. Метод сопоставимой рентабельности

Использование этого способа возможно в случаях, если контроль за трансфертным ценообразованием по предыдущим четырем методикам невозможен в текущей ситуации. Принцип основывается на сравнениях различных показателей операционной рентабельности (активов, продаж, расходов и т.д.) со значениями, актуальными для других участников рынка, ведущих сходную деятельность.

  1. Метод распределения прибыли

Наиболее сложный в применении способ, который используется налоговиками в последнюю очередь, если предыдущие не работают. Он применим для тесно связанных структур, владеющих объектами интеллектуальной собственности.

Фискальные органы определяют совокупную прибыль по сделке и вычисляют части, доставшиеся участникам, пропорционально их расходам, вложенным активам, принятым рискам и т.д. Если по факту организации получили меньше, чем было рассчитано контролерами, их прибыль корректируется для налогообложения.

Трансфертное ценообразование НК РФ – относительно новое направление в деятельности фискальных структур. Его цель – не дать возможности связанным лицам искусственно занизить показатели доходности и уменьшить налоговую нагрузку. К нарушителям положений законодательства применяются штрафные санкции и другие меры воздействия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Loading...Loading...