Программа социокультурной реабилитации инвалидов. Формы и методы социокультурной реабилитации. Основные виды социокультурной реабилитации

Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Паспорт целевой программы

Наименование: Программа социокультурной реабилитации детей-с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации: 2013-2016 гг.

Разработчики программы: ГБОУ СОШ №457

Цели и задачи программы: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Участие в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Организация разнообразного и интересного досуга, творческое развитие, привлечение детей к участию в различных мероприятиях совместно с другими детьми. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей.

Создание единого информационного пространства с целью обеспечения равной возможности доступа к информации всех пользователей.

Исполнители: ГБОУ СОШ №457

Концепция программы

В настоящее время привычные функции школ расширяются. Школы занимаются воспитательной, образовательной, психологической, культурно-досуговой деятельностью, а наша школа еще и социокультурной реабилитацией детей-инвалидов. Данная работа строится с учетом специфики данной категории учащихся, а также с учетом их потребностей в информационных и культурных услугах.

Цель нашего проекта создание условий для детей-инвалидов, внедрение различных форм работы, позволяющих организовать досуг детей с ограниченными возможностями.

Одна из главных задач , решаемых в рамках программы, – создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении. Интеграция инвалидов в среду здоровых людей занимает особое место в деятельности школы.

Задача школы – помочь раскрыть и развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями, содействовать их социокультурной реабилитации и интеграции в общество путем оказания им информационной поддержки и обеспечения доступа к необходимой информации, обеспечить доступность культуры, образования и самообразования.

Современная школа – это окно в большой мир, а для инвалида -это может быть единственное окно.

Эффективным средством социокультурной реабилитации «особых» детей является вовлечение их в различные развлекательно-познавательные мероприятия, кружки. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы. Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции, проводимые школой, дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.

Программа состоит из следующих комплексов:

    Информационно-библиотечного;

    Театрального комплекса «Книги на сцене»;

    Творческих мастерских (кружков)

    Компьютерного класса, оснащенного специализированной компьютерной техникой и программным обеспечением;

    Спортивно-оздоровительного комплекса.

Направление работы

Содержание работы

Направление работы

Особенности социокультурной реабилитации

В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями стоит в числе наиболее важных задач социальной политики нашего государства. Принят ряд нормативных документов, направленных на решение проблем, касающихся здоровья людей. Открываются центры реабилитации, готовятся специалисты данного направления.

Термин «реабилитация» включает несколько аспектов и означает «сочетаемое и координированное применение медицинских, социальных, просветительских мероприятий по обучению и воспитанию инвалидов для достижения ими по возможности наиболее высокого уровня функционирования, активности.

На фоне роста мер социального характера явным противоречием выступает недостаточная разработанность использования социокультурного потенциала в реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Важной составляющей социальной реабилитации инвалидов и их семей является социокультурная деятельность, которая помогает им установить социальные связи, развивать творческие способности, самоутвердиться и самореализоваться в сложной жизненной ситуации.

Социокультурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно-целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Реабилитационный потенциал - это совокупность имеющихся психофизиологических задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстановить нарушение сферы деятельности человека. Реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности достаточно широк. Вступая в мир культуры, человек осуществляет ориентировочную, исследовательскую, творческую, проектную деятельность, связанную с анализом и синтезом человеческих предметов и их внутренних соотношений и компонентов, практическое и мысленное экспериментирование с ними, апробирование возможных способов преобразования предметных ситуаций.

Ряд исследователей отмечают, что социально-культурные методики, входящие в духовную реабилитацию инвалидов, включают три взаимосвязанных компонента:

Компонент, обеспечивающий личности инвалида возможность самоидентифицироваться как полноправному представителю той или иной социокультурной общности;

Компонент, создающий условия для вступления личности инвалида в равноправный диалог с имеющимся микросоциальным и мультикультурным окружением;

Компонент, обеспечивающий включенность инвалидов в образовательные, информационные, творческие, оздоровительные и другие социально-культурные процессы.

В настоящее время работниками социальной сферы успешно используются ранее незнакомые понятия: социокультурная реабилитация, социальная помощь, социальная поддержка, социокультурное сопровождение, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, аромотерапия и т.д. Специалист социальной работы имеет широкий аспект воздействия. В зону его внимания попадают люди всех возрастов, начиная от младенчества и кончая старостью. Он работает в реабилитационных центрах, лечебно-медицинских учреждениях, детских оздоровительных центрах, с семьями инвалидов. В этой связи, осмысливая роль и место социокультурной деятельности в отношении к человеку с ограниченными возможностями, видим необходимость разработки инновационных подходов, методик, способствующих поддержанию и формированию благоприятного психологического климата в социуме, духовно-нравственного здоровья человека.

Многолетние наблюдения за организацией и проведением досуговых программ показывают, что на их выбор, активность аудитории существенное влияние оказывает принадлежность человека к определенной социальной группе, культурные предпочтения, физическая и психологическая возможность инвалидов. В этой связи необходимо рассмотреть основные виды культурно-досуговых программ и средства эмоционального воздействия:

Сюжетно-игровые программы, в которых преобладают разнообразные игры, и область действительности, которую человек воспроизводит в игре;

Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности;

Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы. В качестве ведущих в них выступают персонифицированные образы;

Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, аромотерапию, музыкотерапию, арт-терапию, диалоготерапию;

Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию; содержание этих программ черпается из обширного проблемного поля современной жизни;

Праздничные, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию;

Профилактико-коррекционные, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей;

Спортивно-развлекательные, которые включают подвижные игры, шуточные поединки, спортивные конкурсы.

В качестве самостоятельного направления реабилитации людей с ограниченными возможностями следует рассмотреть игру. Игра способствует созданию благоприятных отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх, повышает самооценку, позволяет апробировать метод в различных ситуациях. Игра отражает стремление человека вступать во взаимодействие с окружающим миром. Играть для человека - значит действовать, возбуждать в себе чувства, желания, стремиться к их осуществлению, ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своем воображении, вступать в общение с другими людьми и тем самым развивать в себе навыки общественного поведения. Особенность игровой деятельности заключается в том, что в ее содержании заложены элементы других видов человеческой деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, творческой, спортивной), овладение которыми необходимо для развития личности.

