Отоакустическая эмиссия: что это такое, кому ее проводят. Тесты на слух: способ Вебера, Ринне и другие методики исследования

Аудиология изучает особенности работы слухового органа. Клиническое направление, в рамках которого происходит , называется сурдология.

Главным методом исследования является . Для изучения используются специальные электронные-акустические приборы. С их помощью оценивается субъективная реакция «слышу-не слышу».

Еще одним методом является изучение слуха живой речью. Для тестов используют речь:

  • разговорную,
  • шепотом,
  • громкую,
  • очень громкую.

При исследовании с использованием шепотной речи рекомендуется произносить слова шёпотом после физиологического выдоха с использованием резервного воздуха в легких.

При применении обычной речи слова произносятся со средней громкостью.

Критерием оценки является расстояние от испытуемого до врача. Человек должен уверено озвучить 8 из 10 слов.

Громкая речь произносится непосредственно возле уха. Такой метод исследования применяется при тугоухости третьей степени.

Простая диагностика слуха:

Показания

Слух в обязательном порядке проверяют у новорожденных детей с помощью аппаратных методов исследования, у работников, которые работают в условиях шумных производств. Проверяется особенность работы органа слуха и при прохождении водительской комиссии.

Во всех этих случаях диагностика является обязательной даже при отсутствии каких-либо жалоб. Если есть проблемы, то тесты проводятся до и после назначения лечения.

Показаниями могут быть:

  • аденоиды,
  • болезни уха,
  • необходимость ,
  • патологии ЦНС,
  • появление признаков ,
  • головы.

Тесты на слух

Есть несколько техник, позволяющих оценить уровень работы органа слуха. Среди них:

  • Вебера,
  • Ринне,
  • Швабаха,
  • акустической эмиссии.

Вебера

Техника используется для определения у людей, которые страдают тугоухостью. Она позволяет определить степень нейросенсорной или . Исследование проводится с использованием камертона. Он активизируется и приставляется к различным участкам головы.

Во время исследования человека просят прислушаться и ответить на вопрос о том, какое ухо слышит лучше. Здоровый человек обоими ушами хорошо слышит. Если есть глухота, то звук будет громче в больном ухе. Чтобы ухо не адаптировалось к звукам, его подносят через каждые 4-5 секунды.

Исследование костной проводимости осуществляют с помощью басового камертона. Его ножку подставляют к середине темени. Бранши должны совершать свои колебания во фронтальной плоскости.

Как проводят тест Вебера

Ринне

При проведении такого теста звучащий камертон подставляется к площадке сосцевидного отростка. Когда восприятие звука прекращается, устройство подносится к наружному слуховому проходу. При положительном опыте отмечается преобладание воздушной проводимости звука над костной. При отрицательном – наоборот. Положительный опыт свидетельствует о нормальном слухе.

Во время теста зубцы камертона приводятся в колебательные движения таким же способом, как и при проведении теста Вебера. Пациента предупреждают, что они услышат два звука: один в кости за ухом, а второй – в самом ухе. Ответить нужно, не задумываясь о том, какое звучание более громкое.

Как проводят тест Ринне

Швабаха

Камертон также помещается на . При патологиях выявляется, что время костной проводимости снижено или равно 0. Если поражено , то время костной проводимости увеличивается.

Исследования проводится на двух субъектах. Камертон помещается между ними. Если здоровый человек слышит колебания, а пациент нет, то дальнейшие методы исследования будут направлены на изучение нейросенсорной тугоухости.

Когда здоровый пациент не слышит, а обследуемый может описать получаемые звуки, то речь идет о кондуктивной тугоухости.

Этот метод используется с 1948 года. Было установлено, что наличие у людей ОАЭ зависит от работы чувствительных клеток органа слуха. Если есть нейросенсорная тугоухость, то отоакустическая эмиссия отсутствует.

Есть два вида ОАЭ:

Задержанная вызванная. Она возникает, если клетки улитки делают колебательные движения на звук, полученный в виде широкополосного звукового щелчка. Звуку требуется некоторое время, чтобы дойти до внутреннего уха и вернуться в обратном направлении.

Эмиссия на частоте продукта искажения. Она возбуждается двумя чистыми тонами. Поскольку улитка обладает нелинейными свойствами, то кроме передаваемых тонов появляются искажения.

