Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Я памятник воздвиг себе нерукотворный

Перечитываю стихотворение Пушкина «Памятник». Потрясающая вещь! И заразительная. После него многие поэты в той или иной форме тоже стали сооружать себе стихотворные памятники. Но пошла эта памятникомания не от Пушкина, а из глубины веков от Горация. Ломоносов был первым в русской литературе 18 века, кто перевел стих Горация. Звучит этот перевод так:

Я знак бессмертия себе воздвигнул8
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

От Горация и пошла эта памятникомания. На основе текста Горация, написал свой «Памятник» и Державин.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай

За ним пишет свой знаменитый "Памятник" Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Внимтельный читатель обратит внимание, что эти три стихотворных памятника во многом похожи друг на друга.
Дальше пошло-поехало. Хороший памятник себе сооружает поэт Валерий Брюсов, где он с уверенностью заявляет, что его памятник «не свалить» и что потомки его «ликуя назовут»

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!
Распад певучих слов в грядущем невозможен, -
Я есмь и вечно должен быть.
И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя,
Ликуя, назовут меня - Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря.
В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша, -
Повсюду долетят горящие страницы,
В которых спит моя душа.
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь - о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
И в новых звуках зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? - случайная забава!
Что клевета друзей? - презрение хулам!
Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Поэт Ходасевич тоже надеялся, что
"В России новой и великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок…"

А вот Ахматова в поэме «Реквием» даже указала место, где ей поставить памятник.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

В 2006 году, в год сорокалетия со дня смерти Ахматовой, в Питере, на набережной Робеспьера, напротив здания тюрьмы «Кресты» был открыт ей памятник. Именно в том месте, где она указала.

Своеобразный памятник воздвиг себе И.Бродский.

Я памятник себе воздвиг иной,
К постыдному столетию спиной,
К любви своей потерянной лицом,
А ягодицы к морю полуправд…

Есенин тоже, в шутку наверное, соорудил себе памятник:
Я памятник себе воздвиг
Из пробок вылаканных вин.
Пробками тогда назывались бутылки вина. Рассказывая о встече с Есениныым в Ростове - на Дону в 1920 году Ю.Анненков вспоминал эпизод, имевший место в ресторане "Альгамбра". Есенин стуча по столу кулаком:
- Товарищ лакей, пробку!
Есенину заслуженный памятник поставил народ. И не один. К ним не зарастет народная тропа.

А вот поэт А.Кучерук упорно пишет стих за стихом, что бы тоже создать себе памятник нерукотворный. Вот только сомневается «будет ли к нему тропа?»

Мне говорят, что всё это напрасно;
писать стихи... К чему они сейчас?
Ведь нет давно на свете Дам прекрасных.
И рыцарей давно нет между нас.

Давно к стихам все души охладели
до минус двух по Кельвина шкале...
Ну, что ты в них вцепился, в самом деле?
Что, нет других занятий на Земле?

А может, графоман ты? Вот и строчишь,
сбивая строки в стройные ряды?
Как швейная машинка, днём и ночью
стихи тачаешь полные воды.

И я не знаю, что сказать на это,
поскольку я действительно готов
с энергией достойною поэта
воспеть друзей и сокрушить врагов.

Стих за стихом готов писать упорно,
но если так страна моя слепа,
пусть памятник создам нерукотворный...
А будет ли к нему вести тропа?!!

Наблюдая, как другие создают себе памятники, я тоже заразился этой памятникоманией и решил создать свой нерукотворный.

Я тоже памятник себе воздвиг,
Как Пушкин, как старик Державин,
Фамилию свою под ником НИК
Я творчеством своим уже прославил.

Нет, господа, совсем я хрен умру,
Творения мои меня переживут.
За то, что верен был всегда добру,
Потомки в храме свечку мне зажгут.

И тем любезен буду я народу,
Что творчеством сердца я волновал,
Что от врагов и прочих всех уродов
Святую Русь всю жизнь я защищал.

Враги мои от зависти умрут.
Пускай умрут, им так, видать, и надо!
Из памяти потомки их сотрут,
А будет НИК греметь, как канонада.

Слух обо мне пройдет везде и всюду,
И вспомнят обо мне и чукча, и калмык.
В кругу читать мои творенья будут,
Хороший, скажут, человек был НИК.
(Шутка)

Вот только, как и Кучерук, сомневаюсь, будет ли к моему памятнику тропа?

