Проекты по социокультурной реабилитации детей инвалидов. Социокультурная реабилитация инвалидов. Особенности социокультурной реабилитации

Содержание социально-культурной реабилитации

Замечание 1

Социально-культурная реабилитация относится к наиболее актуальной сфере общественной практики социальной деятельности. Социальная и духовная поддержка населения, гуманитарная направленность, забота о социально-культурном обустройстве инвалидов, сирот, лиц преклонного возраста, их приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, творчеству и самодеятельному ремеслу – все это характеристики социально-культурной реабилитации.

Объектом социально-культурной реабилитации являются социально незащищенные и ослабленные группы населения: несовершеннолетние, сироты, инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. категории граждан.

Социально-культурная недостаточность связана с полной или частичной неспособностью индивида осуществлять социально-культурные функции, которые принято считать нормальными для граждан данного пола, возраста и других социальных и демографических характеристик.

Социокультурная интеграция – это процесс, характеризующий степень достижения индивидом оптимального уровня жизнедеятельности, реализации своих потенциальных возможностей и способностей вследствие взаимодействия с другими людьми в конкретном социально-культурном пространстве.

Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий, направленных на поддержку участия в социальных взаимосвязях, удовлетворение потребностей в культурно-досуговой сфере, поддержание необходимого уровня культурной компетенции.

Замечание 2

Социально-культурная реабилитация в узком смысле- это личностная, адресная помощь человеку, выявление его интересов, духовных целей, потребностей, способов и путей преодоления препятствий.

Социально-культурная реабилитация – восстановление, возмещение нарушенных или утраченных возможностей и способностей для самореализации и самоутверждения в разных видах творчества и досуга. Включает две составляющие:

  • социальное – достижение уровня, при котором лица с ограниченными возможностями могли бы без затруднений вступать в социальные взаимодействия и контакты;
  • культурное – наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием; освоение культурных норм, традиций, ценностей; указание на результаты творчества в процессе социально-культурной деятельности.

Компоненты социально-культурной реабилитации

Структуру социально-культурной реабилитации составляет ряд компонентов, способствующих преодолению социальной недостаточности:

  1. Просветительская, информационно-познавательная составляющая. Включает: приобретение понятий и знаний о явлениях окружающего мира, применение знаний в практической деятельности для переустройства образа жизни, осознание необходимости взаимодействия с окружающей социальной средой, устранение негативного отношения со стороны социума к лицам преклонного возраста, инвалидам, изменение менталитета в сфере социальных и межличностных отношений.
  2. Творческая и досуговая составляющая. Связана с организацией досуга для удовлетворения физических и духовных потребностей лиц с социальной недостаточностью; содействием в организации культурно-просветительских, оздоровительных, спортивных и иных мероприятий; обеспечением журналами, книгами, газетами, специальными передачами; способствованием в посещении выставок и театров. Необходимо создать все условия для самоутверждения и творческой самореализации для слабовидящих и слепых лиц, слабослышащих и глухих, лиц пожилого возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженным и полным физическим бессилием, с амнестико-интеллектуальными нарушениями.
  3. Лечебно- оздоровительная составляющая. Характеризуется использованием культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), формирования и поддержания позитивного психологического фона, достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья.
  4. Коррекционная составляющая. Частичное или полное устранение или компенсация с помощью социально-культурных мероприятий ограничений в развитии личности и в жизнедеятельности, преодоление возможных воспитательных и педагогических упущений. Коррекционно-воспитательное воздействие включает привитие социальных норм, установленных обществом правил, которые определяют устойчивые формы взаимодействия людей на уровне микро- и макроколлективов. Коррекционно-развивающее воздействие направлено на целостное и всестороннее развитие личности, активное освоение ценностей общественной культуры, развитие творческой и самодостаточной личности. Коррекционно-образовательное воздействие направлено на повышение образованности личности в соответствии с требованиями и нормами социально-культурной среды.
  5. Эмоционально-эстетическая составляющая. Характеризуется эстетическим освоением личностью окружающего мира, развитием способности творить, позитивным эмоциональным воздействием занятий и среды на чувства и переживания человека, что способно принести удовлетворение и изменить жизнь.

Учреждения социально-культурной реабилитации

Государственная система социальной реабилитации инвалидов и лиц преклонного возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, органов местного управления, учреждений по осуществлению мероприятий в области психологической, медицинской, профессиональной и социально-культурной реабилитации.

