Справочник болезней болезни одс и травмы. Болезни одс и травмы. Перелом локтевой кости

Травматология и ортопедия – тесно связанные между собой разделы медицины. Травматология изучает повреждения опорно-двигательного аппарата (костей, связок, суставов, мышц и сухожилий), занимается диагностикой и лечением этих повреждений. Ортопедия специализируется на профилактике, диагностике и лечении функциональных нарушений и деформаций опорно-двигательного аппарата, возникших в результате заболевания, травмы или врожденного порока развития.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Роль травматологии в современном мире постоянно возрастает. Каждый год автомобильные аварии и несчастные случаи приводят к гибели миллионов людей на Земле. Результатом травм нередко становится длительная нетрудоспособность и ухудшение качества жизни людей.

Чаще всего повреждения опорно-двигательного аппарата происходят при автодорожных, бытовых, производственных и спортивных травмах. Уровень и тяжесть повреждения зависят от механизма травмы (особенностей травматического воздействия на организм человека).

За последние десятилетия травматология претерпела значительные изменения. Раньше основными методами лечения переломов были гипсовые повязки и скелетное вытяжение . Сегодня в травматологии широко применяются различные оперативные методики.

Постоянно совершенствуется техники остеосинтеза (фиксации переломов внутрикостными, накостными и чрескостными конструкциями). Проведение остеосинтеза позволяет сократить сроки лечения переломов, избежать опасных осложнений в результате длительной неподвижности (пролежни , пневмонии , тромбэмболии) и не допустить развитие контрактур (ограничения подвижности суставов).

Активно используются современные технологии. Отрезанные пальцы пришивают, применяя микрохирургические методы. Операции на суставах проводят с помощью эндоскопического оборудования. Развивается эндопротезирование суставов (замещение разрушенного или поврежденного сустава биосовместимым протезом).

Возможности травматологии постоянно расширяются. Тем не менее, восстановление после травмы по-прежнему невозможно без активного участия пациента. В этом периоде очень важно соблюдать рекомендации врача, разрабатывать суставы, делать лечебную гимнастику и т. д. Помните: чем больше прошло времени с момента травмы, тем труднее восстановить утраченную функцию мышц, костей и суставов.

Травматология – раздел медицины, с которым большинство людей сталкиваются лишь в течение непродолжительного срока. В отличие от нее ортопедия, как правило, имеет дело с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения.

Наряду с современными оперативными техниками, ортопедия широко использует традиционные консервативные методики: массаж, мануальную терапию , лечебную физкультуру и физиотерапию.

При лечении ортопедических заболеваний, как и в периоде восстановления после травм, большое значение имеет настрой пациента, его готовность следовать рекомендациям врача и вносить активный вклад в процесс собственного выздоровления.

Мы надеемся, что раздел «Травматология и ортопедия» Медицинского справочника болезней сайта «Красота и медицина » поможет вам получить всю необходимую информацию о травмах и болезнях опорно-двигательного аппарата и способах их лечения.

Врожденные заболевания опорно-двигательной системы представляют практический интерес как для врача-педиатра, так и врача-лечебника, который имеет отношение к выявлению и лечению последствий врожденных заболеваний в подростковом, юношеском и взрослом возрасте.

Среди заболеваний детского возраста все большее внимание привлекают различные патологические состояния, связанные с врожденными пороками развития отдельных органов или целых систем организма. Многочисленные данные обследования новорожд енных детей показывают, что врожденные аномалии (пороки) развития встречаются с частотой от 0, 3% до 12%-13%, в среднем у 3-4% детей.

По данным М.В.Волкова имеется более 1500 только наследственных заболеваний, причем, половина из них - это врожденные заболевания костно-суставной и нервно-мышечной систем.

Среди этиологических факторов врожденных заболеваний принято выделять три основные группы: экзогенные, эндогенные и генетические.

При этом также следует напомнить Вам о том, что генетические факторы могут быть следствием внешних воздействий или носить наследственный характер (наследование по рецессивному и доминантному типу).