Рецензии

Отличная работа Николай Иванович! Прочитал два раза. И ещё один раз просыпающейся жене. Что удивительно, но и Ваш памятник пришёлся в строку, после всех великих и не очень. Так что человек Вы хороший, Ник. Это даже не обсуждается. И это ведь самое главное. Главный памятник. Ну и чувство юмора тоже не отнять! Спасибо!


Сравнительный анализ произведений разных авторов

Сценарный план урока литературы в 9 классе по программе В.Я. Коровиной.
Технология учебно-исследовательской деятельности
по сравнительному анализу произведений разных авторов.

Тема урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Сравнительный анализ произведений разных авторов.
Цель урока: - создать условия для исследовательской деятельности обучающихся;
- научить сравнительному анализу текстов художественной литературы;
- развивать основные виды речевой деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, формировать гражданское сознание.
Планируемый
результат обучения,
в том числе
формирование УУД

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы, самостоятельно организовывать деятельность.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать произведение, понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения; определение композиции стихотворения, изобразительно-выразительных средств, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять запись информации различными способами; осуществлять анализ и синтез в научном поиске; обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: использовать языковые ресурсы для решения задач учебного поиска; формулировать, аргументировать собственное мнение, учитывать и координировать в сотрудничестве мнения других.

Личностные УУД: способность к самооценке, ориентация в нравственном пространстве общества, осознание чувства гражданственности, обретение собственной позиции в оценке произведений искусства.

Регулятивные УУД: планировать деятельность, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, осуществлять контроль, оценивать результаты.

Основные понятия: идея произведения, ода, исторический комментарий, изобразительно-выразительные средства, композиция, перевод, переложение, позиция автора.
Межпредметные связи: русский язык, история, мировая художественная культура.
Ресурсы: тексты произведений, учебник, мультимедийное оборудование

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Оргмомент Познавательные УУД: планирование работы, сбор информации для урока. Установление тематических рамок содержания работы; мотивация учебной деятельности; создание эмоционального компонента. Восприятие информации; сообщение о подготовительном этапе к уроку: собрана информация, подготовлена выставка книг, проведен соцопрос, выполнено домашнее задание.
Целеполагание
и мотивация
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контроль за речевой деятельностью обучающихся; внесение корректив в ответы. Оценка подготовительного этапа к исследованию. Формулирование познавательной цели;
определение методов информационного поиска;
направления исследовательской работы; сообщение о подготовительном этапе к уроку:
-собрана информация;
-подготовлена выставка книг;
-проведен соцопрос;
-выполнено домашнее задание.
Актуализация знаний Коммуникативные: устная речь, аргументация мнения, формулирование выводов Определение правил работы в группах. Демонстрация фильма о Горацие. Демонстрация слайдов о поэтах. Подведение итогов социологического опроса, демонстрация схем и диаграмм, формулирование выводов по результатам соцопроса. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Чтение наизусть стихотворений.
Выявление причин
затруднения и
постановка цели
деятельности
(постановка
учебной задачи)
Регулятивные:поиск средств осуществления цели учебной деятельности. Познавательные: соотносить объекты и линии сравнения. Организация работы обучающихся в группах, инструктаж. Контроль за временем. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Работа с таблицей. Распределение задания внутри групп самими обучающимися.
Построение
проекта выхода
из затруднения
(«открытие» детьми
нового знания)
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Регулятивные: осуществление действий по созданию общего проекта. Направляет работу, контролирует логичность и целесообразность выбора линий сравнения. Оформление результатов исследовательской работы в таблице, создание синквейнов. Формулируют выводы по каждой линии сравнения. Выстраивают работу в группах.
Реализация
построенного
проекта
Коммуникативные: общение, устная речевая деятельность. Познавательные: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений. Организует сообщения обучающихся. Построение осознанного произвольного речевого высказывания в устной форме; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества в поиске информации.
Первичное
закрепление
во внешней речи
Коммуникативные: готовность выслушать других, аргументация точки зрения. Познавательные: умение оформлять информацию в требуемой форме, установление аналогии и причинно-следственных связей. Корректирование собственных затруднений, участие в коллективном обсуждении полученного результата работы.
Самостоятельная
работа
c самопроверкой
по эталону
Регулятивные: соотнесение результатов своей деятельности с целью занятия, оценка успешности работы группы и самооценка, понимание причин неуспеха. Коммуникативные: уместное использование оценочной лексики. Демонстрирует образец таблицы на экране. Оценивание работы по сравнительному анализу. Оценивание качества и уровня исследовательской работы.
Включение
в систему знаний
и повторение
Регулятивные: формулирование выводов. Коммуникативные: умение формулировать гипотезу дальнейшего научного поиска. Комментирование домашнего задания. Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, постановка целей последующей деятельности.

