Какие прививки стоит делать ребенку. Нужны ли прививки

«Мы должны заставить иммунитет работать», - утверждает Константин Кеменчижиди, главный врач Мегионской городской детской больницы «Жемчужинка». Почему надо прививать детей, что такое многокомпонентные вакцины, об этом читайте в интервью с руководителем медицинского учреждения.

- В чем польза вакцинации для человека?

К. Кеменчижиди: В 2005 году была принята инициатива проведения Европейской недели иммунизации, цель была одна – донести до населения необходимость проведения вакцинации: каждый человек имеет право не болеть, обеспечить себя стойким иммунитетом против заболеваний. Все больше и больше исследования подтверждают, что в основе практически каждого заболевания лежит инфекционный компонент. Лечение заболеваний дорогостоящее, выздоровление занимает долгий период времени, а вакцинация – самый короткий путь к здоровью. Все мы говорим о здоровом образе жизни, он складывается из физической активности, правильного питания и отказа от вредных, привычек, и я считаю, что вакцинация -это один из компонентов здорового образа жизни, так как это укрепляет здоровье человека.

На годовом отчете 2017 года Вы говорили о снижении охвата вакцинопрофилактикой, в том числе, из-за отказа родителей от вакцинации. Сейчас же многие не решаются прививать ребёнка от опасных инфекции. Как вы думаете, с чем связаны эти сомнения. Связаны ли они с качеством вакцин? И, наконец, стоит ли прививать или нет?

К. Кеменчижиди: Опасения связаны с распространением мифов о вакцинации, что каждая прививка вызывает сдвиги в иммунитете. Всем известен тот факт, что мы преодолели ряд заболеваний, избежали тяжелых форм и последствий дифтерии, кори, краснухи, эти заболевания практически ушли, так как была создана иммунная прослойка. Но когда не привитый ребенок сталкивается с этим заболеванием, и мы объясняем родителям о том, что этого можно было избежать, а не прислушиваться к некомпетентным мнениям, бывает уже поздно, и последствия необратимы. Сегодня вакцины настолько чистые, не содержат чужеродного белка и готовятся при помощи генной инженерии. Это позволяет организму выработать антитела, практически не имеет побочных эффектов.

- То есть отказ родителей от прививок повышает уровень ответственности за здоровье ребёнка в будущем?

К. Кеменчижиди : За невыполнение плана прививок они, к сожалению, не несут наказание, и в любом случае, если ребенок заболевает и у него тяжелые последствия, будут оценивать действия медицинских работников, но никак не родителей. Я всегда говорил и буду говорить о том, что необходимо воспитывать в родителях ответственность за свои действия. Родители, не видя того, как тяжело болеют дети, не осведомлены об осложнениях, которые могут наступить: такие заболевания как краснуха и ветряная оспа могут привести к вторичному бесплодию. Есть замечательный плакат, созданный Всемирной организацией здравоохранения, где показана оторванность, изолированность не привитого ребенка от общества.

- На форумах в интернете очень много информации об осложнениях после прививок, как избежать осложнений?

К. Кеменчижиди : Осложнений глобальных мы сегодня не наблюдаем, но если они выявляются, значит, была нарушена процедура иммунизации. В основном, это реакции локального характера, аллергические: покраснения, зуд, абсцессы, которые свидетельствуют о том, что происходит локальное заболевание, и иммунитет начинает работать.

За 1 - 2 дня перед вакцинацией необходимо начать прием антигистаминных, противоаллергических препаратов и после вакцинации 2 -3 дня принимать этот препарат. Конечно же, каждый ребенок перед тем, как попасть в прививочный кабинет, сначала должен быть осмотрен врачом.

Действительно ли вакцинация защищает от опасных болезней, таких как дифтерия полиомиелит и столбняк? Может ли ребёнок заболеть недугом, от которого привит?

