Как начать использование больших возможностей мозга. Развитие мозга: полезные советы и упражнения. Правильный сон для вашего мозга

Исходное сообщение Ирцейс Спасибо огромное!

На сколько процентов работает мозг человека?

Сегодня на этот вопрос точного ответа никто не даст. Хотя данный вопрос интересен давно и многим. Можно говорить только о том, что каждый человек задействует разный процент своего мозга.

Вариантов и предположений становится с каждым годом все больше, максимальное предположение: головной мозг человека работает на 18 %, а минимальное – 3 %.
Говорят, что обычного человека общее количество активированных кластеров головного мозга составляет примерно 2-4% от общей его массы. Единственное, что достоверно известно это то, что никто способностями мозга на все 100% не пользуется. Головной мозг человека состоит из двух полушарий, одно из которых доминантное, т.е ведущее, а второе нет. Таким образом, то полушарие, которое не доминантное просто недоразвито, т.к. мы его практически не используем.Пока человечество не научилось полностью использовать весь потенциал мозга.

Объем мозга человека и его умственные способности напрямую не связаны. При желании умственные способности можно развить, давая работу мозгу.

Упражнение для активации мозга и интеллектуальных способностей, которое известно в Индии многие века. Эта простая методика, популяризирована в мире Мастером Чоа Кок Суи, быстро увеличивает интеллектуальный потенциал, обостряет память и концентрацию.

Две минуты упражнений изменят вашу жизнь!

Упражнение йоги для активизации деятельности мозга

Более «продвинутым» йогам рекомендовано древнее упражнение Йоги, позволяющее усилить прилив крови к головному мозгу и усилить развитие центров, отвечающих за сверхспособности:о).
Кроме того, это древнее упражнение, взятое из Крийя-Йоги, является высшим секретом вечной молодости йогов. Дело в том, что перевернутые позы йоги активизируют деятельность шишковидной железы, отвечающей за всю гормональную активность организма. Как раз это усиливает выделение гормона молодости мелатонина, который у людей, не занимающихся подобными практиками, перестает выделяется уже к 24 годам…

Техника исполнения:

Известно два основных варианта этого упражнения. Его можно совершать у стенки и без нее.

Положите одеяло или коврик у стены.

Лягте на коврик таким образом, что Ваши ноги можно было бы положить на стену, лежите так с поднятыми ногами, пока не почувствуете незначительного прилива крови в голову.

Затем приподнимите корпус тела, так чтобы получился угол 45 градусов от пола.

Подоприте себя руками под поясницу, причем ладони должны смотреть пальцами от тела.

Первый раз сделайте его на протяжении 30 секунд, на следующий день в течении одной минуты. Так можно увеличивать время нахождения в этой позе по 30 секунд ежедневно.
Чтобы засечь время можно воспользоваться электронным будильником в вашем мобильном телефоне.

Уже через 30 дней вы с легкостью сможете находится в этой мудре по 15 минут. А это, в свою очередь, значительно увеличит активность головного мозга.
У вас улучшится память, логическое мышление, интуиция. Возрастут творческие способности, откроются новые таланты.
Кожа вашего лица будет омолаживаться с каждым днем, вам больше не понадобятся дорогие крема и пластические операции. Воистину, можно бесконечно продолжать описывать достоинства данного упражнения…

Внимание!

По окончании выполнения этой асаны не рекомендуется резко вставать во избежание перепада давления и неблагоприятных последствий. Нужно опустить ноги на пол, расслабьиться и полежать несколько минут на боку. Только после этого можно садиться, и лишь затем – постепенно вставать.

Противопоказания:

Активация мозга

Общеизвестно, что левое полушарие мозга отвечает за логику и рациональное мышление. Правое полушарие отвечает за образное мышление и интуицию.

Как же развить нестандартное мышление, активируя части мозга, которые не были задействованы раньше?Тренировка мозга не потребует от вас много времени, достаточно потратить всего 15 минут в течение дня.

Есть простой способ по-другому взглянуть на возможности своего мозга. Возьмите 4 белых листа бумаги. На первом напишите что-нибудь привычной для вас рукой слева направо. На втором – тоже привычной рукой, но уже в обратном направлении.
На 3 и 4 листах проделайте тоже самое другой рукой.

Первый лист – это образец, к которому вы должны стремиться. Повторяйте свои попытки день ото дня и вы увидите, что начали мыслить по-другому.

Это простое упражнение заставляет работать недействующие в повседневной жизни области мозга.
В итоге такая тренировка позволить вам принимать нестандартные решения и находить простой выход даже из самых сложных ситуаций, что неоднократно потребуется на работе и дома.

Активация и балансировка обоих полушарий мозга

Псиактивная аудиопрограмма - использование звука для пробуждения безграничного потенциала развития мозга человека.
Считается, что у каждого человека своя пропускная способность переработки объема информации правым полушарием мозга.У основной части человеческого общества доминирует левое полушарие, которое весьма энергоемкое и расходует большие количества жизненной энергии.
Правое полушарие обеспечивает и регулирует энергоинформационные процессы всего организма, т.к. по своей природе связано с висцеральными (внутренними) системами.
Используя звуковой метод активации правого полушария, можно увеличить энергопропускную способность мозга в несколько раз.

Предпочтительно слушать перед сном и через наушники!

Немного цифр о мозге

Объём человеческого мозга составляет 91-95 % емкости черепа.

Толщина коры головного мозга 1-2,5 мм.

Мозг мужчин весит на 100-150 граммов больше, чем мозг женщин.

Скорость передачи сигнала от одного нейрона к другому составляет 200 раз в секунду.

Каждый нейрон может хранить 1 килобайт информации, а нейронов в мозге 100 миллиардов.

Итак, сколько же процентов мозга используется человеком? Для удовлетворения своих естественных нужд: жажды, голода, для размножения человек задействует 3-4 процента. На коммуникативные навыки потребуется еще 5 процентов, на обучение еще пять. Если Вы любите решать головоломки, логические задачки, пишите и учите стихи, читайте книги, решаете в уме, а не на калькуляторе и заставляете мозг работать, то Вы перевалили за отметку 14% .

В динамичную эпоху жесточайшей конкуренции и обильной информации успех личности во всех сферах жизни напрямую зависит от размеров интеллектуального капитала. Однако постоянные перегрузки и хронические стрессы не способствуют ясности мышления и высокой производительности головного мозга.
Неспособность сконцентрировать внимание, мышечная слабость, безучастность к происходящим событиям, утрата интереса к увлекательным мероприятиям – отчетливые симптомы ухудшения функционирования мозга. На такие сигналы можно не обращать пристального внимания, если эти признаки возникают в вечерние часы после напряженного рабочего дня или они появляются в период вирусного заболевания.

Однако если такие симптомы начинают одолевать после полноценного ночного отдыха и постоянно мешают привычной деятельности, необходимо принять меры для активизации работы мозга.