1. Оргмомент.

Сегодня мы работаем в группах. Вы сами определили функции каждого участника группы. Выполнили домашнее задание. Получили рабочую папку с материалами для работы.

2. Целеполагание и мотивация.
Представление темы урока.
Просмотр фильма о Горации.

Что делает человека бессмертным? Героические поступки? Богатство? Чины? А в чем поэты, люди искусства, видели свое бессмертие?

Один из них жил в первом веке до нашей эры, участвовал в сражениях, но предпочел жизнь свою посвятить литературе. Другой тоже воевал, был и губернатором, и сенатором, награды имел государственные, но счастье нашел в творческой деятельности. А третий не был ни воином, ни политиком. Он сразу ощутил себя поэтом.

Между первым и третьим пролегло почти два тысячелетия, но дело, которому они посвятили себя, стирает преграды веков. Ведь мы говорим о поэзии, о ее вечности, о ее бессмертии.

Как давно вы услышали тему урока?

Почему тема была заявлена уже на первом уроке?

Как мы готовились к этому уроку?

Каковы результаты соцопроса?

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

1.Как вы понимаете значение слова «памятник»?

2.Каким людям установлены памятники в нашем городе?

3.Какие архитектурные сооружения в Судже носят названия памятников?

4.Нужно ли устанавливать памятники на могилах родственников?

5.Какой памятник можно назвать вечным?

Демонстрация презентации результатов соцопроса. Один из учащихся комментирует результаты опроса.

В опросе участвовало 26 обучающихся 11 классов. Большинство из них понимают значение слова «памятник» как скульптурное сооружение в честь кого-либо или какого-либо события. Названы памятники Ленину, Щепкину. Архитектурные памятники верно назвали только несколько опрошенных. Наибольшее затруднение вызвал пятый вопрос. 13 человек отказались отвечать на него, только двое ответили правильно.

Из результатов опроса мы видим, что тема памяти волнует людей. Каждый человек задумывается о том, что жизнь человеческая не может быть бесконечной. Как можно сохранить имя свое и после смерти? Как и чем наполнить душу свою бессмертную, чтобы она стала бессмертной не только в христианском смысле?

Какую же цель мы ставим перед собой на уроке и добиваемся ее выполнения?
(Цель: В результате сравнительного анализа стихотворений понять, что открыл миру Гораций? Что заставило Ломоносова и Державина обратиться к нему? Почему Пушкин тоже развивает идеи древнеримского поэта?)

Мною предложен способ достижения цели. Вы должны были его понять из формулировок домашнего задания. Составление и заполнение таблицы – один из видов оформления научных исследований, и мы на сегодняшнем уроке будем совершенствовать это универсальное учебное действие.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сама таблица перед вами. В первой линии сравнения допущены фактические ошибки. Проверяем домашнее задание первой группы, находим фактические ошибки в предложенном историческом комментарии.

Домашнее задание второй группы. Толкование непонятных слов и выражений.

Авфид – река в Италии, на родине Горация.
Алцейская лира – лира Алцея (Алкея). 6 век до н.э.
Дельфийский лавр – лавр из города Дельфы, из храма Аполлона.
Стихи эольски – стихи эолийского племени (Сапфо и Алкея) считались образцом в древнегреческой лирике.
Аквилон – северный ветер.
Давнус –легендарный царь Апулии, родины Горация.
Мельпомена – муза трагедии.
Фелица – героиня оды Державина. Имя заимствовано из сказки Екатерины 11. Ода «Фелица» посвящена Екатерине.
Александрийский столп – памятник Александру 1 на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном.

Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с текстами произведений. Пусть они прозвучат сегодня в вашем исполнении. (Выразительное чтение наизусть.)

Тексты исследуемых произведений.

