Психологическая травма и как люди реагируют на нее. Психологическая травма

Многие академические умы не воспринимают такое понятие, как психологическая травма, которой повсеместно пользуются люди для объяснения тех или иных отклонений в развитии психики и поведении человека. Симптомы психологической травмы проявляются неярко, виды зависят от факторов и последствий. Лечение возможно как самостоятельное, так и психологическое.

Интернет-журнал сайт называет психологической травмой (или психотравмой) измененное состояние человека, который пребывает в тревожном, боязливом и неадекватном состоянии. Главной особенностью рассматриваемого состояния является то, что оно не вызывает кардинальных изменений в личности человека. продолжает оставаться здоровым, дееспособным, существует возможность адаптироваться к социуму. Однако имеются некие негативные факторы внешнего или внутреннего характера, которые психологически или эмоционально ранят человека настолько, что это его выводит из равновесия.

Психологическая травма подразумевает под собой воздействие определенных факторов различного характера на индивида, что лишает его душевного равновесия и психологического здоровья. При этом человек считается абсолютно здоровым, обычным, нормальным. Просто есть обстоятельства, которые ему неприятны, травмируют, беспокоят настолько, что заставляют зацикливаться на них, испытывая сильные душевные страдания.

Психологическую травму следует отличать от травмы психической, которая подтверждается реальным вредом, нанесенным кем- или чем-либо. При этом человек становится не только психически, но и физиологически нездоровым. Возможны различные потери в виде снижения памяти, интеллекта и пр.

При психологической травме человек продолжает оставаться здоровым. Снижение внимания и апатия являются всего лишь следствием подавленного состояния, в котором пребывает человек, который концентрирует свои мысли на обстоятельствах, которые ему неприятны.

На человека могут воздействовать как постоянные факторы, так и единичные случаи, нарушающие его душевное равновесие. Однако чем дольше человек пребывает в психотравме, тем выше вероятность развития различных пограничных состояний или невротических расстройств, например:

  1. Навязчивые состояния и фобии.
  2. Обсессивно-компульсивное расстройство.

Наибольшую популярность психотравма получила в ситуациях, которые вызывают посттравматические расстройства личностей. Когда человек попадает в ситуации, вызывающие у него шок, панику, сильный страх, тогда у него развивается ПТСР, неспособность адекватно смотреть на мир и отсутствие душевной гармонии.

Следует отметить, что психологическая травма является следствием сильного душевного переживания, при которой происходило сильное давление на психику, что эмоционально трудно переносилось человеком.

Что такое психологическая травма?

Психологическая травма (она же психотравма) подразумевает под собой воздействие сильного стресса на эмоциональную и психологическую сферы человека, которое он не смог спокойно перенести и которое причинило ему определенный вред. Зачастую психотравма развивается в ситуациях, которые угрожают человеку смертью либо вызывают у него ощущение стойкого отсутствия безопасности. Другими словами, человек ощущает, что его жизнь находится в опасности, он никуда не может обратиться, никто ему не может помочь, он сам ничего не способен сделать с ситуацией, при этом все обстоятельства указывают на то, что он лишится чего-то ценного (жизни, здоровья, свободы и пр.).

В результате психотравмы меняется мышление человека. Пока он находится в стрессовой ситуации, он начинает задумываться над вещами, которые ему дороги. У него быстро начинают формироваться новые взгляды на жизнь с учетом тех обстоятельств, которые вызывают у него психологическую травму.

Можно назвать данное состояние как ситуацию, которая оставляет шрам на теле человека. С одной стороны, все зажило, раны больше нет, как и обстоятельств, которые ее вызвали. С другой стороны, на теле остался шрам, который напоминает человеку о том, при каких условиях он возник.

Следует отметить, что чем больше человек погружается в собственные страдания, тем значительно снижается его физическое здоровье (падает иммунитет).

Причины психологических травм

Существует большой спектр причин, которые вызывают психологическую травму. Все их перечислить достаточно сложно, поэтому их объединяют в группы:

  1. Однократное событие, которое случилось внезапно и было связано с физическим воздействием на тело, что интерпретируется как сильный удар:
  • Автокатастрофа и прочие катастрофы.
  • Нападение насильником или гопников.
  • Личная бытовая, спортивная или физическая травма, которая привела к ограниченности движений.
  • Ранение, произошедшее на рабочем месте.
  • Хирургическое вмешательство, которое было сделано внезапно и по необходимости.
  • Ухудшение здоровья из-за возникших военных действий или стихийного бедствия.
  1. События, которые привели к резкой смене образа жизни, социального статуса человека:
  • Смерть родственника.
  • Изнасилование.
  • Потеря работы.
  • Вынужденная смена жительства.
  • Разрыв отношений с любимым человеком.
  • Возникшие долги, которые невозможно погасить.
  • Необходимость поменять работу.
  • Ограбление, мошеннические действия, кража, после чего человек был лишен собственного имущества.
  • Неожиданное событие, которое привело человека к ответу перед законом.
  1. Стрессы затяжного характера, которые являются значимыми для человека:
  • Тюремное заключение.
  • Сексуальные проблемы.
  • Проживание с неблагополучным супругом (наркоман, алкоголик, тиран).
  • Неблагоприятные психологические условия на работе.
  • Тяжелые соматические недуги.
  • Конфликт с начальником.

Психологическая травма приводит человека к тому, что он постоянно возвращается воспоминаниями в прошлое, которое становится для него навязчивым. Он оценивает настоящую жизнь через призму тех переживаний, которые в нем присутствуют, негативно смотрит на мир.

Человек не может отделить себя от проблемы. Он не способен посмотреть на нее со стороны. При этом проблема препятствует его развитию и дальнейшему совершенствованию. Человек словно останавливается на том уровне развития, на котором он находился в момент совершения травмирующего события.

Сопутствующими факторами, которые помогают психотравме развиться, являются:

  1. Отсутствие готовности индивида к подобного рода обстоятельствам.
  2. Намеренное провоцирование людьми травмирующей ситуации.
  3. Ощущение собственного бессилия и неспособности повлиять на ход событий.
  4. Выделение большого количества психической энергии на прохождение ситуации.
  5. Столкновение индивида с качествами людей, от которых он подобного не ожидал – бесчувствие, безразличие, жестокость, предательство, насилие.