Мозг человека – удивительный орган, тайны которого до сей поры изучены не полностью. Несмотря на то, что на работу «главного компьютера» человека оказывает влияние некоторая доля генетических факторов, функции мозга необходимо ежедневно совершенствовать: развивать память, улучшать способности к концентрации, шлифовать логику и анализ.
В случае пренебрежительного отношения индивидуума к своему организму первые признаки снижения производительности мозга появятся, не дожидаясь преклонного возраста. Подтверждено многочисленными исследованиями, что у людей старше 40 лет постепенно ухудшаются когнитивные и мнестические функции.
Некоторым зрелым особам становится все труднее сосредоточиться на одном задание. Им все сложнее удержать в голове важные детали задачи. Более трудоемким занятием становится четкое изложение своих мыслей, проведение необходимого анализа, составление логического вывода.

Ухудшение производительности «главного компьютера – нельзя считать нормой. Установлено, что сохранить ясность ума и прекрасную память можно до глубокой старости, если не пускать процесс биологического увядания на самотек, вести правильный образ жизни и ежедневно тренировать свой мозг.

Причины снижения работоспособности мозга
Не всегда причина падения производительности мозга – естественные возрастные изменения организма. Существует огромный ряд факторов, влияющих на мозговую активность, которые актуальны и для людей трудоспособного возраста, и для детской аудитории. Опишем основные причины падения производительности мозга.

Фактор 1. Хроническое стрессовое состояние или однократное психическое напряжение
Длительное действие негативных внешних факторов или одноразовая сильная нервная встряска, ощущение иррациональной тревоги или внезапный испуг вызывает разрушение клеток нервной системы и препятствует формирования новых нейронных связей. Следствием этого является ухудшение качества всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и ощущений.

Фактор 2. Недостаток сна
Депривация сна уменьшает способности личности к концентрации внимания, вызывает провалы в памяти, является причиной неясной речи, инициирует замедление всех реакций. Можно утверждать, что лишение человека сна – страшная пытка, коварная серьезными последствиями в соматическом здоровье и психической сфере.

Фактор 3. Депрессивные состояния
При депрессии наблюдается значительное снижение синтеза нейромедиатора серотонина, что вызывает не только подавленное состояние, но и «награждает» особу когнитивными нарушениями, препятствуют качественной интеллектуальной деятельности. Падение уровня другого нейромедиатора – дофамина инициирует значительный дефицит внимания, снижение объема рабочей памяти, угнетение исполнительных функций.

Фактор 4. Нарушение функционирования щитовидной железы
Недостаточное производство гормонов щитовидной железы приводит к задержке психического и физического развития у детей, вызывает существенное ухудшение интеллектуальных способностей у взрослых. От дефицита таких гормонов страдает весь головной мозг, включая отделы, отвечающие за внимание и память.

Фактор 5. Недостаток или переизбыток эстрогена
Усиленная или недостаточная выработка женского гормона эстрогена может вызвать колоссальные сбои в функционировании головного мозга. Несоответствующий уровень содержания этого гормона является причиной резкого ухудшения памяти, снижения способности к сосредоточению.

Фактор 6. Злоупотребление спиртными напитками
Чрезмерное употребление алкоголя имеет далеко идущие негативные последствия для состояния мозга. Алкоголизм – это провалы памяти, помутнение сознания, органические изменения мозговых клеток, сжатие мозга и, как следствие, – психоз Корсакова и полный распад личности.

Фактор 7. Черепно-мозговые травмы
Плачевные следствия травм головы могут проявиться как мгновенно, так и спустя продолжительный срок. Распространенные осложнения черепно-мозговых травм: нечеткость речи, выраженное снижение интеллекта.

Фактор 8. Сосудистые патологии
Хронические сосудистые нарушения или острое нарушение кровоснабжения головного мозга крайне негативно отражаются на функционировании «главного компьютера». Проблемы с сосудами являются причиной ухудшения интегративной деятельности мозга, препятствует консолидации памяти, затрудняет процессы обучения.

Как повысить производительность мозга: тренировка ума
Чтобы иметь подтянутую атлетическую фигуру необходимо регулярно тренироваться, обеспечивая мышцам разумную долю нагрузки. Это утверждение справедливо и для высокого уровня высшей нервной деятельности, для отличных показателей интеллектуальных способностей, для отсутствия проблем с когнитивными функциями и памятью: следует регулярно тренировать головной мозг.

Правило 1. Ежедневно выполняем зарядку для ума

  • Стараемся запомнить максимум новой информации, для этого заучиваем наизусть стихи, анекдоты, отрывки из художественной литературы.
  • Приступаем к изучению нового иностранного языка.
  • Разгадываем ребусы, кроссворды.
  • Решаем логические и математические задачи.
  • Играем в настольные игры, условия которых требуют логики и анализа.
  • Вместо калькулятора выполняем арифметические подсчеты в уме.
  • Мысленно прокладываем маршрут к месту назначения, не используем навигатор.
  • Пытаемся вспомнить требуемый телефонный номер, не заглядывая в список контактов в телефоне.
  • Вспоминаем и записываем на листе бумаге дни рождения родственников и друзей.
  • После просмотра кинофильма пересказываем сюжет, называем имена актеров.
  • Записываем и заучиваем необычные высказывания и остроумные цитаты.
  • В вечернее время восстанавливаем последовательность событий дня и анализируем произошедшие события.
  • Перечисляем фамилии известных писателей, поэтов, художников.
  • Делаем попытки назвать как можно больше понятий из одной сферы, например: перечисляем все известные виды животных.
  • Играем в компьютерные игры, требующие внимания, например: поиск спрятанных вещей.

  • Правило 2. Включаем в рацион пищу для мозгов
    Повысить качество мозговой деятельности сможет корректировка своего рациона. Ученые установили, какие продукты способствуют максимальной активности мозга и увеличивают интеллектуальный потенциал человека. В числе незаменимых для мозга компонентов следующие продукты.
  • Мускатный виноград содержит антоцианы – вещества, обеспечивающие протекание метаболических процессов в организме.
  • Яблоки способны устранить дефекты нервной системы. Они являются мощным очистителем крови и препятствуют деформации сосудистых стенок, что благоприятно сказывается на продуктивности мозговой деятельности.
  • Холин, именуемый также витамин В4, обладает выраженным антиатеросклеротическим и ноотропным действием, улучшает метаболические процессы в нервной ткани. Самый щедрый на холин продукт – яичный желток.
  • Улучшить производительность головного мозга способны омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, которые содержатся в морепродуктах и морской рыбе, например: в лососи.
  • Ценный продукт для качественного функционирования «главного компьютера» – фолиевая кислота, на которую богата листовая зелень, например: шпинат.
  • Предотвратить естественные возрастные изменения вполне под силу мощному антиоксиданту – токоферолу. Ценные продукты, содержащие витамин Е, – оливковое, подсолнечное, кукурузное масло.
  • Источник энергии для мозговой ткани – таурин. Максимальное содержание этой аминокислоты определяется в мясе индейки, цыпленка, тунца, в сырой красной рыбе и устрицах.
  • Защитить нейроны от разрушения способно регулярное употребление зеленого чая.
  • Грецкий орех предотвратит развитие гипертонии, атеросклероза, ишемической болезни сердца.

