Почему древние люди креативнее нас. От прачки до короля: как спали наши предки

В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально природой был заложен для нас совершенно иной режим сна и бодрствования. С внедрением в жизнь научно-технического прогресса, человек сам решил распоряжаться своим временем.Рассмотрим этот вопрос подробнее.Представьте, что живёте в 18-ом веке. В 20.30 часов вечера вы надеваете ночной колпак, задуваете свечи, и засыпаете под запах воска и огарка, мягко заполняющего воздух вокруг кровати. Спите несколько часов. В 2:30 ночи просыпаетесь, надеваете пальто и идёте к соседям в гости. Они тоже не спят.
О чем гласят исторические сведения?
Самым знающим экспертом в этой области можно считать историка Роджера Экирха. Его исследования длились на протяжении 15 лет. При этом было собрано и изучено внушительное количество исторических фактов, документов и свидетельств. Таким образом, ученый пришел к поразительному выводу: ночной сон наших предков делился на две части с трехчасовым перерывом приблизительно в полночь.


В книге Экирха, опубликованной в 2005 году, было собрано 500 ссылок на исторические рисунки, в которых изображались наши спящие предки. Эти исторические свидетельства взяты из дневников, медицинских записей и книг. И все как один источники указывают на привычку спать с перерывом.
Восьмичасовой сон — сравнительно новая тенденция
На самом деле наши предки не знали, что можно спать по 8 часов подряд каждую ночь, и это неудивительно. Во времена, когда об электричестве еще не было известно, темнота не давала заниматься привычными делами. Люди не находили ничего лучшего, как с закатом солнца ложиться в постель. Однако сон в течение половины суток неприемлем для организма. Именно поэтому, ложась спать около 8 часов вечера, наши предки просыпались в полночь.Это время считалось наиболее продуктивными и творческими часами. За 2-3 часа бодрствования можно было успеть позаниматься сексом, либо отвести время для науки или написания книг. С наступлением второй волны усталости, наши предки снова отходили ко сну, теперь уже до восхода солнца.



Что будет, если сымитировать условия жизни прошлого?
Еще в 1990 году психиатром Томасом Веером был проведен эксперимент, возвращающий современного человека к условиям существования древних людей. 14 добровольцев были помещены в лабораторные условия замкнутого пространства, где полностью отсутствовали окна. Свет для участников подавался на 14 часов подряд. Оставшиеся 10 часов добровольцы проводили в полном мраке. За месяц участники смогли полностью поменять привычный режим бодрствования. Уже на четвертой неделе добровольцы стали спать по ночам за два приема. Каждый из отрезков длился 3-4 часа.
Когда стала исчезать эта привычка?
Историк Роджер Экирх не остановился на одном лишь изучении режима дня далеких предков. Он решил выявить причину, которая привела нас к распорядку, что мы имеем сейчас. Так, в конце 17 века в буржуазной Европе модой правил высший класс. Элита общества любила устанавливать собственные правила, разглядев в дроблении ночного сна пережитки прошлого. Начало 20 века было ознаменовано промышленной революцией. Рабочие во многих странах были вынуждены трудиться на износ. Это заставило людей спать за один прием, отходя ко сну максимально поздно. —


Причины явления В 17 веке повсеместно в Европе появлялось все больше крупных городов с высокой плотностью населения. Однако на улицах ночью традиционно разгуливали мошенники, проститутки и прочий сброд. Принято думать, что законопослушные граждане предпочитали не высовывать нос в городские кварталы после наступления темноты. Они не хотели видеть обратную, «грязную» сторону городской жизни. Но уже в 1667 году в Париже появляется первое уличное освещение. Средневековый французский обыватель сразу же полюбил прогулки при луне и любование пейзажами ночной столицы.Приблизительно в это же время набирает обороты промышленная революция. Поэтому передовые умы направили свои взоры на пересмотр привычного распорядка дня в угоду увеличения эффективности и производительности. Теперь жизнь европейца была поделена не на дни или сутки, а на часы.