Последствия развития психологической травмы

Травмирующие ситуации заставляют человека менять свои взгляды, ценности, моральные принципы и модели поведения. Поскольку ситуации становятся необычными для человека, скорее всего, он вообще не задумывался над тем, что подобное может с ним случиться, то значительно разрушается его мировоззрение, которым он пользовался до этого момента. Чем дольше стрессовые факторы воздействуют на человека, тем больше развиваются последствия психологической травмы.

Ими могут быть:

  • Клинические отклонения пограничных состояний.
  • Изменение моральных ценностей, прекращение следования социальным нормам.
  • Неврозы.
  • Утрата интимной сферы.
  • Разрушение личности.
  • Реактивные состояния.

Стрессовые ситуации воздействуют на человека с той силой, с которой он не способен справиться. Многое зависит от значимости событий и психических сил, которые имеются у индивида для решения возникшей проблемы.

Виды психологических травм

Несмотря на то, что психологическую травму можно устранить, процесс обратим, все же следует понимать, что проблемой нужно заниматься вместе со специалистом. Для этого он выделяет вид психологической травмы:

  1. Первая классификация:
  • Шоковая – возникает спонтанно при условии угрозы жизни и здоровья собственного организма или близких.
  • Острая – носит психологический характер, когда событие было краткосрочным, однако достаточно неприятным.
  • Хроническая – длительное воздействие вредных факторов на человека. При этом психотравма может длиться годами и не выражаться внешне.
  1. Вторая классификация:
  • Травмы потери. Например, страх одиночества.
  • Травмы отношений. Например, предательство любимого человека.
  • Травмы собственных ошибок. Например, чувство вины или стыда.
  • Травмы, нанесенные самой жизнью (экзистенциальные). Например, страх смерти.

Достаточно трудно внешне распознать человека с психологической травмой, если он находится в обычных условиях жизни. Обычно психотравма проявляет себя лишь в тех обстоятельствах, которые схожи и напоминают человеку о тех условиях, в которых она развилась изначально.

Все психологи выделяют ряд симптомов, указывающих на наличие психологической травмы:

  1. Самообвинение и самоуничижение.
  2. Потеря желания действовать.
  3. Обида, ярость.
  4. Иррационально навязчивая тревога.
  5. Неспособность получать радость от вещей, которые объективно приятны.
  6. Ощущение отсутствия безопасности и наличия постоянной угрозы.
  7. Неспособность не думать о неприятном событии.
  8. Отрицание произошедшего.
  9. Уединение от социума добровольного характера.
  10. Беспомощность, бессилие.
  11. Развитие саморазрушающего поведения, например, алкоголизм или наркомания.
  12. Ощущение безысходности, тоска.
  13. Добровольное переживание покинутости, ненужности, одиночества.
  14. Рассеянность, неспособность сосредоточить внимание.

О наличии у человека психотравмы могут говорить следующие факты:

  • Болевые симптомы психогенного характера.
  • Проблемы со сном в виде бессонницы, ночных кошмаров, прерывистого сна.
  • Быстрая утомляемость и отсутствие наполненности силами после длительного отдыха.
  • Изменение питания: переедание или отказ от еды.
  • Потеря интереса к противоположному полу.
  • Плаксивость, быстрая раздражительная реакция на мелочи.
  • Частое сердцебиение, скачок давления, обильное потоотделение, тремор конечностей.
  • Отсутствие логичности в поступках, непоследовательность, торопливость, суетливость.
  • Трудности в концентрации внимания, из-за чего индивид не может выполнить привычную работу.

Психологическую травму следует устранять, поскольку она значительным образом сказывается на поведении человека и способности жить дальше счастливо. Если самостоятельно справиться со стрессом не удается, тогда можно лечиться вместе с психотерапевтом.

Нужно поставить цели на будущее. Концентрируйте свое внимание на том, к чему вы хотите прийти, а не на том, от чего вы пытаетесь убежать.

Также не забываем о том, что травма тем сильнее, чем сильнее значимость произошедшего события. Другими словами, следует осознать, что подобные ситуации являются нормальными и естественными, хоть и не частыми. Не следует к ним относиться как к чему-то необычному.

Итог

От психологической травмы придется долгое время избавляться. За один день не удастся достичь желаемого результата. Человек должен это понимать, чтобы проявить терпение на тот период, пока он будет избавляться от своей психотравмы, чтобы она не диктовала ему, как жить дальше и как смотреть на окружающий мир.

Психологическая травма — это след от не до конца пережитых неприятных событий. Как правило, психологические травмы появляются в детстве. Ребенок еще не в состоянии справиться со многими вещами: с оставлением без родителей, с невниманием родителей, чем бы оно ни было вызвано; с эмоциональным и физическим насилием; со смертью или разводом родителей.

Психологическая травма возникает, когда ребенку или взрослому человеку не помогают справиться с эмоциями, чрезмерными для них. Например, ребенку, пережившего смерть родителя, часто вообще ничего не рассказывают про это или врут, что мама или папа уехали.

Ребенок чувствует, что произошло что-то плохое, ведь окружающие грустны, плачут и смотрят на него с жалостью. Однако, поскольку никто не говорит с ним об этом или плохо реагирует на выражаемые им эмоции, ребенок остается с ними наедине и вынужден справляться с ними самостоятельно.

Часто окружающим кажется, что ребенок вообще не заметил того, что случилось, например, что папа больше не живет с ними вместе, однако это не так. Внутри ребенка в этот момент происходит борьба с травмой оставления, не видная снаружи.Каждый ребенок в такой ситуации думает, что папа ушел, потому что он был плохим, хотя большинство людей считают, что перенесли развод родителей хорошо и почти его не заметили.