К. Кеменчижиди : Возбудитель может попасть в организм ребенка, ведь прививка - это не внешний, а внутренний барьер человека. Что происходит с человеком, прошедшим иммунизацию? В организме уже есть антитела в крови и организм уже знает это заболевание, при попадании инфекционного компонента, он может переболеть в легкой форме, но без последствий и осложнений, чем и опасны все эти инфекции. В 80-х годах прошлого века я учился и работал в Краснодарском крае, в городе Анапа, и в то время уже ставили вакцину АКДС, в Советском Союзе это было обязательно. Привезли группу детей из Афганистана, где прививка была не обязательной, и дети заболели дифтерией, некоторые погибли. Наши дети тоже перенесли болезнь, но в легкой форме, а иммунная прослойка, которая была создана в то время, не дала болезни распространиться.

- Какие вакцины Вы считаете прорывом в борьбе с болезнями

К. Кеменчижиди : Национальный календарь прививок предусматривает вакцинацию от 15 заболеваний, в странах Европы они охватывают еще больше: в Италии – 17 вакцин, во Франции – 18, в Германии -21.Специалисты в странах посчитали, сколько стоит лечение и сколько стоит вакцинация, и пришли к выводу, что прививка дешевле. Все вакцины нужны и важны. Прорывом же в сфере иммунизации я считаю вакцину против полиомиелита, которая стала инактивированной, и прививается в 3 тура, прививки от гемофильной инфекции и АКДС. Также огромный прорыв - это применение вакцин против пневмококковой и респираторно-синцитиальной инфекций для детей, которые родились ослабленными, недоношенными. Не так давно была включена в календарь прививка против гемофильной инфекции. Все это - большой шаг в достижении тех целей, которые мы поставили перед собой, а именно - сохранение здоровья населения, обеспечение комфортного уровня жизни.

- Как родителям подготовить ребёнка к предстоящей вакцинации?

К. Кеменчижиди : Во-первых, обязательный осмотр врача педиатра, который назначит противоаллергические препараты за 1- 2 дня до прививки, и 2 -3 дня после, чтобы минимизировать последствия.

Бывает, что родители покупают вакцины определенных производителей, получается, есть какое-то разделение на плохие и хорошие вакцины?

К. Кеменчижиди : Плохих вакцин не бывает, они просто не допускаются. Есть многокомпонентные вакцины, те, которые прививают сразу, к примеру, от 5 заболеваний, поэтому родителям предлагают приобрести их, я бы тоже советовал.

Сегодня у родителей есть выбор, делать прививку или нет. Можете дать несколько рекомендаций сомневающимся водителям?

К. Кеменчижиди : Заболевание лучше предупредить, лучше подготовить ребенка к встрече с инфекцией, с которой он может столкнуться по жизни. Плохо, когда нет антител в организме, особенно у тех, у которых ослаблен иммунитет, которые часто болеют. Мы постоянно слышим, как родители говорят, что ребенок часто болеет, лучше его не трогать, вот как раз таким лучше ставить прививки, и мы должны внедриться в иммунитет и заставить его работать и выработать антитела.

Администрация БУ «Мегионская городская детская больница «Жемчужинка»

В статье подробно объясняется, что такое вакцинация, с какой целью ее проводят, какие бывают виды прививок, из чего делают такие препараты и для чего они необходимы, а также перечислены возможные осложнения после прививок. Мы расскажем о том, на что обратить внимание, если решение в пользу вакцинации принято. Статья также объясняет, как развивается иммунитет у детей и от каких факторов он зависит.

Поскольку вопрос вакцинации активно обсуждается в СМИ и на ТВ и вызывает множество споров, мы в наших материалах знакомим читателей со всеми точками зрения – от мнений педиатров и специалистов от официальной медицины до категорических противников вакцинации.

Прививка или вакцинация – это введение в организм антигена болезнетворных микроорганизмов.

Данная субстанция изготавливается в виде специального адаптированного материала и предназначена для приобретения иммунитета к определенному заболеванию.

Справка . Устойчивость или резистентность организма человека – это приобретение им невосприимчивости к возбудителям инфекционных болезней.

Для чего нужна вакцинация?

В настоящее время вакцинацию проводят:

  1. В целях профилактики (вакцинопрофилактические меры).
  2. С терапевтической, то есть, лечебной целью (вакцинотерапия).

Живые ослабленные патогенные микроорганизмы (бактериальные).

Официальная медицина считает этот материал наиболее эффективным, называются цифры (средние данные – не менее чем на 10–15%), в сравнении с вакцинами, изготовленными из неживых микробов (инактивированные, то есть убитые бактерии и вирусы).

