Значение проф прививок для детей коллективный иммунитет. Коллективный иммунитет: как это работает и почему не работает. Ключ к принятию решения — информация о прививках

Казалось бы, школа – замечательное место, где дети получают знания и весело общаются друг с другом. Но не всё так просто. На тему отчуждения и даже травли школьника в детском и подростковом коллективе снято множество фильмов, да и сама ситуация знакома многим теперешним родителям. Возможно, в ваши школьные годы вы были свидетелями того, как задирают и обижают кого-то из одноклассников, а теперь на месте этого несчастного оказался ваш ребенок. Почему так случилось и что делать в такой ситуации? Вы абсолютно правильно тревожитесь, оставлять без внимания эту проблему нельзя.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Часто так бывает, что ваш вчерашний доверчивый малыш становится замкнутым и не хочет идти на откровенный разговор о своих проблемах. Это может быть оборотной стороной взросления, но вполне вероятна и другая причина. В каких случаях родители должны заподозрить, что в жизни школьника серьезные проблемы в общении со сверстниками, его обижают и, возможно, даже травят?

  1. Поведение резко меняется : ребенок постоянно в плохом настроении, нервничает, угрюм, тревожен, капризен. К этому могут прибавиться плохой сон и аппетит, ослабление иммунитета.
  2. Ребенок придумывает всяческие отговорки, чтобы не ходить в школу , старается притвориться больным, опаздывает на уроки или петляет и идет странными маршрутами вместо стандартной дороги в школу. Вполне вероятно, что он боится кого-то встретить. «Не хочу учиться» – это обычная фраза, свойственная почти всем детям. Но спокойные и уверенные в себе просто донимают родителей нытьем и капризами на эту тему, в случае травли же ребенок всячески маскирует истинную причину.
  3. Неопрятный, взъерошенный вид после школы (оторванные пуговицы, грязная и мятая одежда); потерянные, порванные или сломанные вещи могут свидетельствовать о физическом насилии над вашим ребенком – избиении или издевательствах. Внимательные родители сразу заметят разницу в поведении сына или дочери. Если дракой мальчик мог даже похвастаться, а девочка искренне огорчаться потере мобильного телефона, то в данном случае ребенок начнет «путаться в показаниях».

Почему ребенка обижают?

Школа – это искусственно созданный коллектив, где приходится уживаться абсолютно разным детям. И если взрослые люди вольны выбирать круг общения, место работы и обычно имеют почву под ногами в виде собственной семьи и друзей, школьник в этом плане крайне уязвим. Добавим к этому несформированную психику, общую тенденцию жестокости в современном мире, безразличие и попустительство учителей – и получим довольно-таки безрадостную картину условий, в которых оказывается школьник.

Именно на 6-7-летний возраст приходится так называемый «кризис социализации», когда ребенок учится взаимодействовать с социумом, испытывая в нем настоящую потребность. И если дома или в детском саду общение с другими детьми чаще всего происходило под контролем взрослых, то школа становится первым местом, где ребенок оказывается «в свободном плавании». Сложится или не сложится его жизнь в коллективе – это в любом случае окажет влияние на самооценку ребенка и его дальнейшую социализацию.

Все дети очень разные, и особенностью, из-за которой сверстники могут начать обижать ребенка, может стать абсолютно любая его черта: внешность, успеваемость, черта характера. Однако это теоретически. А на практике большинство учителей благодаря своему опыту могут сразу сказать, каких детей обижают в школе. Чаще всего это:

  • Дети с ярко выраженными особенностями внешности (маленький или очень высокий рост, полнота, какой-либо дефект или черта, выделяющие ребенка среди других);
  • Дети из неблагополучных семей . Часто они одеты хуже других детей в классе, плохо учатся, опаздывают;
  • Медлительные, рассеянные и невнимательные по природе дети;
  • Дети, которые выглядят «забитыми» . Это может быть школьник, который уже перенес какие-то унижения и обиды от сверстников, а может быть и первоклашка опять же из неблагополучной семьи, который забит в прямом смысле этого слова.
  • Агрессоры . Вспыльчивые, драчливые, они готовы броситься на каждого, чей взгляд показался им недостаточно дружелюбным. Такое поведение может вызвать не страх, а напротив, насмешки одноклассников, которые будут дразнить задиру специально.

