Занятие физкультурой детям инвалидам домашнее обучение. Обучение ребенка инвалида на дому. Какие существуют особенности в образовании детей с инвалидностью

Право на обучение инвалидов закреплено законодательством. Данный закон распространяется по всей территории России и контролируется региональным отделом Минобрнауки. В нашей статье подробно раскроется, каким образом может происходить обучение и воспитание ребенка-инвалида.

Право инвалидов на образование

Международное законодательство указывает основное право людей с инвалидностью на получение образования без дискриминации, с равными возможностями. В конвенции сказано о принятии необходимых мер для того, чтобы:

  • детей с инвалидностью не исключали из общеобразовательной школы по причине инвалидности, если у них не потеряны навыки к обслуживанию;
  • имелся равный доступ к получению бесплатного, инклюзивного, начального образования;
  • обеспечивались специальные условия, учитывающие индивидуальные потребности лиц;
  • инвалиды в системе общего образования получали необходимую поддержку для повышения эффективности обучения;
  • принимались меры для получения знаний, социального развития.

Государство должно контролировать доступность профессионального обучения инвалидов на равных условиях с другими. Для этого порой необходимо предпринять следующие меры:

  • освоить азбуку Брайля;
  • изучить альтернативные шрифты;
  • обучить навыкам ориентации;
  • способствовать социальной поддержке;
  • развить систему наставничества;
  • овладеть жестовым языком;
  • поощрить самобытность глухих;
  • внедрить в деятельность алгоритм сопровождения семьи с ребенком-инвалидом;
  • обеспечить получение подходящего для инвалида языка, индивидуального метода общения, способствующего получению знаний. Особенно это актуально для слепоглухих, слепых, глухих детей.

Способы получения образования

В России имеется несколько способов получения образования детьми-инвалидами. Выбор формы получения знаний должны предоставить родителям несовершеннолетнего.

Имеются следующие виды образовательных услуг:

  • Путем посещения общеобразовательного заведения.
  • Дистанционного обучения для инвалидов.
  • Домашнее обучение, если ребенок не может сам посещать школу.

Детям-инвалидам созданы следующие условия для получения знаний в соответствии с возрастными границами. ДОУ обеспечивает дошкольников массажистами, психологами, тренерами, логопедами. Консультирует родителей по вопросам воспитания, участия в программе «Доступная среда», способствующей созданию расширенных коридоров, пандусов. В группе должно быть ограниченное число воспитанников от 3 до 15 человек.

Среднее образование производится путем использования специально разработанных учебно-методических пособий, в которые входят специализированная литература, учебники, особое значение имеют технические средства. Организована деятельность специнтернатов для слепых, глухих, детей с психоневрологическими патологиями с учетом справки МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии) с указанием реабилитационной программы.

Высшие учебные заведения предоставляют услуги центра дистанционного обучения, льготы при поступлении на первый курс. Для улучшения социализации ребенка в системе образования используются следующие принципы:

  • Инклюзии, который разработан с учетом программы «Доступная среда». Данный принцип имеет в виду установку пандусов, расширение коридоров, перепланировку помещений.
  • Интеграции, который предполагает необязательное посещение совместных занятий. Ребенка могут зачислить в класс с подходящей для него нагрузкой и формой подачи учебного материала.

Формы получения знаний

Государство предусматривает физические особенности детей с инвалидностью и решает вопрос создания необходимых условий в образовательном заведении. Инвалидам должно быть удобно посещать занятия, комфортно общаться со сверстниками. Кроме того, необходимо подготовить специалистов: педагогический состав, медиков.

Если несовершеннолетним сложно посещать общеобразовательное учреждение по медицинскому показанию, то возможна организация обучения детей-инвалидов на дому или удаленное получение знаний. Ребятам, обучающимся вне школы, важно привлечение к общению с другими детьми. Оно может происходить в виде посещения отдельных уроков, кружков, дополнительных занятий, увеселительных мероприятий.

На заметку: чтобы ребенку-инвалиду был разработан индивидуальный учебный план, родители должны проявить инициативу и обратиться к администрации школы.

Домашнее обучение

Если ребенок не может посещать занятия в классе, то у него имеется возможность обучения в семейных условиях. Порядок получения данного права:

  • родителю следует обратиться в местный отдел образования с соответствующим заявлением;
  • нужно предоставить справку МСЭК, которая подтверждает данную необходимость;
  • необходимо заключение МСЭК о невозможности посещения очных занятий.