Такое исследование проводится с помощью специального оборудования. Для регистрации эмиссии в наружный слуховой проход вводится зонд. В его корпус встроен маленький микрофон и телефон. Исследования проводятся для каждого уха в отдельности.

Отоакустическая эмиссия у новорожденных

Другие методы

При аудиометрии слышимость измеряется в децибелах. Благодаря этому специалист может сравнить полученные показатели с нормой. Техника используется для:

  • определения чувствительности к звукам,
  • анализа воздушной и костной проводимости.

Процедура является полностью безболезненной, не имеет противопоказаний. Пациенту дают наушники. Через них он получает различные сигналы. Результатом становится аудиограмма.

Для оценки болезней может использоваться . Она измеряет уровень давления в среднем ухе, а также подвижность барабанных перепонок. Позволяет оценить аномальные и целостность слуховых косточек. Процедура не имеет противопоказаний.

Включает целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы и среднего уха. Особенность метода заключается в том, что результаты не зависят от условных реакций.

Может использоваться для детей с раннего возраста. В процессе проведения в слуховой проход подается воздух под давлением или звук.

Дополнительно может быть назначена электрокохлеография. Она позволяет оценить электрические потенциалы нерва и . Иногда для подтверждения диагноза применяется метод акустических стволовых вызванных потенциалов. В этом случае проводится изучение биоэлектрических реакций подкорковых структур.

Как проводится аудиометрия:

Как проверить у ребенка и взрослого?

У новорожденного ребенка проверить слух можно самостоятельно. Если малышу нет еще и месяца, то на громкий звук он может вздрогнуть или сделать движение ручками. В возраст 2-3 месяца работа слухового органа определяется просто. Малыш начинает реагировать на голос матери. Появление агуканья является первым признаком, говорящим о том, что со слухом у него все хорошо.

Если вы хотите проверить слух сами, то возьмите игрушку-пищалку, банки с:

  • гречкой,
  • горохом,
  • манкой.

Встаньте недалеко от малыша. На расстоянии в 10 см от уха потрясите ёмкостью с манкой. В ответ на такое действие ребенок должен успокоиться или проявить другую реакцию. Через 30 секунд выполните такие же процедуры с другими банками и игрушкой. На каждое действие ребенок должен среагировать. Если изменений в поведении не произошло, через некоторое время повторите свое исследование.

Для взрослых сделать проверку можно с помощью шепота или громкой речи. Проверяющий отходит на расстояние около 6 метров. Исследуемый закрывает одно ухо. Норма, если человек без проблем услышал все названные цифры.

Если произнесенные фразы не расслышаны, то расстояние между двумя субъектами уменьшается. При невозможности услышать шепот повторная проверка начинается с разговорной речи.

В заключение отметим, что если из-за патологии слухового нерва, то восстановление его будет практически невозможным. Поэтому важно своевременно проводить диагностику, чтобы следить за состоянием и не дать ему ухудшиться.

Обоснование . Клиническое применение отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения - отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения основано на возможности зарегистрировать её в 100% случаев практически у любого нормально слышащего человека при применении подходящего стимула. Регистрация отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения соответствует критериям скринингового метода: неинвазивность, простота в реализации метода, быстрота, объективность, хорошая индивидуальная воспроизводимость.

Цель . Получение объективных количественных данных о состоянии слуха у новорождённых и детей раннего возраста.

Показания . Отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения применяют по тем же показаниям, что и задержанная вызванная отоакустическая эмиссия.

Противопоказания .

Отсутствуют.

Подготовка . Отоскопия; при необходимости - туалет уха или промывание серных пробок.

Методика и последующий уход . Для исследования используют систему для регистрации отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения. В наружный слуховой проход вставляют зонд, снабжённый вкладышем соответствующего размера, затем проводят стимуляцию двумя тонами с частотами f1 и f2. В клинической практике обычно анализируют частоту отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения 2 f1-f2, так как у всех млекопитающих амплитуда отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения на этой частоте максимальная, хотя продукты искажения генерируются и на других частотах (f2-f1, 2 f2-f1, 3 f1-2f2). Важно определение оптимальных параметров регистрации отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения: выбор интенсивности стимулов (L1 и L2), ИХ частоты (f1 и f2) и соотношения f1 и f2, при которых амплитуда отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения максимальна. При увеличении интенсивности стимулов амплитуда отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения возрастает и при L1 = L2 =75 дБ уровня звукового давления происходит насыщение отоакустической эмиссией на частоте продукта искажения. Следовательно, эта интенсивность оптимальна для регистрации отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения.