Психолог А.А. Осипова подчеркивает характерную особенность игры - ее двуплановость:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальных ситуаций.

Следует выделить ряд методов организации игровой деятельности для людей с ограниченными возможностями:

Метод игрового тренинга (направленный на развитие знаний, социальных установок, умения и опыта в области межличностного общения);

Метод театрализации (основан на множестве сюжетов и социальных ролей);

Метод состязательности (требует мобилизации всех усилий играющих);

Метод равноправных партнерских отношений (основан на учете чувств, переживании, эмоции и интересов другого человека);

Метод импровизации (привнесение в игру своего творческого начала).

Важнейшей особенностью предложенных методов в досуговых программах является то, что они неназидательно (ненасильственно) способствуют ведению диалога с внутренним миром человека через чувство свободы и ощущение положительного переживания, освобождения души от напряженности на волне сопереживания, сострадания, внутреннего просветления.

Возможности социокультурной деятельности в реабилитации инвалидов изучены еще недостаточно. Рассмотрим следующие этапы реабилитационной работы с инвалидами средствами социокультурной деятельности.

На первом этапе необходимо провести диагностику социума. Осуществляет ее команда: медицинский работник, психолог, социокультурный работник. Определяется спектр возможностей реабилитации инвалидов средствами социокультурной деятельности.

На втором этапе выделяются приоритетные цели, формы и содержание деятельности в каждом конкретном социуме в зависимости от его сложности и особенностей. На этом этапе происходит отбор необходимого содержания реабилитационных программ, изготовление реквизитов, фонозаписей, раздаточных материалов, игр. Таким образом, создаются специальные сценарии досуговых программ, игровых спектаклей, кукольных и зрелищных представлений.

На третьем этапе происходит проведение социокультурных программ. Важный момент этого этапа - создание психологического настроя инвалидов на участие в программе. Поэтому особое внимание следует обратить на оформление помещения, стиль работы ведущего программы, содержание задания, что создает возможность участнику достигнуть успеха, поверить в себя.

Четвертый этап - анализ результатов практического проведения программы, где подробно вместе с психологом и медицинским работником рассматриваются все этапы прохождения программы, участие или неучастие в ней, те изменения, которые произошли в каждом конкретном социуме.

Практика организации социокультурной деятельности в школах, специализированных и реабилитационных центрах нашей республики, где обучаются и лечатся люди с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, свидетельствует о том, что участие в них в значительной степени помогает им установить социальные связи, выявить и развить творческие способности, удовлетворить эстетические интересы, самоутвердиться в сложной жизненной ситуации. Благодаря участию в социокультурной деятельности происходит накопление опыта, знаний, умений, формируется полезная мотивация, меняются в положительную сторону суждения, взгляды. Кроме того, участие в специально организованных программах способствует снятию у инвалидов дефицита общения, растерянности, тревожности, обеспечивает возможность вступления личности инвалида в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы.

Уникальную образовательную программу реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов «Через культуру и искусство - в жизнь» начали разрабатывать сотрудники музея государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».

Идею социокультурной реабилитации охотно поддержали руководители и психологи центров социального обслуживания населения административных районов Гомеля и городского центра социального обслуживания семьи и детей.

Музей является уникальным пространством, в котором есть все условия для комфортной адаптации к жизни детей и молодых людей с особенностями психофизического развития. Здесь они смогут не только увидеть результаты труда народных умельцев прошлого и современников, но и сами принять участие в увлекательном процессе создания различных предметов. Для этого в музее планируется организовать обучающие занятия по художественной лепке глиняных игрушек и свистулек, росписи по глине и дереву, низанию бисера, плетению из лозы, бересты и нитей, ткачеству, конструированию фольклорных кукол из ткани, шерсти, лыка, соломы и других природных материалов и т.д. Созданные своими руками творения часто приносят радость и могут стать прекрасным сувениром для родных и друзей. Все занятия будут носить интерактивный характер и могут быть дополнены театрализованными представлениями. Их проводить будут совместно квалифицированные педагоги, музейные сотрудники и психологи ЦСОН.

Одним из видов музейных занятий будет знакомство инвалидов в музее с видами и жанрами изобразительного искусства, мифологическими, сказочными и историческими сюжетами, отраженными в памятниках искусства. На примерах знаменитых произведений дети-инвалиды будут учиться понимать выразительные возможности живописи, скульптуры, особенности прикладного искусства.

Эстетическое переживание, вызванное шедеврами из собрания музея, поможет пробудить интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, прежде всего отечественной литературы, истории, мифологии и краеведения. Понимание изобразительного языка, музейной среды и музейного предмета, а также происходящих в мире каких-либо культурных событий поможет инвалидам в социально-культурной реабилитации и социальной адаптации в обществе.

В настоящее время сотрудники музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля выезжают в центры соцобслуживания и на дом к детям и молодым инвалидам, чтобы ближе познакомиться и изучить их индивидуальные запросы.

По словам собеседницы, опыт формирования единого социокультурного образовательного пространства для реабилитации, адаптации и реинтеграции молодых инвалидов в обществе уже имеют многие передовые музеи Европы, России («Эрмитаж»), США. В Беларуси подобный проект гомельский музей начинает одним из первых.

А участники V Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях», который проходил в мае 2009 года в областном ЦМТ, уже победители. Это люди с ограниченными физическими возможностями, которые сохранили здоровье духа, найдя себя в творчестве.

Нынешний ежегодный фестиваль объединил на брестской сцене около 250 человек - представителей 13 театральных коллективов из Беларуси, России, Польши, Украины и Литвы. Выступали они по теме «Этот сказочный мир». И чудо действительно произошло: на некоторое время зрители смогли забыть о том, что на сцене играли артисты «особого» театра. Причем роли для каждого актера были подобраны так, чтобы видимые недуги людей с ограниченными физическими возможностями содействовали «перевоплощению», превращались в элементы их сценического образа.

Решение терапевтических задач отлично удалось и театру «Жалейка» Брестской вспомогательной школы. Под руководством Ольги Гнедько здесь играют дети с особенностями психологического развития.