В России действует разветвленная структура организаций и учреждений для социально-культурной реабилитации с социальной недостаточностью, нарушениями жизнедеятельности и другими нарушениями. Эта система включает:

  • службы социального обеспечения и социальной защиты;
  • центры социального облуживания;
  • центры экстренной психологической помощи;
  • центры восстановительного лечения и творчества;
  • реабилитационные центры;
  • специализированные учреждения интернатного типа (пансионаты, интернаты, специализированные школы, детские дома;
  • общественные объединения и организации инвалидов;
  • советы ветеранов;
  • ассоциации социальной поддержки;
  • общественные фонды;
  • объединения по интересам (дома культуры, клубы, туристские, литературно-музыкальные, спортивные объединения, библиотеки).

Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Паспорт целевой программы

Наименование: Программа социокультурной реабилитации детей-с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации: 2013-2016 гг.

Разработчики программы: ГБОУ СОШ №457

Цели и задачи программы: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Участие в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Организация разнообразного и интересного досуга, творческое развитие, привлечение детей к участию в различных мероприятиях совместно с другими детьми. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей.

Создание единого информационного пространства с целью обеспечения равной возможности доступа к информации всех пользователей.

Исполнители: ГБОУ СОШ №457

Концепция программы

В настоящее время привычные функции школ расширяются. Школы занимаются воспитательной, образовательной, психологической, культурно-досуговой деятельностью, а наша школа еще и социокультурной реабилитацией детей-инвалидов. Данная работа строится с учетом специфики данной категории учащихся, а также с учетом их потребностей в информационных и культурных услугах.

Цель нашего проекта создание условий для детей-инвалидов, внедрение различных форм работы, позволяющих организовать досуг детей с ограниченными возможностями.

Одна из главных задач , решаемых в рамках программы, – создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении. Интеграция инвалидов в среду здоровых людей занимает особое место в деятельности школы.

Задача школы – помочь раскрыть и развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями, содействовать их социокультурной реабилитации и интеграции в общество путем оказания им информационной поддержки и обеспечения доступа к необходимой информации, обеспечить доступность культуры, образования и самообразования.

Современная школа – это окно в большой мир, а для инвалида -это может быть единственное окно.

Эффективным средством социокультурной реабилитации «особых» детей является вовлечение их в различные развлекательно-познавательные мероприятия, кружки. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы. Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции, проводимые школой, дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.

Программа состоит из следующих комплексов:

    Информационно-библиотечного;

    Театрального комплекса «Книги на сцене»;

    Творческих мастерских (кружков)

    Компьютерного класса, оснащенного специализированной компьютерной техникой и программным обеспечением;

    Спортивно-оздоровительного комплекса.

Направление работы

Содержание работы

Направление работы

Особенности социокультурной реабилитации

В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями стоит в числе наиболее важных задач социальной политики нашего государства. Принят ряд нормативных документов, направленных на решение проблем, касающихся здоровья людей. Открываются центры реабилитации, готовятся специалисты данного направления.

Термин «реабилитация» включает несколько аспектов и означает «сочетаемое и координированное применение медицинских, социальных, просветительских мероприятий по обучению и воспитанию инвалидов для достижения ими по возможности наиболее высокого уровня функционирования, активности.

На фоне роста мер социального характера явным противоречием выступает недостаточная разработанность использования социокультурного потенциала в реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Важной составляющей социальной реабилитации инвалидов и их семей является социокультурная деятельность, которая помогает им установить социальные связи, развивать творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться в сложной жизненной ситуации.

Социокультурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Реабилитационный потенциал - это совокупность имеющихся психофизиологических задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстановить нарушение сферы деятельности человека. Реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности достаточно широк. Вступая в мир культуры, человек осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов и их внутренних соотношений и компонентов, практическое и мысленное экспериментирование с ними, апробирование возможных способов преобразования предметных ситуаций.

Ряд исследователей отмечают, что социально-культурные методики, входящие в духовную реабилитацию инвалидов, включают три взаимосвязанных компонента:

Компонент, обеспечивающий личности инвалида возможность самоидентифицироваться как полноправному представителю той или иной социокультурной общности;

Компонент, создающий условия для вступления личности инвалида в равноправный диалог с имеющимся микросоциальным и мультикультурным окружением;

Компонент, обеспечивающий включенность инвалидов в образовательные, информационные, творческие, оздоровительные и другие социально-культурные процессы.