  • Правило 3. Избавляемся от вредных привычек
    Об ущербе, который приносит здоровью табакокурение и злоупотребление спиртными напитками, написано немало трактатов. Однако существуют персоны, которые искренне убеждены, что алкоголь и сигарета помогают им думать лучше и быстрее. Ошибочность такой точки зрения доказана в результате многочисленных научных исследований.
    Табак и этанол – ложные активаторы мозговой деятельности, которые на кратковременный срок создают иллюзию того, что мозг начал функционировать продуктивнее. На самом деле эти вредные привычки приводят к разрушению существующих нейронных связей, из-за чего ухудшаются когнитивные и мнестические функции психики. Вывод прост: чтобы повысить производительность мозга необходимо раз и навсегда распрощаться с пагубными пристрастиями.

    Правило 4. Энергично двигаемся
    Энергичные физические упражнения, пешая прогулка быстрым шагом, плавание, езда на велосипеде активизируют работу всех систем организма. Благодаря ежедневной получасовой зарядке удается добиться улучшения эластичности кровеносных сосудов, усилить кровообращение и циркуляцию лимфы, естественным путем очистить организм от шлаков и токсинов. Физические упражнения стимулируют восстановление нервной ткани, способствуют появлению новых нейронных связей, что, в конечном итоге, благоприятно отразиться на работоспособности мозга.

    Правило 5. Проводим массаж головы
    Ежедневный массаж головы и воротниковой зоны усиливает кровообращение в сосудах головного мозга и способствует венозному оттоку. Идеальный вариант – один раз в сезон посещать салон профессионального массажиста, а в остальное время выполнять массаж самостоятельно. Выполнять процедуру можно и классическим способом – руками, и, используя специальное устройство – массажер. Улучшить циркуляцию крови способно элементарное расчесывание волос щеткой в течение 10 минут.

    Правило 6. Используем цветотерапию, применяем эфирные масла
    Установлено, что каждый конкретный цвет оказывает определенное действие на функционирование организма. Некоторые оттенки возбуждают нервную систему и активизируют работу мозга, другие успокаивают и умиротворяют. Улучшить производительность головного мозга способна картинка, выполненная в ярких желтых тонах – этот цвет существенно улучшает интеллектуальные способности личности. Насыщенный оранжевый цвет станет эффективным стимулятором для достижения новых высот и самоутверждения.

    Достигнуть прогресса в работоспособности мозга можно с помощью ароматерапии. Натуральные эфирные масла с цитрусовым ароматом и запахом древесины оказывают тонизирующее действие на организм, способствуя развитию когнитивных функций.

    Правило 7. Развиваем свои способности
    Чтобы открыть свои скрытые таланты используем проверенный прием: на непродолжительное время блокируем один из каналов восприятия. Мы можем принимать пищу с закрытыми глазами, чистить зубы или расчесываться левой рукой. Стараемся, закрыв глаза, определить предмет на ощупь и распознать продукт по запаху. Также развиваем способность к амбидекстрии – тренируем функции обеих рук, например: рисуем геометрические фигуры двумя руками одновременно.

    Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. Большинство из нас, как доказали ученые, используют свой мозг всего лишь на 2-3%. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.

    Причем, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению ученых необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющей массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные ранее способности.

    К тому же, наш мозг имеет немало врагов. Например, регулярное употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток гипофиза, что для работы мозга является просто убийственным. Постоянные стрессы и недосыпания также приводят к истощению нашего мозга. Ранее считалось, что наш мозг работает, как единое целое и утрачивает способности в результате нарушений его структуры. Но последние медицинские исследования показали, что некоторые фрагменты мозга берут на себя все функции поврежденных участков. Особенно удивил ученых и медиков тот факт, что каждое полушарие является своего рода «отдельной личностью» со своими воспоминаниями, эмоциями и знаниями. Поэтому порою у людей случаются случаи «раздвоения» сознания, а порою появляется чувство, что в нас живут два совершенно разных человека.

    Интуиция

    Так называемая интуиция – еще одна загадка, причем пока непостижимая, человеческого мозга, к тому же, не имеющая ничего общего с законами логики. Наше логическое мышление опирается, прежде всего, на анализе фактов, сборе информации, установлении причинно-следственных связей. Интуиция же зачастую предлагает нам уже готовый ответ, причем взявшийся из «ниоткуда». В народе бытует поверье, что самой верной является первая мысль. Люди, наделенные интуицией, быстро ориентируются в сложных ситуациях, принимают оперативно безошибочные решения и это уже доказано учеными.

    За интуитивное мышление отвечает правое полушарие. Поэтому современное воспитание и система обучения направлены на развитие у нас левого полушария, отвечающего за рациональное мышление и логику. Именно в этом кроется немало тайн нашей бесконечной Вселенной. Ученые всячески пытаются раскрыть незадействованные возможности человеческого мозга с помощью правого полушария. В последнее время преподносится все чаще метод духовного познания, превышающего логику.

    Влияние мыслей на события

    Загадочным явлением до сих пор остается влияние наших мыслей на определенные события. От эмоциональной настроенности, как считают ученые, напрямую зависит, например операция, и последствия оперативного вмешательства, и успешность дальнейшего лечения. Иногда воплотить наши мысли в жизнь не позволяют несинхронность наших слов и желаний, что следует в себе развивать.

    Предлагаем вашему вниманию 121 совет, помогающий , быстрее думать, лучше постигать информацию, а в дальнейшем использовать весь потенциал своего мозга.

    1.Займитесь разгадыванием головоломок и решением задач.

    2. Следует развивать амбидекстрию - способность хорошо владеть левой и правой рукой. Попробуйте совершать определенные действия неосновной рукой. Научитесь писать одинаково умело обеими руками. Во время еды попеременно меняйте руки при использовании вилки и ложки.

    3. Работайте с неопределенностью и двусмысленностью. Научитесь в полной мере наслаждаться оптическими иллюзиями и парадоксами.

    4. Осваивайте интеллект-карты.

    5. Пытайтесь блокировать одно или несколько ощущений, например, с закрытыми глазами принимать душ.

    6. Развивайте вкусовые сравнительные ощущения. Учитесь чувствовать полноценно, смаковать пиво, вино, шоколад, сыр и др.

    7. Выискивайте области пересечения определенных события и вещей, на первый взгляд совершенно не связанных между собой.

    8. Научитесь печатать вслепую и пользоваться клавиатурой с различным расположением клавиш.

    9. Придумайте другие способы применения для привычных предметов, например, проволоки или гвоздя.

    10. Не придерживайтесь одного представления о конкретном событии или вещи, меняйте его на противоположное.

    11. Совершенствуйте и изучайте техники, используемые в творчестве.

    12. Очевидное не должно стать для вас догмой, ищите другие ответы на вопросы.

    13. Всячески ломайте ваше представление об установленном порядке вещей.

    14. Не унывайте, а наоборот резвитесь.

    15. Вверх ногами переверните фотографии и картины.

    16. Совершенствуйте и развивайте критическое мышление, отвергайте устоявшиеся заблуждения.

    17. Решайте логические задачи, тем самым, совершенствуя логику.

    18. Знакомьтесь с научными методами мышления.

    19. Займитесь черчением или , для этого не обязательно быть художником.

    20. Позитив в ваших мыслях – прежде всего.

    21. Попробуйте себя в живописи, в скульптуре, в занятиях музыкой.

    22. Развивайте ловкость рук, научитесь фокусам.

    23. Отдавайте предпочтение продуктам, исключительно полезным для вашего мозга.