Гораций «К Мельпомене»
(1 век до н.э.)
перевод Ломоносова (1747)
Державин «Памятник» (1795) Пушкин
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836)
Exegi monumentum

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид,
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной прстоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Третья группа определяла линии сравнения этих произведений. Какие линии они нам предлагают и почему? Идея, композиция, средства выразительности, авторская позиция, образы стихотворения.

4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Как правильно выстроить предложенные линии? Давайте определим последовательность этих линий. (На доске карточки расположить вертикально в нужной последовательности.)

Итак, работая в группах, в сотрудничестве мы приступаем к заполнению таблицы.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Распределение работы самими обучающимися в группах: руководитель, секретарь, помощники.

Группы используют словари литературоведческих терминов.

6. Реализация проекта.

Оформление результатов исследовательской работы в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ОБЪЕКТЫ СРАВНЕНИЯ
Линия сравнения Гораций
(пер. Ломоносова)
«К Мельпомене»
Державин
«Памятник»
Пушкин
«Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…»
Дата создания.
Краткая характеристика эпохи (важные события в жизни страны, правители, судьба поэта
Гораций – 1 век до н.э.
Ломоносов -1747г.
Отец – вольноотпущенный раб. Гораций – участник гражданской войны на стороне Брута. Автор «Науки поэзии». Перевел с греческого Алкея, Анакреонта, Сапфо. Признан в Италии классиком литературы.
18 в. (1795г.)
Статс-секретарь при Екатерине Второй, сенатор, губернатор. Член Верховного Совета при Павле, министр юстиции при Александре. Кавалер нескольких орденов.
19в.(1836г.)
Один из первых выпускников Царскосельского Лицея, открытого Александром Первым. При жизни удостоен славы великого поэта. Реформатор русского литературного языка. Сочувствовал дворянам, восставшим против правительства (1825г.)
Жанр Ода (сам Гораций называл лирическим стихотворением Ода эпохи классицизма. За образец взята ода Горация. Ода. Торжественное, лиричное и философское произведение
Идея Поэтическое творчество- это памятник, «знак бессмертия». Поэзия бессмертна, она могущественнее сил природы. Поэтическое творчество бессмертно, если исполнено Божьего веления, пробуждает добрые чувства.
Композиция.
1.Вступление.
2.Главная часть.
3.Заключение.
1.Воздвиг необычный памятник («знак бессмертия»).
2. Заслуги (перевел греческую поэзию).
3.Обращение к музе.
(Лавровый венец.)
1.Воздвиг вечный памятник.
2.Заслуги (простой слог, правдивость).
3.Обращение к музе. (Будь бессмертной.)
1.Воздвиг «нерукотворный памятник».
2. Добро, милосердие, свободолюбие в творчестве дарят бессмертие.
3.Обращение к Музе. (Будь послушна Божьему веленью.)
Центральный образ стихотворения
(создание синквейнов)
ПАМЯТНИК
высокий, крепкий
не умру, воздвигнул буду возрастать, звенеть, внес,
«Возгордися праведной заслугой, муза!»
Алцейская лира.
ПАМЯТНИК
чудесный, вечный
не умру, будет помнить, дерзнул, беседовать, говорить
«О муза! Возгордись заслугой справедливой…»
Забавный русский слог и истина.
ПАМЯТНИК
нерукотворный, священный
не умру, восславил, призывал, пробуждал, переживет
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
«Душа в заветной лире…»
Средства выразительности:
-эпитеты;
-метафоры;
-олицетворения;
-оксюморон;
Великий, праведной.
Смерть оставит велику часть мою…
Возгордися праведной заслугой, муза.
Звенеть Алцейской лирой.
Чудесный, вечный.
Полет времени.
О муза! Возгордись…
Нерукотворный, непокорная, заветная, гордый, дикой, добрые, жестокий.
Слух пройдет.
Веленью Божию, о муза, будь послушна..
Особенности лексики Слова высокого стиля:
владеет, велика часть, Отечество, знак бессмертия.
Слова высокого стиля:
сокрушит, тлен, возрастет, доколь, безвестность, возгордись.
Слова высокого стиля:
воздвиг, нерукотворный, вознесся, душа, заветный, славен, пиит, восславил, падшие, веленье, хвала, приемли.
Особенности синтаксиса Сложные конструкции, обращение. Ряды однородных членов,
обращение.
Ряды однородных членов, обращение, обособленные члены предложения.
Многосоюзие.
Авторская позиция Заслугу свою видит в том, что открыл новое в поэзии, перевел греческие стихи.
Гордится Римом.
Восхищается Родиной, славянами. Считает, что творчество подарит ему бессмертие за правдивость и «забавный русский слог». Уверен в бессмертии как истинный христианин. «Душа в заветной лире» нетленна. Нерукотворный памятник поэзии – исполнение воли Бога.
Отношение к авторской позиции и к ее художественному воплощению. Вызывает интерес у многих поэтов как аксиома бессмертия. Первым представил поэтическое творчество как вечный памятник. Впервые идея Горация «пересажена на русскую почву». Учит любви к Отечеству. Звучит легко и возвышенно, завораживает, пленяет мыслью и чувствами.
Созданы законы поэтического бессмертия для всех поэтов земли.
Значимость произведения в контексте творчества автора и мировом литературном процессеы Наследие Горация вызвало огромное количество подражаний. В русской литературе к ней обращались 32 поэта. Во многих вузах по творчеству Горация осваивают латинский язык. Создал первое русское переложение оды Горация.
«Он пел и славил Русь святую. Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» (К. Рылеев о Державине)
В творчестве Пушкина тема поэта и поэзии – одна из ведущих тем. Данное стихотворение является завещанием и манифестом поэта, оно развивает идею стихотворения «Пророк». Строки этого стихотворения высечены на цоколе первого памятника поэту в Москве.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Обучающиеся заполняют таблицу в каждой группе, комментируя, обобщая, делая выводы по каждой линии сравнения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель ориентируется на готовый продукт работы, но приветствует творческий подход и нестандартность мышления. Одно из заданий выполняется в технологии синквейна, если обучающиеся подготовлены к этому. Каждая группа работает с одним произведением.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовый учебный продукт (таблица сравнительного анализа) воспроизводится на доске. Обучающиеся сравнивают результаты своей деятельности и образец и делают выводы.