Свойства и плюсы вакцин из живых микроорганизмов

  • Способны вызвать более значительный, длительный по времени и напряженный иммунитет.
  • Переносимость в сравнении с инактивированной (из неживых микробов) вакциной практически одинакова.
  • Перевес в сторону «неживых» вакцин очень незначительный (по официальным данным).
  • Возможность применения благодаря вышеперечисленным качествам у детей дошкольного возраста.

Справка . Напряженный иммунитет – понятие, которое характеризуется уровнем специфической невосприимчивости, действующей в организме по отношению к данному возбудителю болезнетворной инфекции. Качественные показатели оцениваются по специфической иммунологической реакции (например, лабораторный анализ крови на определение специфических антител).

Такие вакцины:

«Неживые, убитые» вакцины (инактивированные).

Задача – добиться обеспечения надежных инактивационных свойств и при этом минимально повредить структуру самих антигенов.

Вакцины химического происхождения.

Включают антигены, которые получены преимущественно химическими методами с выделением протективных специфических белков.

Как принято считать, именно от таких антигенов зависит надежный иммунитет. Производство сопровождается очисткой антигенов от балластных компонентов. Фармацевтические компании производят молекулярные вакцины с помощью химического синтеза или биосинтеза.

Анатоксины.

Изготавливаются из обработанных формалином экзотоксинов разнообразных болезнетворных микроорганизмов, не потерявших иммуногенных свойств и имеющих способность к образованию антител (антитоксины).

Монопрепараты (моновакцина ).

Ассоциированные лекарственные формы (одновременное проведение вакцинации, действенной в отношении нескольких видов инфекций, например, ди- и тривакцина).

Вакцины нового поколения.

Поскольку, как признают сами иммунологи, с помощью традиционных современных вакцин не удается успешно решить вопрос действенных профилактических мер против ряда болезней, потому остро стоит вопрос о новых видах препаратов для вакцинации.

Это заболевания, вызванные возбудителями, которые тяжело культивируются in vivo и in vitro или не культивируются вообще.

Справка. in vivo и in vitro – означает, дословно, в живом организме и в пробирке.

Сейчас становится возможным получить так называемые антигенные детерминанты (другое название – отдельные эпитопы). Средства не обладают в обособленном состоянии иммуногенностью. Например, благодаря генным технологиям, можно изготовить рекомбинантную векторную вакцин у , которая будет включать живые культуры непатогенных микробов. В геном таких микроорганизмов встроена наследственная информация от других патогенных микробов.

В настоящее время уже получены дрожжевые вакцины (гепатит В), разработано новое средство против малярии, ведутся исследования по вакцинации от ВИЧ и т.д.

Вакцинация детям. Показания

Прививки бывают:

  1. Плановые.
  2. По показаниям (эпидемический фактор).

В разных странах используется свой календарь вакцинаций (профилактические прививки). Такой документ предписывает проведение плановых массовых вакцинаций населения, начиная с грудного возраста. В каждой стране существует закон, который обязывает или допускает право личного выбора в этом вопросе.

Прививка ребенку. На что обратить внимание родителям?

  1. Условия хранения.
  2. Условия транспортировки.
  3. Уничтожение неиспользованных препаратов.

Родители обязаны поинтересоваться, соблюдались ли предписанные правила хранения и транспортировки вакцин.

Это – непременное условие, так как при нарушении температурных режимов при хранении и перевозке препаратов не просто снижается их эффективность, но и нередко происходит повышение реактогенных свойств.

Результат – высокий процент аллергической реакции немедленного типа и коллаптоидные реакции.

Может развиться через несколько минут и до часа и даже через несколько суток.

Проявления:

  • крапивница;
  • отек Квинке;
  • синдром Лайела;
  • сывороточная болезнь;
  • анафилактический шок.

Внимание! При повышенной чувствительности организма (например, к некоторым препаратам, включая антибиотики, а так же к яичному белку) вероятность развития любого вида аллергии на вакцину ККП (корь, краснуха, паротит), возрастает.

Если наблюдается непереносимость дрожжей, нельзя проводить вакцинацию соответствующей инъекцией (против гепатита В).