В настоящее время работниками социальной сферы успешно используются ранее незнакомые понятия: социокультурная реабилитация, социальная помощь, социальная поддержка, социокультурное сопровождение, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, аромотерапия и т.д. Специалист социальной работы имеет широкий аспект воздействия. В зону его внимания попадают люди всех возрастов, начиная от младенчества и кончая старостью. Он работает в реабилитационных центрах, лечебно-медицинских учреждениях, детских оздоровительных центрах, с семьями инвалидов. В этой связи, осмысливая роль и место социокультурной деятельности в отношении к человеку с ограниченными возможностями, видим необходимость разработки инновационных подходов, методик, способствующих поддержанию и формированию благоприятного психологического климата в социуме, духовно-нравственного здоровья человека.

Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор, активность аудитории существенное влияние оказывает принадлежность человека к определенной социальной группе, культурные предпочтения, физическая и психологическая возможность инвалидов. В этой связи необходимо рассмотреть основные виды культурно-досуговых программ и средства эмоционального воздействия:

Сюжетно-игровые программы, в которых преобладают разнообразные игры, и область действительности, которую человек воспроизводит в игре;

Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;

Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы. В качестве ведущих в них выступают персонифицированные образы;

Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромотерапию, музыкотерапию, арт-терапию, диалоготерапию;

Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию; содержание этих программ черпается из обширного проблемного поля современной жизни;

Праздничные, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию;

Профилактико-коррекционные, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей;

Спортивно-развлекательные, которые включают подвижные игры, шуточные поединки, спортивные конкурсы.

В качестве самостоятельного направления реабилитации людей с ограниченными возможностями следует рассмотреть игру. Игра способствует созданию благоприятных отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх, повышает самооценку, позволяет апробировать метод в различных ситуациях. Игра отражает стремление человека вступать во взаимодействие с окружающим миром. Играть для человека - значит действовать, возбуждать в себе чувства, желания, стремиться к их осуществлению, ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своем воображении, вступать в общение с другими людьми и тем самым развивать в себе навыки общественного поведения. Особенность игровой деятельности заключается в том, что в ее содержании заложены элементы других видов человеческой деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, творческой, спортивной), овладение которыми необходимо для развития личности.

Психолог А.А. Осипова подчеркивает характерную особенность игры - ее двуплановость:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальных ситуаций.

Следует выделить ряд методов организации игровой деятельности для людей с ограниченными возможностями:

Метод игрового тренинга (направленный на развитие знаний, социальных установок, умения и опыта в области межличностного общения);

Метод театрализации (основан на множестве сюжетов и социальных ролей);

Метод состязательности (требует мобилизации всех усилий играющих);

Метод равноправных партнерских отношений (основан на учете чувств, переживании, эмоции и интересов другого человека);

Метод импровизации (привнесение в игру своего творческого начала).

Важнейшей особенностью предложенных методов в досуговых программах является то, что они неназидательно (ненасильственно) способствуют ведению диалога с внутренним миром человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряженности на волне сопереживания, сострадания, внутреннего просветления.

Возможности социокультурной деятельности в реабилитации инвалидов изучены еще недостаточно. Рассмотрим следующие этапы реабилитационной работы с инвалидами средствами социокультурной деятельности.

На первом этапе необходимо провести диагностику социума. Осуществляет ее команда: медицинский работник, психолог, социокультурный работник. Определяется спектр возможностей реабилитации инвалидов средствами социокультурной деятельности.

На втором этапе выделяются приоритетные цели, формы и содержание деятельности в каждом конкретном социуме в зависимости от его сложности и особенностей. На этом этапе происходит отбор необходимого содержания реабилитационных программ, изготовление реквизитов, фонозаписей, раздаточных материалов, игр. Таким образом, создаются специальные сценарии досуговых программ, игровых спектаклей, кукольных и зрелищных представлений.

На третьем этапе происходит проведение социокультурных программ. Важный момент этого этапа - создание психологического настроя инвалидов на участие в программе. Поэтому особое внимание следует обратить на оформление помещения, стиль работы ведущего программы, содержание задания, что создает возможность участнику достигнуть успеха, поверить в себя.