Врожденные заболевания ОДС у детей составляют около 50% всей патологии ОДС детского возраста. По данным РБ врожденные заболевания ОДС составили 25, 3% всех ортопедических заболеваний.

Среди врожденных заболеваний ОДС доминируют: дисплазия тазобедренного сустава и врожденный вывих бедра (от 30 до 70-80% всех состоящих с патологией ОДС детей) Затем следует кривошея (10-30%), косолапость (1, 3-34, 4%), синдактилия, полидактилия и др. аномалии кисти и стопы, эктромелия и др. (10-15%).

Дисплазия тазобедренного сустава, врожденный вывих (подвывих) бедра

Врожденный вывих бедра отмечается у 5 из 1000 новорожденных. Сложнее определить частоту дисплазии тазобедренного сустава, ибо это связано с уровнем организации первичного выявления патологии ОДС.

На основании имеющихся исследований, эту патологию следует рассматривать, как одно из проявлений неправильного формирования тазобедренного сустава, которое возникает на ранних стадиях внутриутробного развития плода.

Анатомические и функциональные изменения в суставе при всех формах аномалии с возрастом прогрессируют. Поэтому, эффективным является лечение, начатое в первые дни или недели жизни ребенка. Однако, раннее лечение возможно лишь при услов ии ранней диагностики, что осуществимо при подготовке всех врачей по этому разделу, и при правильной организации осмотра новорожденных в родильных домах. Следует помнить, что особенное внимание врача должны привлекать дети, родившиеся в ягодичном предлежании. В этой группе дисплазия тазобедренного сустава встречается примерно в 20%.

Из всех многочисленных симптомов следует отдать первенство следующим, на наш взгляд наиболее достоверным:

  • асимметрия кожных (аддукторных, ягодичных) складок,
  • ограничение отведения ножек,
  • наружная ротация нижней конечности,
  • симптом соскальзывания (Ортолани), симптом "щелчка", симптом "поршня".

Перечисленные симптомы позволяют лишь, чаще всего, заподозрить патологию. К сожалению, рентгеновские методы диагностики в этом возрасте мало достоверны и рентгенография применяется лишь с 3-х месячного возраста. Новейшие достижения тех ники интраскопии позволяют надеяться на получение новых методик лабораторной диагностики (ЯМР-томография, УЗИ-диагностика и пр.).

Ранними рентгеновскими признаками дисплазии тазобедренного сустава и врожденного вывиха бедра являются: Триада Путти - недоразвитие или аплазия ядра окостенения головки бедра, скошенность крыши вертлужной впадины, высокое стояние и латеропозиция проксимального конца бедренной кости.

Причем, оценка рентгенограммы трехмесячного ребенка сложна и требует значительных навыков. В этом отношении определенная помощь обеспечивается специальными построениями на рентгенограмме (схема Хильгенрайнера

Лечение дисплазии и врожденного вывиха бедра во многом определяется возрастом пациента. Можно условно пациентов разделить по возрастам на ряд групп:

  • новорожденные и дети до 3 месячного возраста,
  • дети от 3 мес. до 9 мес.-1 года,
  • дети от 1 до 3 лет,
  • дети от 3 до 5 лет,
  • дети от 5 до 14 лет,
  • подростки старше 14 лет,
  • взрослые.

В первой группе диагноз еще не полностью достоверен и носит, в основном предположительный характер.

Назначают: ЛФК, широкое пеленание, специальные конверты для новорожденного с клином, стремена Павлика, подушечку Фрейка, раздвижные шинки Виленского.

Во второй группе диагноз после анализа рентгенограмм становится очевидным. Однако, функциональное лечение все еще остается достаточно эффективным. Оно аналогично описанному, но требует более пристального внимания ортопеда, от чег

В более старшем возрасте (группа от 1 до 3 лет), как правило, мы имеем уже дело с контрактурами, ригидностью мышц и рассчитывать на центрацию головки в вертлужной впадине простым отведением ножки едва ли возможно. В этом возрасте применяют предварительное вытяжение по специальным методикам с последующим вправлением бедра и фиксацией его в отведенном положении с внутренней ротацией в гипсовой повяз. В свое время был широко известен метод Лоренца, требовавший пребывание ребенка в фиксирующей повязке длительное время (9 мес.) в трех положениях. Однако, при этом было получено такое количество осложнений (асептических некрозов головкиа отказались повсеместно, но отдельные его элементы лежат в основе фиксирующих первые три месяца гипсовых повязках.