Гораций (Квинт Гораций Флакк) родился в 65 году до н.э. в Венузуи, на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб. Получил образование в Риме, участвовал в гражданской войне, начавшейся после убийства Цезаря. Командовал легионом в армии Брута.

После поражения и амнистии посвящает себя поэзии. Создает политические стихи, сатиры, оды, послания. Главным в произведении он считал идейность. Любимый поэт многих государственных деятелей Европы и России. Ода «Памятник» привлекала внимание многих поэтов. Первый перевод с латинского в России сделал Ломоносов.

Ломоносов (Гораций): поэт воздвигнул «знак бессмертия», ни бурный Аквилон, ни века не могут его разрушить; посмертная слава будет возрастать, пока великий Рим владеет миром. Свою заслугу видит в том, что греческие стихи внес в Италию.Ода переведена в 1747году.

Державин: воздвиг вечный памятник; слава возрастет, «доколь славянов род вселенна будет чтить»; заслуги видит в простоте и правдивости слога. Державин на основе текста Горация создал свое произведение. Стихотворение написано в 1795 году. Первоначальное название «К Музе. Подражание Горацию».

Белинский писал: «Хотя мысль этого превосходного стихотворения взята Державиным из Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию».

Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в 1836 году. Это и исповедь, и завещание, и манифест поэта. Эпиграф указывает на прямое продолжение традиций Горация. Для поэта главное в творчестве само творчество, «чувства добрые», свобода и «милость к падшим» возводят поэта в ранг пророка и учителя. Заключительная строфа – это духовная программа Пушкина: нужно подчиняться только Божьему велению.

10. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что вы можете сказать о нашей работе на сегодняшнем уроке? Что понравилось в работе? Какой элемент урока стал самым ярким? Что можно было бы сделать по-другому?

Какие жизненные уроки мы извлекли?

Дополнительный демонстрационный материал:

Cтихотворение Пушкина в исполнении Владимира Яхонтова (видеоклип).



Домашнее задание рассчитано на то, что вы еще раз вернетесь к тексту стихотворений. Предлагаю три задания на выбор. Каждый из вас самостоятельно решит, что интереснее для дальнейших размышлений над строками стихотворений.

Домашнее задание.

1. Найти опечатку в тексте стихотворения Горация (пер. Ломоносова). Как эта опечатка изменяет смысл стихотворения?