Четвертый этап - анализ результатов практического проведения программы, где подробно вместе с психологом и медицинским работником рассматриваются все этапы прохождения программы, участие или неучастие в ней, те изменения, которые произошли в каждом конкретном социуме.

Практика организации социокультурной деятельности в школах, специализированных и реабилитационных центрах нашей республики, где обучаются и лечатся люди с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, свидетельствует о том, что участие в них в значительной степени помогает им установить социальные связи, выявить и развить творческие способности, удовлетворить эстетические интересы, самоутвердиться в сложной жизненной ситуации. Благодаря участию в социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения, взгляды. Кроме того, участие в специально организованных программах способствует снятию у инвалидов дефицита общения, растерянности, тревожности, обеспечивает возможность вступления личности инвалида в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы.

Уникальную образовательную программу реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов «Через культуру и искусство - в жизнь» начали разрабатывать сотрудники музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».

Идею социокультурной реабилитации охотно поддержали руководители и психологи центров социального обслуживания населения административных районов Гомеля и городского центра социального обслуживания семьи и детей.

Музей является уникальным пространством, в котором есть все условия для комфортной адаптации к жизни детей и молодых людей с особенностями психофизического развития. Здесь они смогут не только увидеть результаты труда народных умельцев прошлого и современников, но и сами принять участие в увлекательном процессе создания различных предметов. Для этого в музее планируется организовать обучающие занятия по художественной лепке глиняных игрушек и свистулек, росписи по глине и дереву, низанию бисера, плетению из лозы, бересты и нитей, ткачеству, конструированию фольклорных кукол из ткани, шерсти, лыка, соломы и других природных материалов и т.д. Созданные своими руками творения часто приносят радость и могут стать прекрасным сувениром для родных и друзей. Все занятия будут носить интерактивный характер и могут быть дополнены театрализованными представлениями. Их проводить будут совместно квалифицированные педагоги, музейные сотрудники и психологи ЦСОН.

Одним из видов музейных занятий будет знакомство инвалидов в музее с видами и жанрами изобразительного искусства, мифологическими, сказочными и историческими сюжетами, отраженными в памятниках искусства. На примерах знаменитых произведений дети-инвалиды будут учиться понимать выразительные возможности живописи, скульптуры, особенности прикладного искусства.

Эстетическое переживание, вызванное шедеврами из собрания музея, поможет пробудить интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, прежде всего отечественной литературы, истории, мифологии и краеведения. Понимание изобразительного языка, музейной среды и музейного предмета, а также происходящих в мире каких-либо культурных событий поможет инвалидам в социально-культурной реабилитации и социальной адаптации в обществе.

В настоящее время сотрудники музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля выезжают в центры соцобслуживания и на дом к детям и молодым инвалидам, чтобы ближе познакомиться и изучить их индивидуальные запросы.

По словам собеседницы, опыт формирования единого социокультурного образовательного пространства для реабилитации, адаптации и реинтеграции молодых инвалидов в обществе уже имеют многие передовые музеи Европы, России («Эрмитаж»), США. В Беларуси подобный проект гомельский музей начинает одним из первых.

А участники V Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях», который проходил в мае 2009 года в областном ЦМТ, уже победители. Это люди с ограниченными физическими возможностями, которые сохранили здоровье духа, найдя себя в творчестве.

Нынешний ежегодный фестиваль объединил на брестской сцене около 250 человек - представителей 13 театральных коллективов из Беларуси, России, Польши, Украины и Литвы. Выступали они по теме «Этот сказочный мир». И чудо действительно произошло: на некоторое время зрители смогли забыть о том, что на сцене играли артисты «особого» театра. Причем роли для каждого актера были подобраны так, чтобы видимые недуги людей с ограниченными физическими возможностями содействовали «перевоплощению», превращались в элементы их сценического образа.

Решение терапевтических задач отлично удалось и театру «Жалейка» Брестской вспомогательной школы. Под руководством Ольги Гнедько здесь играют дети с особенностями психологического развития.

По итогам фестиваля несколько человек удостоены благодарности за творческий вклад в популяризацию самобытного искусства особых театров. В их числе символическую «Звезду» получил и координатор программы «Непратаптаны шлях» в Беларуси Василий Борисов. К слову, эти и другие награды, как и разнообразные творческие подарки, вручались во время гала-концерта «Звездный дождь».