После потери или катастрофического происшествия психика пытается залечить душевную рану, но если она не справляется со своей задачей, то строит вокруг этого места психологически защиты, чтобы неосторожные слова других людей или воспоминания не воздействовали на болезненное место. Такие защиты требуют много внутренних ресурсов, поэтому ребенок может начать плохо учиться, потерять ко всему интерес, замкнуться в себе, стать тревожным.

В случае слишком сильного подавления у ребенка возникают неврозы, а если он не стремится слишком сильно подавить свои чувства (например, чтобы не огорчать мать), то тогда исход лучше, но это место в душе остается ахиллесовой пятой навсегда. Например, мужчина, потерявший в детстве мать, может все время влюбляться в женщин, которые бросают его. Такую психологическую травму можно излечить, пережив заново детские эмоции по поводу потери. Где-то в глубине души они хранятся, даже если об этом нет воспоминаний.

У взрослых людей психологическая травма может возникнуть в результате катастрофических событий, связанных с опасностью для жизни: природных катаклизмов, нападений и т. д. У взрослых психологическая травма приводит к формированию посттравматического стрессового расстройство, если она настолько сильна, что человек не в состоянии с ней справиться.

Посттравматическое расстройство возникает спустя примерно полгода после события и выражается в депрессии, апатии, снижении работоспособности. Вот почему сразу после травматических событий стоит обратиться к психологу, чтобы проработать сложные эмоции, связанные с событием.

Психологическая травма может быть результатом воздействия на психику таких событий, как военные действия, сексуальное нападение или природная катастрофа.

Определение психологической травмы вызывает споры в научном мире, в частности, между учеными пока нет консенсуса по вопросу о том, что считать психологической травмой: объективные свойства травмирующей ситуации, субъективную оценку травматического события или острый/хронический дистресс как ответ субъекта на воздействие стрессора.

Согласно руководству DSM-III, психологическая травма — это стрессор, который находится за пределами повседневного человеческого опыта, провоцирует дистресс у большинства людей и вызывает интенсивный страх, ужас и беспомощность.

История понятия психологической травмы

Хотя психологический травмы существовали в течение всей истории человечества, самому понятию не больше 150 лет.

Впервые изучением психологической травмы занялись в середине 19 века, когда из-за частых аварий на железных дорогах страховые компании стали выплачивать компенсации пострадавшим. Оказалось, что были пассажиры, которые не пострадали физически, однако их трудоспособность нарушилась после аварии. Такого рода последствия считались в то время результатом повреждения спинного мозга.

Поскольку симптомы «железнодорожного синдрома спинного мозга» оказались похожими на симптомы истерии, которая, согласно тогдашним представлениям, была свойственна только женщинам, подобные нарушения считались следствием слабости воли (ведь женщины в то время считались слабым полом). Лечение этого расстройства было весьма жестоким и заключалось часто в создании пострадавшему таких условий существования, чтобы он, наконец, отбросил свои симптомы и взял себя в руки.

Работа Зигмунда Фрейда с истеричками также способствовала развитию понятия психологической травмы. В самом начале своей деятельности Фрейд обнаружил, что симптомы истерии связаны с сексуальным насилием в детстве, которое чаще всего совершалось отцами или опекунами пациенток. Фрейд сделал вывод, что истерия является результатом психологической травмы, случившейся в детстве.

Однако уже через год Фрейд отказался от своего вывода под давлением общественности, которая возмутилась тому, что достопочтенных отцов семейств обвиняют в развращении своих дочерей. Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры, в результате чего истерия стала следствием внутреннего конфликта, а не внешних событий. Такая точка зрения господствовала в психологии достаточно долго, до середины 20 века.

Первая мировая война принесла с собой множество свидетельств того, что человек может быть не ранен физически, но стать совершенно недееспособным и испытывать сильные психологические страдания вследствие переживания увиденных им ужасов и сильного страха. Однако и «военный невроз» долго считался следствием слабости силы воли, а выводы, сделанные о его истинных причинах — посттравматическом стрессовом расстройстве — забылись уже через какое-то время после войны.

Отмечалось, что физически раненные, побывавшие в плену и офицеры почти не страдали этим расстройством. Вероятнее всего, это объяснялось тем, что «военные невроз» вызывался, в основном, сильным страхом смерти, а первые две категории находились уже вне опасности. По поводу офицеров выдвигалась ошибочная версия, что высшие классы обладают более сильным характером и сложением, тогда как на самом деле, вероятнее всего, на офицерах лежала большая ответственность за других людей, что было для них важнее возможной смерти, а добровольцы, бывшие солдатами, проходили короткое обучение и были непривычными к военным условиям и поэтому сильно подверженными ПТСР.

Только вторая мировая война, изучение влияния холокоста на переживших его людей, а затем война во Вьетнаме и ее влияние на психику прошедших ее людей привели к включению посттравматического стрессового расстройства в руководство по диагностике психических расстройств DSM-III в 1980 году.

Психологическая травма: модель Горовитца.

Описанием, что такое психологическая травма, занимались многие психологи, но одной из наиболее понятных и развернутых теорий на этот счет можно считать модель психологической травмы Марди Горовитца.

Горовитц занимался изучением травмы более 30 лет и применял свою гипотезу к лечению различных травмирующих факторов, от утраты до участия в бою. Он применял комбинацию из психодинамического и когнитивного подходов.

Модель психологической травмы Горовитца основана на предположении, что человек, переживающий травму, переполнен информацией, которая не соответствует его прежним схемам действительности и остается в активной памяти до тех пор, пока не будет включена в обновленные схемы восприятия действительности. Находящаяся в активной памяти информация время от времени привлекает к себе внимание человека, так как связана с сильными эмоциями и ее удержание там требует затраты психических ресурсов.

Горовитц выделял в процессе восстановления после психологической травмы две фазы: отрицание (или избегание) и вторжение.

Фаза отрицания характеризуется эмоциональным оцепенением, избирательной невнимательностью, полной или частичной амнезией и ассоциативным ходом мыслей. Фаза избегания, по Горовитцу, призвана уберечь личность от полного распада вследствие затопления сильными эмоциями.