Интерпретация результатов . Результаты исследования оценивают на основании как визуальной идентификации ответа в конечной кривой, так и анализа достоверности отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения в различных частотных диапазонах, её амплитуды и порога регистрации. При повышении порога слуха амплитуда отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения снижается, порог регистрации повышается.

Операционные характеристики . Установлено, что амплитуда отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения на 60 дБ меньше интенсивности стимулов и приблизительно равна 10-20 дБ уровня звукового давления при используемой в клинической практике интенсивности стимуляции L1= L2, равной 70-80 дБ уровня звукового давления. Существенное значение имеет соотношение частот стимулов. Максимальная амплитуда отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения регистрируется при величине соотношения f1/f2 от 1,1 до 1,2. Оптимальные параметры для регистрации отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения - интенсивность стимулов L1=L2=75 дБ уровня звукового давления и fx/f2 =1,23. Отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения регистрируется у всех нормально слышащих людей. При порогах слуха выше 35-40 дБ отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения не регистрируется независимо от характера тугоухости.

Факторы, влияющие на эффективность . Беспокойное поведение ребёнка; проведение исследования в шумном помещении; засорение зонда; электрические наводки по сети, затрудняющие выделение отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения.

Осложнения . Отсутствуют.

Альтернативные методы . Регистрация отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) - это метод осуществления тестирования слуха у человека. Такая система скрининга дает возможность выявить нарушение слуха не только у взрослых людей, но и у новорожденных детей. Благодаря ранней диагностике слуха можно своевременно начать лечение и избежать негативных последствий.

Отоакустическая эмиссия как метод исследования слуха был обнаружен в 1948 году Томасом Голдомом. Впервые такая система тестирования слуха была успешно внедрена в 1978 году Дэвидом Кемпом. Исследования, проведенные позже доказали, что наличие ОАЭ у людей полностью зависит от состояния чувствительных клеток органа слуха (волосковых клеток улитки). Если у человека нейросенсорная тугоухость, то в большинстве случаев отоакустическая эмиссия у него отсутствует.

Виды ОАЭ

В медицинской практике выделяют 2 вида ОАЭ:

  • Задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЭВОАЭ или TEOAE). ЭВОАЭ начинает возникать, когда клетки улитки начинают делать колебательные движения в ответ, на звук, полученный в виде широкополосного звукового щелчка. Звуку необходимо определенное время для того, чтобы дойти до внутреннего уха и вернуться в обратном направлении. Сигнал такого вида эмиссии генерируется в наружном слуховом проходе, но с задержкой по отношению к поданному акустическому стимулу.
  • Эмиссия на частоте продукта искажения (ЭЧПИ или DPOAE). ЭЧПИ возбуждается двумя чистыми тонами на частоте f 1 и f 2 ,которые подаются в слуховой проход человека. В связи с тем, что улитка обладает нелинейными свойствами, то в слуховом проходе кроме передаваемых акустических тонов начинают проявляться искажения. В большинстве случаев прибор, с помощью которого проводится тест, регистрирует самый сильный из них сигнал на частоте 2 f 1 и f 2 . Самое оптимальное значение между частотами f 2: f 1 составляет около 1,22, а для частот более 8 кГц уменьшается где-то до 1,15. Больше всего используются частоты мощностью - f 1 -65 дБ УЗД (уровня звукового давления), f 2 -55 дБ УЗД.

Отоакустическая эмиссия и ее практическое использование

Наиболее часто скрининговая система тестирования используется для выявления тугоухости на раннем этапе развития. В нашей стране в обязательном порядке проводится тест ОАЭ у новорожденных малышей. Отсутствие ОАЭ свидетельствует о возможных проблемах со слухом у ребенка. Для подтверждения или опровержения диагноза необходимо провести дополнительный тест. В настоящее время тест ОАЭ:

  • является самым безопасным методом обследования
  • дает наиболее точные результаты
  • абсолютно безболезненный

Как проводится тест

Регистрация отоакустической эмиссии проводится при помощи специального оборудования (прибор или аппарат) различных фирм производства. Для регистрации ОАЭ в наружный ушной проход доктор вводит зонд, в корпус которого встроен очень маленьких размеров (микро) телефон и микрофон. Если проводится тест на ЭВОАЭ, то применяют аппарат с одноканальным зондом. А если проводится регистрация эмиссии на частоте продукта искажения (ЭЧПИ), то в таком случае используется аппарат с двухканальным зондом. Исследование необходимо проводить для каждого уха отдельно.