2. Проанализируйте статью учебника литературы для 8 класса средней школы под редакцией А.Г. Алексина (1986), посвященную стихотворению А.С. Пушкина. С какими выводами автора статьи вы не согласны и почему?

3. К оде Горация обращались многие русские поэты (более 30). Почему идеи древнеримского поэта вызвали такой интерес у многих читателей и писателей?

Выберите одно из заданий и выполните его письменно.

Оценки за урок выставляют группы. Учитель предлагает и свои критерии оценивания, и баллы, используя таблицу наблюдений за работой обучающихся.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, писатель, а также, просто очень творческий человек. Именно он и заслуживает того, чтобы его уважать, понимать со всей ясностью, так как в его произведениях присутствует искренность и иногда простота, которой иногда не хватает в реальной жизни. Одно лицемерие и зависть.

Произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» очень необычно уже хотя бы по своему смыслу и содержанию. Это произведение – велико по размеру, и оно рифмовано через каждую строку, что очень удобно. Смысл этого произведения очень высок, и его нужно понимать со всей своей ясностью, так как Пушкин в этом стихотворении пишет о себе, пишет о том, что не все его понимают, а многие – и осуждают. Пушкин в этом произведении пытается донести как до простого люду, так и до более высших чинов, что поэты – тоже люди, что они играют роль в жизни общества – очень большую, и что не всегда им бывают так легко, как может показаться. Пушкин сделал это стихотворение, которое состоит всего из пяти строф – одой, а также, чем-то вроде гимна, который должен повести за собой народы, показать, что поэты – люди, что-то светлое как маяк, который призывает к справедливости, доброте, а главное – свободе, чему очень подвластен русский дух.

Стихотворение под названием «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» призывает к ответственности за свои слова и поступки, особенно тех, кто стоит высшее простых крестьян и просто людей. Оно также доказывает, что поэты не обязаны только ублажать слух людей приятной речью и комплиментами. Поэты также должны, просто обязаны наставлять людей на путь истинный, показывая в своих произведениях – что правильно, и как выйти на свет чистый и праведный. Именно потому Пушкин провозглашает, что идет не только лирою приятной ласкать слух народа, но и справедливость восстанавливать.

Полный анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный... Пушкина

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб. В то время Пушкину жилось довольно тяжко, его ведь уже не так признавали, как в те времена его славы. Критики стали суровее к нему относиться. А царь, тот царь, которого Пушкин любил, просто перестал его жаловать, он запретил печатать его самые лучшие работы. Естественно, что настроение стиха – грустное, и настроено, чтобы в какой-то степени обелить себя. Кроме этих проблем, Пушкин был в состоянии безденежья, и вокруг к тому же ходили сплетни по поводу его личной семейно жизни. Одним словом, ничего хорошего не было в этом 1836 году.

Именно потому Пушкин взялся писать такое произведение в тот момент. Это было непросто, но он излил все свои чувства, желания и эмоции на бумагу. Его стихотворение получилось – величественным и гордым своей красотой написания. Этим стихотворением, он как бы подвел заключительный итог своего творчества. Он пишет в своем стихе как бы критику на самого себя, но эти слова совсем не ругают себя же, а наоборот, старается всем доказать, что он не так уж плох, и что все его творчество – искренне и написано от сердца.

Только потому, что поэт понимал, что в будущем он еще больше прославиться и что его потомки поймут писателя и поэта, Пушкин выдержал все обиды и нечестные слова, сказанные против него. Но все же несмотря на то, что понимал, что в будущем его поймут лучше, Пушкин все же жалел, что его не понимают сейчас. Именно поэтому в таком духе было и написано произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это красивое произведение, написанное от всей души, горячо и главное – искреннее. Пушкин никогда не был лицемером, и ждал этого, возможно, и от других. Теперь еще больше становиться понятней его состояние печали и удивления.

Жанр стиха критики относят в оде. Это произведение размышляет о смысле жизни и о людях, самых разных. Поэтому его относят еще и к философскому типу произведений. Размерами произведение оценивается в шестистопный ямб, оно рифмуется через каждую строчку. Строф в стихе всего пять, а самый последний куплет написан в торжественном и величественном тоне, в котором чувствуется еле заметная грусть.