Например, английский врач писал, что идеальное время для учёбы и размышлений это период между «первым сном» и «вторым сном». Чосер Джеффри в «Кентерберийских рассказах» писал о героине, которая шла спать после «первого сна». И, объясняя причину многодетности в среде рабочего класса, врач 1500-х годов отмечает, что люди обычно занимались сексом после первого сна.Книга Роджера Экерча «На исходе дня. История ночи» изобилует подобными примерами.Но что делали люди в эти свободные ночные часы? По большому счёту всё, о чем вы могли подумать.Большинство оставались в своих спальнях и постелях, иногда читали, нередко молились. Религиозные пособия даже включали особые молитвы, рекомендованные к чтению между двумя периодами сна.Другие курили, разговаривали с человеком, который делил с ними постель, или занимались сексом. Некоторые проявляли большую активность, навещали соседей.Как известно, такая практика в итоге изжилась. Экерч связывает изменения с появлением электрического освещения в помещениях и на улицах, а также с популярностью кофеен. Писатель Крейг Кослофский предлагает дальнейшие размышления на эту тему в своей книге «Вечерняя империя» (Evening’s Empire). С распространением уличного освещения ночь перестала быть достоянием преступников и подклассов общества. Этот период стал временем для работы или общения. Бимодальный образец сна в итоге начали воспринимать как нецелесообразную трату нескольких часов времени.Наука поддерживает записи в исторических книгах. Исследователи провели четырёхнедельный эксперимент, в котором приняли участие 15 мужчин, живущих в условиях с ограниченным световым днём. С ними начало происходить нечто странное. Нагнав недосыпы, – обычное дело для большинства из нас – участники стали просыпаться в середине ночи:У них наступило по два спанья.В течение двенадцати часов участники обычно сначала спали около четырёх-пяти часов, затем просыпались и бодрствовали в течение нескольких часов, затем снова спали до утра. В целом они спали не более восьми часов.Период среди ночи между сегментами сна характеризовался необычайным спокойствием, похожим на медитативное состояние. Это не напоминало ворочание в постели, которое многие из нас испытывали на себе. Участники эксперимента не напрягались и не беспокоились из-за пробуждения, они в это время расслаблялись.Рассел Фостер (Russell Foster), профессор циркадной нейробиологии в Оксфорде, отмечает, что даже при стандартных моделях сна пробуждение среди ночи – ещё не повод для беспокойства. «Многие люди просыпаются ночью и паникуют. Я объясняю им, что так у них происходит возврат к бимодальному режиму сна», – говорит профессор.

Начало XIX века. До изобретения «электрической свечи» больше 70 лет. Чем занимались наши предки с наступлением темноты? Верно - ложились спать.

До массового распространения искусственного освещения средняя продолжительность сна составляла 12 часов в сутки (а не наши 8). Сон делился на два периода: 3–4 часа до полуночи, несколько часов бодрствования, затем ещё восемь часов сна до первых солнечных лучей.

Исследовав бимодальную структуру сна, учёные пришли к выводу, что просыпаться посреди ночи не только нормально, но и весьма полезно для творческих натур. Из этой статьи вы узнаете, как спали наши прапрабабушки и прапрадедушки и почему спать в два захода полезно для креативности.

Двухсекционный сон

Историк, преподаватель Виргинского политехнического института Роджер Экирх (Roger Ekirch) считает, что просыпаться посреди ночи абсолютно нормально и даже хорошо. Он много лет исследует, как спали наши предки, и даже написал об этом книгу At Day’s Close: Night in Times Past .

Экирх изучил множество судебных актов, личных дневников, литературных произведений и других артефактов и пришёл к выводу, что до распространения искусственного освещения люди практиковали так называемый двухсекционный сон.

Обычно они ложились спать в 9 или 10 часов вечера. Спали 3, в лучшем случае 3 часа, после полуночи вставали, чтобы заняться творчеством. Затем опять ложились и спали, пока рассвет не будил их.