Аппаратура для регистрации ОАЭ

Благодаря научным разработкам методика исследования ОАЭ в основном полностью автоматизирована, благодаря чему можно получить самые достоверные данные. Прибор позволяет проводить не только клинические, но скрининговые исследования слуха у человека. Несмотря на высокую точность полученных результатов, проводимые исследования не требует значительных финансовых затрат. Аппаратура может использоваться для исследования слуха пациентов любой возрастной категории, в том числе и для новорожденных детей.

Аппаратура довольно проста в своем применении. Использование оборудования для регистрации ОАЭ не требует от доктора длительного обучения. Прибор во время обследования доктор может держать в руке либо оставить его стоять на специальной подставке. Пациенту зонд вставляется в ухо, и затем плотно закрывается ушной проход. Далее нажимается кнопка, и начинается обследование. Результаты обследования записываются в память оборудования и выводятся на экран компьютера. Если прибор имеет в своем комплекте термопринтер, то результаты можно распечатать. Сама процедура обследования занимает не более пяти секунд.

В отличие от других типов вызванной ОАЭ ЗВОАЭ представляет собой акустический сигнал, излучаемый, главным образом, не во время, а после окончания стимула. Следовательно, для объяснения генерации ЗВОАЭ необходимо предполагать также и вероятное наличие процессов, запускаемых стимулом и длящихся в течение некоторого, достаточно продолжительного времени после его окончания (А.В.Круглов, В.И.Пасечник, Г.А.Таварткилазе, 1988).

Кроме того, все еще дискутируется вопрос о наличии связи между спектральными характеристиками стимула и частотной локализацией участков улитковой перегородки, генерирующих ЗВОАЭ. С одной стороны, частотные спектры ЗВОАЭ имеют достаточно сложную структуру (Probst et. al., 1986; Bonfils et al., 1988), не связанную с особенностями спектра стимула.

Более того, у подавляющего числа испытуемых спектральные компоненты ЗВОАЭ расположены только в определенном диапазоне частот: 0,5-4 кГц (Elberling et al., 1985; Probst et. al.,1986). Все это позволяет предположить, что ЗВОАЭ генерируется участками улитковой перегородки с определенными фиксированными частотами.

С другой стороны, тональные посылки способны вызвать ЗВОАЭ, имеющую спектральный максимум на частоте, соответствующей частоте стимула (Probst et. al.,1986; Norton, Neely, 1987), что указывает на возможность генерации ЗВОАЭ, участками улитковой перегородки, соответствующими частоте стимула.


А - стимул; Б - информация о пациенте, программном обеспечении; В - форма ответа; Г - спектр ответа; Д - спектр стимула; Е (сверху вниз) - шум и режекция в дБ, количество усреднений, среднее суммы и разницы двух кривых, характеристики ответа, интенсивность стимула, длительность тестирования


ЗВОАЭ представляет собой 2-3 (реже более) группы колебаний различной частоты, возникающих через 6-8 мс после начала стимула и продолжающихся в течение 20-30 мс. Как уже отмечалось, их амплитуда очень мала. Для регистрации ЗВОАЭ используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон.

Стимулами служат широкополосные акустические щелчки длительностью 80-100 мкс, предъявляемые с частотой повторений 20-50/с и интенсивностью 80 дБ п.э. УЗД, что соответствует 45 дБ ПЧ (п.э. - пиковый эквивалент УЗД).

Допустимо и более частое повторение стимулов. Отводимый микрофоном ответный сигнал усиливается при полосе пропускания от 500 до 5000 Гц и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Обычно для получения четко идентифицируемого ответа необходимо усреднить 250-500 постстимульных отрезков длительностью по 20-30 мс каждый.

Щелчки предъявляются в так называемом "нелинейном режиме". При этом стимулы объединены в группы, состоящие из 4 щелчков каждая. Первые три щелчка в каждой группе имеют одинаковую полярность и равную интенсивность, тогда как 4-й щелчок обладает противоположной полярностью и превышает предыдущие стимулы по интенсивности в три раза.