Впервые в дни Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях» состоялась конференция на тему «Терапевтический эффект занятий художественным творчеством людей с ограниченными возможностями». Ее участниками стали около шестидесяти человек - психологи, педагоги, медики и другие заинтересованные лица.

Есть у особых театров свои проблемы. Говоря о подходах в медицинских учреждениях к пониманию театрального метода работы с людьми, имеющими психические и интеллектуальные проблемы, оказывается, крайне мало литературы по использованию театральных методик в медицинских учреждениях, отсутствует система преемственности в соответствующем обучении медперсонала, психологов и социальных работников, а также нет научных исследований по теме. Участие в театральном представлении становится для людей с ограниченными физическими возможностями или психическими заболеваниями средством психокоррекции, мощным биологическим и эмоциональным стимулятором.

Люди, которых привыкли воспринимать лишь как объект социальной защиты, могут на театральных подмостках создавать большое чудо перевоплощения. Освещая опыт и перспективы интегрированного театра как инновационной формы социокультурной реабилитации. Театр по своей природе объединяет в себе много других видов искусств, а это способствует многогранному развитию артистов. Все же работа особых театров должна быть направлена не только на реабилитационные процессы, но и на решение проблем обучения, интеграции в общество, адаптации и самореализации людей с особенностями психофизического и интеллектуального развития.

В театре можно проектировать многие жизненные проблемы. Отработанные через призму театральной образности, в реальной жизни они покажутся легче. Театральная игра с ее перевоплощениями способствует адаптации. Обычно ограниченный в общении и понимании, человек с особенностями развития может здесь выражать свои чувства, постигать мир на высоком обменно-информационном уровне, участвовать в культурной жизни общества.

Список литературы

1. Козловская Л.И. Социокультурная деятельность как средство реабилитации // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2005. - №8.

2. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республики Беларусь».

инвалид игра реабилитация социокультурный

реабилитация инвалид социальный культурный

За рубежом и в России проводится ряд программ, посвященных социокультурной реабилитации молодых инвалидов. Рассмотрим это на примере российских и зарубежных организаций. За рубежом можно выделить две модели социального обслуживания населения - европейскую и американскую. В Америке акцент смещается в сторону опоры на собственные силы, личную инициативу, высвобождение от влияния государственных структур. В США инвалиды в первую очередь обеспечиваются пенсией и страхованием от несчастных случаев. Организуется медицинское обслуживание. Помощь инвалидам осуществляется с помощью специализованных инвалидных организации и фондов, так как муниципалететы привлекают их для оказания инвалидам значительной части положенных по закону услуг.

Основными среди них являются: жилищно-бытовое устройство, транспорт, предоставление работы, обучение, адаптация, выплата специальных пособий и компенсаций. Последние предусмотрены для проведения мероприятий социально-реабилитационного характера, способствующих повышению дееспособности инвалида, а также на протезирование, профессиональную подготовку или общее образование. Очень интересна практика социального обслуживания инвалидов и людей, имеющих физические недостатки, в Великобритании. Существует несколько типов дневных центров, в которых работают команды, включающие в себя не только социальных работников, но и психологов, терапевтов, штат медсестер, инструкторов и учителей. Центры подготовки взрослых и центры социального обучения продолжают тренинг с молодыми людьми, имеющими трудности в обучении после окончания школы. Упор делается на самообслуживание и приобретение социальных умений, таких как совершение покупок, приготовление пищи, обращение с деньгами, пользование общественными местами. Это позволяет пациенту жить в обществе и рассчитывать на собственные силы. В центрах также проводятся занятия по рисованию, рукоделию, работе по дереву, физкультуре, чтению и письму. Проблемы инвалидов решаются социальными работниками совместно с трудотерапевтами.