В эти сроки вместо гипсовых повязок в некоторых клиниках применяют специальные шины (например, пластмассовую шину Волкова М.В.).

Сроки лечения в этом возрасте различны, но колеблются в пределах от 4 до 6-7 месяцев. Контроль - по данным рентгенографии и клиники. Осложнения 8, 9%, неудачи - 1, 2% случаев.

Старше трех лет (но иногда с 9 мес.) прибегают к открытому вправлению врожденного вывиха бедра. В возрасте 5 лет и старше простое вправление часто не достигает успеха. Поэтому, его сочетают с деротационными остеотомиями, остеотомиями с укорочением бедра в вертельной области (остеотомия по Заградничеку, Богданову), с углублением вертлужной впадины и укутыванием головки бедра капсулой тазобедренного сустава (операция Колонна).

В возрасте 14 лет и старше часто прибегают к внесуставным операциям (Солтера, Хиари, навес по Кенигу, лепестковая и др. реконструкция крыши вертлужной впадины и др.).

В последующем могут возникать проблемы диспластических коксартрозов, аваскулярных некрозов головки бедра, конгтрактур, которые частично рассматривались нами в других лекциях, а частично не могут быть умещены в короткую учебную программу Вашей подготовки.

Врожденная косолапость (pes equin-excavat-adduct-varum)

Врожденная косолапость наблюдается чаще у мальчиков (68%), причем, она бывает двусторонней у 38-40% больных. Консервативные методы лечения врожденной косолапости были разработаны В.О.Орловым (1874) и Н.Ф.Гагманом (1878).

Ранняя диагностика, в общем, не сложна. Ориентируются на следующие основные симптомы:

  • сгибательная контрактура (эквинус) стопы,
  • приведение переднего отдела (аддукция) стопы,
  • полая стопа,
  • варус пятки.

Лечение включает в себя следующие элементы:

  • первые две недели ЛФК и бинтование стопы по Финку-Эттингену,
  • этапные гипсовые повязки с последовательным устранением перечисленных выше деформаций со сменой гипсовых повязок каждые две недели.

При неэффективности у детей прибегают к операциям на капсульно-связочном аппарате (операции капсуло-фасцио-лигаментотомии по Зацепину, Штурму).

На скелете оперируют после 14 лет - серповидная резекция стопы по Куслику, трехсуставной артродез по Лямбринуди и пр.

Последние годы широко используют методы Г.А.Илизарова. Одним из сторонников и авторов метродик является Гафаров - выпускник БГМИ, директор Казанского ортопедического центра.

Врожденная мышечная кривошея (trciclli)

Врожденная мышечная кривошея является одной из наиболее распространенных аномалий ОДС. Например, по данным ортопедических кабинетов г. Санкт-Петербурга составили до 31% по отношению врожденных ортопедических заболеваний и 3% относительно всех ортопедических заболеваний.

Теории: травматическая, воспалительная, диспластическая и пр.

При этой деформации укорочение одной из m.sternkleidmastideus приводит к наклону головы в сторону измененной мышцы, поворот - в противоположную. Кроме асимметрии лица, черепа, возникает вторичная деформация туловища, асимм етрия надплечий и сколиотическая осанка, которая может стать началом сколиотической болезни.

Грудной сосок на стороне соответствующей укорочению грудинно-ключично-сосковой мышцы, расположен вышеи бывает сдвинут в сторону передней подмышечной линии. Ключица приподнята и смещена. Надплечье и лопатка на больной стороне стоят выше и внутренний край лопатки дальше отстоит от грудной клетки и пр.

Диагностика не сложна в возрасте 3 недели и более. Более ранняя диагностика затруднительна.