    24. Научитесь недоедать, чем переедать. Лучше покинуть стол с легким чувством голода.

    25. Физические упражнения должны всегда быть в вашем ежедневном расписании.

    26. Сидите исключительно с прямой спиной.

    27. Чем больше вы будете пить воды, тем лучше для вас и работы вашего мозга.

    28. Дышите глубоко.

    29. Почаще смейтесь, смех продлевает жизнь.

    30. Определенные хобби и увлечение помогут разнообразить вашу жизнь.

    31. Хороший полноценный – прежде всего.

    32. Обращайтесь к короткому сну.

    33. Прослушивание хорошей музыки положительно скажется на вашем самочувствии.

    34. Медлительности и лености объявите войну.

    35. Не злоупотребляйте использованием техники.

    36. Познавайте современные материалы, касательно функционирования мозга.

    37. Смените свой гардероб. При возможности ходите босиком.

    38. Пытайтесь найти компромисс с собой.

    39. Не стоит все в жизни усложнять, будьте проще.

    40. Шахматы и настольные игры благоприятно отражаются на работе мозга.

    41. Игры для «ума» - кроссворды, головоломки и другие игры – должны быть постоянно в вашем досуге.

    42. Непосредственность вам не повредит.

    43. Играйте в видео игры.

    44. Чувство юмора никому еще не помешало, развивайте его, например сочинением шуток.

    45. Составьте для себя список 100 – основная направленность которого: принятие решений, обнаружение скрытых проблем, техника для генерации идей.

    46. Применяйте к себе метод Квота Идей.

    47. Составьте банк идей, приходящий вам в голову, а затем последовательно рассматривайте их.

    48. Развивайте свои идеи. Через определенные интервалы времени возвращайтесь к отложенным на «потом» идеям.

    49. Концентрируйте внимание на «оптическом наблюдении». Например, в течение дня фиксируйте предметы определенного цвета.

    50. Приучите себя вести ежедневник.

    51. Будет полезным изучение иностранных языков.

    52. Не посещайте один и тот же ресторан – это скучно и неинтересно. Отдавайте предпочтение национальным.

    53. Изучение компьютерного программирования станет весьма полезным для вас в современной действительности.

    55. Почаще меняйте местами интерьер в своей квартире. По возможности переезжайте куда-нибудь, смена обстановки всегда полезна.

    56. Попробуйте писать поэзию или рассказы, заведите свой собственный блог.

    57. Довольно интересно изучать язык символов.

    58. Обратите свое внимание на музыкальные инструменты, научитесь играть на каком-либо из них.

    59. Почаще бывайте в музеях.

    60. Изучайте работу мозга, его возможности и способности.

    61. Обучитесь технике быстрого чтения.

    62. Придерживайтесь своего стиля обучения.

    63. Попытайтесь научиться определять по дате – любой день недели.

    64. Оценивайте по своим ощущениям какие-либо промежутки времени.

    65. Выполните «приблизительный расчет», к примеру, такого эпизода, чего в действительности больше – нейронных связей в мозгу или же количества листьев в лесах Амазонки.

    66. Будьте с математикой на «ты». Научитесь считать, как следует.

    67. В мыслях выстраивайте Дворцы Памяти.

    68. Для совершенствования памяти освойте систему образного мышления.

    69. Секс должен присутствовать в вашей жизни обязательно.

    70. Имена людей старайтесь запоминать с первой попытки. Практикуйте медитацию.

    71. Практикуйте медитацию. Тренируйте одинаково как полное отсутствие мыслей, так и концентрацию внимания.

    72. При просмотре фильмов должны быть разные жанры. Желательно

    73. Желательно как можно меньше проводить возле телевизора.

    74. Умению концентрироваться вы должны учиться с детства.

    75. Тесный контакт с природой - поможет вам гармонично быть и с самим собой, и с природой.

    76. Полезным будет решение математических задач.

    77. Не спешите, спешка уместна при ловле блох.

    78. При выполнении определенных видов деятельности измените привычную скорость выполнения.

    79. Относитесь к выполнению дела или задачи со всей серьезностью и делайте его сразу, с первой попытки.

    80. Развивайте и совершенствуйте любознательность.

    81. Станьте на время актером и примерьте на себе чужое сознание. Войдите в роль чужого человека, подумайте, как-бы вы поступили?

    82. Воспитывайте у себя созерцательное отношение к окружающему миру.

    83. В вашем распорядке дня должно быть время для уединения и релаксации.

    84. Будьте готовы учиться всю жизнь.

    85. Не сидите дома, путешествуйте, это поможет вам ближе познакомиться с образом жизни других людей.

    86. Знакомьтесь с биографиями гениев.

    87. Окружайте себя исключительно надежными друзьями.

    88. Ищите соперничества.

    89. Окружайте себя людьми с другим мировоззрением.

    90. Принимайте участие в мозговых штурмах.

    91. Докапывайтесь до корней всех проблем.

    92. Изменяйте методы планирования будущего: коллективное/индивидуальное, кратковременное/долговременное.

    93. Записывайте цитаты известных и популярных людей.

    94. Поменяйте способ общения: вместо письма используйте голосовую запись, бумагу предпочтите компьютеру.

    95. Почаще читайте классиков.

    96. Развивайте искусство чтения.

    97. Делайте аннотацию прочитанных книг.

    98. Доводите до совершенства свое самосознание.

    99. Все проблемы оговаривайте вслух

    100.Комментирйте свои ощущения подробно.

    101.Применяйте метод Брайля.

    102.Стимулируйте свои ощущения и мысли, например, купив одно из произведений искусств.

    103.Приобретайте различные парфюмерные ароматы.

    104.Не бойтесь смешивать ощущения. Как звучит запах розы? Сколько весит голубой цвет?

    105. Не молчите – спорьте, если в этом есть необходимость. Отстаивайте свои доводы, но и выслушивайте оппонента.

    106. Используйте метод тайм-боксинга.

    107.Находите время для совершенствования мозга.

    108. Фантазируйте.

    109. Создайте место, существующее исключительно в вашем воображении.

    110.Небойтесь бросать вызов самому себе.

    111.Развивайте у себя искусство визуализации, 5 минут в день на это будет достаточно.

    112.Записывайте и классифицируйте сны.

    113.Научитесь осознанным сновидениям.

    114.Заведите блокнотик, где будете фиксировать интересные слова. Попробуйте создать свои - собственные.

    115.Связывайте конкретные и абстрактные концепции, ищите метафоры.

    116.Не позволяйте стрессам управлять вами.

    117.Читайте наобум выбранные сайты. Выписывайте поразившие вас слова из журнала. Осваивайте способ случайного ввода информации.

    118.Не ходите одной «проторенной» дорожкой. Меняйте постоянно улицы, по которым ходите, бегаете либо возвращаетесь домой.

    119.Не топчитесь «на одном месте». Устанавливайте на ваш ПК различные операционные системы.

    120. Пополняйте свой словарный запас.

    121.Стремитесь к лучшему и большему, не останавливайтесь на достигнутых результатах.

    Как видите, советов слишком много и именно вам решать, какие взять себе на заметку, а какие проигнорировать. Но, все они, однозначно, направлены исключительно на раскрытие возможностей вашего мозга.