По итогам фестиваля несколько человек удостоены благодарности за творческий вклад в популяризацию самобытного искусства особых театров. В их числе символическую «Звезду» получил и координатор программы «Непратаптаны шлях» в Беларуси Василий Борисов. К слову, эти и другие награды, как и разнообразные творческие подарки, вручались во время гала-концерта «Звездный дождь».

Впервые в дни Международного интеграционного театрального фестиваля «Непратаптаны шлях» состоялась конференция на тему «Терапевтический эффект занятий художественным творчеством людей с ограниченными возможностями». Ее участниками стали около шестидесяти человек - психологи, педагоги, медики и другие заинтересованные лица.

Есть у особых театров свои проблемы. Говоря о подходах в медицинских учреждениях к пониманию театрального метода работы с людьми, имеющими психические и интеллектуальные проблемы, оказывается, крайне мало литературы по использованию театральных методик в медицинских учреждениях, отсутствует система преемственности в соответствующем обучении медперсонала, психологов и социальных работников, а также нет научных исследований по теме. Участие в театральном представлении становится для людей с ограниченными физическими возможностями или психическими заболеваниями средством психокоррекции, мощным биологическим и эмоциональным стимулятором.

Люди, которых привыкли воспринимать лишь как объект социальной защиты, могут на театральных подмостках создавать большое чудо перевоплощения. Освещая опыт и перспективы интегрированного театра как инновационной формы социокультурной реабилитации. Театр по своей природе объединяет в себе много других видов искусств, а это способствует многогранному развитию артистов. Все же работа особых театров должна быть направлена не только на реабилитационные процессы, но и на решение проблем обучения, интеграции в общество, адаптации и самореализации людей с особенностями психофизического и интеллектуального развития.

В театре можно проектировать многие жизненные проблемы. Отработанные через призму театральной образности, в реальной жизни они покажутся легче. Театральная игра с ее перевоплощениями способствует адаптации. Обычно ограниченный в общении и понимании, человек с особенностями развития может здесь выражать свои чувства, постигать мир на высоком обменно-информационном уровне, участвовать в культурной жизни общества.

Список литературы

1. Козловская Л.И. Социокультурная деятельность как средство реабилитации // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2005. - №8.

2. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республики Беларусь».

инвалид игра реабилитация социокультурный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Инвалидность - это проблема не только одного отдельного человека, но и всего общества в целом. Это проблема отношения общества к конкретному человеку с ограниченными возможностями, отношения к инвалидности как к социальному явлению, поддержки и социальной защиты инвалидов.

В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения (при разбросе этого показателя от 1% до 27%), и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

Особенно остро в настоящее время проблема инвалидности и реабилитации инвалидов стоит для Республики Беларусь. На учёте в органах социальной защиты Республики Беларусь состоит почти 41 тысяча одиноких и одиноко проживающих инвалидов 1 и 2 группы и 21 тысяча молодых инвалидов. Государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной реабилитации - одна из главных задач современной государственной политики.

Актуальность исследования определяется процессами общественных отношений, которые проявляются в развитии новых форм и направлений социальной политики в аспектах интеграции, реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями. Новые способы социальной реабилитации, требуют формирования толерантных отношений к инвалидам в рамках конкретных социальных институтов и организаций.

Следует подчеркнуть целесообразность подхода к решению проблем социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями в современных условиях с точки зрения их образа жизни: выделение основных социокультурных форм жизнедеятельности (жизнеобеспечения, социализация, рекреация) позволяет более четко определить специфику культурных целей и средств их реализации в наиболее значимых для инвалидов типах жизненных ситуаций. На базе таких целей и средств можно определить в каждой из форм образа жизни конкретные виды деятельности, на которых следует делать акцент, чтобы компенсировать имеющийся дефект. в соответствии с этим можно определить, какие организационные структуры и социокультурные технологии следует использовать для социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями с целью их интегрирования в обычную жизнь. Важнейшим условием для самореализации инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности, приобретение умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач. Социокультурная реабилитация позволяет использовать инвалидам свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения.

Проблемы инвалида являются объектом изучения социологии, медицины, философии, психологии, этики. Социальная стратификация представлена в трудах классиков: Э. Дюркгейма, Р. Мертона Р. Парка, П. Сорокина. Основную область исследовательской проблемы составляют аспекты, которые касаются общесоциологических понятий статуса, социальной мобильности, структуры, социальной дифференциации (Р. Бендикс, М. Вебер, К. Дэвис, У. Мур).

Такие авторы, как М. Баскакова, Э. Наберушкина, Т. Малеева в своих исследованиях раскрывают статус инвалидов в социальной структуре общества. Профессиональная поддержка рассматривается в качестве условий социального включения инвалидов в работах Д. Зайцева, С. Степухович, Е. Мавриной, О. Тимуцы, Е.Холостова.

Исследователи теории социальной работы Т.И.Черняева, Н.В. Шапкина, С.В. Степухович, Е.Р. Ярская - Смирнова, а также зарубежные ученые, такие как A. Kleinman, развивают социокультурный подход к проблеме инвалидности. Социально-правовой статус инвалидов представлен в работах П. Н. Любченко, В.В. Лябина, С.Н. Кавокина, Т.М. Пушкиной, Н.Ф. Дементьевой, Э.В.Устиновой.

Вопросы социальной, профессиональной, социокультурной реабилитации инвалидов освящены в работах современных отечественных ученых: Н.В. Веденеевой, О.Г. Злобиной, И.А. Дворянчиковой, Е.В. Толкачёвой.

Необходимо отметить тот факт, что в работах по инвалидности делается больший акцент на медико-социальную реабилитацию, правовые аспекты системы социальной защиты инвалидов, государственную политику в отношении инвалидов. Вопросы, связанные с социокультурной реабилитацией остаются в меньшей степени в поле деятельности исследователей. Становится очевидной необходимость восполнения данного пробела в научном и практическом знании об инвалидности, что позволит определить эффективное взаимодействие людей с ограниченными возможностями с другими социальными институтами и способы благополучной социокультурной реабилитации инвалидов в общество.

Целью данной работы является изучение основных направлений социокультурной реабилитации инвалидов.