Аллергия в форме крапивницы. Симптомы:

  • развивается через несколько минут или часов после инъекции;
  • сопровождается зудом кожи;
  • проявляется в виде кожных высыпаний.

Аллергия в форме крапивницы

Синдром Лайела. Симптомы:

  • кожная сыпь;
  • появление волдырей;
  • кожный зуд.

Развивается на протяжении трех суток после вакцинации.

Сывороточная болезнь. Симптомы:

  • крапивница;
  • отека Квинке;
  • лихорадка;
  • увеличение лимфоузлов;
  • боли в суставах;
  • увеличение селезенки.

Может развиться через четырнадцать-двадцать один день.

Осложнения сывороточной болезни:

  • нарушения функции почек;
  • заболевания легочной системы;
  • сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
  • болезни нервной системы.

Анафилактический шок. Симптомы:

  • отек Квинке;
  • мгновенное падение кровяного давления;
  • асфиксия (удушье).

Развивается либо сразу, либо на протяжении в течение трех-четырех часов и является крайне опасным состоянием, угрожающим жизни. В таких случаях необходима экстренная противошоковая терапия.

Необходимо внимательно наблюдать за ребенком после проведения вакцинации, особенно первые 30-60 минут. Прививки следует проводить только в медицинском учреждении, где при необходимости могут оказать квалифицированную помощь. Процедурные кабинеты оснащены аптечками с противошоковыми препаратами.

Аллергия на Манту возникает при непереносимости туберкулина. Специалисты считают реакцию на инъекцию туберкулина одной из специфических форм аллергии, так как туберкулин – это аллерген, а не антиген.

Внимание! Мы хотим отметить тот факт, что взаимодействие активно применяемого в течение многих лет туберкулина и иммунной системы человека не изучено в полной мере.

Пробы Манту. От каких факторов зависит реакция организма?

Оказать влияние может:

  • любая пищевая аллергия;
  • склонность к лекарственной аллергии;
  • перенесенная инфекция (любая);
  • иммунитет на нетуберкулезные микобактерии;
  • возраст пациента;
  • особенности питания (включая недостаток тех или иных веществ, витаминов и т.д.);
  • хроническая форма болезни;
  • заражение глистами;
  • неблагоприятные внешние факторы;
  • аллергический дерматит, и т.д. и т.п.

Внимание! Нарушение условий транспортировки и хранения туберкулина могут оказать существенный результат на результат пробы.

Поскольку требуется соблюдение специальных систем («холодовая цепь»), которая представляет собой бесперебойно функционирующую цепочку с обеспечением оптимальных температур на всех этапах без исключения, вопрос соблюдения таких условий всегда и везде представляется сомнительным.

Обращаем внимание на то, что «холодовая цепь» с температурным режимом от 2 до 8 градусов должна функционировать, начиная от производителя и до конечной точки – процедурного кабинета.

Уничтожение неиспользованных вакцин

Все, что содержит неиспользованные остатки вакцин (ампулы и емкости), а также все инструменты надлежит кипятить в течение часа и специально обрабатывать 3-5% раствором хлорамина 60 минут, 6% перекисью водорода один час, или автоклавировать.

Неиспользованная по каким-то причинам вакцина, а также препараты с истекшим сроком годности направляются на уничтожение (центры Госсанэпиднадзора).

Внимание, родители! Медик, который проводит вакцинацию, обязан:

  • Проверить этикетки.
  • Изучить маркировку (на упаковке и ампуле)
  • Ознакомиться с данными по сроку годности.
  • Убедиться в целостности флакона (ампулы).

Внимание! Нельзя использовать вакцины при отсутствии этикеток, с просроченным сроком годности, нарушении герметичности, любом изменении внешнего вида (цвет, наличие хлопьев, посторонние включения и т.д.)!

Попадание в организм болезнетворной инфекции. Что происходит при этом? Объясняет врач-иммунолог

Болезнетворный микроорганизм принято считать агрессивным по отношению к человеку агентом. Попадая из внешней среды, например, через слизистые оболочки носоглотки, микробы повреждают сами клетки слизистых оболочек, а затем начинают активно выделять продукты своей жизнедеятельности. Происходит отравление тканей токсинами. При этом не имеет значения – вирус это, бактерии или грибки.