Цель трудотерапии - коррекция физического и психологического состоянии инвалидов посредством спецефическои деятельности, осуществляемой для оказания помощи инвалидам и достижения их независимости во всех аспектах повседневной жизни. В функции трудотерапевта входят: оценка состояния инвалида, терапевтиченская активность (советы, поддержка, подбор и установка оборудования, подбадривание, методы трудотерапевтического лечения), придание максимума независимости инвалиду и улучшение качества его жизни. Работа трудотерапевта многогранна. Помощь и поддержка клиента трудотерапевтам подбирается конкретно под каждый индивидуальный случай. Для облегчения жизнедеятельности существует масса различных реабилитационных фирм, которые могут предоставить по заказу инвалида (или по выбранному каталогу) любое оборудование, инструменты или средства для облегчения жизни (специальные сидения в ванну, круговые ложки и вилки, а также различное физиотерапевтическое оборудование).

Используется такой метод, как оккупациональная терапия - терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Данная терапия является интегральной частью комплексной медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающими трудности в повседневных ситуациях. Применение оккупационной терапии достаточно широко - начиная от стимуляции рефлексов недоношенного младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека.

Таким образом, как направление в социальной реабилитации оккупационная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию (умывание причесывание), и терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью различных методов и спецмального оборудования (вязание, шитье).

Оккупациональная терапия необходима подросткам и молодежи с проблемами:- семейной и социальной адаптации- алкогольной или наркотической зависимости, социопатологии поведения, расстройства аппетита- неврологической недостаточности на почве травм, ранений головного и спинного мозга- ортопедических ограничений на почве несчастного случая или заболевания- нервно-психических расстройств и трудностей в обучению

Оккупациональная терапия для подростков и молодых людей позволит:- улучшить сенсорику и моторику- увеличить мобильность, силу выносливость- облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование- стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения- получить предпрофесссиональные и профессиональные навыки.

В России в центре для инвалидов «Южное Бутово» активно применяется метод терапии природой. Это помогает молодым инвалидам осваивать художественно-творческую деятельность в рамках социокультурной работы, а также средством оптимизации всего реабилитационного процесса. Под оптимизацией процесса понимается улучшение его качества, как в аспекте результативности, так и эффективности. Повышение качества реабилитационной работы при использовании природных материалов связано с тем, что все эти материалы сами по себе обладают мощными стимулирующими и активизирующими свойствами. Сочетание разных стимулов (зрительных и тактильных ощущений), подкрепленное активным (вербальным или невербальным) взаимодействием со специалистом, активизируют познавательные психические процессы ребенка, регулируют его эмоционально-волевую сферу, развивают и корректируют двигательные способности, то есть комплексно воздействуют на его реабилитационный потенциал. Большое значение придается такому виду, как библиотерапия. Она ставит определенные задачи перед сотрудниками библиотек. К ним относятся: - воспитание позитивной самооценки (у молодых инвалидов она часто занижена), возникновения чувства жизнерадостности; - восстановление адаптационных возможностей личности, то есть развитие навыков общения и взаимодействия с окружающим миром; - воспитание чувства социальной значимости (взамен чувства "социальной малоценности", о котором писал Л.С. Выготский) и выстраивание на этой основе перспектив и жизненных планов ребенка-инвалида с ограниченными возможностями; - развитие литературных способностей юных читателей; - преодоление чувства отчужденности ребенка-инвалида от социума, преодоление чувства враждебности окружающего мира, обусловленного невнимательным, а иногда и пренебрежительным отношением людей к детям с ограниченными возможностями; - восстановление активности ребенка как субъекта своей жизнедеятельности; - помощь в оказании медицинской, психологической и педагогической реабилитации, осуществляемой усилиями различных социальных институтов.

Например в Тюменской областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева. при Новочебоксарской городской библиотеке имени Н. И. Полоруссова-Шелеби создан клуб «Свет "Надежды". Важным направлением в деятельности библиотеки является массовая работа с читателем. Культурно-досуговая деятельность центра представлена клубом общения "Надежда". На базе библиотеки клуб работает с 1999 года, имеет свой устав, актив из 5 человек, работает по плану. Членами клуба являются молодые люди с ограниченными физическими возможностями в возрасте от 20 до 35 лет. При клубе организовываются читательские конференции, праздники, поэтические вечера, вечера-встречи, "круглые столы", беседы и обзоры. Члены клуба являются не только слушателями, но и помощниками в организации встреч.

В России существует Калужской областной библиотеки для слепых им. Н. Островского. Модель социокультурной реабилитации включает в себя следующие виды деятельности: социальная, культурная, психологическая, педагогическая, профессиональная, общественная, социально- экономическая, медицинская, физическая, юридическая.