В соответствии с намеченной целью в работе определены следующие задачи исследования:

1) Рассмотреть сущность и основные виды реабилитации инвалидов;

2) Раскрыть содержание социокультурной реабилитации инвалидов;

3) Выделить и охарактеризовать особенности реабилитации инвалидов посредством культурно-досуговой деятельности;

4) Провести исследование с целью выявления основных видов и направлений социокультурной реабилитации инвалидов.

Объект исследования - инвалиды.

Предмет исследования - социокультурная реабилитация инвалидов.

Гипотеза: Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, удовлетворяющий потребность инвалидов в получении информации, в получении социокультурных услуг, в доступных видах творчества и является основным фактором интеграции инвалидов в социум.

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы могут послужить базой для дальнейшей разработки путей повышения эффективности социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Результаты исследования могут оказать помощь при подготовке программ социокультурной реабилитации в отношении инвалидов на региональном уровне.

Научная новизна исследования заключается в определении особенности процесса социокультурной реабилитации инвалидов как особых социальных субъектов на современном этапе развития общества, а также актуализации причин недостаточной эффективности традиционных форм социокультурной инвалидов и механизма управления данным процессом.

Базой исследования является «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска».

Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - анкетный опрос.

1. Реабилитация и социализация инвалидов в Республике Беларусь

1.1 Сущность и основные виды реабилитации инвалидов

Реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цель реабилитации -- восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальная адаптация. Основными принципами реабилитации выступают: этапность, комплексность, преемственность, последовательность, дифференцированный подход, доступность, бесплатность для наиболее нуждающихся категорий населения, обязательность и добровольность.

Современное понимание реабилитации инвалидов включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов -- реконвалесценция, адаптация (реадаптация) и ресоциализация.

Реконвалесценция -- это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма. Процесс активного лечения направлен на устранение болезненных биологических (физиологических) патологических проявлений. Но это не всегда удается. При хроническом заболевании патология полностью не устраняется, при травме тела остается физический дефект. Это влечет за собой дезадаптацию, парциальную или тотальную. При парциальной дезадаптации наблюдается частичное нарушение функций, которое распространяется на какую-либо определенную область жизнедеятельности. При тотальной дезадаптации нарушение функций охватывает все сферы жизни и деятельности -- работу, образование, интерперсональные отношения в семье и обществе и пр. Целью реабилитации как раз и служит устранение или уменьшение явлений физической и социальной дезадаптации посредством воздействия на остаточные, способные к восстановлению функции.

Поэтому реабилитация имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением с адаптацией и реадаптацией. Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту. В процессе реабилитации необходимо стремиться именно к последней форме адаптации -- обоюдовыгодному сотрудничеству между личностью и воздействующей социально-реабилитационной средой.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.

Заболевание и инвалидность изменяют социальное положение человека и выдвигают перед ним новые проблемы психологического, личностного и социального плана. Человек с инвалидностью оказывается перед необходимостью переосмысления своей роли и значимости в жизни, приспособления к дефекту, переоценки жизненных ценностей, возможно, изменения профессии и установления новых взаимоотношений с окружающими. Эти проблемы сопряжены со значительными трудностями для человека. Содействие в их преодолении является одной из важнейших задач реабилитации -- ресоциализацией. Если под социализацией понимается особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства личностью социального опыта, социальных норм и ценностей, осуществляемый в общении и деятельности, то ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро- и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества -- от бытовой до политической.

В отношении детей с врожденными дефектами или рано приобретенными нарушениями функций организма употребляют термин «абилитация». Абилитация направлена на формирование новых и усиление имеющихся физических, психических и социальных функций, которые по тем или иным причинам оказались неразвитыми у растущего ребенка.

Таким образом, различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни (разработанным ВОЗ), которые проявляются одновременно или последовательно на грех взаимосвязанных уровнях:

Органном, или биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

Организменном, вызывая ограничение способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

Социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом.

Реабилитация это сложный и комплексный процесс, который может включать в себя такие виды реабилитации, как медицинская, социальная, трудовая, профессиональная, психологическая и др.

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболевания. Людям с инвалидностью, с уже сложившимися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патологическими изменениями, нарушениями функций органов и систем она помогает развивать компенсаторные или замещающие функции, достигнуть и поддерживать оптимальный физический, психический и социальный уровень деятельности.

Основное, что является общим для реабилитации и лечения, -- это личность больного как высший уровень интеграции жизнедеятельности. Цель лечения -- устранение угрозы жизни больного, ликвидация острых проявлений заболевания или травмы, предупреждение осложнений. В фазе выздоровления закрепляются достигнутые результаты лечения, осуществляются компенсация утраченных функций и подготовка больного к профессиональному труду, т.е. реабилитация. Медицинская реабилитация выступает начальным звеном в системе общей реабилитации и может продолжаться параллельно с любыми другими видами реабилитации. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

Многие заболевания, особенно с поражением центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, приводящие к косметическому дефекту и инвалидности, сопровождаются большим психологически повреждающим воздействием. Необходимо помнить, что стресс, сопутствующий серьезному заболеванию или травме, может привести к развитию психических расстройств, которые ухудшают состояние и могут усугубить развитие болезни. Человек, ставший инвалидом, сталкивается не только с медицинскими, но с социально-психологическими проблемами в семье и на работе. Возникают затруднения в выполнении привычных для него социальных ролей, встает необходимость решения многих проблем, касающихся его настоящего положения и будущей жизни. Это также отрицательно сказывается на психическом состоянии и обусловливает необходимость оказания психологической помощи.

Эффективность реабилитации напрямую зависит от степени личной заинтересованности и вовлеченности индивида в реабилитационный процесс. Поэтому социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должны присутствовать на всех этапах реабилитации.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.

В компенсаторно-адаптационной образовательной области учитывается специфика дефекта. Коррекционное обучение предполагает усвоение социального опыта специальными методами, которые учитывают недостатки психического или физического развития, исправляют эти недостатки и совершенствуют физические и психические функции и механизмы компенсации дефекта.

Повысить уровень социального функционирования больного или инвалида призвана социальная реабилитация как метод психосоциального воздействия.

Социальная реабилитация -- это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта.