С другой стороны, попасть под прицел насмешек может и самый уверенный, спокойный и «благополучный» ребенок. Небольшой промах или раскрытый напрасно секрет о первой любви могут вызвать серьезный и отрицательный для ребенка отклик в детском коллективе.

Как помочь ребенку?

Если твоего ребенка обижают сверстники, естественная реакция – нужно срочно что-то делать, кому-то жаловаться и наказать обидчика. Встречается и другая позиция: все через это проходят, пусть разбираются сами, все-таки уже не дошкольники, пора учиться «ставить себя». Наверняка, раз вы читаете эту статью, то понимаете: помощь ребенку необходима, другой вопрос, какой она должна быть.

Как реагировать, если ребенка обижают одноклассники?

В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет.

Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».

Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.

Стоит ли вмешиваться?

Некоторые родители сгоряча хотят разобраться с обидчиком самостоятельно, пригрозив или даже применив физическую силу. Не поддавайтесь эмоциям! Помимо того, что вы вступаете в нечестный «бой», ребенку такая помощь сделает только хуже, ведь он станет в глазах сверстников треплом и ябедой.

Кто-то советует ребенку научиться давать сдачи – это тоже не лучший путь. Так вы дадите сыну или дочери понять: кто сильнее, тот и прав. Искаженная реальность, жестокость и агрессия – разве так вы хотите решить проблему вашего ребенка?

Разговор с родителями зачинщика конфликта может быть хорошим вариантом, но следует учитывать то, какие это люди (если, к примеру, родители асоциальные, пьющие, беседа вряд ли сложится). В любом случае разговаривать надо спокойно, без нападок, стараясь понять и вторую сторону. Ведь никто не хочет признать, что это его отпрыск в чем-то виноват.

Кому жаловаться, если ребенка обижают в школе?

Беседа с классным руководителем может быть результативной, если он заинтересован в детях, действительно старается помочь своим подопечным и решить их проблемы. Воспитательная беседа учителя принесет эффект особенно в младших классах, когда авторитет педагогов еще высок.

К сожалению, иногда помочь может только обращение в вышестоящие инстанции. Напишите заявлению инспектору по делам несовершеннолетних, поговорите с завучем или директором школы. Вы можете отправить письмо с жалобой в Министерство образования, а также в местный департамент образования. В случае если речь идет о серьезных нарушениях прав вашего ребенка, ничто не будет лишним. Ведь школьник проводит в стенах учебного заведения большую часть своего времени, а страдания, приносимые обидчиками, наносят ему глубокую психологическую травму. Если не вы, то кто ему поможет?

Стоит ли перевести ребенка в другую школу?

Перевод в другую школу остается крайним вариантом в случае, если больше ничего не помогает. Учитывайте, что адаптация к новому коллективу – это дополнительный стресс. При этом никто не может гарантировать, что в другой школе ситуация не повторится просто из-за страха ребенка и его настроя на волну неудач.

Как сделать ребенка более уверенным в себе?

Хороший вариант – спортивная секция. Но цель в таком случае должна быть не научить ребенка драться, а именно придать ему уверенности в себе. Такой же эффект может принести и любое другое серьезное занятие, к которому можно привлечь ребенка – рисование, музыка, уход за животными. Вдобавок новый, внешкольный коллектив позволит почувствовать свободу от школьных отрицательных установок. А успешный, морально сильный человек, даже если он выглядит не так, как все, своим самоощущением постепенно вызовет уважение даже у самых отпетых хулиганов.

Дайте ребенку понять, что он – Личность, достойная уважительного к себе отношения. Поддержите его и помогите реализовать себя вне школьных стен. Надеемся, что в скором времени насмешки и издевательства одноклассников над вашим ребенком останутся в прошлом!

Фото из фотобанка Лори

В 2015 году вспышка кори в Америке распространилась на несколько штатов и побила рекорд прошлых зафиксированных в 2014 году случаев. В это время СМИ начали активно обсуждать отказ многих людей от вакцинации, а учёные были всерьёз обеспокоены тем, что семьи не прислушиваются к советам врачей и подвергают себя опасности. По их мнению, в случае вспышек таких легко передающихся заболеваний 90-95 % людей должны быть привиты, чтобы сохранить коллективный иммунитет. Так ли это на самом деле?