Фаза вторжения включает тревожность, нарушения сна, навязчивые мысли, спутанность, возбужденность и эмоциональные страдания. Существование этой фазы Горовитц связывает с тем, что травматический материал, находящийся в активной памяти, требует рассмотрения, и с тем, что существует врожденное побуждение полностью интегрировать поступившую информацию, которое и вытаскивает в сознание необработанный материал.

Горовитц считал, что реакция на травматический фактор не является патологической, она становится таковой только если определенная предрасположенность или обстоятельства порождают характерный паттерн переполнения эмоциями и дезадаптивного отрицания.

Нормальные реакции на стресс: Патологические реакции:

Событие Событие

Первичный шок: страх, печаль, гнев Переполненность эмоциями

Отрицание, отказ поверить в случившееся Паника или обессиленность в результате сильной эмоциональной реакции

Вторжение: непрошеные мысли о событии Экстремальное избегание, прибегание к лекарствам для отрицания боли

Работа мысли: это действительно случилось Состояние переполненности навязчивыми образами и мыслями о событии

Характерные искажения, долговременная нетрудоспособность

Согласно Горовитцу, травма создает разрывы в Я-схемах, которые определяются как видение себя, не обязательно доступное сознанию, но бессознательно организующее внутренние умственные процессы. Существуют персональные схемы (Я-схема и Другой-схема) и ролевые модели отношений.

Стрессовое событие резко противоречит внутренним схемам, что требует перестройки существующих схем. Это противоречия активируют очень сильные эмоции, для предотвращения повторного появления которых активируются защитные механизмы.

(Из книги «Understanding trauma and emotion: Dealing with trauma using an emotion-focused approach» Colin Wastell)

Психологическая травма - это процесс, возникающий вследствие резко и непредвиденно произошедшего какого-либо действия или события, которое приносит вред психическому и душевному состоянию человека. После потрясения человек остается в здравом уме и трезво оценивает происходящую вокруг него реальность. Через определенные промежутки времени он сможет адаптироваться к своему постоянному окружению. Следовательно, изменения, которые возникают в психике пациента, непостоянные, они могут быть со временем устранены.

Суть

Понятие "психологическая травма" включает в себя проблемы, что появляются на эмоциональном уровне, в функциях головного мозга, которые отвечают за восприятие и формирование определенных понятий. В результате возникают расстройства на невротическом уровне и изменения в пограничном состоянии психики:

  • возникают различного рода тревоги и фобии, страх;
  • появляются навязчивые размышления, и действия происходят по определенному ритуалу;
  • также могут возникать такие состояния больного, как истерия, неврастения и депрессия.

Помимо этого, меняется образец поведения, то есть остается тот, что был изучен в детстве, в альтернативе всему, что происходит сейчас в настоящее время. Появляется рассеянность внимания, на эмоциональном фоне возникает апатия, она является причиной неустойчивого эмоционального состояния на психологическом уровне.

Психологическая травма - это слабые, но постоянные факторы, которые на протяжении какого-то времени постоянно воздействовали на человека, а также резко, внезапно и непредвиденно проявившиеся события категорически отрицательного характера. Они могут вызвать у человека изменение в поведении как в семье, так и в обществе, а также привести к болезни на душевном уровне. Поэтому любое мощное негативное действие, которое задевает эмоциональный фон человека, может вызвать данного вида травму на психологическом уровне.

Причины

Психологические травмы - это ситуации, возникающие в жизни человека, способствующие проявлению у него стрессов, влияющих на его психологическое состояние здоровья. Существует довольно много причин, способных вызвать травмы психологического характера. Основными из них являются следующие:

  1. Катастрофы разного характера, приводящие к ухудшению качества жизни человека.
  2. Травмы, способствующие развитию дисфункций отдельных органов.
  3. Профессиональные травмы.
  4. Нарушение соматического здоровья.
  5. Нападение злоумышленников.
  6. Изнасилование.
  7. Смерть родственников.
  8. Развод.
  9. Семейное насилие.
  10. Наличие пагубных привычек у родных.
  11. Пребывание в местах лишения свободы.
  12. Инвалидизация.
  13. Стрессовые ситуации, пережитые в детском возрасте.
  14. Резкая смена места жительства.
  15. Потеря рабочего места.
  16. Конфликты в важных для индивида социальных группах.
  17. Неправильный способ воспитания ребенка, способствующий развитию у него чувства собственной ненужности.

Основные факторы развития:

  1. Социальные.
  2. Соматические.
  3. Травмы потери.

Человек является социальным существом, первым общественным институтом для него является семья. Именно семейное насилие является основным фактором развития психологического травматизма. Пережитые в детстве стрессовые ситуации оказывают пагубное влияние на формирование личности ребенка и появление у него комплексов. Также острые посттравматические стрессовые расстройства зачастую возникают из-за пережитого горя потери близкого человека, из-за его смерти или вследствие разрыва брака.

Психологические травмы - это шоковые ситуации, которые имеют кратковременное влияние на психику человека и в основном связаны с развитием заболеваний вирусной и инфекционной этиологии и появлением у личности тревоги за свою жизнь.

Симптомы

Ежедневные проблемы, различные негативные ощущения и действия приносят дисфункцию в нормальное функционирование человеческого организма. В результате чего полностью меняются в худшую сторону привычки и поведение человека, ухудшается его эмоциональное здоровье. Симптомы психологической травмы бывают на чувственном уровне и физиологическом. Эмоциональные признаки - это:

  1. Шоковое состояние, потеря веры во все хорошее.
  2. Резкие изменения настроения, повышенная раздражительность и озлобленность.
  3. Самобичевание, постоянное прокручивание одних и тех же травмирующих событий в голове с целью найти выход из произошедшей ситуации.
  4. Чувства стыда и ощущения себя одного в целом мире.
  5. Отсутствие веры в светлое будущее, душераздирающая тоска.
  6. Нарушение внимательности, повышенная степень рассеянности.
  7. Постоянное ощущение страха и нежелание общаться с окружающими.