В доказательство Экирх приводит воспоминания одного английского доктора XVI века, который утверждал, что рождаемость у рабочего класса гораздо выше, так как, проснувшись после первой стадии двухсекционного сна, люди активно занимались сексом.

Что же делала интеллигенция? По мнению учёного, творческие люди между «первым» и «вторым» сном чаще всего что-то писали или читали.

Это было в начале ХIХ века, до того как искусственное освещение распространилось на промышленных объектах и в домах людей. Теперь немногие знают, что такое настоящая ночь. Лампы накаливания, компьютеры, телефоны - мир наполнен искусственным светом, который атакует наши глаза и обманывает биологические часы, создавая иллюзию «вечного дня». Эта дезориентация - невольное последствие технологических инноваций.

Учёные считают, что мы разучились правильно бодрствовать, а вместе с тем и творить. Акт творчества - «дитя» отдохнувшего должным образом мозга.

Сон и креатив

Я ложился спать очень рано, примерно в 20:30, затем около половины третьего ночи просыпался. Сначала меня это пугало. Но потом я вспомнил, что люди так спали во времена, когда в домах не было электричества. В моменты ночного бодрствования, которые длились около один-два часа, я читал или писал при свечах. Потом снова шёл спать.

При этом Дж. Д. Мойер не ставил перед собой цели научиться двухсекционному сну. Это получилось само собой, так как тёмные часы преобладали.

По предположению учёных, двухсекционный сон являлся защитным механизмом наших предков. Так им было проще переживать длинные холодные и скучные зимние вечера.

В наше время из-за повсеместного искусственного освещения практически невозможно выработать двухсекционный сон.

Однако в XXI веке, когда технари хвастаются, что могут писать код сутками напролёт, где гореть на работе, жертвуя сном, – это норма, бимодальный сон как бы намекает: возможно, стоит ненадолго спрятаться в спальне, чтобы очистить разум и родить действительно .

Что вы об этом думаете? Нужно и можно ли сегодня практиковать двухсекционный сон? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Полифазный сон представляет собой сон в несколько подходов. Самым распространенным его проявлением является двухфазный сон. Такой сон чаще всего разбивают на более продолжительный ночной и менее продолжительный дневной. Особенно популярен этот вид сна в южных странах, где существует традиция сиесты.

Однако это не единственный вариант разбить суточный сон на два подхода. Ученые историки утверждают, что наши предки использовали двухфазный сон в ночное время. Общее время их отдыха ночью составляло примерно 12 часов, из которых человек спал три-четыре часа в первом периоде, затем пару часов бодрствовал, а затем досыпал положенные четыре-пять часов до утра.

Таким образом, продолжительность сна составляла примерно восемь часов, однако спал человек не как большинство из нас сегодня – весь отрезок данного времени, а с перерывом на пару часов среди ночи.

Итак, что же нам известно о двойном сне наших предков?

О феномене «двойного сна» впервые заговорил преподаватель истории из университета Вирджинии Роджер Экиpх (Roger Ekirch).

Он выпустил в 2001 году книгу, которая стала результатом его тщательного изучения данной темы в течение шестнадцати лет. В своей работе «AtDay"sСlose: NightinTimesPast» автор приводит огромное количество исторических фактов, подтверждающих распространение феномена «двойного сна» в давние времена среди жителей Европы .

Эркирх ссылается на старинные дневники, медицинские записи, протоколы судебных заседаний, литературу от времен античности до наших дней и доказывает, что общепринятой нормой среди наших предков был «двухсекционный сон». Человек ложился спать примерно через 1-2 часа после захода солнца, спал около четырех часов, затем просыпался около полуночи или чуть позже, бодрствовал 1-2 часа, после чего спал уже до рассвета. Роджера Экирх удивил не сам феномен такого сна, а его повсеместно распространение.

Как люди использовали свой ночной «перерыв»?

Один доктор из Англии писал, что перерыв между двумя периодами сна являлся оптимальным временем для чтения и обучения.