Что такое коллективный иммунитет?

Корь действительно очень быстро распространяется, кроме того, человек может быть заражён, но не сразу обнаружит симптомы. Однако вакцинация — несовершенная мера для сохранения коллективного иммунитета. Для многих людей это становится оправданием, чтобы отказаться от прививки.

Концепция коллективного иммунитета заключается в следующем: группа людей способна противостоять эпидемии благодаря тому, что достаточное количество людей невосприимчивы к болезни, таким образом у неё нет шансов распространиться. Но возникает вопрос:

Какое количество людей должно быть привито, чтобы обеспечить коллективный иммунитет?

Чтобы вычислить это, необходимо посчитать среднее число людей, которые могут быть заражены. Представьте, что один больной человек может заразить двух людей, те в свою очередь передают инфекцию ещё двум и так далее. В результате получаем классический пример быстро распространяющейся эпидемии.

Если вакцинация не проводится, такие заболевания, как корь, быстро распространяются и могут приводить к эпидемиям.

Если мы хотим остановить распространение эпидемии, нам необходимо быть уверенными, что каждый случай заражения повлечёт за собой меньше одной новой инфекции. Получается, что для этого нужно хотя 50% процентов привитых людей. В таком случае только у одного из двух возникает вероятность заразиться.

Когда вакцинация не равномерно охватывает все население, а концентрируется в отдельных группах, возможны крупные вспышки заболевания даже при высоком уровне общего охвата прививками.

Как понять, какая часть людей должна пройти вакцинацию?

Для этого необходимо вычислить число распространения эпидемии. Это количество новых случаев заражения, которое влечёт за собой каждый больной человек.

Представьте, что вы находитесь в обыкновенном восприимчивом к болезням коллективе, где один человек может заразить пятерых. В данном случае число распространения эпидемии равно 5. Чтобы предотвратить эпидемию, как минимум 4 человека из этих пяти, то есть 80%, должны пройти вакцинацию. Остальные 20% могут быть всё ещё восприимчивыми к инфекции, но в целом коллектив будет защищен.

Таким образом, если знать число распространения эпидемии, то можно высчитать количество людей, которым необходимо пройти вакцинацию, чтобы сохранить коллективный иммунитет. Так, например, у Эболы и гриппа это число равно двум, у оспы — от 5 до 8, а корь распространяется гораздо быстрее — каждый новый случай может повлечь за собой от 10 до 20 новых.

Положение дел

Заблуждением в подсчёте для коллективного иммунитета может стать тот факт, что вакцинация равномерно распределена между людьми. Однако случаи показали, что количество людей, прошедших вакцинацию, очень отличается в разных странах, регионах и даже школах. Мнения и отношения к вакцинации распространяются в обществе, что в свою очередь может привести к противоположным настроениям в разных коллективах.

Свою роль здесь играют СМИ и социальные сети. Если проанализировать посты в Twitter о вакцине против «свиного» гриппа в течение эпидемии в 2009 году, то можно увидеть, что негативных мнений гораздо больше. Причём каждое позитивное сообщение вызывало обратный эффект — отрицательных отзывов становилось всё больше.

Когда охват прививками доходит до определенного уровня, в принципе становится возможным приобретение коллективного иммунитета.

Реальная правда такова: чем дольше общество будет противостоять вакцинации, тем больше эпидемий будет происходить. Вспышки могут возникать даже тогда, когда общество достигнет стопроцентной вакцинации. Если негативные мнения в отношении вакцинации возрастут, то мы столкнёмся с новыми вспышками эпидемий и цепочками заражений. Одной такой цепочки будет достаточно, чтобы болезнь распространилась дальше и вышла за пределы одного коллектива. Решить эту проблему можно, убедив людей в необходимости и безопасности вакцинации.

Здесь следует также учесть, что не все люди могут быть привиты, например, по состоянию здоровья или из-за возраста. Поэтому обществу следует стремиться к 100% охвату вакцинацией среди тех, кто может её пройти. Для того, чтобы не только защитить себя, но и сохранить коллективный иммунитет.