Цель социальной реабилитации -- ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Осуществление реабилитационных мероприятий возможно только при условии обеспечения социальной защиты, т.е. системы гарантированных государством постоянных и долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Немаловажное значение в поддержании уровня жизни инвалидов имеет социальная помощь, которая представляет собой периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности. Она может осуществляться в виде периодических и единовременных выплат в денежной или натуральной форме (продукты, вещи), обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, в виде пособий и льгот.

Профессиональная реабилитация ставит целью приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость. Она предусматривает переобучение или обучение формам труда, доступным по состоянию здоровья; мероприятия, направленные на профессионально-производственную адаптацию инвалида, приспособление рабочего места к его функциональным возможностям на прежнем предприятии; организацию специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Экономическая реабилитация -- назначение пенсий, пособий, денежное обеспечение инвалида путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности.

Бытовая реабилитация - предоставление протезов, личных средств передвижения дома и на улице.

Достижение основной цели реабилитации -- восстановления человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции, -- возможно только при выполнении целого комплекса многоплановых реабилитационных мероприятий.

Таким образом, для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей. И этот сложный и трудоемкий процесс, - лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса -- звенья одной непрерывной цепи под названием «реабилитация».

Развитию социальной работы с инвалидами в целях их интеграции должно способствовать создание сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялись бы профориентация, профобучение, консультирование по психологическим, правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь в трудоустройстве.

В белорусском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Конституция РБ,; Закон РБ « О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г.; Закон РБ «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» от 17 октября 1994 г.; Закон РБ «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. и др.

В Законе «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике Беларусь» от 17 октября 1994 г. определены основные понятия, связанные с реабилитацией инвалидов, а также приведены их определения. .

Важным компонентом государственной социальной политики в отношении инвалидов является их социальное обслуживание, которое регулируется Законом РБ «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. Социальное обслуживание представляет собой деятельность, но удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг: уход, организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. .

Таким образом, в сфере реабилитации на государственном уровне -- обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, услуг и льгот. На местном уровне - решаются вопросы дополнительного повышения уровня социальной обеспеченности сверх государственного.

Важным направлением государственной социальной политики является совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи инвалидам и пожилым людям. В соответствии с законодательством РБ оказание социальной помощи и обеспечение социальной реабилитации инвалидов и пожилых людей осуществляется органами социальной защиты, ТЦСОН, общественными и благотворительными фондами и организациями.

1.2 Сущность и содержание социокультурной реабилитации инвалидов

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики социально-культурной деятельности. Высокая гуманитарная направленность, социальная и духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве инвалидов, их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда были свойственны передовым слоям общества.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально-культурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможностей или способностей к активному участию в многообразных видах социально-культурной деятельности. Следовательно, в основе социально-культурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями (детей и взрослых-инвалидов, пожилых людей и других) - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь этим группам населения достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им возможности для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией человека с ограниченными возможностями подразумевается адресная, личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, в конечном счете, помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, самостоятельно достигая желаемых результатов в его досуге, обучении, общении, творчестве.

В отличие от процесса первоначального формирования социально-культурных умений и навыков у людей с ограниченными возможностями, который называют абилитацией, социально-культурная реабилитация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

Социальное в этом процессе предполагает выход людей с физической или социально-психологической недостаточностью на такой уровень компетенции, который позволил бы им без особых затруднений вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия, другими словами, достичь цели, которая объединяет людей с ограниченными возможностями и все многочисленные гражданские институты. Культурное - подразумевает наполнение процесса реабилитации инвалидов конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социально-культурной деятельности.

Рис.1.1. Компоненты социокультурной реабилитации

Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, амнестико-интеллектуальными нарушениями, детей и взрослых с выраженным и полным физическим бессилием.

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижение соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человек» с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития - адаптацию к окружающему миру, социализацию, путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни.

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации - инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки - комплексной реабилитации. В ее содержание входят различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Реабилитация, по нашему мнению, должна играть роль своего рода «локомотива» или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени человеку невозможно выйти на путь успешной личностной реализации. В данном контексте социокультурная реабилитация представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество.

Под социокультурной реабилитацией инвалидов следует понимать комплекс мероприятий и условий, позволяющих им адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную для практической деятельности и развлечений информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами ухаживать за собой, словом, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

Концепцию современной социально-культурной реабилитации, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы - инвалидов) - к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.

Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии.

Следует подчеркнуть, что Мурзина.Т под определением технологии социокультурной реабилитации инвалидов, понимает систему организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и / или предоставления услуг инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами.

Важным условием успеха реабилитации является поэтапное, иногда пооперационное, оперативное введение инвалида в социокультурные технологии. Для этого необходимо знать достаточно полно проблемы инвалида и выстроить программу коррекционной помощи, отобрать соответственно его возможностям коррекционные социокультурные технологии. По мнению автора, одним из основных элементов социокультурной технологии является анализ ситуации, характеризующий образ жизни инвалидов, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.

Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на инвалидов всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей-инвалидов и молодых инвалидов вообще. В отношении этой категории лиц главная задача этого реабилитационного направления деятельности - приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов - идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности. Это - средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединение индивидуальностей в общность.

Таким образом, оценивая накопленный опыт и возможности средств культуры, способной путем использования различных технологий помочь лицам с ограниченными возможностями наладить социальные связи, выявить и развить творческие способности и удовлетворить эстетические интересы, самоутвердиться в новой сложной ситуации, можно утверждать, что есть все основания представлять социокультурную реабилитацию как часть социальной реабилитации.

Следует отметить, что целесообразность включения ее в систему комплексной реабилитации инвалидов продиктована как основополагающей ролью культуры в развитии и самореализации личности, так и практическим опытом социокультурной деятельности учреждений культуры, убедительно подтверждающим благотворное влияние средств культуры, искусства, творчества на образ жизни инвалидов. Эффективное использование этих средств в процессе реабилитации инвалида способствует формированию у него духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни, которые обеспечивают корректирующее и восстанавливающее воздействие на здоровье и мотивацию независимости в различных сферах жизнедеятельности.

2. Технологии социокультурной реабилитации инвалидов

2.1 Социальная реабилитация по средствам культурно-досуговой деятельности как условие успешной социализации

В настоящее время социальная реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию.