Другой знаменитый врач 16 века утверждал, что рождаемость среди представителей рабочего класса выше, поскольку они использовали «паузу» в ночном сне для занятий сексом. Именно это время доктор считал идеальным и рекомендовал его парам для занятий сексом. Доктор считал, что после первого сна партнеры будут уже отдохнувшими и смогут получить больше удовольствия.

Во время ночного бодрствования люди либо оставались в постели для занятий сексом, чтения или молитвы, либо вставали, курили, вели беседы, были случаи, что и ходили в это время в гости.

В 15 веке для этого продолжительного временного промежутка были даже составлены специальные молитвы.

Окончание эры «двойного сна»

Эркирх отследил также период, когда практика «двойного сна» стала постепенно сходить на нет,в первую очередь, среди представителей высшего сословия. Упоминания о данном феномене встречались все реже, за 200 лет в Европе обычным явлением стал непрерывный восьмичасовой сон. Вначале 20 века двухфазный сон уже перестал быть общепринятой нормой, его использовали, возможно, только отдельные индивиды. Ночью с тех пор мы и спим по 8 часов.

Чем объяснить появление двухфазного сна, а потом его исчезновение?

В давние времена, как известно, не существовало электричества, поэтому с заходом солнца на улицах города и в домах становилось темно. Особенно это касается зимнего периода, когда световой день был очень коротким. Только обеспеченные граждане могли позволить себе использовать много свечей, бедные люди экономили и пользовались свечками только в крайнем случае. Поэтому большинство населения шли спать в ближайшие часы после захода солнца. Такой ранний отход ко сну оставлял им гораздо больше времени на ночной отдых, чем есть у современного человека.

Существует версия, что до эры электричества, ночь была временем активной жизни преступников, проституток и пьяниц. Когда улицы стали освещаться, люди начали ходить к друг другу в гости, электричество позволило продлить «светлое время суток», которое проводилось за работой и другими занятиями. Так считает, например, Крейг Коcлoфcки (CraigKoslofsky) – автор книги "Вечерняя империя".

Впервые в мире освещение улиц появилось в Париже – в начале 16 века власти обязали ставить на окна светильники, чтобы таким образом освещать путь прохожим. Одними из первых появилось освещение на улицах Лондона и Амстердама, а к концу 17 века фонари осветили уже более пятидесяти городов Европы. В результате таких изменений ночь стала временем, когда проводились различные светские мероприятия, поэтому лежать в постели в 8-9 вечера до 6-7 утра было уже бессмысленно.

Полезен ли сегментированный (двойной) сон для здоровья?

Двойной сон был вызван объективной необходимостью. Если современного человека поместить в условия подобные Европе 14 века, то у него тоже может возникнуть потребность в таком двухфазном сне.

Это доказал психиатр Томас Bер (ThomasWehr) в ходе своего необычного эксперимента, проведенного им в начале 90-х годов 20 века. Томас Вер исследовал воздействие света на человека - фотопериодичность и ее влияние на сон.

В ходе эксперимента группа людей искусственно погружались в темноту на четырнадцать часов ежедневно в течение месяца. Ученых удивил результат их работы – испытуемые со времeнем переходили на двухфазный сон. Так был опровергнут миф, что нашим организмом заложена потребность в непрерывном восьмичасовом сне.

Участники эксперимента должны были бодрствовать не общепринятые 16 часов, а всего 10, а оставшиеся 14 часов проводить в полной темноте. Читать или заниматься чем-то подобным у них не было возможности. Можно было спать, дремать, мечтать, молится, думать и т.п. Такой временной отрезок темноты был подобен по продолжительность зимней ночи.

Поначалу испытуемые спали мало. Вероятно, причиной случило беспокойство, нервное напряжение и привычка недосыпать, которая очень свойственно современным людям. Когда заканчивался период адаптации, участники эксперимента переходили на двойной сон.

Также как и наши предки, они спали около 4-5 часов вначале «темного периода», затем просыпались и бодрствовали несколько часов, а потом ложились спать снова на 3-4 часа. Продолжительность сна, как правило, не превышала восьми часов.