Анализ стихотворения Пушкина памятник

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» подводит некий итог творчества поэта. Поэт анализирует, что он сделал и как это повлияет на других людей. Стихотворение написано в последние годы жизни поэта в 1836 году.

Это стихотворение раскрывает важную тему в творчестве А.С. Пушкина – божественное призвание поэта – пророка. Поэт – это не просто человек, который обличает свои мысли в рифму. Он является наместником бога на Земле, пророком, который рассказывает людям о настоящем, прошлом и будущем. Именно поэтому автор ставит себя выше общества, государства и царя. Он возносит свой памятник выше «Александрийского столпа». То есть поэт указывает на то, что даже победа над Наполеоном в 1812 году блекнет рядом с его произведениями.

Поэт говорит о том, что он всегда останется живым, потому что его душа заключенная в строки останется на устах людей. Его будут называть «всяк сущий в ней язык». Здесь поэт поднимает не только вопрос о своем величие, но и о величие своей родной страны. Он сравнивает себя с ней и говорит, что как велика страна, так же велик и он.

Так же поэт указывает на то, что он непокорен никому, кроме «веления Божьего». Поэт даже не пользуется метафорами, он открыто говорит, про свою непокорную голову. В строках этого произведения видно, что автор верен только своему божественному призванию, и считает, что его творчество независимо не от кого.

Он предсказывает свою судьбу, говорит, что его творчество останется в вечности. Что самое главное, для этого стихотворение, что А.С. Пушкин считает, не важным то, как к нему будут относиться, и что будут говорить про его творчество: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». А главное провозглашает то, что не «нужно оспаривать глупца». Последние строки произведения можно связать с заветами для будущих поэтов, которые будут продолжать его дела: «Веленью божию, о муза, будь послушна». Здесь снова возникает мотив подчинению только божественной силе.

Анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный... по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Современная ода Некрасова

    Данное произведение носит сатирический характер. Автор обозначил в названии жанр – ода, (который к моменту написания стихотворения уже вышел из употребления) имеющий характер славословия. Этим самым он дал прозрачный намек читателям.

  • Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин

    Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца

  • Анализ стихотворения Деревня Фета

    Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.

  • Анализ стихотворения Сольвейг Блока

    Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока

  • Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета

    Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.

Место стихотворения в творчестве поэта

Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.

Тема творчества, поэта и поэзии.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.

Проблема стихотворения

Проблема закрепления своей славы поэта во времени.

Композиция стихотворения

Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:

Душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.

Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.

В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.

Лирический герой

Преобладающее настроение, его изменение

Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.

По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.

Пять строф, четверостишия.

Основные образы

Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.

Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.

Лексика стихотворения

Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».

Поэтический синтаксис

В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).

Сложные предложения, использована инверсия.

Изобразительные средства иносказания

эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».

Звукопись

Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):

Я памятник себе воздвиг не рукотворный ,

К не му не зарастет на родная тропа,

Возне сся выше он главою не покорной

Алексан дрийского столпа.

Нет , весь я не умру…

В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.

Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифмовка перекрестная.

Эмоции вызванные при прочтении

На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” имеет необычную, даже трагичную историю. Его черновик был обнаружен уже после гибели написавшего и отдан на доработку Жуковскому. Тот бережно внес правки в оригинал, и стихотворение поместили в посмертное издание. Читать стих “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” Пушкина Александра Сергеевича довольно грустно – поэт, как будто предчувствуя смерть, подступающую к порогу, спешит создать произведение, которое станет его творческим завещанием. В каком бы классе не изучалось это творение, оно способно произвести глубокое впечатление.

Основной темой стихотворения является отнюдь не самовосхваление, как считали недоброжелатели поэта, но размышления о роли поэзии в общественной жизни. Неважно, решит ли человек скачать его или прочитает онлайн, пушкинский посыл будет ему вполне понятен: поэтическое слово не умирает, даже если умирает творец. Оставаясь отпечатком его личности, оно проходит через века, несет себя как знамя разным народам. Это урок о любви к свободе, родине и людям, который нужно учить в любом возрасте.

Текст стихотворения Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” наполнен вдохновением и восхищением, в нем много нежности и даже печаль, которая так или иначе скользит между строк, полностью перекрывается осознанием факта, что душа поэта бессмертна. Ее хранят сами люди, которым небезразлична литература.

Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
____________________________
* “Я воздвиг памятник” (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

Loading...Loading...