Далее администрация среднего образовательного учреждения заключает договор с родителями о предоставлении услуг, оформляет необходимые документы, зачисляет в число учеников ребенка, составляет индивидуальный учебный план, назначает учителей. Ученик с медицинским показаниями получает общеобразовательную программу в полном объеме, получает обычный аттестат.

Дистанционное обучение

Заочная форма обучения с использованием компьютерных технологий находится в процессе развития. На сегодняшний день занятия могут проводиться в следующих режимах:

  • телеконференций;
  • веб-занятий;
  • интернет-уроков;
  • телеприсутствия;
  • получения задания и отправления ответов посредством электронной почты.

Если отдел образования принимает решение об организации дистанционного обучения, то ученику услуги должны предоставляться за средства бюджета. Сюда включается компьютерная техника, средства связи.

При помощи удаленного обучения людям с ослабленным здоровьем имеется возможность получить образование независимо от дальности нахождения образовательной организации, материального состояния семьи. Дистанционным образом можно получить профессиональное образование, производить подготовку в ВУЗ, развить творческие способности ребенка, получить консультацию специалистов.

Образовательные привилегии инвалидов

На территории РФ у детей с инвалидностью имеются следующие льготы:

  • внеочередное поступление в детский сад;
  • снижение родительской платы за детский сад;
  • компенсирование средств за домашнее обучение. По закону на обучение детей от 6 лет 6 месяцев средства выделяются из Федерального бюджета. В случае найма специалистов для занятий дома родителям компенсируется 3 часа в неделю. Компенсация выплачивается до получения аттестата. Возможно продление возраста ученика, если это требуется по состоянию здоровья;
  • социальную реабилитацию, заключающуюся в процессе социализации детей;
  • льготные условия поступления в ВУЗ. Если инвалиды успешно сдали экзамены, то они зачисляются вне конкурса на первый курс.

Что нужно перед поступлением в школу

Перед поступлением ребенка-инвалида в школу необходимо получить консультацию педагогов для определения формы обучения, оценить возможности ребенка, насколько он имеет способность к самообслуживанию, получить рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогическую консультацию), получить рекомендации медицинского учреждения.

Также следует определиться с формой получения знаний, определить список школы, проконсультироваться с администрацией, ознакомиться с правилами образовательного учреждения, определить шаговую, физическую, материально-техническую, транспортную доступность, наличие пандусов, широких коридоров.

Проведение аттестации знаний

Аттестация знаний ребенка-инвалида производится согласно графику, который утверждается руководителем учебного заведения. Возможно заочное проведение контрольных работ. В этом случае камеры устанавливаются таким образом, чтобы учитель видел ученика и рабочее место. Если по состоянию здоровья ребенок не может выполнить за один раз контрольную работу, то возможно поэтапное ее проведение.

Проведение вступительных экзаменов также требует особенных условий. Абитуриент имеет право на дополнительные 1,5 часа вне зависимости от того, устно или письменно проводится экзамен, учитывая все рекомендации врачей, психологов, социальных работников.

Переобучение

Если инвалид испытывает трудности с трудоустройством, то возможно в учебном центре от центра занятости населения пройти переобучение. Данная возможность имеется при наличии 3 группы инвалидности, которая не является препятствием к ведению трудовой деятельности. Инвалиду можно пройти переобучение на промышленном предприятии под определенную профессию.

Профессию нужно выбирать с возможностью получения дохода, полной реализации умений, способности, ресурсных возможностей. Обычно инвалидам рекомендуют курсы компьютерной грамотности. Кроме того, возможно переобучение на:

  • декораторов;
  • скорняка;
  • вязальщицу;
  • швею;
  • оператора;
  • бухгалтера;
  • лифтера;
  • кладовщика.

Самое важное! Инвалиды имеют право на получение образования наравне с другими членами общества. Для этого им необходимо создать щадящие условия в соответствии с их физическими особенностями.