Причем промежуток между двумя периодами они не проводили в стрессе, который испытывает большинство современных людей, когда неожиданно просыпаются среди ночи и не могут уснуть. Участники исследования испытывали в этот период обратные ощущения – невероятное спокойствие, подобное состоянию во время процесса медитации. Никаких негативных чувств временная «бессонница» не вызывала, люди были расслаблены и спокойны.

Имеет ли смысл современному человеку использовать систему двойного сна?

Сегодня многие люди испытывают тревогу или начинают паниковать, когда вдруг среди ночи им доводиться проснуться, а сразу уснуть не получается. Профессор неврологии из Оксфордского университета Рассел Фoстер полагает, что это есть возврат к сегментированной бимодальной структуре сна, которая была свойственна нашим предкам.

Психолог Грег Джaкoбс считает ночное пробуждение также нормой, ведь именно таким образом люди спали на протяжении большей части своей эволюции.

Поэтому если вы просыпаетесь среди ночи, не стоит нервничать или думать, что это какое-то нарушение. Нужно расслабиться и максимально эффективно использовать это время для отдыха. Это лишь временный возврат к устоявшейся модели сна предков, и это – не бессонница, а нормальный сон. В большинстве случаев, когда врачи объясняют это своим пациентам, проблемы со сном проходят сами по себе.

Ученые полагают, что около 30 процентов различных заболеваний так или иначе связаны с проблемами сна. Это очень важная составляющая часть нашего здоровья, поэтому стоит относиться к ней с особым вниманием.

Есть ли у двойного сна преимущества?

Несмотря на то, что сегментированный сон был характерным явлениям для человека в давние времена, нет никаких доказательств того, что он является более полезным или более здоровым. Если вы будете придерживаться системы сна европейца 13 века, вы будете чувствовать себя лучше с большой долей вероятности. Однако объясняются такие перемены не «правильностью» двойного сна, а тем, что вы просто даете своему организму больше отдыха, расслабления, восстановления сил.

Стоит отметить, что двойной сон уместен, когда естественным путем достигаются длительные периоды темноты (как это происходит зимой), в летние месяцы бимодальная система сна осуществима с трудом, ведь уже с 5 часов утра светит солнце. Это делает перестройку организма проблематичной.

Двойной сон был реакцией на обстоятельства. Сейчас, когда данных обстоятельств уже не существует, отпала и потребность дробления ночного сна на две части.

Непрерывный восьмичасовой сон может оказаться для вас таким же эффективным. Важно только позаботиться об его качестве. О том, как сделать свой сон более качественным, вы можете почитать отдельную .

Восьмичасовой сон - современное изобретение.

Представьте, что вы живете в XVIII веке. Сейчас только половина девятого вечера, вы надеваете свой ночной колпак, гасите свечи и засыпаете, ощущая запах воска, который мягко заполняет воздух вокруг вашей постели. Проходит несколько часов. 2:30. Вы просыпаетесь, хватаете пальто и идете к соседям, потому что они тоже не спят. Спокойно читают, молятся или даже занимаются сексом. Очевидно, что до эпохи электричества двухразовый сон по ночам был совершенно повсеместным.

Тогда мы спали дважды за ночь, вставая на час или два для развлечений, а затем снова отправляясь в кровать до рассвета.

С Slumberwise.com:

Тот факт, что раньше мы спали дважды за ночь, был впервые открыт Роджером Экирчем (Roger Ekirch), профессором истории из Политехнического университета Виргинии.

В своем исследовании он обнаружил, что мы не всегда спали по восемь часов подряд. Мы спали по два более коротких отрезка в диапазоне ночи. Диапазон был порядка 12 часов и начинался с трех- или четырехчасового сна, потом следовало бодрствование - два или три часа, а затем снова сон до утра.