Коллектив областной библиотеки для слепых совместно с заведующими отделами Муниципальных образований при поддержке глав Администраций районов ежегодно проводит семинары, конференции, направленные на повышение профессионального уровня специалистов учреждений культуры и специалистов социальной сферы.

В программу семинаров выносятся следующие проблемы:

1. Социокультурная деятельность как средство формирования толерантного отношения к людям с ограниченными физическими возможностями.

2. Региональная библиотека для слепых в системе социокультурной реабилитации инвалидов по зрению.

3. Досуг как форма формирования толерантного сознания в обществе по отношению к инвалидам.

4. Комплектование фондов - важный фактор доступа к информации лиц с физическими ограничениями.

5. Самореализация личности инвалида посредством издательской деятельности библиотеки.

6. Технологии работы учреждений культуры и социальных служб с социально незащищенными людьми.

7. Духовно - нравственные ценности в современном обществе.

8. Библиотека для слепых как социальный институт помощи.

Таким образом, анализ зарубежного и отечественного опыта социально-культурной реабилитации молодых инвалидов дает основание говорить о том, что бесспорно развитие данной сферы социальной защиты и поддержки развивается довольно таки стремительными темпами практически во всех индустриальных и постиндустриальных странах. Мы видим, что в настоящее время на территории Российской Федерации существуют определенные виды программ, которые успешно воплощаются в жизнь, тем самым помогая молодым инвалидам приобрести свой статус в обществе и дает толчок к саморазвитию. Данные программы помогают молодым инвалидам быстрее приспособиться к социуму и им проще общаться с другими людьми. Программы помогают заново найти свое место в жизни и найти для себя новое занятие и смысл жизни.

Для социокультурной реабилитации молодых инвалидов, как в России, так и Зарубежом используются индивидуальные и групповые формы содействия социальной интеграции данной категории в общество. Но также следует отметить, что страны запада на несколько шагов опережают Россию по технологиям и системе организации социокультурной реабилитации молодых инвалидов, это можно увидеть на примере организации с помощью игр, специально разработанных учеными для категории молодых инвалидов. Несомненно, при таком темпе развития данной сферы социального обслуживания молодых инвалидов через несколько лет она станет намного современнее и усовершенствованнее.

Введение

Социальная адаптация молодых инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбаръерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Согласно Декларации о правах инвалидов инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или её) физических или умственных возможностей.

В современной научной литературе проблема социокультурной реабилитации рассматривается в нескольких направлениях: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н и др. Из их трудов можно выделить противоречие между многочисленными подходами к практике работы и недостаточной оформленности особенностей социокультурной реабилитации молодых инвалидов. Названные противоречия позволяют определить проблему исследования: как организовать процесс социокультурной реабилитации молодых инвалидов так, чтобы процесс социализации участников данного объединения был успешен?

Социокультурная реабилитация представляет собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит молодой инвалид в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создаёт реальные предпосылки готовности к полноценной, активной реабилитации.

Поэтому зависимая, социально-инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних условиях жизни. Общество же заинтересованно в том, чтобы как можно больше молодых инвалидов превратились из социально подопечных, самостоятельных людей возможностей. Свободная и независимая личность - это центральная фигура гражданского общества.

Целью данной курсовой работы является определение и обоснование основных форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Объектом данной работы будут являться формы и методы социокультурной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями.

Предметом - особенности форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

В качестве гипотезы были выдвинуты следующие предположения: будет ли процесс социокультурной реабилитации молодых инвалидов реализовываться успешней, если будут учитываться следующие особенности: формирование собственной активности в отношении своих жизненных проблем молодых инвалидов; развитие оптимизма как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни; формирование умений выбирать благоприятную среду для самореализации; освоение совокупности ценностей, идеалов и норм поведения той или иной социальной роли; формирование гибкого приспособления к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Сущность реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Классификация форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ научно-исследовательской литературы по технологии и теории социальной работы, социальной педагогики, психологии, анализ отечественного опыта социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

. Теоретические основы реализации форм и методов социокультурной реабилитации инвалидов

1. Сущность реализации и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений

Социокультурная реабилитация - комплекс мероприятий включающих культурологический механизм направленный на возвращение, создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре инвалид становится частью культурного сообщества. Вообще социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у

Loading...Loading...