Таким образом, при сложении стимулов в каждой группе в результате будет получен ноль. В то же время различия, связанные с нелинейными процессами, будут сохранены. Это позволяет подавить линейные артефакты, источниками которых могут быть наружный слуховой проход и среднее ухо.

Однако слеует иметь в виду, что наряду с подавлением артефактов подавляется и информативные компонентны ЗВОАЭ линейного происхожения.

ЗВОАЭ может быть успешно зарегистрирована у детей на 3-4-й день после рождения. Учитывая уже упоминавшуюся высокую чувствительность ЗВОАЭ даже к незначительному нарушению функционального состояния органа слуха, можно прийти к выводу о прекрасной возможности использования ее регистрации в качестве метода проведения массовых обследований слуха у детей первых лет жизни.

Следует иметь в виду, что у новорожденных амплитуда ЗВОАЭ более, чем на 10 дБ превышает амплитуду, определяемую у взрослых (Collet et al., 1988; Johnsenetal., 1988; Kemp, Ryan, Bray, 1993; Kemp, Ryan, 1993; Kok et al., 1994; Smurzynski et al., 1993; Smurzynski, 1994; Tavartkiadze et al., 1999; Thornton et al., 1994; van Zanten et al., 1995).

ЗВОАЭ, зарегистрированная в норме, отражает спектральные свойства использованного стимула. При наличии спонтанной ОАЭ регистрируется большая амплитуда задержанной эмиссии (Glattke, Robinette, 1997; Tavartkiladze et al., 2002).

Следует отметить, что у лиц с нормальным слухом (пороги слышимости менее 25 дБ нПС) амплитуда ЗВОАЭ снижается с возрастом. Кроме того, начиная с подросткового возраста, амплитуда эмиссии меньше у мужчин и при отведении от левого уха (Robinette, 1992; Stover, Norton, 1993; Glattke et al., 1994).

Я.А. Альтман, Г. А. Таварткиладзе


По данным исследований, своевременная диагностика глухоты и тугоухости у детей практически не проводится. Только 4% младенцев до года и 34% детей 3-7 лет диагностируются вовремя. А ведь чем позже будет поставлен диагноз, тем меньше шансов у ребенка на излечение. Поэтому во всех регионах разработаны программы скрининговых исследований новорожденных и маленьких детей для определения нарушений слуха в раннем возрасте. Аудиологический скрининг новорожденных сейчас в России входит в обязательную программу медицинского наблюдения ребенка.

Слух у ребенка может меняться как в лучшую, так и в худшую стороны. Наблюдайте за развитием ваших детей на всех этапах взросления.


Для того, чтобы с большей вероятностью определить детей с возможными нарушениями в слуховом аппарате, медиками проводится опрос-анкетирование мам, что позволяет выделить наиболее вероятные факторы, способные повлиять на развитие слуха у детей. При обнаружении одного из таких факторов, ребенок заносится в группу риска и должен пройти специальные обследования для уточнения диагноза.

Ниже мы приводим некоторые факторы, способные вызвать глухоту или тугоухость у новорожденного:

На​​следственная глухота, в случае, если один или оба родителя глухие;

Вирусные или инфекционные болезни матери в период беременности;

Инфекционные заболевания новорожденных;


Осложненное протекание беременности;

Травмы черепа во время родов;

Болезни крови ребенка;

Недоношенность плода;

Крайне малый вес новорожденного (до 1500 граммов);

Прием матерью антибиотических препаратов в период беременности.

Сюда же можно отнести и возраст роженицы свыше 35 лет, и социальную неблагополучность семьи, в которой рождается ребенок.

Если возникли подозрения на нарушение слуха, доверьте ребенка специалисту. Недостаточность слуха невозможно диагностировать в домашних условиях.

Регистрация отоакустической эмиссии представляет собой регистрацию акустического ответа, отраженного от нормально действующего слухового рецептора. Высокочувствительный микрофон улавливает в наружном слуховом канале слабейшие колебания улитки внутреннего уха.

Отоакустическая эмиссия бывает спонтанной и вызванной . Последняя регистрируется только в ответ на звуковую стимуляцию органа слуха и делится на несколько различных подтипов. Так, отоакустическая эмиссия у новорожденных регистрируется только при помощи метода ЗВОАЭ-задержанной вызванной отоакустической эмиссии.