Упоминания об этом встречаются повсюду в литературе, судебных документах, личных бумагах и записках. Удивительно не то, что люди спали дважды, а то, что концепция была настолько повсеместной. Сон из двух отрезков был обычным, принятым способом спать.

«Дело не в количестве упоминаний, а в том, как он упоминался - словно это было общее знание», - говорит Экирч.

Английский врач писал, к примеру, что идеальным временем для занятий и размышлений является отрезок между «первым сном» и «вторым сном». У Чосера в «Кентерберийских рассказах» есть героиня, которая отправляется спать после «первого сна».

И, объясняя, почему у рабочего класса было больше детей, доктор из XVI века сообщал, что они обычно занимались сексом после первого сна.

Книга Экирча «В конце дня: ночь в прошлом» полна таких примеров.

Как же люди распоряжались этими дополнительными часами? Примерно так, как вы можете себе предположить.

Большинство оставались в своих постелях и спальнях, иногда читали, а часто использовали это время для молитвы. Религиозные ритуалы включали в себя специальные молитвы для времени между двумя снами.

Кто-то курил, говорил с домочадцами или занимался сексом. Некоторые были более активны и шли в гости к соседям.

Как мы знаем, практика в конечном итоге постепенно исчезла. Экирч списывает перемены на появление уличного освещения и, в конечном итоге, электрического внутреннего освещения, а также на популярность кофеен. Писатель Крэг Козловски (Craig Koslofsky) развивает теорию в своей книге «Вечерняя империя». С распространением уличного освещения ночь перестала быть уделом преступников и низших классов и стала временем для работы и социализации. Два сна стали в итоге считаться бесполезной тратой этих часов.

Наука, судя по всему, подкрепляет то, что мы находим в исторических книгах. В ходе четырехнедельного исследования с 15 мужчинами, существующими в условиях ограниченных часов светового дня, начало происходить нечто странное. Наверстав часы недосыпа - обычное положение дел для большинства из нас, - участники начали просыпаться посреди ночи:

У них стало по два сна.

В течение 12-часового отрезка участники сначала спали по четыре или пять часов, затем бодрствовали несколько часов, затем снова спали до утра. В целом они спали не более восьми часов.

Часы посреди ночи, между двумя снами, отличались необычным спокойствием, схожим с медитацией. Это не было ночным метанием в постели, которое многим из нас довелось испытывать. Участники эксперимента не паниковали по поводу того, что не могут снова уснуть, а использовали это время для расслабления.

Рассел Фостер (Russell Foster), профессор нейробиологии в Оксфорде, указывает на то, что даже с учетом существующих моделей сна пробуждение среди ночи - не всегда основание для беспокойства. «Многие люди просыпаются ночью и паникуют, - говорит он. - Я говорю им, что они переживают рецидив бимодальной модели сна».

Хотя в статье говорится, что в том, чтобы спать дважды за ночь, нет никаких преимуществ, сложно представить себе, что это не будет оказывать какого-либо серьезного влияния на наше повседневное сознание. Насколько полезными будут для нас несколько часов «в необычном спокойствии, схожем с медитацией»? Нет, серьезно. Я не пробовал применять «бимодальный» сон, но думаю, многие из нас, включая меня, с ним сталкивались. Наше безумно забитое расписание не позволяет нам рассмотреть преимущества встречи с какими-то иными состояниями сознания - кроме восьмичасового сна от усталости.

Но мы не можем вернуться к доэлектрическому образу жизни - ранний подъем, ранний отход ко сну. И тем не менее, может быть, мы могли бы использовать это знание для улучшения качества нашей жизни и открыть для себя альтернативные режимы разума и времени.

Это наводит меня на размышления о книге, которую я сейчас читаю.

Залпом выпить информационную эру

Если вы хотите почитать о влиянии современного мира на наше сознание, советую обратиться к новой книге Дугласа Рашкоффа (Douglas Rushkoff) «Шок настоящего: когда все происходит прямо сейчас» (Present Shock: When Everything Happens Now).