    Цель йоги – самадхи, непрерывное погружение, слияние ума с внутренней оболочкой тела души. Эта оболочка – бессмертное духовное тело, которое, постоянно воплощаясь, меняет смертные физические тела. Оно хранит в себе полное знание о мироздании и его истоках, оно – свободно и самодостаточно, наполнено нескончаемой радостью своего собственного бытия.

    Проблема в том, что у человека отсутствует осознанный контакт с телом души. Мы не рождаемся духовно пробужденными, а процесс такого пробуждения требует времени и практики.

    Чтобы осознать внутреннее тело, человек с помощью йоги должен научиться контролировать все внешние оболочки (ментальное, физическое и витальное тела), которые скрывают то, что находится за ними и незримо их поддерживает.

    Существуют многочисленные методы, их цель – связать внешнее сознание (ум и чувства) с внутренним телом. Высвободить потенциал сознания, сформированный внешними действиями.

    Для этого применяются методы, использующие концентрацию на разных объектах. Наиболее распространённым способом такой концентрации является тратака или дришти.

    Эта техника применяется для удержания сознания на отражённом от объекта свете. Суть в том, чтобы непрерывно созерцать отражённый свет, удерживая ум в постоянной концентрации. Через оптические нервы сигнал от глаз передаётся в таламус и затем в гипофиз. При продолжительном и регулярном процессе такой садханы происходит включение функций гипофиза, таламуса и желудочков мозга. Этот процесс активизирует также пробуждение функции третьего глаза – шишковидной железы. Параллельно происходит «отключение» сознания от внешних форм деятельности органов чувств и прекращение стимуляции мозга через внешние объекты. Это состояние известно как пратьяхара (пратья – восприятие хара – смешать, удалять, прекращать). В дальнейшем процесс приводит сознание к полному раскрытию и возможности видеть и воспринимать феномены, независимые от физиологической и предметной реальности внешних объектов.

    Ключевыми механизмами переключения восприятия, задействованными в йоге, являются следующие разделы мозга и нервной системы: таламус, гипоталамус, гипофиз, мозжечок, четыре желудочка мозга.

    Аспекты физиологической эволюции разделов мозга в духовной практике – тема весьма сложная для обсуждения по двум причинам: 1) наука не располагает объективными и достоверными сведениями о скрытом потенциале мозга; 2) наука рассматривает функционирование мозга лишь в контексте общепринятых научных теорий.

    В то же время йога как знание уже обладает информацией по раскрытию способностей мозга, которой нет в общепризнанных научных исследованиях.

    Внутренние и внешние процессы развития мозга и нервной системы в йоге происходят совершенно иначе и с другой интенсивностью, чем при обычном образе жизни, и сами практики, при которых происходит пробуждение сознания, требуют немалого времени и усилий. Недостаток времени и мотивации – наибольшая проблема для освоения этого рода методов.

    Христос сказал: «Когда око будет едино, тело будет полно света». Йоги воспринимают контекст данной фразы как указание на метод созерцания – дришти.

    Айтарея упанишада говорит о том, что душа входит в тела через брахма рандхру – отверстие в макушке головы и пребывает там до момента смерти.

    В обычном состоянии душа проявляет себя через зрительные ощущения - оптические нервы таламуса соединяют глаза с мозгом. Возможность видеть – работа не глаз, а мозга.

    Единое око – это потенциал сознания, способный видеть все объекты в свете тела души.

    Адепты йоги уверены в том, что мозг человека подобен эмбриону, возможности которого задействованы на 2-3 процента. И полноценные способности мозга можно раскрыть йогой, пробуждая один за другим определённые его отделы, а также также блокируя деятельность других отделов, которые выбрасывают сознание вовне. Ключевыми являются продолговатый мозг, гипофиз, таламус, гипоталамус и шишковидная железа.

    Священные тексты упоминают о древе жизни, это древо жизни – мозг и нервная система. Это дерево растет ветвями вниз, а корни его уходят вверх в головной мозг. Отделы мозга, отвечающие за динамичную деятельность сознания, подобны ступам колеса – от лобных до затылочных долей. Здесь все центры: слуха, зрения, осязания, обоняния, инстинктивной и интеллектуальной активности.

    В процессе йоги одни функции блокируются, другие развиваются. Шишковидная железа воздействует на гипоталамус. Он, в свою очередь, замедляет и переключает сознание с внешних объектов на внутренние процессы. Шишковидная железа располагается в центре головы, немного выше и за гипофизом. Шишковидная железа – это рудиментарный орган, который в состоянии медленно эволюционировать. По мнению учёных, «третий глаз» – это архаизм, и все заявления о его функционировании лишены научного обоснования. Этот орган (шишковидная железа) величиной меньше горошины вообще невозможно идентифицировать как самостоятельный отдел мозга.

    Третий желудочек мозга является местом её пребывания. Возможность чувствовать феномен «третьего глаза» происходит через пробуждение области шишковидной железы.

    Импульсы, получаемые в процессе концентрации, передаются в шишковидную железу и третий желудочек мозга, где все органические функции и психические силы ментального тела соединяются. Концентрация может выполняться на свече или на ее отраженном свете. Но сама по себе техника требует пояснения.

    С одной стороны, внешняя система органов чувств и питаемый ей ум блокируются гипоталамусом, с другой – вся психическая сила человека начинает генерироваться внутри.

    Что подразумевают йоги под развитием сознания? – Возможность ума подниматься над ощущениями.

    Внутри мозга существуют как женские, так и мужские элементы. Ими являются гипофиз и шишковидная железа. Их соединение и есть ардха наришвара (форма Бога, где половина – мужское, половина – женское тело) – самодостаточная форма сознания, у которой нет необходимости в половой идентификации. Практикой йоги достигается единство, гармония этих двух начал внутри мозга. Йогину это даёт состояние естественной брахмачарьи – внутренней самодостаточности и состояния любви, не обусловленной инстинктом продолжения рода и притяжением объектами противоположного пола.

    Сожжение Камы (Бога любви) Шивой – символ трансформации сексуального желания в сверхспособности. Чувственная информация передаётся через взгляд и поэтому развитие центра желания тесно связано с развитием зрительного восприятия.

    Внутренняя свобода – это плод интуиции, в случае, когда гипофиз и шишковидная железа будут полностью развиты, их совместные вибрации откроют способность пробуждения «глаза души».

    Тайтирия упанишада провозглашает: «Эта древняя йога известна нам от тех риши, которые передали её нам. Ты должен медитировать на том, кто присутствует в Агни как Bhuh, в воздухе как Бхувах, в Солнце как Svah, в Брахмане как Махат». В ведах – это три мира: 1) грубых форм материи, 2) промежуточная сфера, 3) духовные и сверхсознательные сферы (Маха, Джана и Тапа локи). В физическом теле существуют определённые соответствия этим сферам.

    Агни (Огонь) – это таламус, который находится в первом желудочке мозга. Сурья (Солнце) – это полосатое тело (corpus striatum), второй желудочек. Махат (Разум), находящийся в брахмарандхре, – шишковидная железа, третий желудочек. Вайю (воздух) – продолговатый мозг, четвёртый желудочек. Один из наиболее ценных манускриптов Шива йоги считает главными эти четыре отдела.