Не все дети могут посещать школу на общих условиях. Особое внимание уделяется детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это ребята, которые имеют серьезные заболевания, накладывающие определенный отпечаток на жизнь в целом и возможности посещения обычной школы. Однако родители и сами дети должны знать, что для них не закрыта возможность получить образование. Государственные и частные учреждения делают все необходимое для того, чтобы ученики с ОВЗ получили такие же возможности, как и все остальные. В этом случае учебный процесс выглядит немного по-другому, но он также позволяет достичь отличного результата и получить достойное образование. Для таких детей предусматриваются особые условия изучения школьного курса - надомное обучение. Его следует отличать от других форм обучения дома, поэтому рассмотрим вопрос подробнее.

В каких случаях ребенка переводят на надомное обучение?

Для надомного обучения ребенка-инвалида должно быть специальное медицинское заключение. Именно на его основании родители могут рассчитывать на полноценную государственную программу. Список заболеваний, с которыми дети получают право на такую форму обучения, довольно широк. Вся информация содержится в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». Обновленный в этом году список содержит 60 пунктов с поясняющей информацией.

Как оформить надомное обучение?

Поскольку основанием для учебы на дому является заключение медицинского учреждения, родителям (или законным представителям ребенка) требуется обратиться в поликлинику по месту проживания с этим вопросом. Одновременно в школе нужно написать заявление на имя директора, в котором будет отражена необходимость перевести ребенка на надомное обучение. Когда получено заключение, представители школы при участии родителей разрабатывают индивидуальную программу. Она отражает перечень изучаемых дисциплин, а также количество часов, которые тратятся на изучение предмета. Перед началом процесса семье выдается журнал успеваемости, который позволяет контролировать все нюансы учебной работы .

Во время надомного обучения учреждением образования, которое курирует процесс, предоставляется необходимая учебная и методическая литература. Также определяется круг преподавателей, которые будут работать с ребенком. Родители могут дополнительно приглашать преподавателей из других учебных заведений, а также полностью взять заботы о проведении уроков на себя (по договоренности с учебным заведением). В последнем случае предусмотрена определенная компенсация со стороны государства.

С 2013 года вопрос о компенсации стоит острее, чем раньше. Новый закон об образовании предполагает, что постановление о выплатах должны принимать непосредственно субъекты федерации. На местах есть свои документы, регулирующие выплаты, когда речь идет про обучение детей-инвалидов на дому. Нередко родителям бывает сложно получить положенные им по закону деньги (от 80 до 150 тысяч рублей в год). Однако не стоит отчаиваться: нужно внимательно ознакомиться с документами, а также обсудить этот вопрос с администрацией школы еще до подписания договора о надомном обучении. Так, в Москве этот момент регулирует местный закон «О развитии образования». Родителям необходимо уточнить, какие нормативные акты действуют в их регионе. При должной настойчивости родителей компенсация будет получена [ , ] .

Образование на дому: не только по необходимости

Все формы обучения без посещения очных уроков, которые существуют в рамках законов Российской Федерации, можно разделить на три группы. Они различаются двумя аспектами: нюансами организации образовательного процесса и предпосылками, вследствие которых было принято решение о переводе ребенка на данный тип обучения.

Важным моментом является то, что законодательство России в сфере образования не требует от всех детей и их семей в обязательном порядке придерживаться традиционной концепции получения образования с посещением уроков в очной школе. Сейчас каждому ребенку и его родителям предоставлено право свободного выбора учебного учреждения и формы получения образования. Законодательство не требует каких-либо исключительных условий (например, наличия проблем со здоровьем) для выбора в пользу семейного обучения в домашних условиях.

Какие виды обучения на дому бывают?

Вот три основные модели, предусмотренные законом РФ:

Поскольку экстернат и семейное обучение - это формы, которые предполагают добровольный выбор, причиной для такого решения может быть что угодно. Это и более комфортные условия дома (по сравнению со школой), и склонность ребенка к определенным дисциплинам вместе с желанием развиваться в конкретной области и уделять соответствующим предметам больше времени. Также такие формы образования выбираются, если у школьника есть дополнительные занятия, которые для него являются определяющими в жизни: спорт, музыка, танцы, изобразительное искусство или что-либо другое. В данном случае учеба вне посещения занятий в обычной школе позволяет сформировать гибкий график уроков. Это обеспечивает возможность совмещать изучение общеобразовательного курса с тренировками, участием в соревнованиях и конкурсах и другими видами деятельности. При выборе любого варианта обучения (если он отличается от стандартного) рекомендуется предварительно проконсультироваться с представителями школы, её администрацией о нюансах перевода на такую форму учебы в конкретном учреждении.