Осмысление процесса социальной реабилитации требует рассмотрения тех кардинальных, базовых процессов, которые вводят людей в общество, делают их способными к участию в социальной жизни или обрекают индивидов на дезадаптацию и одиночество. Механизм включения индивида в социальную общность, как известно, носит название социализации.

Социализацию можно рассматривать как вхождение индивида в общество, приобщение его к социальной жизни. В этом процессе реализуется неразрывность двойственной природы человека, дуализм биологического и социального. Привнесение социальных начал в биологическую основу человеческой личности включает три элемента: воспитание как целенаправленную передачу социальных ценностей, неосознанное восприятие (интернационализацию) социальной информации, формирование характера, эмоционального строя и других черт личности под влиянием словесно выраженных или подразумеваемых требований общества. Предпосылкой этого процесса является психофизиологическая конституция индивида, в том числе его способности, задатки, интеллект. Развитие таких предпосылок определяется в первую очередь потребностями общества.

Важнейшим условием социализации, по мысли Т. Парсонса, является адаптация индивида к социальной среде - «адаптивные механизмы должны обеспечить человеку его адекватность и социальную желаемость». В случаях нарушения потенциальных возможностей человека, повлекших за собой ограничение восприятия социального воздействия, наблюдается отклонение в социализации и адаптации. Возникает необходимость в социальной реабилитации - мероприятиях, направленных на создание (восстановление) возможностей социального функционирования - (ресоциализации).

В рамках социокультурной реабилитации инвалидов следует, прежде всего, пронимать досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.

Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

В стране функционирует разветвленная инфраструктура учреждений и организаций, предназначенная для социальной, и в частности социально-культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему муниципальных органов власти, центры социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа - интернаты и пансионаты, детские дома и специализированные школы; советы ветеранов и общественные объединения и организации инвалидов, общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки, литературно-музыкальные, туристские, спортивные и другие объединения по интересам.

Обеспечение социальной реабилитации инвалидов в нашем городе осуществляется различными учреждениями, в том числе и ТЦСОН Железнодорожного района, который является базой нашего исследования.

Непосредственно в помещении Центра услуги по социальной реабилитации на бесплатной основе предоставляются 32 инвалидам в возрасте от 18 лет до 31 года, имеющим особенности психофизического развития. Для них организуются занятия по интересам в кружках декоративно-прикладного творчества, прививаются хозяйственно-бытовые навыки в условиях модельной кухни, расширяется их информационное пространство посредством обучения работе на компьютере.

Всего в районе на 1.01.2011 г. на учёте в администрации Железнодорожного района состоит 2379 инвалидов. С 3 января 2008 года в учреждении «Территориальный Центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска» работает отделение дневного пребывания для инвалидов. Одна из основных задач этого направления работы - создание условий для формирования развивающей среды, которая способствует выявлению и развитию индивидуальных особенностей и склонностей молодых инвалидов, раскрытию их творческого потенциала, самореализации и социальной адаптации в обществе. Как итог - подготовка людей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни.

Специалисты отделения помогают людям с особенностями психофизического развития усвоить самые разные навыки от простого пришивания пуговицы и непринуждённого, открытого общения до овладения компьютером. С этой целью в отделении организованы и работают разнообразные кружки:

§ декоративно-прикладного творчества «Лянок» (ткачество). Педагог даёт возможность ребятам попробовать свои силы в работе на ткацком станке, рамках, бисероплетении, росписи по ткани, коллаже и других видах декоративно-прикладного творчества.

§ «Город мастеров» (флористика), кружок находится в п.Руба. Педагог учит работать с природным материалом, создавать красивые вещи, сувениры, используя бросовый материал.

§ «Волшебный клубочек» (вязание, вышивка по трикотажу), где руководитель кружка знакомит своих подопечных с миром литературы, истории и краеведения через полотна незатейливых трикотажных картин, которые получаются в итоге.

§ социально-бытовой реабилитации «Хозяюшка», где молодые инвалиды в специально созданной для этого модельной комнате «кухня» учатся готовить и пользоваться бытовой техникой.

§ «Домоводство», кружок на котором инвалиды получают знания о том, как вести домашнее хозяйство, совершать покупки, проводить операции по оплате коммунальных счетов и т.д.

§ компьютерной грамоты «Электроник», где молодые люди с ограниченными возможностями приобретают основные пользовательские знания работы на компьютере.

Большая работа отделением проводится в плане организации досуговой деятельности ребят. Это разнообразные мероприятия: праздники, игровые программы, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы в кино, театры, участие в ярмарках продажах и т.д. За год проведено около 40 мероприятий, часть из которых посетили и родители вместе со своими детьми.

Таким образом, главная задача этого реабилитационного направления деятельности - приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. В основе подходов - идея свободной, гармонично развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию, а также к признанию важной роли искусства и культуры в формировании и развитии этой личности.

2.2 Эмпирическое исследование по проблеме социокультурной реабилитации инвалидов

Социокультурная реабилитация инвалидов -- это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов следует, прежде всего, пронимать досуговую реабилитацию. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Нами было проведено исследование, с целью выявления потребностей инвалидов в социокультурной раебилитации инвалидов.

Исследование проводилось на базе ТЦСОН Железнодорожного района г. Витебска. В нём приняло участие 30 инвалидов в возрасте от 18 до 31 года.

Анкетирование имело цель изучить потребности инвалидов в социокультурной реабилитации и выявить основные виды досуговой деятельности, которые интересуют инвалидов.

Для 50% участвующих в анкетировании после приобретения инвалидности кардинально изменилась личная жизнь, для 34%- профессиональная сфера и для 16%- творческая сфера жизни. (Рис.2.1)

60% респондентам в первичной адаптации после приобретения инвалидности помогала семья, 34% - работники социальной службы, 6% - знакомые и соседи.

На вопрос: «В чём Вы находите смысл жизни для себя?» 60% респондентов ответили - « увлечение, хобби»,30%- « родные и близкие» и 10% респондентов ответили - «работа».