Но каким образом обнаружение данных о более коротком сроке действия вакцин ставит под сомнение выводы, что прививки приводят к коллективному иммунитету? Д-р Рассел Блейлок , американский нейрохирург, а также автор нескольких книг и прекрасно известного "Блейлок вэлнис рипорт", объясняет:

Это означает, что по меньшей мере половина населения, а именно бэбибумеры, не имеют созданного прививками иммунитета ни к одной из болезней, от которых им были сделаны прививки в первые годы жизни. В сущности, по меньшей мере 50 или более процентов населения не имело защиты от заболеваний на протяжении десятилетий.

Государственные организации здравоохранения, такие как Центр контроля и профилактики заболеваний, заявляют, что всему населению Соединенных Штатов будут угрожать эпидемии болезней, если охват прививками опустится когда-либо ниже 95%. Тем не менее по мнению доктора Блейлока и других, прививочный коллективный иммунитет отсутствовал в США на протяжении десятилетий. Фактически, половина населения США прожила последние 30-40 лет своей жизни без прививочной защиты против многих заболеваний. Однако крупных эпидемий не случалось.

"Изучая научную литературу, мы обнаружили, что для многих вакцин защитный иммунитет составлял от 30 до 40%. Таким образом, 60-70% процентов населения оставались без прививочной защиты, — отмечает Блейлок, ссылаясь на поколение бэбибумеров. — И снова это означает, что при эффективности вакцинации, равной 30-40%, в сочетании с фактом, что большинство людей утратило иммунную защиту в течение 2-10 лет после прививки, для многих из нас отсутствовали магические 95%, необходимые для коллективного иммунитета".

С другой стороны, выполнение стандартов вакцинации в определенном районе не всегда предотвращает вспышку болезни. В 2011 году в Квебеке в Канаде произошла одна из самых крупных "постэлиминационных" вспышек кори. В этом районе схема двухкратного введения вакцины выполнялась почти на 97%, что даже превышает рекомендованные цифры, которые по общепринятым нормам должны приводить к коллективному иммунитету. Также несколько вспышек кори произошли в период с 1971 по 2009 годы в США среди привитых детей. Это включает вспышку кори в в 1994 году в Цинцинатти, где 80% заболевших детей ранее получили тройную дозу вакцины MMR, а также вспышку кори в 1986 году в Корпус-Кристи, штат Техас, где 99% заболевших подростков были ранее привиты.

Вспышки болезней среди привитого населения не ограничиваются одной корью. Канадское исследование, опубликованное в "Джорнэл оф пидиэтрикс" в 1989 году, обнаружило, что в 55% случаев коклюшная вакцина не работала. Среди 526 индивидов, заболевших в течение 28 месяцев исследования, 91% были по меньшей мере трижды привиты от коклюша . По данным Департамента здравоохранения штата Огайо, 50% из зарегистрированных в нем в конце 1980-х годов случаев коклюша пришлось на привитых. В 2013 году Департамент здравоохранения Огайо выступил с пресс-релизом, настоятельно призывающим всех граждан сделать повторные прививки в связи с тем, что в том году случаев коклюша стало больше на 29%. Однако прививочный "охват" бесклеточной коклюшной вакциной в штате Огайо в период с 2011 по 2013 годы составлял приблизительно 82%, что полностью соответствует стандартам коллективного иммунитета.

Ключ к принятию решения — информация о прививках

Решение, принимаемое в отношении прививок для себя или для своих детей, всегда должно приниматься индивидуально на основе информированного согласия. Знание как можно большего числа фактов, представляемых обеими сторонами в прививочном споре, является неотъемлемой частью процесса принятия решения. Это предполагает ознакомление хотя бы с некоторыми данными по истории и по формированию ключевых понятий, используемых в настоящее время для определения стратегий вакцинации, которые затрагивают нас всех. Мы надеемся, что эта информация поможет ВАМ сделать правильный выбор и принять наилучшее решение в отношении прививок.

Вы наверняка слышали термин "коллективный иммунитет", но не совсем уверены, что понимаете его значение? Он, как правило, используется при обсуждении свойств вакцины и то, как как она используются для защиты целых групп населения от болезней.