Когда у человека меняется полностью его поведение в обществе, особенно если этот он - сильная личность, появляется в его повадках грубость, неадекватная реакция на происходящие события, можно предположить, что он перенес какие-то душевные травмы. У него настроение часто переходит от инфантильного и депрессивного до истеричного. В некоторых случаях проявляется озлобленность с повышенной степенью неконтролируемой ярости из-за перенесенной травмы на психологическом уровне.

Человек не может нормально заниматься своими привычными делами. Меняется его работоспособность, ухудшаются жизненные функции в результате ощущения постоянного страха и тревожного состояния.

Физиологические симптомы, которые возникают после того, как нанесли психологическую травму:

  • нарушение режима сна, иногда его полное отсутствие, сон тревожный, снятся страшные события;
  • учащенное сердцебиение, обострение хронических заболеваний, состояние страха и пугливости;
  • быстрая потеря работоспособности;
  • абсолютная невнимательность, повышенная суетливость;
  • боли, судороги, напряжение во всех мышцах тела.

Все эти симптомы возникли из-за того, что он винит себя в случившемся, за то, что не смог изменить произошедшую ситуацию. Постоянно прокручивает эти события в голове и обдумывает разные ситуации, в результате чего можно было бы избежать случившейся трагедии.

Личность испытывает душераздирающую тоску и неминуемую безысходность. В результате чего перестает разговаривать и встречаться с родными и близкими людьми, не ходит ни в кино, ни на встречи с друзьями. Это состояние возникает из-за того, что этот человек перестает верить в то, что в сложной ситуации любой из его друзей или просто прохожий могут помочь.

В душе ощущение полной безысходности, одиночества, безнадежности и бессмысленности всего происходящего вокруг. У данных людей появляются проблемы со сном, им часто снятся страшные ситуации, сон длится малые промежутки времени. Данные симптомы могут исчезнуть довольно скоро, а могут длиться и годами.

Виды

То, какая психологическая травма у человека, можно диагностировать самостоятельно:

  1. Экзистенциальные - травмы, которым сопутствует боязнь смерти и все, что с ней связано. Травмированный пациент находится перед выбором: уйти в себя или выразить психологическую устойчивость, стать выносливее и мужественнее.
  2. Травмы утраты (кончина родных и близких людей) порождают фобию одиночества, а также заставляют любого человека сделать выбор: сосредоточиться на собственных негативных эмоциях и горести либо попытаться отбросить их.
  3. Травмы взаимоотношений (проступки, развод, измена, прекращение отношений) вызывают естественную реакцию - сожаление и злобу, и также предоставляют выбор человеку: больше никогда никому не доверять и не возлагать на них надежды или же вновь попробовать любить и верить.
  4. Травмы неисправимых деяний (безнравственный поступок) активизируют ощущение вины и ставят людей перед выбором: осознать, принять и раскаяться в содеянном или не признавать свою вину за совершенное.
  5. Детские травмы. Являются самыми сильными и яркими по степени нарушения психического здоровья. Такая травма оставляет незабываемый след в подсознании личности и воздействует на всю его дальнейшую жизнь. Важным является и то, что психологические травмы, полученные в детском возрасте, имеются почти у всех людей.
  6. Катаклизмы. Порой в жизни происходят явления, на исход которых человек не может повлиять. Катастрофы, аварии, природные катаклизмы и т. п. наносят всему организму большой сокрушительный удар. Из-за непредвиденных негативных воздействий страдает психика, зарождаются бесчисленные опасения и колебания. Всякие катастрофы ведут к эмоциональной травме. Когда на глазах у людей что-то происходит с остальными людьми, навряд ли можно оставаться спокойным и безучастным. Основной массе людей присуще сострадание и отзывчивость. Сопереживание имеет возможность снизить негативное влияние травмы и помогает преодолеть трудность.

Также группируют по типам, в зависимости от их продолжительности и того, каким образом нанесли психологическую травму:

  • острые;
  • шоковые;
  • затяжные.

При первых двух видах характерна недолговременность и стихийность. А вот затяжная или долговременная форма психотравмы гораздо серьезнее, она характеризуется устойчивым влиянием на нервную систему индивида, который по причине конкретных факторов обречен испытывать гнет, наносящий необратимый ущерб его здоровью и качеству жизни.

Детские и подростковые травмы

Вопрос о психике ребенка сложен и неоднозначен, так как причины психологических травм индивидуальны, но нельзя не учитывать тот факт, что на "не созревший" внутренний мир ребенка или подростка огромное влияние оказывают внешние факторы: школа, круг общения, взаимоотношения в семье и т. д. Главное - понимать, что на маленькую личность может повлиять незначительное для взрослых, но важное для ребенка событие и эмоции, пережитые им в тот момент.

Психологическая травма детства - событие, вызвавшее дисгармонию в психике ребенка. Это явление, которое он неоднократно воспроизводит в своем подсознании. Следовательно, подобные обстоятельства приводят к необратимым изменениям в поведении и душе человека.

После ряда исследований ученым удалось выяснить, какие события морально "выбивают" ребенка из привычного образа жизни. Наиболее популярные психологические травмы подростков и детей:

  1. Любые насильственные действия (моральные или физические).
  2. Утрата близкого человека / домашнего питомца.
  3. Серьезные проблемы со здоровьем.
  4. Разлад/развод в семье.
  5. "Накаленные" взаимоотношения родителей.
  6. Равнодушие.
  7. Предательство, ложь и необоснованное наказание со стороны близких.
  8. Разочарование в себе.
  9. Аморальное поведение родителей/друзей.
  10. Асоциальный круг общения.
  11. Чрезмерная опека.
  12. Несогласованность действий родителей в вопросах воспитания.
  13. Постоянные скандалы.
  14. Ощущение отчужденности от социума.
  15. Конфликт со сверстниками.
  16. Предвзятое отношение преподавателей.
  17. Непосильные физические и (или) умственные нагрузки.

К сожалению, детскую психологическую травму зачастую наносят сами родители. Это происходит из-за системы ошибок в воспитании, которые "передавались" из поколения в поколение. Ребенок еще с "молоком матери" познает все "правила жизни", которые отражаются на его дальнейшей судьбе.