Лечение: на первом этапе - ЛФК, фиксирующие повязки.

В возрасте 3 года и старше - операции на мышцах шеи. Наиболее популярные операции - операция Т.С.Зацепина с резекцией стернальной и ключичной ножек грудинно-ключично-сосцевидной мышцы и рассечением фаций шеи.

Болезнь Гризеля, Клиппель-Фейля, шейные ребра.

Врожденные заболевания верхней конечности.

Презентация, в которой отражены причины заболеваний опорно-двигательной системы, рассмотрены наиболее распространённые искривления позвоночника и плоскостопие, даны рекомендации по профилактике указанных заболеваний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нарушения опорно-двигательной системы и значение физических упражнений для её формирования Учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 13 пос. Венцы Запорожец Елена Петровна

По данным министерства здравоохранения России Заболевания опорно-двигательного аппарата занимают первое место в списке наиболее распространённых болезней школьников. За последние 30 лет количество детей с нарушениями осанки и плоскостопием увеличилось в 3 раза.

Причины заболеваний опорно-двигательной системы Многочасовое сидение в неудобной позе над учебниками за школьной партой и дома, перегруженные учебникам школьные портфели, малоподвижный образ жизни, связанный с отсутствием времени на игры и спорт

Цели урока: усвоить знания о возможных заболеваниях опорно – двигательной системы и их профилактики. Показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц. Познакомить учащихся с правилами профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Изгибы позвоночника В процессе роста и развития ребёнка позвоночник приобретает физиологические изгибы: 2 изгиба в переднем направлении (лордозы) 2 изгиба в заднем направлении (кифозы)

Осанка – непринужденное привычное положение тела человека стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Различают три вида наиболее распространённых искривлений (деформаций) позвоночника

Сколиоз - боковое искривление позвоночника у человека. Возникает в период интенсивного роста позвоночника в возрасте 1-15 лет, у девочек бывает в 3-6 раз чаще. Искривление может быть врождённым или приобретённым.

Лордоз – искривление позвоночника, выпуклостью вперёд

Кифоз- заболевание, которое проявляется в виде, так называемого синдрома «круглой спины»

Последствия нарушений правильной осанки тела Затрудняет работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Уменьшается жизненная емкость легких, Снижается обмен веществ. Появляются головные боли, повышается утомляемость.

Профилактика нарушений правильной осанки тела Заботиться об осанке тела ребенка необходимо с рождения. Для этого надо правильно научить ребенка ползать, вовремя учить сидеть и ходить. В ранние периоды жизни ребенка необходимо проводить закаливание, массаж мышц и всего туловища, а также конечностей, принимать ванны.

Физкультура и спорт Для правильного формирования опорно-двигательной системы необходимы: ежедневная утренняя зарядка; уроки физкультуры; прогулки на свежем воздухе. Положительно влияет на развитие позвоночника ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол, плавание, гимнастика.

Сбалансированное и рациональное питание

В меру жесткая постель, удобная одежда и обувь.

Правильно организованный рабочий уголок ученика, хорошее освещение, соответствующая росту ребенка мебель.

Портфель ученика не должен быть перегружен

Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов. Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена. Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Работа № 1. Определение искривлений позвоночника Методика определений бокового искривления позвоночника. Определение сколиозов. Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.

Гиподинамия в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности.

Последствия гиподинамии Слабеют мышцы сердца и тела; Истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь; Кальций оседает на стенках сосудов, из-за чего они становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются; Избыточная масса тела

Плоскостопие – это деформация стопы, которая заключается в уменьшении высоты её продольных сводов Плоскостопие у детей и взрослых – следствие врождённых дефектов опорно-двигательного аппарата, а также результат воздействия длительной работы в положении стоя, хождения на высоких каблуках и в узких туфлях, избыточного веса.