Регистрация отоакустической эмиссии считается среди специалистов наиболее подходящим методом диагностики слуха у детей, поскольку он абсолютно безболезнен, безопасен и максимально точен.

Если отоакустическая эмиссия зарегистрирована у новорожденного , а не в более позднем возрасте, то программы реабилитации слуха действуют на много эффективнее. Поэтому в первые три дня жизни ребенка врач неонатолог проводит анкетирование с целью выявления возможных факторов риска и делает соответствующую отметку в карточке малыша. При выявлении одного из факторов риска младенец проходит полное скрининговое обследование, а если патологических предпосылок не выявлено, то ребенок проходит процедуру регистрации вызванной отоакустической эмиссии, и объективным диагнозом служит ее подтверждение или полное отсутствие. В нашем центре отоакустическая эмиссии входит в комплекс исследований при покупке годовой медицинской программы для недоношенных детей.

При подтверждении нарушения слуха у ребенка, специалисты Центра естественного развития и здоровья ребенка оценят общее и речевое развитие малыша, дадут важные советы родителям на всех стадиях лечения или реабилитации.

Центр естественного развития и здоровья ребенка гарантирует качественное аудиологическое исследование вашего малыша. При необходимости, наши специалисты дадут профессиональные рекомендации по улучшению слуха ребенка. Будьте внимательны к вашим детям и их здоровью.

В этой статье мы рассмотрим такое медицинское исследование как аудиоскрининг новорожденных. Что это такое, для чего и где проводят эту процедуру, что могут сказать результаты проверки и какие последствия для младенца они могут иметь? На эти и другие вопросы мы ответим подробно и понятным языком.


Аудиоскрининг – процедура, направленная на обследование слуха у новорожденных и детей до 6 месяцев с целью выявления нарушений слуха, и направление таких детей на дальнейшее диагностическое обследование для определения степени тугоухости и уровня поражения слуха. В Российской Федерации существует приказ с 1996 года №108 МЗ и Минпрома РФ «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни», но проводится массово в России аудиоскрининг младенцев лишь с 2008 года. Аудиоскрининг входит в обязательное комплексное обследование - скрининг новорожденных.

Аудиоскрининг должен проводиться в 2 этапа. Первый этап проходит в роддоме, где определяются новорожденные с повышенном риском развития тугоухости и глухоты, при выписке из роддома записываются результаты аудиоскрининга. Второй этап проходит в прикрепленной детской поликлинике, он включает анкетирование родителей и проверку звукореактотестером поведенческих реакций ребенка на звуки.

Повторный аудиоскрининг проводится:

В 1 месяц,

В 4 месяца,

В 6 месяцев.

При отсутствие реакции на любом из этих сроков ребенок направляется на консультацию в сурдологический центр для дальнейшего обследования.

К сожалению, у большинства детей нарушения со стороны слуха продолжают выявляться уже после года жизни. Что показывает низкую эффективность аудиоскрининга у детей с незначительными потерями слуха или с односторонней тугоухостью.

В первые три года жизни малыш учится воспринимать различные звуки, в том числе и речь. Если у него будут проблемы с восприятием звуков или ребенок будет плохо слышать, то у него возникнут проблемы с пониманием речи и с ее воспроизведением. По статистике лишь 0,1% новорожденных имеют глубокие потери слуха. Современная медицина имеет возможность выявлять таких детей на раннем сроке и оказывать им своевременную помощь. Ведь по проведенным исследованиям установлено, что младенцы с 3-4 степенью тугоухости, которые были протезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев ничем не отличались по развитию от сверстников с нормальным слухом. Речевое, языковое развитие, пассивный и активный словарь, усвоение грамматической системы языка у них идет в нормальном темпе. Если же коррекция слуха была произведена после 6 месяцев, то такие дети будут иметь существенные отставания в развитие речи. Поэтому так важно, чтобы тест на слух у новорожденных был проведен вовремя.

Для проверки слуха у новорожденных применяют метод задержанной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Главным рабочим прибором, участвующим в процессе, является аудиометр. Он представляет собой небольшой мобильный аппарат, снабженный гибким зондом. На конец трубки надевается специальный ушной вкладыш, который затем помещается в ухо ребенка. Процедура не приносит малышу дискомфорта, не вызывает боли.