Взаимопонимание между поколениями

"Слово не воробей", или Как ребенок трактует фразу родителя:

  1. "Лучше бы тебя не было" = "Если я умру, то подарю родителям счастье и свободу". Данная программа может привести к весьма трагичным последствиям.
  2. "Посмотри, что могут другие, а теперь погляди на себя" = "Никто не должен знать меня настоящего. Я должен быть как все". Ребенок учится жить в "маске", всячески скрывая истинное лицо. Он такой, какой есть, зачем что-то менять?
  3. "Что ты как маленький" = "Неважно, чего хочу я. Главное, чтобы родители были довольны". Подавляя свои желания и потребности в детстве, человек морально свыкается с ролью "раба", готового пресмыкаться перед каждым, кто духовно сильнее его.
  4. "Сколько бы тебе ни было, ты всегда будешь для нас ребенком" = "Кажется, мне рано принимать самостоятельные решения. Пусть за меня это делают другие". Большая ошибка родителей в том, что они не признают ход времени. Малыш вырос, значит, он может решить за себя сам.
  5. "Хватит мечтать!" = "Я еще не все предусмотрел, но, видимо, пора действовать". Мечты позволяют рассмотреть одну ситуацию с разных граней. Зачем этому мешать?
  6. "Прекрати реветь" = "Не выражай свои эмоции. Людям это не нравится. Будь равнодушным". Человек - не робот. Он должен чувствовать.
  7. "Никому нельзя доверять" = "Мир слишком лжив". Эта фраза опасна. Она заставляет поверить в то, что одиночество прекрасно и безопасно.

Итоги детской психологической травмы:

  1. Ребенку трудно социализироваться. Он напуган переменами и новым коллективом.
  2. Проявление различных фобий и расстройств. Социофобия как результат болезненных переживаний из детства. Кроме этого, человек может постоянно испытывать чувство вины и комплекс неполноценности, которые обязательно перерастают в тяжелую форму депрессии и расстройство личности.
  3. Различные формы зависимости. Как правило, люди, чье детство было далеко от идеала, превращаются в алкоголиков, наркоманов, игроманов. Также некоторым из них сложно совладать со своим аппетитом, что приводит к ожирению или анорексии.

Нельзя забывать, что "фундамент" личности закладывается в юном возрасте, следовательно, психические расстройства в зрелости идут родом из детства. Поэтому задача родителей - защитить малыша от первых психологических травм после каких-либо неприятных событий.

Необходимая помощь ребенку

Чтобы предотвратить развитие психологической травмы ребенка, родители должны:

  • Совет №1. Родители должны изучить немало актуальной психологической и педагогической литературы, выбрать правильную тактику в воспитании будущего поколения.
  • Совет №2. Избавление от стереотипов и клише. Каждый человек уникален.
  • Совет №3. Не стоит мешать ребенку развиваться. Это его жизнь. Пусть занимается тем, что ему приносит удовольствие. Задача родителя - поддержка своего чада.
  • Совет №4. Равнодушие - не выход. Нужно уметь "дружить" со своим чадом и серьезно относиться ко всем его переживаниям.
  • Совет №5. При заметных изменениях в поведении, не стоит ждать волшебства. Лучше обратиться за помощью к психологу. С его помощью можно разработать индивидуальную программу по грамотному восстановлению и развитию личности. Таким образом, ребенок навсегда избавится от внутренних барьеров, стереотипов и комплексов. Он будет счастлив.

Методы коррекции

На основе исследований известных ученых выделили два направления травм:

  • лечение индивидуальное;
  • лечение определенной группы людей одновременно.

Рассмотрим методы восстановления от стрессовых расстройств нескольких человек одновременно. Для этого необходимо провести работу с психологической травмой:

  1. Создать безопасную окружающую обстановку, в которой находятся пациенты.
  2. Уменьшить чувство одиночества благодаря созданию общих целей и взаимной помощи друг другу.
  3. Повысить уровень доверия к окружающим людям, в результате повысится самооценка каждого человека в группе.
  4. Выработать уверенность в своих силах и способностях.
  5. Выяснить, какие у кого проблемы, и на основе их решать, как оправиться от травмы.
  6. Благодаря взаимодействию в группе, один пострадавший может помогать другому.
  7. Проблемы каждого члена группы воспринимать как собственные и найти пути их решения.
  8. Общаться друг с другом о своих проблемах, об общих трудностях и просто разговаривать на нейтральные темы.
  9. Увеличить уверенность в степени скорейшего выздоровления.

Для достижения качественного результата данной деятельности в состав методов этой коррекции вошли:

  1. Благоприятные условия для занятий хобби, рисованием, составлением аппликаций, прослушиванием музыки, осуществляются походы в театры и музеи.
  2. Применение Для более быстрого решения данных проблем и раскрытия талантов у каждого человека применено использование соответствующих метафор.
  3. Разговоры о своей жизни и прослушивание историй каждого члена группы на эту же тему. Найти положительные стороны, то есть понять, что полезного приобрел каждый после получения этих травматических результатов.

Как убрать симптомы стресса?

Общие методы удаления симптомов психологического стресса:

  1. Психолог ведет беседы с пациентом на тему ситуации, которая вызвала психологические нарушения в виде стресса. Пациент высказывает все свои переживания и одновременно получает одобрение и поддержу со стороны доктора. Благодаря такой терапии у человека, находящегося в этом состоянии, улучшается эмоциональный фон. Ситуация, вызвавшая данное положение, рисуется на бумаге, или в устной форме пациент про себя составляет рассказ. Эти действия помогают всю негативную энергию направить в определенное русло, создать ей форму, а соответственно, появляется возможность управлять отрицательным эмоциональным фоном человека.
  2. Метод Шапиро позволяет устранить из памяти негативные события в сжатые сроки, благодаря чему изменяется отношение пациента к этим событиям и уменьшается частота воспоминаний, связанных с действиями, повлекшими это негативное состояние. Обстоятельства, которые повлекли за собой стрессовую ситуацию, внесли в организм дисбаланс, в результате чего нарушена нервная система. Этот метод снижает нервное напряжение, ощущение страха, отношение пациента к пугающим объектам и той злополучной ситуации, из-за которой все и произошло. Психологическая травма у мужчин и женщин исчезает достаточно быстро.
  3. Метод ВКД помогает изменить отношение пациента к случившемуся и, соответственно, быстрее вывести его из состояния стресса. Методика работает над изменением восприятия человека. Ее разработал Р. Дилтс. После изменения отношения человека к случившемуся убираются негативные воспоминания или преобразуется отношение пациента к этим событиям.