    В процессе роста мозг раскрывается из небольшой нервной трубки в три грушевидные полости: передний мозг, средний мозг и задний мозг. Он продолжает рост, пока все слои до конца не сформируются. Изначальная нейронная трубка обладает структурой углубления, поэтому позвоночник (спинной мозг) имеет форму трубки. Углубления прежней трубки существуют в мозговых полушариях как два углубления – боковые ответвления. Далее третий желудочек развивается между двух больших по объёму масс нервных клеток, которые лежат в основании переднего мозга и называются талами. Средний мозг – маленький, он соединяет два полушария с задним мозгом; проход, идущий через средний мозг, называется варолиевым мостом. Он соединяет третий желудочек с четвёртым, затем он развивается в четвёртый желудочек, соединённый с задним мозгом. С заднего мозга количество важных структур множится. Нервная ткань, соединяющая два полушария, соединяет мозжечок и два полушария мозга. Если сравнивать мозг с деревом, то его стволом будет спинной мозг, который продолжается, переходя в продолговатый мозг внутри головы. Продолговатый мозг – это область пребывания главной праны (сушумна и её окончание). Это сила, содержащая в себе и поддерживающая все области и жизненные силы.

    Сенсорные впечатления зрения мозг трансформирует в видение.

    Мозг напоминает ствол дерева, из которого по бокам вырастают две кроны – правое и левое полушария. Если мы пойдём по дереву дальше, внутрь головы, мы обнаружим желудочки мозга – важные центры, управляющие деятельностью полушарий, которые представляют собой железы, формы серого и белого вещества, примыкающие к правому и левому полушариям.

    Активность внешних чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания, регулируется областями, распространяющимися от затылка к лобным долям полушарий, это семь спиц «колеса жизни». На тонком уровне есть также связь отделов мозга с функциями чакр.

    Гипофиз

    Задачей гипофиза является развитие тела в соответствии с развитием в нём сознания. Это и процессы роста тела по мере его взросления и процессы реакций. Активность гипофиза управляется через третий желудочек мозга и область шишковидной железы.

    У гипофиза существуют передние и задние доли. Шишковидная железа связана с задней долей гипофиза. Гипофиз управляет системой всех желёз тела. Третий желудочек мозга – узкий проход, находящийся в основании полушарий и затем разветвляющийся на две области. Шишковидная железа располагается за узким проходом до разветвления и представляет собой узелок нервной ткани и серого вещества. Область шишковидной железы располагается за четверохолмием (corpora quadrigemina), относящимся к области среднего мозга.

    Гипофиз является наиболее важной частью, так как он создаёт настрой и согласует деятельность разных желёз тела, контролирует биоритмы и процессы развития тела. Он же приводит в действие генетическую программу полового созревания тела и сам момент включения в определённом возрасте половых гормонов. Шишковидная железа, воздействуя на гипофиз, замедляет процессы включения этой функции и позволяет сознанию создать барьер между реакцией гормонов и решением.

    Шишковидная железа

    У значительной части людей этот орган находится в рудиментарном состоянии, хотя в ряде случаев он может эволюционировать. В своём полном развитии он помогает адептам йоги воспринимать феномен времени как постоянную величину, а не фрагменты из прошлого настоящего и будущего. Время существует на материальном уровне как математическая величина. В индивидуальном опыте его восприятие может ускоряться или замедляться и даже останавливаться. Тексты йоги описывают шишковидную железу как «третий глаз», который символически изображается на лбу. Известны изображения Шивы с «третьим глазом» в форме пламени. В обычных людях функция «третьего глаза» полностью утрачена из-за сексуальных пристрастий, так как развитие этого центра возможно, только если ум свободен от влияния страсти, и тонкая энергия, которая уходит на секс, будет генерироваться внутри мозга. Если человек пресечёт склонность к похоти, возможна дальнейшая эволюция этого центра. Эту область можно развить до определённого уровня активности, и в этом случае уму открывается его вселенское измерение. Полный процесс Дришти йоги – это открытие такого измерения.

    Открытие «третьего глаза» – это раскрытие функции шишковидной железы так же, как и функций гипофиза, таламуса и гипоталамуса и других желудочков мозга, которые управляют режимом мышления и функциями всей высшей нервной деятельности. Создаются новые нейронные связи, и все эти отделы мозга в совокупности формируют совершенно иной способ восприятия реальности.

    Тем не менее, область вселенской мысли не ограничена лишь человеческим восприятием. Человеческая мысль могла появиться лишь в результате сдерживания действия и управления реакциями между побуждением и реализацией действия. У животных такой функции нет, так как они управляются инстинктивным разумом.

    Эволюционируя, ум смещается с ориентации на внешние объекты, достигая полной интроверсии. Внешний мир как бы исчезает, мозг вбирает в себя силы и органические функции, концентрируя их энергию в области шишковидной железы.

    Существуют некоторые сходства и различия между дришти йогой и кундалини йогой.

    Кундалини спит – и «третий глаз» спит. Область кундалини – это тазовое сплетение, область «третьего глаза» – область мозга. Процесс пробуждения кундалини связан с усилиями и тяжёлой работой по раскрытию центров всего тела. Для такого пробуждения необходима вся жизненная энергия, которая накапливается благодаря практике пранаям.

    Дришти (созерцание) связана лишь с пробуждением нескольких областей мозга.

    Пробуждённая кундалини достигает причинного тела, которое имеет форму буквы «О» и соединяется с ним. Дришти йога практически отключает ментальное тело от физического носителя, воздействуя исключительно на те центры, которые связаны с высшей нервной деятельностью. «Вытягивание» астрального и ментального тела происходит без активных действий телом или активного контроля дыхания.

    Существует несколько обоснований, когда отдельные методы йоги являются препятствиями для других. Например: хатха йога, практика асан и методы дыхания «сажают» сознание обратно в тело, заставляя тело отождествляться с ментальными и эмоциональными импульсами. Прорабатывая и встречая импульсы на пути в теле, сознание создает поток, включающий витальные энергии и праны. Ум при этом встречается с разными видами опыта и проходит полностью через все подсознательные и сознательные сферы.

    Формы дришти йоги – это способ входа в тело света без погружения в физическое и психическое подсознантельное. Термин Шива йога предполагает проработку психо-эмоциональной кармы в контексте традиции вира шиваизма, интенсивного поклонения – как внутреннего, так внешнего.

    При созерцании (дришти) пробуждается канал связи с телом души внутри мозга и связывает его физиологические функции тела с телом души, пребывающим в области третьего желудочка мозга. Постоянный процесс дришти (концентрации) на «третьем глазе» через оптические нервы таламуса постепенно приводит обыденное сознание к открытию этой области.

    По сути, дришти йога используется один центр и связку центров аджна – сахасрара, который вытягивает все астральное тело.

    Формы кундалини йоги также задействуют дришти – непрерывное удержание сознания в определённой точке, сопровождая данный процесс контролем дыхания. Удержание объекта происходит на фоне изменения физиологии процесса дыхания. Этот процесс включает интенсивные пранаямы мудры и бандхи.