Как работает коллективный иммунитет

Коллективный иммунитет - технически иммунитет сообщества - производится (вырабатывается), когда большинство населения получило иммунизацию против конкретного заболевания, так что те люди, которые не в состоянии сделать прививку, все равно защищены коллективным иммунитетом, потому что болезнь не может распространяться через сообщество. Многие люди, которые подвергаются наибольшему риску таких заболеваний, как коклюш (судорожный кашель) и менингит, возможно, не смогут получить вакцину . Молодые дети, беременные женщины и люди с ослабленной иммунной системой, часто не должны получать вакцину, но они более склонны к развитию осложнений или умирают от инфекций. Но если все окружающие сделают прививки против этих заболеваний, то болезни будут не в состоянии циркулировать в наших "общинах", то есть коллективный иммунитет защищает не только людей с вакцинами, но и тех членов сообщества, кто имеют высокий риск заболевания, но не в состоянии пройти вакцинацию.

Еще один способ понять коллективный иммунитет, это представить часть общество в виде стада животных. Скажем, у вас стадо слонов и слоненок находится в середине стада. Он является наиболее уязвимым для атак из-за его размера, но в связи с тем, что он находится в окружении крупных и сильных взрослых, он защищен.

Прививки делают нас не только сильнее, но и способными помочь защитить окружающих с ослабленной иммунной системой, которые находятся в наших "общинах", коллективе.

Как получить коллективный иммунитет

Надо понимать, что коллективный иммунитета будет действительно работать только тогда, когда большая часть населения будет вакцинирована. Например, полиомиелит в России был практически ликвидирован, потому что почти всем живущим сегодня была сделана прививка против него и большинство населения имеет к нему иммунитет . То, что раньше изматывающая болезнь убивала и делала инвалидами тысячи людей, сегодня не существует в нашей стране не только благодаря постоянной вакцинации, но уже и по причине коллективного иммунитета к полиомиелита. Даже те, кто по какой-то причине не может быть вакцинирован против полиомиелита, достаточно надежно защищен, так как в России больше нет вспышек этой болезни.

С другой стороны, у нас есть вакцины, чтобы защитить нас от гриппа, но потому, что только около 30% населения России выбирают прививки от гриппа, страна практически не имеет коллективного иммунитета к этому заболеванию. Если бы каждый год больше людей получали вакцины против гриппа каждый год, вирус имел бы больше проблем с распространением и сделал бы меньшее количество людей больными.

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про коллективную вакцинацию, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Широкая иммунизация населения считается одной из главных побед медицины ХХ века, наряду с открытием пенициллина и широким применением антисептиков в хирургии. Однако, в последние годы набирает обороты антипрививочное движение. Мы разобрались, что к чему.

Невероятно, но факт: чем безопаснее и эффективнее становятся прививки, тем больше находится людей, которые уверены, что делать их вовсе необязательно по ряду причин. Хорошей почвой для этого стали:

  • грубость и несовершенство поликлинической системы
  • низкая компетентность медработников и не самое лучшее качество вакцин отечественного производства
  • повальное увлечение населения самолечением “по Малахову”, где от всех болезней спасаются уринотерапией и прикладыванием капустного листа к жопе.

В результате, коллективный иммунитет, который был создан благодаря широкой принудительной иммунизацией населения в советские годы, оказался разрушен.

Антипрививочники внушают родителям, что прививки вызывают аутизм, ДЦП и рак. К слову, врача, якобы доказавшего связь вакцинации и аутизма, лишили медицинской лицензии, а все публикации отозвали и опровергли

ДЦП – это термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном (околородовом) периоде.

При чем тут прививки – неясно. А что вызывает рак, ни один ученый вам не скажет. Так что, дорогие родители, вас обманывают.

Они говорят, что корь – не смертельное заболевание. Но это неправда.

Они говорят, что ветрянка – это фигня. Но это неправда.

Они говорят, что грипп не опасен. Но это неправда.

Они говорят, что коклюшем лучше переболеть. Но это неправда.