Также существуют методы лечения психологических травм детства, которыми пользуются врачи в отделениях лечебных учреждений:

  1. Убирается противоречие между сильной и слабой стороной человека, благодаря чему достигается быстрый эффект по устранению стресса. Применяется для людей, которые стали участниками ЧС, катастроф.
  2. Изменение отношения человека к происшедшему событию. То сесть негатив забывается, находятся положительные стороны, и пациент, опираясь на них, быстрее выздоравливает. Находят стимул, ради которого человек должен победить данную стрессовую ситуацию.

Благодаря этим методам, каждому пациенту подбирается индивидуально подходящее именно ему лечение, и человек вскоре полностью выздоравливает.

Лечение

При лечении психологических и эмоциональных травм люди сталкиваются с неприятными чувствами и ощущениями, которых желают избегать. Если это не пережить, то они будут снова беспокоить. При лечении травмы происходит следующее:

  1. Проработка волнующих воспоминаний и ощущений.
  2. Разрядка организма во время стресса.
  3. Появляется возможность регулировать возникшие эмоции.
  4. Пациент начинает выстраивать коммуникативные связи.
  5. Затрагиваются основные моменты, тревожащие психологическое и эмоциональное состояние.

Для полного восстановления потребуется значительный временной период. Не ускоряйте процесс исцеления, старайтесь ликвидировать симптомы и последствия. Не получится ускорить процесс волевыми усилиями, дайте волю различным чувствам.

Несколько подсказок, которые помогут в трудной ситуации:

  1. Взаимопомощь: не замыкаться. После травмы человек можете замкнуться в себе и оказаться в одиночестве. Пребывание в коллективе поможет ускорить процесс исцеления, чтобы не усугублять ситуации, лучше поддерживать отношения с людьми. Пациенту лучше попросить поддержать его. Главное, говорить о своих чувствах, и лучше всего вести беседы с теми людьми, кому он доверяет. Принимать участие в различных мероприятиях. Делать совместные проекты, только если это не связано с источниками травмы. Наладить взаимодействие. Найти людей, преодолевших подобное испытание. Взаимодействие с ними поможет уменьшить замкнутость и перенять опыт преодоления такого состояния.
  2. Чувствуйте окружающие события. Быть заземленным - значит ощущать и понимать реальность, сохранять контакт с собой. Старайтесь осуществлять простые дела. Выделите время для расслабления и общения. Разделите наметившиеся проблемы на секторы. Вознаграждайте себя за самые маленькие достижения. Найдите занятие, помогающее улучшить самочувствие и занять ум, это поможет не возвращаться к воспоминаниям, вызвавшим травму.
  3. Постарайтесь пережить те чувства, которые возникают из-за травмы, принимайте и одобряйте их появление. Воспринимайте их как часть процесса по восстановлению. Телесное заземление - способы самопомощи. Если вы ощутили расстройство ориентации, растерянность, внезапно возникшие сильные чувства, осуществите следующее: сядьте на стул, надавите ступнями на пол, почувствуйте напряжение. Надавите ягодицами на стул, почувствуйте опору в этой точке. Обопритесь спиной о стул.Осмотритесь вокруг и выберете 6 предметов разных цветов, рассмотрите их - вынесите внимание изнутри наружу. Займитесь дыханием: осуществите несколько медленных глубоких вдохов и выдохов.
  4. Следите за своим самочувствием. В здоровом организме психическое восстановление происходит быстрее. Соблюдайте режим сна. Психологическая травма может его расстроить. В результате этого ухудшается протекание травматических признаков. Поэтому ложиться спать нужно каждый день до полуночи, чтобы продолжительность сна равнялась 9 часам.
  5. Не стоит употреблять алкоголь и наркотические средства, потому что они всегда ухудшают проявление признаков, способствуя возникновению депрессии, тревоги, изоляции.
  6. Займитесь спортом. Систематические тренировки способствуют выработке серотонина, эндорфина и других веществ. Они повышают самооценку и улучшают качество сна. Для достижения хорошего результата нужно заниматься 1 час в день.
  7. Постарайтесь питаться правильно. Кушайте небольшими порциями. Это поддержит ваш энергетический уровень и уменьшит скачки настроения. Старайтесь не употреблять простые углеводы, потому что они меняют состав крови и настроение.
  8. Уменьшите воздействие негативных факторов. Сосредоточьтесь на отдыхе и релаксации. Изучите системы: медитация, йога, дыхательные упражнения. Уделите время любимым занятиям или активному отдыху.


Эта статья – о психологической травме. Такие симптомы, как нарушение сна, тревога, зависимости, ангедония – первые звоночки, на которые стоит обращать внимание. Особенно, если им предшествовал какой-либо стресс.

Разовая консультация психолога или длительная его помощь при травме важна, а часто – и просто необходима. Но некоторые советы психолога можно изучить заранее и быть во всеоружии.

Часто на консультацию к психологу обращаются после какого-либо стресса или стрессового события, с которым человек не смог справиться: смерть, развод, нападение, авария и т.д. Другими словами, когда человек получает психологическую травму. Итак, что же такое травма?

Травма – это не само событие, а состояние, вызванное неким событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта. Причём событие может подействовать на человека самым различным способом:

1) никак не повлиять;

2) человек становится избыточно агрессивным;

3) человек существенно меняется по характеру и меняется практически навсегда. Третий критерий определённо указывает на наличие травмы.