Во время обследования прибор создает тестовые звуковые импульсы, направляющиеся по зонду и попадающие в слуховой орган ребенка при помощи микрофона. Далее в действие вступают наружные волосковые клетки, расположенные во внутреннем ухе. Их работа заключается в том, что они улавливают, а после усиливают звуковые колебания, а также способны создавать собственные звуковые импульсы при обнаружении раздражителя (звуковой волны). Если наружные волосковые клетки повреждены, то говорят о нейросенсорной тугоухости (потере слуха).

Если волосковые клетки реагируют на раздражитель и показывают способность генерировать собственные колебания, то подобное явление носит называние отоакустической эмиссии. Такой механизм функционирования органа и был положен в основу при разработке прибора – аудиометра для скрининга родившихся детей. В начале процедуры передается тестовый звуковой сигнал, и по истечении малого периода времени, в буквальном смысле нескольких миллисекунд, чувствительный элемент прибора улавливает ответный импульс, создаваемый волосковыми клетками, и отправляет его в регистрирующую часть устройства при помощи зонда. Аудиометр фиксирует и оценивает полученные результаты, после чего отображает информацию на экране. Процедура длится до 1,5 минуты.

При проведении процедуры также возможно проявление спонтанной отоакустической эмиссии – явления, когда колебания наружных волосковых клеток возникают без искусственного раздражения органа посредством звуковой стимуляции. Наличие ответной реакции и регистрация колебаний говорит о том, что слух человека в норме. Если аудиоскрининг проводится у новорожденного, то делается это на 4 день после родов. Существование такого правила связано с тем, что отоакустическая эмиссия фиксируется у детей со вторых суток жизни.

Звуковой стимул зависит от возраста ребенка:

Новорожденный - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;

1 месяц - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ;

4 месяца - широкополосный шум интенсивностью 65 дБ;

6 месяцев - широкополосный шум интенсивностью 40 дБ.

Перед проведением обследования желательно убедиться в том, что ребенок накормлен, пребывает в спокойном состоянии, неподвижен. Лучше всего проверять слух во время сна, при этом стараясь не нарушить спокойствие новорожденного. Получить результаты может помешать такой фактор как чрезмерная подвижность при проведении проверки слуха. Чтобы успокоить малыша, его прикладывают к груди матери, используют пустышку или бутылочку. Однако даже в этом случае, когда ребенок начинает активно сосать молоко, возникают помехи при обследовании. Также мешают аудиоскринингу наличие в наружном ухе жидкости – крови, слизи, первородной смазки.

Все перечисленные факторы создают вероятность ложного отрицательного результата. После проверки слуха прибор отображает информацию о том, прошел или нет ребенок обследование, полученные данные можно распечатать.

Когда мать с малышом покидает роддом, в выписке указываются результаты аудиоскрининга.

Запись должна выглядеть следующим образом:

Аудиоскрининг: D (+); S (+) или D=S (+).

В этом сокращении буквой D обозначается правое ухо, а S – левое. Наличие знака «плюс» свидетельствует о положительном результате, то есть говорит о том, что слух у ребенка есть. Если напротив буквы указан знак «минус», то это значит, что аудиометр не обнаружил в ходе процедуры ответной реакции наружных волосковых клеток, то есть возможно у новорожденного имеются нарушения слуха. Не стоит расстраиваться раньше времени, часто бывает, что новорожденные дети не прошли аудиоскрининг в роддоме, а потом при повторном исследовании слух оказался в норме. Бывает и так, что требуются дополнительные исследования.

Поэтому можно сделать вывод, что положительный аудиоскрининг, говорит о том, что у ребенка все в порядке со слухом на данном этапе развития, а отрицательный аудиоскрининг говорит лишь о том, что следует провести дополнительное обследование, на основании его нельзя поставить какой-либо диагноз.

В отличие от доношенных детей, дети рожденные от преждевременных родов физиологически незрелые и сроки проведения аудиологического скрининга для них сдвигаются.

Для недоношенных младенцев существуют следующие сроки проведения первого аудиоскрининга:

На 2-6 неделе жизни - детям рожденным до 32 недели беременности;

На второй или первой неделе после родов - детям рожденным на 33-37 неделе беременности.

Повторный скрининг недоношенным детям проводится в поликлинике в те же сроки что и доношенным детям.