Доминирующая часть инвалидов центра больше всего испытывает недостаток:

В помощи и поддержке- 43%;

В общении и друзьях- 67%;

В проведении досуга- 50%

В интересной работе- 10%;

В деньгах- 16%.(Рис. 2.2)

Несколько вопросов анкеты касались свободного времяпрепровождения и активного образа жизни. 65% опрошенных положительно относятся к спорту, но сами не участвуют, кроме как наблюдателями; 20% - безразлично; 15% - сами ведут активный образ жизни. (Рис. 2.3).

На вопрос по поводу увлечения, хобби были получены следующие ответы: 28% - не имеют увлечения, хобби, у 72% опрошенных инвалидов увлечение есть, как правило, это коллекционирование, вязание, бисероплетение, также в этом списке присутствует: музыка, чтение книг, прогулки на природе, здоровый образ жизни, просмотр телепередач, общение с друзьями.

Далее в анкете был задан вопрос о посещении экскурсий, театров, музеев. На вопрос: « Как часто Вы посещаете экскурсии, театры, музеи?» 75% дали ответ « не посещаю», 10%- посещают один раз в несколько месяцев, и 15%- стараются посещать культурно-просветительские места один раз в месяц. (Рис.2.4)

На вопрос « Как вы считаете, с чем связана невозможность инвалидов часто посещать учреждения культуры и места отдыха?» 73% опрошенных связывают невозможность участвовать в культурной жизни города из-за проблемы создания в городе безбарьерной среды, 17% считают, что в городе отсутствует развитая культурная среда для инвалидов, 7% связывают это с материальными проблемами и 3%- из-за негативного отношения здоровых людей к инвалидам. (Рис. 2.5.)

Проведя анализ ответов можно сделать вывод, что большая часть инвалидов предпочитает такие виды досуга как:

Отдых в кругу семьи- 66%;

Просмотр телепередач- 20%;

Чтение книг- 10%

Прослушивание радиопередач, музыки- 4%. (рис.2.6.)

Наиболее предпочтительными для инвалидов являются активные виды проведения досуга, такие как:

ь прогулки на свежем воздухе-35%;

ь походы в театр, на выставки-40%;

ь общение с друзьями, знакомыми- 50%;

ь походы в кино- 20%;

ь поездки на экскурсии - 53%.

Однако они так и остаются менее реализованными. (Рис.2.7.)

Что касаемо деятельности ТЦСОН был задан вопрос: « Как Вы оцениваете работу отделения дневного пребывания инвалидов?» 70% - признали работу отделения удовлетворительной и 30% респондентов дали ответ «отлично».

В завершение, заключительным вопросом анкеты являлся: «Хотели бы Вы, чтобы в нашем городе было больше заведений культурного и развлекательного характера, которые могли бы беспрепятственно посещать инвалиды?» Подавляющее большинство - (90%) дали положительный ответ, остальные 10% дали ответ - не задумывался об этом.

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод, что для большей части инвалидов, особенно в возрасте от 18 до 30 лет с приобретением инвалидности жизнь меняется кардинально, особенно это касается личной и профессиональной сферы. Это свидетельствует о том, что этим людям нужна особая поддержка, а также они нуждаются в комплексной реабилитации, в том числе и социокультурной. Иногда из-за ограниченности в способности свободно передвигаться, многие инвалиды не могут достаточного времени уделять досугу и активному образу жизни, и чаще всего основным развлечением становиться просмотр телепередач. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. В рамках социокультурной реабилитации должно осуществляться включение инвалида в досуговое окружение, а также формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.

Результаты исследования показали, что люди с ограниченными возможностями в регионе испытывают наибольшую потребность в общении и взаимопонимании, в трудоустройстве, в помощи и поддержке, в проведении досуга, в создании безбарьерной среды и свободного доступа к учреждениям культуры и отдыха, в развитой культурной инфраструктуре для инвалидов.

Опираясь на результаты проведенного исследования, мы убедились в неограниченных возможностях инвалидов, их активном участии в жизни общества при условии вовлечения в культурно-досуговую деятельность и при условии успешной реабилитации, в том числе и социокультурной.

Заключение

В заключение следует отметить, что для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей. И этот сложный и трудоёмкий процесс- лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического или социального статуса - звенья одной непрерывной цепи под названием «реабилитация».

Можно сделать вывод, что современное понимание реабилитации инвалидов включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса.

...

Подобные документы

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    курсовая работа , добавлен 05.04.2008

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Сущность и содержание социальной реабилитации, порядок, условия и причины получения военнослужащими инвалидности в Российской Федерации. Меры социальной поддержки и социальной защиты военнослужащих-инвалидов, рекомендации по их совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2010

    Изучение основных социальных проблем инвалидов, методов и путей их решения в современном российском обществе. Оценка государственной политики и нормативно-правового регулирования социальной защиты инвалидов. Обзор мероприятий по реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Общие положения социального обслуживания граждан. Принципы социального обслуживания граждан. Содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения. Реабилитация инвалидов. Программа по реабилитации инвалидов в Читинской области.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2008

    Реабилитация и интеграция детей-инвалидов в РФ, актуальные государственные программы и оценка их эффективности. Институализация деятельности социальной работы в Чечне. Особенность деятельности "Аргунского медико-социально-реабилитационного центра".

Введение

Социальная адаптация молодых инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбаръерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Согласно Декларации о правах инвалидов инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или её) физических или умственных возможностей.

В современной научной литературе проблема социокультурной реабилитации рассматривается в нескольких направлениях: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Е.И. Холостовой, Н.Ф. Дементьевой, Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н и др. Из их трудов можно выделить противоречие между многочисленными подходами к практике работы и недостаточной оформленности особенностей социокультурной реабилитации молодых инвалидов. Названные противоречия позволяют определить проблему исследования: как организовать процесс социокультурной реабилитации молодых инвалидов так, чтобы процесс социализации участников данного объединения был успешен?

Социокультурная реабилитация представляет собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит молодой инвалид в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создаёт реальные предпосылки готовности к полноценной, активной реабилитации.

Поэтому зависимая, социально-инфантильная личность имеет мало шансов найти себе нишу в нынешних условиях жизни. Общество же заинтересованно в том, чтобы как можно больше молодых инвалидов превратились из социально подопечных, самостоятельных людей возможностей. Свободная и независимая личность - это центральная фигура гражданского общества.