Они говорят, что вакцины совсем не эффективны для предотвращения заболеваний. Однако, вакцинация спасает 3 миллиона детских жизней ежегодно, в то время как 2 миллиона детей погибает от болезней, предотвратимых с помощью прививок.

Они говорят, что “естественная инфекция” – лучше, чем прививка. Но они ошибаются.

Они говорят, что вакцины плохо проверяются, однако эта область медицины находится под строжайшим контролем, все проверяется и перепроверяется десятки и сотни раз. Например, эффективность и безопасность пневмококковой вакцины были подтверждены при участии 37 868 детей.

Они говорят, что врачи не признают побочных эффектов от прививок, но это не так: все нетипичные реакции хорошо известны и изучены и, за исключением крайне редких случаев, протекают довольно мягко.

Они говорят, что тиомерсал в составе вакцин вызывает аутизм. Нет, не вызывает. Более того, с 2001 года это вещество практически не используется.

Они говорят, что алюминий, который используется для усиления имунного ответа организма, вреден для детей. Но гораздо большие дозы алюминия ребенок получает с грудным молоком, а для того чтобы он причинил вред, нужны огромные количества.

Они говорят, что Национальный календарь прививок непосилен для детского иммунитета. Но это не так.

Они говорят, что раз чужие дети привиты, то к чему прививать собственных?

На самом деле, это один из самых отвратительных аргументов. Во-первых, вакцины не всегда 100% эффективны и остается небольшая вероятность того, что даже привитый ребенок заболеет, если он восприимчив к болезни. Более того, некоторым детям нельзя делать прививки по медицинским причинам. Они крайне зависимы от коллективного иммунитета. А люди, которые не прививают своих детей, таким образом ставят их под угрозу.

Они говорят, что “естественный” иммунитет лучше, чем искусственный, научно-обоснованный, медицинский. Но это не так.

Вакцинопрофилактика – одна из важнейших вещей, которые вы можете сделать для защиты своего ребенка.

Можно предсказать следующий аргумент “против”: я – продажная шлюха капитализма, подкупленная “большой фармой”, работаю на них с рождения и пропагандирую их гнусные ценности. Потому что у антипрививочников нет неоспоримых научно доказанных аргументов.

Все их протесты – исключительно эмоциональны, потому что фактов для подкрепления собственной позиции у них нет. Наверное, где-то в глубине души они это понимают и потому предпочитают нападение как лучший способ защиты.

Почему же они лгут? Некоторые ради получения прибыли от продвижения собственных альтернативных методов, потому что вы не доверяете доказательной медицине. У некоторых самые искренние намерения, и они действительно уверены, что прививки приносят исключительно вред. Но, как сказал один известный астрофизик, наука хороша тем, что это истина, вне зависимости, верите вы в нее или нет. Благие намерения не защитят вас и ваших детей от бактерий, вирусов и болезней, которые можно предотвратить, сделав прививку.

Только в одном я согласна с антипрививочниками. Они говорят: читайте наши сайты! Там вся информация! Я тоже говорю вам: читайте проверенные научные сайты, вы должны знать мнение медицинского сообщества. Разбирайтесь, как работает имунная система. Почитайте истории про эпидемии заболеваний до появления вакцин. Поговорите с пожилыми людьми, которые жили в годы, когда корь или полиомиелит не могли быть предотвращены. Читайте о том, как производятся вакцины и как они действуют.

Почитайте про Эндрю Уэйкфилда и про то, почему, его медицинская лицензия была отозвана, как и все публикации, якобы подтверждающие связь прививок и аутизма. Почитайте про огромное количество исследований на эту тему, которые обнаружили… ничего.

Конечно, это огромный объем работы. И, безусловно, гораздо проще поверить какому-то левому человеку в Интернете, который кричит о том, что вакцины – это плохо. Но чтение научных статей – это навык, который может быть освоен при должной практике. Ради себя самого и ради собственных детей вы это сделаете.

И, несмотря на все лобби антипрививочников, не стоит бояться вакцин. То, что происходит без них, – гораздо страшнее.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Признаки избалованного ребенка. Советы родителям

Все о воспитании

Просмотрено

Сложный воспитательный процесс… Всегда старайтесь поддерживать ребенка!

Loading...Loading...