«Смысл в том, что время не нейтрально. Часы и минуты не типичны, а специфичны. Что-то нам лучше удается утром, а что-то - вечером. А самое невероятное, что время дня меняется в зависимости от конкретного момента 28-дневного лунного цикла. На одной неделе мы более продуктивны ранним утром, а на следующей - эффективны в полдень.

Технология дает нам возможность игнорировать все эти уголки и трещины времени. Мы можем пересечь десять часовых поясов за то же самое количество времени. Мы можем принять мелаксен или золпидем, чтобы уснуть по прибытии на место назначения, а затем, чтобы проснуться утром, выпить одну из таблеток риталина, прописанных сыну с расстройством внимания (в России психостимулятор риталин запрещен - прим. пер.).

Тогда как технологии развиваются, вероятно, с такой же скоростью, с какой мы их придумываем, наши тела эволюционируют в течение тысячелетий, причем в согласии с силами и явлениями, которые мы едва понимаем. Мы не просто должны учитывать ритмы тела - тело функционирует в соответствии с сотнями, или даже тысячами различных часов, которые связаны и синхронизируются много с чем еще. Человек просто не может эволюционировать так быстро. Наши тела меняются по совсем иной временной шкале ».

Однако, Рашкофф предлагает не отбросить наши айфоны и режим постоянного онлайна, а придумать, как технологии могут улучшить нашу биологию:

«Да, мы переживаем хронобиологический кризис с депрессиями, самоубийствами, раковыми заболеваниями, плохой производительностью и социальным дискомфортом - в результате того, что нарушаем и сбиваем ритмы, которые поддерживают нас и синхронизированы с природой и между собой. Однако то, что мы узнаем, дает нам возможность обратить этот кризис в благоприятную возможность. Вместо того, чтобы пытаться переобучить наши тела совпадать с искусственными ритмами наших цифровых технологий и их артефактов, мы можем использовать цифровые технологии для перепланировки своей жизни в соответствии со своей физиологией» .

Я не уверен, что начну спать по два раза за ночь, но определенно вижу выгоду в том, чтобы признать новое ощущение времени и стараться жить в соответствии с ним. Время как качество. Протяженность. Вкус. В 1949 году один из моих любимых культурных философов XX века Жан Гебсер (Jean Gebser) писал, что в основе кризиса западной цивилизации лежит время. В попытке «идти в ногу со временем» мы стараемся приобщиться ко всему, что происходит, одновременно. Но вероятно, это неверный подход. Неправильное отношение ко времени. Измерять время так, как мы это делаем, - не так важно. Может, нам нужно сделать шаг назад и начать присутствовать - не тем образом, который Рашкофф критикует в своей книге, а очно. Выпить эпоху информации залпом.

Похоже, наш современная проблема с «быть в сейчас» ничем не отличается от дзенского коана «выпить океан залпом». Невозможно это сделать, буквализируя время на маленькие отрезки, тиканье часов, электронные сообщения, уведомления в Facebook и сигналы на жидкокристаллическом дисплее. Их слишком много. Но наша перегрузка информацией может, на самом деле, быть ограничением не цифровой эпохи, а того измерительного сознания, которое мы в нее привносим. Что скажете? Как нам справиться с

В Древней Руси спали на печи. Это знают даже дети, которым читали известную сказку про Емелю. Чтобы было удобно забираться на печку, делались ступеньки. После того как печь протапливалась, она становилась тёплой, приятной. На ней было удобно и уютно, потому чаще всего там спали старшие, уважаемые представители семьи.

Спать на печи было удобно и тепло.

Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.

Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.

Ларец таинственный, а проще - сундук

Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.


В сундуках не только хранили ценные вещи, на них еще и спали.

Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.

Зыбка или спи, младенец мой прекрасный

Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.


Маленькие дети спали в подвесных люльках.

Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.

Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.

Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.

Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов

Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.


Для тюфяка использовали мешковину.

Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.

Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.

Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.

Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.

Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.

Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.

Первые кровати

По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.


Полати обычно располагались над печкой.

Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.

Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.

Loading...Loading...