Целью данной курсовой работы является определение и обоснование основных форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

Объектом данной работы будут являться формы и методы социокультурной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями.

Предметом - особенности форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

В качестве гипотезы были выдвинуты следующие предположения: будет ли процесс социокультурной реабилитации молодых инвалидов реализовываться успешней, если будут учитываться следующие особенности: формирование собственной активности в отношении своих жизненных проблем молодых инвалидов; развитие оптимизма как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни; формирование умений выбирать благоприятную среду для самореализации; освоение совокупности ценностей, идеалов и норм поведения той или иной социальной роли; формирование гибкого приспособления к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Сущность реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Классификация форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Анализ зарубежного и отечественного опыта реализации форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ научно-исследовательской литературы по технологии и теории социальной работы, социальной педагогики, психологии, анализ отечественного опыта социокультурной реабилитации молодых инвалидов.

. Теоретические основы реализации форм и методов социокультурной реабилитации инвалидов

1. Сущность реализации и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов

Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений

Социокультурная реабилитация - комплекс мероприятий включающих культурологический механизм направленный на возвращение, создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре инвалид становится частью культурного сообщества. Вообще социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у

Содержание социально-культурной реабилитации

Замечание 1

Социально-культурная реабилитация относится к наиболее актуальной сфере общественной практики социальной деятельности. Социальная и духовная поддержка населения, гуманитарная направленность, забота о социально-культурном обустройстве инвалидов, сирот, лиц преклонного возраста, их приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, творчеству и самодеятельному ремеслу – все это характеристики социально-культурной реабилитации.

Объектом социально-культурной реабилитации являются социально незащищенные и ослабленные группы населения: несовершеннолетние, сироты, инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи и др. категории граждан.

Социально-культурная недостаточность связана с полной или частичной неспособностью индивида осуществлять социально-культурные функции, которые принято считать нормальными для граждан данного пола, возраста и других социальных и демографических характеристик.

Социокультурная интеграция – это процесс, характеризующий степень достижения индивидом оптимального уровня жизнедеятельности, реализации своих потенциальных возможностей и способностей вследствие взаимодействия с другими людьми в конкретном социально-культурном пространстве.

Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий, направленных на поддержку участия в социальных взаимосвязях, удовлетворение потребностей в культурно-досуговой сфере, поддержание необходимого уровня культурной компетенции.

Замечание 2

Социально-культурная реабилитация в узком смысле- это личностная, адресная помощь человеку, выявление его интересов, духовных целей, потребностей, способов и путей преодоления препятствий.

Социально-культурная реабилитация – восстановление, возмещение нарушенных или утраченных возможностей и способностей для самореализации и самоутверждения в разных видах творчества и досуга. Включает две составляющие:

  • социальное – достижение уровня, при котором лица с ограниченными возможностями могли бы без затруднений вступать в социальные взаимодействия и контакты;
  • культурное – наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием; освоение культурных норм, традиций, ценностей; указание на результаты творчества в процессе социально-культурной деятельности.

Компоненты социально-культурной реабилитации

Структуру социально-культурной реабилитации составляет ряд компонентов, способствующих преодолению социальной недостаточности:

  1. Просветительская, информационно-познавательная составляющая. Включает: приобретение понятий и знаний о явлениях окружающего мира, применение знаний в практической деятельности для переустройства образа жизни, осознание необходимости взаимодействия с окружающей социальной средой, устранение негативного отношения со стороны социума к лицам преклонного возраста, инвалидам, изменение менталитета в сфере социальных и межличностных отношений.
  2. Творческая и досуговая составляющая. Связана с организацией досуга для удовлетворения физических и духовных потребностей лиц с социальной недостаточностью; содействием в организации культурно-просветительских, оздоровительных, спортивных и иных мероприятий; обеспечением журналами, книгами, газетами, специальными передачами; способствованием в посещении выставок и театров. Необходимо создать все условия для самоутверждения и творческой самореализации для слабовидящих и слепых лиц, слабослышащих и глухих, лиц пожилого возраста, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с выраженным и полным физическим бессилием, с амнестико-интеллектуальными нарушениями.
  3. Лечебно- оздоровительная составляющая. Характеризуется использованием культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), формирования и поддержания позитивного психологического фона, достижение благоприятных медико-социальных показателей здоровья.
  4. Коррекционная составляющая. Частичное или полное устранение или компенсация с помощью социально-культурных мероприятий ограничений в развитии личности и в жизнедеятельности, преодоление возможных воспитательных и педагогических упущений. Коррекционно-воспитательное воздействие включает привитие социальных норм, установленных обществом правил, которые определяют устойчивые формы взаимодействия людей на уровне микро- и макроколлективов. Коррекционно-развивающее воздействие направлено на целостное и всестороннее развитие личности, активное освоение ценностей общественной культуры, развитие творческой и самодостаточной личности. Коррекционно-образовательное воздействие направлено на повышение образованности личности в соответствии с требованиями и нормами социально-культурной среды.
  5. Эмоционально-эстетическая составляющая. Характеризуется эстетическим освоением личностью окружающего мира, развитием способности творить, позитивным эмоциональным воздействием занятий и среды на чувства и переживания человека, что способно принести удовлетворение и изменить жизнь.

Учреждения социально-культурной реабилитации

Государственная система социальной реабилитации инвалидов и лиц преклонного возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, органов местного управления, учреждений по осуществлению мероприятий в области психологической, медицинской, профессиональной и социально-культурной реабилитации.

В России действует разветвленная структура организаций и учреждений для социально-культурной реабилитации с социальной недостаточностью, нарушениями жизнедеятельности и другими нарушениями. Эта система включает:

  • службы социального обеспечения и социальной защиты;
  • центры социального облуживания;
  • центры экстренной психологической помощи;
  • центры восстановительного лечения и творчества;
  • реабилитационные центры;
  • специализированные учреждения интернатного типа (пансионаты, интернаты, специализированные школы, детские дома;
  • общественные объединения и организации инвалидов;
  • советы ветеранов;
  • ассоциации социальной поддержки;
  • общественные фонды;
  • объединения по интересам (дома культуры, клубы, туристские, литературно-музыкальные, спортивные объединения, библиотеки).
Loading...Loading...