Последствия плоскостопия Плоскостопие изменяет походку, вызывает развитие утомления при незначительных пеших прогулках, вследствие чего ухудшается кровоснабжение мелких суставов стопы, способствует нарушению осанки, развитию остеохондроза

Профилактика плоскостопия Ежедневная гимнастика и занятия физкультурой. Обувь следует носить с задником и со шнуровкой. Обувь должна быть с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Надо следить за правильной походкой. Людям длительно пребывающим на ногах надо отдыхать несколько раз в день по 5-10 минут. Необходимо следить за осанкой. Полезно ходить босиком.

Вопросы для обсуждения: 1.Что может стать причиной формирования неправильной осанки? 2.Как предупредить неправильную осанку? 3.Неправильная осанка это только некрасиво? 4.Что такое плоскостопие? 5.Чем опасно плоскостопие? 6.Как предупредить плоскостопие? 7.Что может стать причиной травм в школе?


Тема урока: «Профилактика заболеваний

Урок биологии в 8 классе

Учитель: Симонова Галина Юморовна

Цели урока :

    Систематизировать знания о строении и функциях скелета;

    Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения, воспитание бережного отношения к своему здоровью;

    Стимулирование познавательной активности, развития интереса к предмету,

умений излагать свои мысли, логически рассуждать.

Технология урока: структурно – логическая.

Оборудование: видеоаппаратура, таблицы.

Ход урока.

1.Организационный момент (польза улыбки).

2.Проверка знаний о строении скелета:

Письменная фронтальная проверка (учитель показывает по таблице кости и отделы скелета):

1. Предплечье

2. Пояс нижних конечностей

3. Тазобедренный сустав

4. Бедренная кость

5. Грудная клетка

6. Нижняя челюсть

7. Скелет верхних конечностей

8. Поясничный отдел позвоночника

10. Мозговой отдел черепа

Самопроверка в парах:

« 5 » - 9 - 10 балов

« 4 » - 7- 8 балов

« 3 » - 5- 6 балов.

3. Логические цепочки:

    «Много есть чудес на свете,

Человек - их всех чудесней».

Слова греческого поэта-драматурга Софокла

Демонстрация на экране Эйфелевой башни, проект её строительства связан со строением кости человека, какой?

(большая берцовая)

2) Почему первый шейный позвонок называют «Атлантом»?

(назван в честь героя древнегреческих мифов Атланта, державшего на своих плечах небесный свод)

3) Почему череп называют черепной коробкой?

(демонстрация закрытой нижней части черепа)

4)Почему у взрослых 200 костей, а у младенцев 270?

(с возрастом некоторые срастаются)

4. Формулирование темы урока: «Профилактика заболеваний

опорно – двигательного аппарата» (запись в тетрадь)

Физкультминутка

Прошу всех встать.

Упражнения для шейного отдела (работ с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность)

    Корпус прямой, голову слегка отклонить назад.

Подбородок направлен в потолок. Тянуться вверх.

    Позвоночник прямой, голову наклоняем вправо затем влево.

    Круговые движения головой.

Упражнения для грудного и поясничного отделов позвоночника.

    Руки на поясе, наклоны в стороны.

    Руки на поясе. Наклоны вперед, коснуться ладонями пола. Вернуться в исходное положение.

    Сели на стулья

Сидя, руки за голову. Прогнуться. Подержать напряжение 3-5 сек.

5. Просмотр видеофильма «Скелет человека. Наука детям»

Кто посещает спортивные секции или бассейн регулярно? (вопрос кклассу)

Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета и мышц. Чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становится кости скелета. Физическим трудом, физическими упражнениями и спортивными играми нужно заниматься систематически, последовательно увеличивая нагрузку. Однако надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует физическому развитию организма. Демонстрация рисунков нарушения и причин нарушения развития опорно – двигательного аппарата.

Последствия нарушений правильной осанки тела:

    Затруднение работы легких, сердца, желудочно-кишечного тракта;

    Уменьшение жизненной емкости легких;

    Снижение обмена веществ;

    Появление головных болей, повышение утомляемости.