    В йоге методы концентрации и медитации часто содержат «стхана кальпану» – визуализацию процесса движения энергии и представление тонких центров, которые человек начинает чувствовать по мере продвижения в технике. Стхана – установка, удержание. Кальпана – воображение, представление объекта - когда в физическом теле представляются каналы и объекты, раскрытие которых только предстоит. Если практика регулярна, то воображение – кальпана – превращается в дхарану и дхьяну. В случае пранаямы и концентрации это не ментальный, а физиологический процесс.

    Другая проблема в том, что для того, чтобы предаться медитации и созерцанию, нужно уже обладать устойчивым умом и пробужденным тонким телом. Условия для успешной медитации, когда техники созерцания по настоящему начинают работать – это ретриты и многочасовые погружения. В обычной жизни мы можем «поддерживать форму» более или менее продолжительными занятиями, но основной опыт предусматривает «погружение в йогу». Не важно при этом, о какой конкретно традиции, линии или практике идет речь.

    Хатха йога и работа с физическим телом в известной степени пробуждают тонкие центры и каналы. Но, явно не до такой степени, чтобы полностью выкинуть сознание за пределы «карм ментального тела».

    Иногда в процессе практики люди могут неосознанно открывать каналы, которые выбрасывают в мозг образы. В центральном канале существует канал читрини (читра - картина), который отвечает за «мультфильмы сознания» и способность человека их видеть. Сознание может переводить содержание ума в образы и, напротив, облекать образы в ощущения в теле. Обычно это процесс не управляемый никак осознанно. Образы спонтанно формируются умом и передаются в ощущения тела и наоборот.

    Таламус и гипоталамус

    Четвёртый желудочек мозга управляет подсознательными функциями, такими, как температура тела, ритмы дыхания и сердцебиения. Его структура представляет собой массу серого вещества. Эта нервная ткань передаёт сигналы от органов и выходит из продолговатого мозга как блуждающий нерв.

    Блуждающий нерв управляет несколькими парами нервов - 12, это структура разветвляющихся нервов с основанием в области мозга, 8 из них являются его продолжением.

    Дыхательный процесс управляется блуждающим нервом, в котором существуют афферентные (чувствительные) и эфферентные (двигательные) волокна. Эти волокна управляют функциями произвольных и непроизвольных вдохов-выдохов и идут к лёгким (там заканчиваются окончания блуждающего нерва). Остановка выдоха и остановка вдоха также регулируются этими нервными тканями.

    Разрастание и сжатие, центробежные и центростремительные процессы, связанные с дыханием, управляются оттуда. Нервные волокна имеют основание в таламусе и полосатом теле, которые представляют собой массу серого вещества, оформленные в 4-й желудочек мозга. Центростремительные нервы таламуса описываются как языки пламени (Агни), так как они несут энергию от внешних впечатлений (в основном, зрительных) к главному сенсомоторному органу – таламусу.

    Нижняя часть заднего мозга

    В области четвёртого желудочка существует область четверохолмия, которая также побуждается к активности таламусом.

    Таламус активирует передний гипофиз, а полосатое тело (corpus striatum) – задний. Гипофиз связан с межбровьем – фокусная точка центра межбровья, которая отвечает за процессы сдерживания эмоциональной активности. Полосатое тело (corpus striatum) и таламус осуществляют связь между физическим и эфирным телами, контролируя гипофиз.

    Мозжечок – центр баланса физического тела и ориентации его в пространстве – располагается в области затылка. Мы не всегда можем управлять балансом тела с помощью сознательных усилий. Располагаясь в заднем мозге, мозжечок отвечает за навыки равновесия и ощущения тела в пространстве. Так, получая сигналы через мозг, нервная система автоматически отсылает их к спинномозговому отделу, мгновенно формируя реакцию.

    Высшая и индивидуальная воля и интуиция

    Инволюция сознания. Все процессы, проходящие в теле, направляются волей и интуицией – двумя аспектами сверхсознательной энергии. Когда в поле неразделённого сознания привносится индивидуализированное восприятие или Эго, высшая воля становится обычным витальным импульсом. Интуитивное и сверхсознательное знание становится частным процессом. Интегральное восприятие становится фрагментарным, делится в своём множестве, так как уже не направляется волей Высшего сознания, включающего в себя все элементы. Целостная картина разбивается на фрагменты, каждый из которых, взятый в ограниченном контексте, может быть противопоставлен другому фрагменту той же реальности.

    Из такого разделённого восприятия строятся частные знания. Инструмент Эго раскрывает знание в попытках присвоить себе то, чем не в состоянии управлять. Это интеллектуальный и инстинктивный ум, направляемый разделением. В состоянии такого разделения сознания мы не принадлежим сами себе, нашему истинному Я, а принадлежим ложной идентификации самих себя в форме Эго. Кто мы – мы не знаем, а то, что мы знаем – мы не в состоянии контролировать.

    Статья написана по материалам книги Шри Кумара Свами «Техника открытия третьего глаза». Дхарвар, Карнатака, Индия « Technique of opening the third eye» . Tapowan, Dharwar, 1985, Karnataka. INDIA

    Денис Заенчковский - ведущий преподаватель йоги в России, автор многочисленных обучающих фильмов по йоге, основатель московского Аштанга Йога Центра. Сайт:

    Любой человек мечтает стать умнее. Так ли уж несбыточны наши мечты? Множество ученых по всему миру заняты проблемой улучшения работы мозга. Многолетние исследования дают нам знание того, как можно повысить потенциал мозга.

    Способы улучшения работы мозга делятся на краткосрочные ― когда нам нужно подготовиться к экзамену или сдаче проекта, и долгосрочные когда нам нужно планомерно улучшать память, сосредоточенность, внимательность, работоспособность, возможность решать поставленные задачи; защитить мозг от последствий болезни или отсрочить возрастные изменения в мозге.

    Краткосрочное улучшение работы мозга

    • «Мозговой штурм» давно известный прием поиска креативных идей и оригинальных решений. «Мозговой штурм» отличная встряска вашего мозга, способствующая приведению мозга в рабочее состояние перед выполнением сложной задачи, повышающая работоспособность мозга и помогающая четко определить поставленную задачу и методы ее решения.
    • Глубокое дыхание фактически увеличивает кровоснабжение мозга и поступление кислорода в мозг. Кислород окисляет питательные вещества и поставляет клеткам мозга энергию. Десять-пятнадцать минут ежедневного глубокого дыхания способствуют повышению потенциала функционирования мозга. Глубокое дыхание полезно для мозга и в долгосрочной, и в краткосрочной перспективе: даже несколько глубоких вдохов перед и во время выполнения важного задания уменьшают уровень беспокойства и стресса, что также помогает мозгу. Дышать нужно полными легкими. Когда вы дышите, убедитесь, что вы дышите полными легкими. Представьте, что ваш корпус это шар, который наполняют воздухом: сначала ваш живот, затем вашу грудь, затем вашу шею. Когда вы выдыхаете, воздух должен выходить сначала из шеи, затем из груди и только потом из живота
    • Зеленый чай. Зеленый чай содержит кофеин, который стимулирует работу мозга. Кофеин усиливает работу мозга и полезен при необходимости решения краткосрочных задач. Употребление пяти-шести чашек зеленого чая ежедневно также снижает уровень стресса на 20 %.
    • Отдых прекрасный способ активизировать мозг. Можно почитать новости в интернете, позвонить другу, пройтись. Оптимальный вид отдыха переключение на другой вид деятельности на некоторое время. Если выполнение решаемой задачи требует более одного часа времени, стоит передохнуть 15 минут, а еще лучше заняться совсем другим делом. После возврата к первой задаче повышение эффективности работы гарантировано!
    • Смех отличный естественный и абсолютно безопасный стимулятор для мозга. Смех активирует различные части мозга, снижает уровень кортизола и адреналина, расширяет область решения задач и придает креативности их решения. Не забывайте об эффекте смехотерапии, особенно при краткосрочных умственных перегрузках. Регулярно читайте анекдоты, слушайте юмористов, меняйте заставки на компьютере и магниты на холодильнике. Смех эффективное лекарство и от стресса, который снижает эффективность работы мозга.