Инфекция попала в организм первый раз

Иммунитет не выработан, потому инфекции комфортно, но до того периода, пока она не «попадет» на блуждающие лейкоциты. С этого момента начинается борьба.

Процесс может проходить по нескольким сценариям:

  • Лейкоциты убивают микробы сразу, болезнь не развивается вообще.
  • Уничтожение «врага» начинается через какое-то время, когда микроорганизмы уже успели размножиться в той или иной степени. На этом этапе имеет место быть повреждение клеток тканей человека, отравление токсинами, развитие воспалительного процесса, то есть формирование того или иного инфекционного заболевания.
  • Инфекционная болезнь сопровождается активным размножением патогенной микрофлоры и борьбой, где стоит вопрос – «кто кого победит».
  • При инфекционной болезни происходит выработка иммунной системой человека специальных защитных белков – антител. Задача антител – поймать и обезвредить противника, связать и нейтрализовать все токсины, которые за этот период выделили микробы.
  • Благоприятное течение болезни характеризуется хорошей работой иммунной системы, которая с помощью лейкоцитов и специфических белков (антитела) расправляется с агрессивным агентом. Результат – болезнь заканчивается, поврежденные ткани восстанавливаются, приобретается иммунитет (стойкий или временный).


Сколько в организме находятся антитела?

После инфекционного заболевания в крови остаются антитела:

  1. На длительный период.
  2. На всю жизнь.

Новое попадание точно такого же микроорганизма вызывает мгновенную реакцию организма человека – антитела в крови быстро находят «знакомые» микробы и начинает уничтожать их ДО того, как те приступили к «обустройству».

Антитела не допускают начала воспалительного процесса, то есть заболевания. Тогда речь идет о том, что организм устойчивость к данной болезни приобрел.

Иммунная система ребенка. Особенности и развитие


Иммунная система формируется у эмбриона на 6-7 неделе беременности, затем развивается селезенка, система лимфоузлов и лимфоидная ткань (от этого зависит иммунитет, который находится еще в спящем состоянии).

Формирование иммунной системы происходит постепенно (примерно до 5-6 месяца беременности), но за два месяца до родов антитела беременной проникают через плаценту в кровеносную систему плода, достигая концентрации еще большей, чем у матери.

Благодаря чему ребенок успешно справляется с миллиардами микроорганизмов, так как уже имеет нужные антитела в крови.

При преждевременных родах у недоношенного малыша нет в крови необходимого количества антител, потому его иммунитет снижен.

Слабее защита детей, у матерей которых был тяжелый токсикоз (гестоз) во второй половине беременности, а так же в случае внутриутробной гипотрофии, когда плод испытывал «голодание» по причине недостаточного поступления питательных веществ.

Внимание! Грудное молоко – это источник постоянного поступления в организм малыша новых антител, которые накопила мама за всю свою предыдущую жизнь.

Сразу после рождения происходит колонизация кожных покровов и слизистых оболочек новорожденного разнообразной микрофлорой. Кишечная палочка, бифидо- и лактобактерии – это необходимая микрофлора, которая теперь пребывает постоянно с ним, патогенные микробы будут уничтожаться антителами.

Важно! Первые месяцы после рождения характеризуются высоким (как говорят врачи-иммунологи – напряженным) иммунитетом, но постепенно происходит ослабление защитных функций. Примерно к году жизни у малыша все антитела, которые он получил «в подарок» от мамы, расходуются. К этому периоду организм ребенка начинает активно синтезировать свои антитела. Обращаем внимание – только те, с которыми уже имел дело.

Большая часть матерей прекращает кормить ребенка грудью в этом периоде. Потому у малыша нет дополнительной подпитки в виде антител. Вот почему в этом возрасте дети начинают часто болеть инфекционными болезнями.

Такая ситуация сохраняется до шести лет. Тогда малыш уже «перезнакомился» со всевозможными болячками и смог сам выработать устойчивость к инфекциям из внешней среды.

Те специалисты, которые выступают против вакцинации, считают эти методы опасными для формирования природного иммунитета, который вырабатывается сам, в соответствии с законами природы.

Выводы. Данная статья является поводом для размышлений и анализа. Родителям малышей приходится брать ответственность в вопросе «делать или нет прививку» на себя, так как врачи не могут дать однозначного ответа.