Плоскостопие одно из распространенных нарушений формирования стопы

(демонстрация таблицы с упражнениями профилактики плоскостопия)

По последним статистическим данным в России 1 место среди заболеваний призывников занимают болезни костно – мышечной системы, самый распространенный диагноз – плоскостопие III степени.

6. Итог. Для того чтобы правильно сформировалась ОДС необходимо:

(учащиеся самостоятельно формулируют основные правила профилактики, пишут в тетради памятку на основе текста учебника стр. 280)

    систематически заниматься физическими упражнениями;

    при однообразных трудовых движениях полезны корригирующие упражнения;

    в возрасте 6-12 лет вредно увлекаться чрезмерными занятиями одним видом спорта с силовыми нагрузками;

    необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку;

    вырабатывать правильную посадку за рабочим столом;

    вредно поднимать большие тяжести;

    вредно носить тесную обувь;

    полезна утренняя зарядка.

7. Рефлексия

Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?

8. Домашнее задание по выбору I и II уровня сложности на карточках.

Задания I уровня

    1. По данным российского анатома А. Обысова, бедренная кость человека в вертикальном положении выдерживает давление в 1,5 тонны, большая берцовая кость – до 1,8 тонны, а плечевая – 850 кг.

Что обеспечивает прочность костей?

    1. Отдельные части скелета можно различить уже у 5-недельного зародыша (размером с горошину), у которого наиболее заметной частью является позвоночник, образующий выразительную дугу. Скелет новорожденного ребёнка состоит из более трёхсот косточек, но в результате того что многие из них срастаются в процессе взросления, в скелете взрослого их остаётся около 206.

Указать точное количество костей в скелете человека не представляется возможным. Почему?

    1. Самый подвижный сустав человека – плечевой. Шаровидная форма суставной поверхности позволяет человеку поднимать руку, отводить ее назад, вращать плечо вместе с предплечьем, кистью внутрь и наружу.

Как называются подобный тип соединения костей?

Задания II уровня

    1. Докажите, что кость - это соединительная ткань.

      Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

      У молодого петуха удалили часть бедренной ноги, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

      Почему нога в бедренном суставе может производить круговые движения, а в коленном суставе только назад?

      Даже после прекращения роста скелета взрослый человек должен получать с пищей достаточное количество минеральных солей. Почему?

Анализ урока

«Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата»

Урок по теме «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» прошел организованно. Галина Юморовна целесообразно для данного урока применила

структурно – логическую технологию подачи учебного материала. На уроке прослеживалась преемственность с другими уроками по данной теме и логическая последовательность подачи учебного материала. Биологические объекты рассматривались через понятие «системы», которая состоит из взаимосвязанных компонентов. Например, после просмотра видеофильма учащиеся выявили зависимость развития скелета от физической активности. Рассмотрели причины и последствия нарушений осанки тела и плоскостопия.

Принцип «от простого к сложному», на развитие логического мышления с опорой на предыдущие знания, на уроке были использованы:

    фрагмент «Логические цепочки»;

    разноуровневое домашнее задание, которое предусматривает самостоятельный поиск информации обучающимися.

Принцип «от теории к практике» был использован на физминутке, учащиеся выполнили упражнения по снятию усталости шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника и составляли индивидуальные памятки «Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата» на основе приема осмысленного чтения. В конце урока учителем проведена рефлексия, где учащиеся отвечали на вопрос «Кто решил, что ему нужно и важно заняться спортом? И почему?»

При проверке знаний о строении скелета, был применен метод взаимной проверки, что способствует развитию мотивации и самостоятельности обучающихся.

Для развития познавательной активности и интереса к предмету Галина Юморовна демонстрировала наглядный материал: таблицы, натуральный объект, презентацию, видеофильм.

Заявленная структурно – логическая технология была использована на данном уроке учителем продуктивно.

«___»______________ 2017 г.

Члены экспертной группы: _______________ Столярова Светлана Валерьевна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2», высшая квалификационная категория

_____________ Тюкавкина Марина Геннадьевна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1», высшая квалификационная категория

Зеленова Елена Владимировна

(Подпись)

учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1», высшая квалификационная категория

Loading...Loading...