Размышляя о природе травмы, я думаю вот о чём. Будучи уверенной в том, что мироздание изначально устроено наилучшим способом, я задумываюсь над вопросом: для чего эволюции травма? Ведь, на первый взгляд, это признак несовершенного устройства психики человека - в частности и мира - в целом.

Если проводить параллель с физической травмой, то получается, что травма психологическая – механизм усовершенствования человека, ибо слабый выходит из строя/умирает, а выживает и передаёт свои гены сильнейший.

Так, человек, сумевший переработать травму, получает личностный и духовный рост. Одно от другого можно отличить, сравнивая, что больше - боль или опыт. У кого боли больше, чем опыта – травматик со всеми вытекающими, у кого больше опыта – человек, сумевший адаптироваться и выработать копинг-стратегию.

Существует несколько факторов травмы. И если к некоторым из них невозможно подготовиться (внезапность, отсутствие подобного опыта), то некоторые можно либо предусмотреть, либо прекратить.

Например:

1. Длительность: чем больше человек находится в травмирующей ситуации, тем больше вероятность травму получить. Поэтому первое, что мы делаем – извлекаем его из этой ситуации («уносим потерпевшего с поля боя»).

2. Фокус травмы в утрате контроля - реальной или мнимой. Чем меньше контроля, тем хуже последствия. На самом деле практика показывает, что жертва в состоянии долго сохранять контроль. Всегда перепроверяйте: действительно ли я ничего не могу сделать в этой ситуации. Ищите выходы. Всегда.

3. Постоянные изменения, которые являются источником постоянного же напряжения (например, непредсказуемое поведение близкого человека). В этом случае важно стабилизировать обстановку, в которой находится человек, чтобы он мог обрести почву под ногами.

4. Масштаб разрушений: чем больше масштаб – тем больше травма. То, что уже пострадало, нужно оплакать. Но если что-то уцелело, то важно рассматривать это как ресурс, за который можно зацепиться и на который впоследствии можно опираться.

Даже если такой фактор как внезапность, тяжело предвидеть, то всё-таки - учите детей и учитесь сами быть готовыми к различным ситуациям. Проговаривайте их: А что бы ты сделал, если бы…? Такая мысленная готовность в решающий момент может стать автоматическим действием и спасти психику или саму жизнь.

Во время стрессовых событий человек реагирует тремя известными нам способами: - бей, -беги, - замри. Эти способы носят адаптивный характер. Если организм использует первые два способа, то травма проживается легче. Если используется 3-й способ, то практически всегда травма будет.

Причём, избыточное реагирование (когда реакция больше, чем вызвавший её стимул) является показателем наличия травмы. Почему так случается? Потому что травмированный человек зачастую нейтральный стимул воспринимает как опасный.

То же с ним случается и в отношениях с людьми: безопасных людей они воспринимают как опасных, и наоборот. Таким образом, у травматиков постоянны ошибки восприятия.

Если психика не в силах переработать травму, она прячет её в бессознательное. Чтобы понять, как это происходит, приведу метафору: если бросать камешки (травму/ы) в стакан с водой (психику), то уровень воды поднимается, и давление растёт.

Для того, чтобы сбросить давление, появляются симптомы. Симптом – это лучший способ, который находит организм, чтобы справиться с проблемой. Симптомы бывают как постоянные, так и ситуативные.

Всё разнообразие симптомов можно разделить на:

Биологические

  • Нарушение сна.
  • Чувство тревоги, которое носит биологический характер.
Хроническое напряжение в теле:
  • Вегетативные расстройства
  • Одновременно астения – когда уже нет сил выносить постоянное напряжение
  • Если напряжением захвачена сексуальная сфера, то повышенная или пониженная сексуальная активность
Характерно: злоупотребление химическими веществами (все виды химических зависимостей) – страдания столь интенсивны, что требуют обезболивающего.

Психологические (перечислю не все, но основные)

  • Транс, в который периодически уходят, в том числе – в разговоре.
  • Диссоциация в связке: ПОВЕДЕНИЕ – ЧУВСТВА – ОЩУЩЕНИЯ – ЗНАНИЯ. Связь может нарушаться как как между компонентами, так и внутри какого-либо из компонентов. Если оторваны ЧУВСТВА, то, например, человек может быть спокоен во время похорон или говорить о страшном событии без эмоций. Если происходит разрыв в ПОВЕДЕНИИ, то где-то поведение нормальное, а где-то – нерегулируемое. Если отрываются ЗНАНИЯ, то человек может не помнить какого-либо момента своей жизни.
  • Беспомощность, пассивность, безинициативность, бессилие. Это – ключевой момент травмы!
  • Нет ничего – ни чувств, ни желаний, ни переживаний, ни потребностей. Это происходит, потому что в случае, когда психика блокирует что-то большое (травму), то малому (чувствам, потребностям) - тоже нет шанса пробиться.
Среди психологических симптомов также:
  • Алекситимия (неспособность человека называть эмоции)
  • Самоагрессия
  • Панические атаки
  • Ощущение мира как нереального
  • Отказ от человеческих контактов
  • Ангедония (отсутствие радости)
Одним из способов помощи психолога, помогающим переработать травму, является дебрифинг (помогает 97% клиетов). Есть определённые правила его проведения:

Дебрифинг должен касаться только конкретного события.

Во время дебрифинга задаём вопросы:

  • Что произошло?
  • Когда? Как?
  • Что ты чувствуешь?
3. Ценность субъективности: психолог не исправляет описание пострадавшего, даже если он его очевидно преувеличивает. Если очевидец события описывает, что взрыв был «оглушительный», психолог его не исправляет.

4. Безоценочность и нейтральность при слушании.

5. Эмоциональная поддержка. Сочувствие.

6. Хорошо, если дебрифинг проведён до первой ночи.

Кроме того, дебрифинг проводится:

a) После травмы,

b) После того, как человек попал в воронку травмы,

c) После воспоминания о травме.

И ещё один совет психолога: детям нежелательно смотреть фильмы ужасов и боевики. Потому что можно получить травму, будучи не участником, а всего лишь свидетелем травматичных событий.

Берегите себя и ваших близких.

Loading...Loading...