Поскольку в принудительном порядке вакцинация в большинстве развитых стран не проводится, читатели могут принять решение, ознакомившись со всеми точками зрения в наших публикациях.

Многие родители часто задают один и тот же вопрос: «Делать ли прививки ребёнку? Если делать, то какие и когда?».

Постараюсь ответить на этот сложный вопрос. Речь будет идти о соматически здоровом ребёнке здоровых родителей. За основу возьмем приказ Министерства здравоохранения РФ № 229 от 27.06.2001 г. «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Первой прививкой является вакцинация против вирусного гепатита В, которая делается в первые двенадцать часов жизни ребёнка, затем она повторяется через месяц, и в полугодовалом возрасте. Эта прививка – самая тяжелая для малыша, в принципе её необходимо сделать к школе, так что можно отказаться до шестилетнего возраста.

Вторая вакцинация, которая проводится ещё в родильном доме трёх-семидневным детям, – это вакцинация против туберкулёза – БЦЖ (BCG – французкая аббревиатура от “Бацилла Кальметта – Герена”). Я советую не отказываться и обязательно сделать эту прививку, потому что проблема туберкулёза в нашей стране стоит очень остро.

Третьим пунктом в календаре идут совместно АКДС-вакцинация – против дифтерии, коклюша и столбняка и вакцинация против полиомиелита. Некоторые родители возражают против этих прививок, говорят, что таких инфекций уже нет и прививаться не нужно. Но это заблуждение, эти болезни встречаются довольно часто, например, коклюш может передаваться от родителей к ребёнку – в соседней с нами поликлинике был реальный случай.

В наше время подобные заболевания встречаются редко как раз благодаря тому, что все привиты. Прививки против вышеперечисленных болезней делаются по графику, начиная с трёх месяцев – до года.

Вакцинация против полиомиелита жизненно необходима, так как эта инфекция очень тяжелая, она страшна своими последствиями. Когда ребёнок, родители которого отказались от прививки, попадет в детский коллектив, в котором будут делать ревакцинацию против полиомиелита, тогда его нужно будет изолировать на сорок(!) дней, чтобы избежать вакциноассоциированного заболевания полиомиелитом.

Следующие вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита проводятся в возрасте 12 месяцев. Делать эти прививки также нужно, так у мальчиков в случае осложнения в дальнейшем может развиться бесплодие, а заболевание краснухой у непривитых беременных женщин и девушек грозит гибелью или пороками развития ребёнка.

Проба Манту делается каждый год, процедура безвредна и очень информативна, и в наше время в условиях тотальной заболеваемости туберкулёзом она необходима.

Ко всем прививкам, независимо от времени проведения нужно готовиться: в течении двух недель до и после вакцинации необходима гипоаллергенная диета, детям грудного возраста не стоит вводить новый прикорм. За три дня до прививки, утром в день прививки и три дня после прививки нужно давать ребёнку противоаллергический препарат в профилактической дозе.

К детям, имеющим какие-либо хронические заболевания, страдающим аллергией или с ослабленным иммунитетом, нужен индивидуальный подход. Для них рекомендована консультация иммунолога или врача-специалиста, но, в любом случае, вакцинация необходима и таким детям.

В некоторых поликлиниках в наличии имеются платные импортные вакцины, не входящие в систему ОМС (обязательного медицинского страхования). Они более очищены от примесей и легче переносятся ребёнком.

В том случае, если Вы всё же решили отказаться от проведения профилактических прививок, Вам нужно прийти на приём и оформить отказ. Участковый врач не имеет права предъявлять Вам какие-либо претензии, или, например, не выписать ребёнку рецепт на молочную кухню, если отказ от прививок правильно оформлен родителями.

До свидания. Будьте здоровы!

С уважением, участковый врач-педиатр Ильяшенко Даниил Александрович.

Маленький доктор делает Дженнифер Раш «прививку»

Они говорят, что корь не является смертельно опасной болезнью, но она смертельна .

Они говорят, что ветрянка это мелочи, но это не так .

Они говорят, что грипп не опасен, но он опасен .

Они говорят, что коклюш не так уж и вреден для детей, но он вреден .