У некоторых новорожденных бывает, что спустя несколько дней после рождения аудиометр не уловил колебаний, но это не является приговором, так как единичная проверка не может с точностью свидетельствовать о глухоте. Также в отдельных случаях в роддоме не удается провести процедуру по медицинским показаниям или из-за индивидуального состояния новорожденного, поэтому аудиоскрининг назначается после. Обычно обследование осуществляется в первый месяц в детской поликлинике. Если проверка была положительной, то следующий аудиоскрининг в поликлинике проводится в 4 и 6 месяцев.

Родители обязаны подготовить ребенка, он должен быть накормлен, желательно обеспечить покой во время проверки, лучше всего, если малыш будет спать. С собой требуется взять пеленку, бутылочку со смесью и пустышку.

Даже когда врачи зафиксировали два отрицательных результата аудиоскрининга, маленького пациента отправляют на дополнительное обследование, чтобы получить более достоверные доказательства диагноза. Говорить об отклонениях можно только после аудиологической проверки, которая осуществляется при участии врача-сурдолога.

При обследовании органов слуха у детей выделяют группы риска по тугоухости. Больше всего внимания требуют малыши родителей, у которых наблюдаются нарушения слуха, обычно в отношении таких детей применяется термин наследственной тугоухости. Недостаток часто передается от отца или матери. Такие дети в первые месяцы жизни находятся на постоянном контроле у сурдолога.

Также в группу риска попадают малыши, мать которых во время беременности или при родах переболела инфекционными или вирусными заболеваниями, принимала медикаментозные препараты.

Благодаря аудиоскринингу удается на первых этапах определить отклонения и приступить к их лечению уже в раннем возрасте, а также выявить группу пациентов, нуждающихся в наблюдении у сурдолога.

Однако есть и такие формы тугоухости, которые с трудом поддаются диагностике при помощи отоакустической эмиссии. Их относят к редким и сложным. Обычно к ним причисляют тугоухость, вызванную повреждением или аномальным развитием слухового нерва и слухового центра головного мозга. Но вместе с тем стоит учитывать, что подобные случаи наблюдаются не часто, на их долю приходится 1% от числа всех зафиксированных диагнозов, связанных с сенсоневральной тугоухостью. Также аудиологическое обследование возможно провести в качестве дополнительной процедуры по желанию родителей, если у них есть сомнения в показаниях, полученных в ходе аудиоскрининга.

Если при повторном тестировании слуха получен отрицательный результат, то ребенок после осмотра отоларингологом должен быть направлен на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр, который может быть областным, краевым или республиканским. Лучше это сделать до 3 месяцев жизни. Ребенку будет проведено расширенное аудиологическое обследование.

Кроме аудиоскрининга методом ОАЭ, где оценивается состояния волосковых клеток и выявляется снижение слуха в сурдологическом центре ребенку могут быть назначены следующие процедуры:

1. Осмотр у отоларинголога, который оценивает состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки.

2. Импедансометрия: тимпанометрия (изучают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек) и акустическая рефлексометрия (регистрируются рефлекторыные сокращения стременной мышцы).

3. Объективную аудиометрию КСВП (регистрация коротколатенсных слуховых вызванных потенциалов). Если говорить простым языком - это ответ ствола головного мозга на звуковое раздражение. Позволяет оценить нарушения в наружном, среднем или внутреннем ухе или нарушения в проведении возбуждения в слуховые центры мозга.

4. Метод ASSR (игровая тональная аудиометрия). Строятся аудиограммы, по которым определяется общий порог слышимости у ребенка.

5. Сурдопедагогическое обследование. Проводится оценка поведенческих реакций ребенка на неречевые высокочастотные и низкочастотные звуки и голоса.

6. Генетический анализ на коннексин. Определяется наличие гена, вызывающего тугоухость. Родители могут быть только носителями рецессивного гена. От результата зависит дальнейший прогноз и возможность операции по кохлеарной имплантации.

На основе полного диагностического обследования ребенку ставится диагноз, определяется тип и степень нарушения слуха, строится аудиограмма для подбора и настройки слуховых аппаратов, оценивается возможность проведения кохлеарной имплантации, строится план коррекции слуха и речи со специалистами, оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Для дальнейшего бесплатного обследования вам понадобится направление из поликлиники, полис ОМС и свидетельство о рождении ребенка.

Loading...Loading...