    Долгосрочное улучшение работы мозга


    Мозгу необходимы жирные кислоты Омега-3. Эти кислоты улучшают циркуляцию крови в мозгу. Омега-3 содержатся в жирных сортах рыбы и орехах (в первую очередь ― грецких), соне, тыквенных семечках, бобовых, шпинате, капусте брокколи, семенах льна.

    Холин усиливает рост новых клеток мозга, улучшает интеллектуальные способности у пожилых людей. Холин содержится в брокколи и цветной капусте.

    Быстрой передаче сообщение в мозге способствуют продукты с высоким содержанием магния, например, тыквенные семечки, семечки подсолнечника, семена льна и кунжута, орехи, какао, фасоль, чечевица, финики, курага, гречневая и овсяная крупы.

    Очень полезна для мозга голубика ― она улучшает усвоение информации и память.

    Существуют и продукты, отрицательно влияющие на мозг. Распространено заблуждение о том, что мозгу необходим сахар. Это неверно. Сладкое быстро усваивается и сгорает, что приводит к падению уровня глюкозы в крови и снижает работоспособность мозга. При напряженной умственной работе лучше отказаться от фаст-фуда, газированных напитков, ограничить сладости. Эти продукты тормозят работу мозга. Переедание также вредно для мозга ― оно приводит к уменьшению кровоснабжения мозга, отупению и снижает умственную работоспособность. Нельзя и голодать – умственная деятельность просто исчезает.

    Наш рацион обязательно должен включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, овощи, растительные масла. Не стоит увлекаться веганством ― оно противоестественно для человека. В рационе должен быть весь набор необходимых витаминов.


    Важным фактором полноценного отдыха является также необходимость именно ночного сна и соблюдение режима. Для хорошего засыпания следует хотя бы за полчаса до сна выключить телевизор, компьютер и вообще все электронные приборы, иначе перевозбуждение попросту не даст вовремя уснуть и отрицательно скажется на качестве сна. Очень полезно для поддержания умственной активности просыпаться без будильника ― а значит, на сон следует отводить достаточное количество времени. Согласно современным исследованиям, на сон необходимо выделить не менее 8 часов в сутки для взрослого человека.

    • Физическая активность. Регулярные физические упражнения положительно влияют на эластичность сосудов, в том числе и сосудов мозга, и усиливают циркуляцию крови. Физическая нагрузка увеличивает приток кислорода к мозгу и стимулирует его активность, а также способствует появлению новых нейронов. Регулярные занятия физкультурой или спортом увеличивают выработку эндорфинов, улучшающих настроение вплоть до эйфории. Влияние физических нагрузок на улучшение работоспособности мозга невозможно переоценить. Одним из лучших видов физической активности, стимулирующей мозг, являются такие, которые вместе с физической нагрузкой стимулируют и умственную деятельность для них требуется развитие координации движения, оценка окружающей обстановки, планирование дальнейших действий. Оптимальны для этой цели танцы, различные единоборства, игровые виды спорта.
    • Медитация известный с древности способ поддержания умственной работоспособности. Медитация позволяет полноценно отдохнуть за короткое время, снижает уровень стресса и тревожности, улучшает память, позволяет отключиться от решаемой проблемы и затем взглянуть на нее с новой точки зрения. Нужно обеспечить себе тишину хотя бы на 15 минут, расслабиться, сконцентрировать свое внимание на дыхании, ни о чем не думать, при появлении мыслей опять концентрироваться на дыхании. Если научиться осознанно медитировать, восприятие окружающего изменится, появится большая полнота и глубина восприятия окружающего мира. Появится внимательность и новый, более глубокий взгляд на решаемые задачи. Полезны также упражнения на внимательность наблюдать за окружающим, запоминать и затем вспоминать во всех деталях. Эти упражнения очень хорошо тренируют память.
    • Употребление достаточного количества жидкости. Несмотря на банальность этого совета, им часто пренебрегают. Наш мозг более чем на 80 % состоит из воды. Обезвоживание мгновенно снижает умственную работоспособность. Потребление жидкости должно составлять в день минимум полтора литра. Незаменимы в нашем рационе и фруктовые, и овощные соки. Они содержат целый коктейль из микроэлементов и витаминов, а также содержат полифенолы. Это мощные антиоксиданты, защищающие клетки от воздействия свободных радикалов и улучшающие деятельность мозга.
    • Уменьшение стресса . Стресс является неотъемлемой составляющей нашей жизни, полностью избавиться от него нельзя, но следует по возможности научиться справляться с ним. Хронический стресс крайне негативно влияет на клетки мозга и гиппокампа ту часть мозга, которая ответственна за формирование новых и существование старых воспоминаний. Сильный стресс приводит к отмиранию клеток мозга. Кратковременные методы борьбы со стрессом глубокое дыхание и медитация. Долговременные методы соблюдение режима работы и отдыха, планирование деятельности с целью избегания дедлайнов на работе, физическая активность, регулярные медитации.
    • Обучение, познание чего-то нового . Мозг так же нуждается в тренировке, как и мышцы. Если человек будет всегда придерживаться определенных маршрутов, правил, стиля решения задач (или избегать решения задач) мозг перестает обновляться и развиваться. Жизнь не раз и навсегда заданная картинка, условия меняются постоянно, жизнь требует постоянной оценки окружающей реальности, новых подходов к решению задач.

    Чтобы развивать функциональность мозга и сохранить свою интеллектуальную деятельность до глубокой старости, необходимо постоянно обучаться. Не столь важно, что это будет ― чтение новых книг, обучение языкам, вязание, игра на пианино, походы с друзьями на природу, прогулки с собакой, посещение музеев и театров, важно, чтобы ваша деятельность доставляла вам удовольствие. Изучение нового стимулирует появление новых нейронов, улучшает память, способствует увеличению кругозора и креативности решения ваших задач. Наслаждение, получаемое в процессе обучения, повышает настроение, уменьшает уровень стресса и тревожности, повышает самооценку. Кроме того, учеными найдена прямая связь между развитием мелкой моторики рук и сохранением умственной работоспособности в пожилом и старческом возрасте. Ваше любимое хобби сослужит отличную службу вашему мозгу. Для тренировки мозга полезны и мелкие изменения устоявшегося порядка новые маршруты, одежда, блюда, общение с друзьями, перестановки в квартире. Интересуйтесь окружающим, задавайте вопросы и узнавайте на них ответы это позволит вам расширить свой кругозор.

    Loading...Loading...