Они говорят, что вакцины не эффективны в предотвращении болезней, но ежегодно вакцины сохраняют жизнь 3 миллионов детей , и 2 миллиона ежегодно умирают от болезней, которые можно было предотвратить вакцинированием.

Вирус кори

Они говорят, что «естественная инфекция» лучше, чем вакцинация, но они ошибаются .

Они говорят, что вакцины никто тщательно не проверяет, однако вакцины подвергаются более высокому уровню контроля , чем любое другое лекарство. Например, в этом исследовании проверили безопасность и эффективность пневмококковой вакцины на 37,868 детях.

Они скажут, что врачи не признают побочных эффектов от вакцин, но побочные эффекты хорошо известны, и, за исключением очень редких случаев, они довольно мягкие .

Они говорят, что вакцина КПК вызывает аутизм. но это не так . Вопрос о том , является ли вакцина причиной аутизма , был исследован многократно , и все исследования представляют убедительные доказательства того, что это не так.

Они говорят, что тиомерсал в вакцинах вызывает аутизм. Нет, не вызывает , с 2001 года он отсутствует в подавляющем большинстве вакцин.

Они говорят, что алюминий в вакцинах (адъювант, или компонент вакцины, предназначенный для усиления иммунного ответа организма) вреден для детей. Но дети потребляют больше алюминия с грудным молоком , а для причинения вреда количество алюминия должно быть гораздо выше .

Они говорят, что общепринятый календарь прививок не подходит для иммунной системы ребенка, и она с прививками не справляется. Это не так .

Они говорят, что если чужие дети привиты, то нет никакой необходимости прививать своих детей. И это один из самых отвратительных аргументов. Во-первых, вакцины не всегда дают 100% гарантию не заразиться, поэтому даже вакцинированный ребенок иногда может все равно заболеть если столкнется с возбудителем. Хуже того, некоторым людям нельзя делать прививки, потому что у них иммунодефицит или аллергия на какой-то компонент. Эти люди зависят от группового иммунитета .

Люди, которые решают не прививать своих детей против инфекционных заболеваний, помещают в группу риска не только своих собственных детей, но и детей других родителей.

Они говорят, что «натуральные» и «альтернативные» средства лучше, чем средства доказательной медицины. Это не так .

Истина заключается в том, что вакцины являются одним из наших самых больших достижений в области общественного здравоохранения, и это одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать, чтобы защитить своего ребенка.

Скорее всего активисты-антивакцинисты скажут, что я (Дженнифер Рафф) работаю на крупные фармацевтические корпорации (не работаю и никогда не работала). Они скажут, что я не ученый (а я ученый), и что я «агент 666» (не знаю, кто это, но я — точно нет).

Ни одно из этих утверждений не является истинным, все они рефлекторный ответ активистов антивакцины, потому что у них нет никаких фактов, чтобы подкрепить свою позицию.

Почему они лгут вам? Некоторые из них делают это для получения прибыли , в надежде продать свои альтернативные средства , потому что вы боитесь доказательной медицины . Я уверена, что многие другие в рамках движения против вакцин имеют действительно хорошие намерения , и они искренне считают, что вакцины вредны. Но как недавно сказал один астрофизик: «Что хорошо в науке — так это то, что она правдива независимо от того, верите вы в нее или нет».

В случае противников вакцин — это плохая новость. Благие намерения не помешают микробам заражать людей и вредить им, и распространение информации о том, что вакцины опасны, реально приводят к пагубным последствиям. Сегодня мы можем наблюдать на всей территории США вспышки болезней , которые можно было бы предотвратить с помощью вакцин, все они из-за непривитых детей .

Только в одном я соглашусь с активистами–антивакцинистами: занимайтесь самообразованием. Только они имеют в виду под этим «читай все эти веб-сайты, которые поддерживают нашу позицию», а я предлагаю поинтересоваться тем, что на этот счет говорит научное сообщество. Узнайте, как работает иммунная система . Читайте об истории болезней до вакцин, а также поговорите с пожилыми людьми, выросшими, когда полиомиелит, корь и другие заболевания никто предотвращать не умел. Еще почитайте о том, как разрабатываются вакцины и как они работают .

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.

Loading...Loading...