Как сейчас можно организовать надомное обучение ребенка-инвалида?

Первый вариант - это индивидуальное обучение на дому при участии учителей из курирующей школы. Программа, разработанная для ребенка, устанавливает нюансы этого процесса: изучаемые предметы, количество часов по ним, преподаватели. Но существуют и другие варианты организации надомного обучения. Родители могут самостоятельно обучать своих детей, нанять репетиторов или воспользоваться возможностями систем дистанционного обучения.

При самостоятельном обучении родители должны иметь для этого необходимые знания и хорошее образование. Более того, не помешает иметь педагогические навыки. Процесс работы с ребенком по ряду дисциплин отличается сложностью и многогранностью. Нужно уметь выстраивать план учебы, объяснять все темы, выявлять ошибки у ученика, помогать их исправлять. Родителям может быть трудно объяснить ребенку нюансы всех сложных школьных предметов - алгебры, химии, физики и других. Лучше, если этим займутся специалисты. Репетиторы могут быть одним из вариантов решения вопроса, но они также далеко не всегда являются идеальным выбором. Плюсы такого решения в том, что ребенок будет общаться с квалифицированными преподавателями, получая все необходимые знания. Минусы - в высокой стоимости почасовой оплаты услуг, а также в довольно ограниченных по времени занятиях. Нанять репетиторов сразу по нескольким предметам - это слишком дорогая возможность для большинства семей.

Один из самых удобных вариантов для домашнего образования - дистанционная учеба. Однако лучше не выбирать уроки с отдельными преподавателями по скайпу. Есть куда более современное, эффективное и доступное решение - использование комплексной системы удаленного образования. Это дистанционные школы, занятия в которых построены с учетом государственных стандартов, а также с необходимым контролем знаний. Такое решение удобно тем, что ученик может получать все знания в домашних условиях, а родителям не придется искать учителей по нескольким дисциплинам сразу и платить большие суммы денег за каждый урок.

Обучение на дому вместе с сайт: учтены все нюансы

Проблема современного надомного обучения сегодня заключается в том, что при всей законодательной регламентации процесса его реализация не везде является идеальной. Не всегда есть возможность организовать участие преподавателей правильно. Это может быть связано и с нехваткой учителей, и с невозможностью составить удобное расписание, и со многими другими обстоятельствами. Не всегда преподаватели местных школ ответственно относятся к своим обязанностям по надомному образованию прикрепленных к конкретному заведению детей. Кроме того, у ребенка не так много возможностей получить консультацию учителя в нужный момент. Ученик, который очно посещает школу, имеет больше возможностей в этом плане.

В силу этих и многих других причин все больше семей делают выбор в пользу современных систем удаленного обучения. Одной из авторитетных организаций в сфере дистанционного образования в рамках школьного курса является .

С 2008 года проект является лидером в разработке видеоуроков по общеобразовательной программе. Учеба в Домашней школе характеризуется рядом преимуществ. Вот главные из них:

  1. Обучение соответствует государственным образовательным стандартам.
  2. Ребенок может изучать как все предметы дисциплины общеобразовательной программы, так и выбрать только некоторые из них.
  3. Учеба в любое комфортное время - возможность составить гибкое расписание уроков, а все учебные материалы (видеоуроки, конспекты и прочие) доступны в любой день и в любое время суток.
  4. Ребенок не лишен возможности взаимодействия с учителями. В любой момент можно отправить текстовое сообщение преподавателю, регулярно проводятся уроки в формате видеоконференций.
  5. Выбору учителей было уделено много внимания - многие из них имеют значимые профессиональные достижения и ученые степени.
  6. Служба кураторов, которые всегда помогут оперативно решить любой непредвиденно возникший вопрос.
  7. Эффективная система оценки знаний: наличие электронного журнала, благодаря которому родители могут контролировать успеваемость ученика.
  8. Продуманный, поэтапный образовательный процесс и разнообразие учебно-информационных материалов: текстовые конспекты, лекции в видеоформате, интерактивные тесты и программы-тренажеры.
  9. Доступная стоимость обучения.

Хотя в последнее время все больше говорится о введении среднего инклюзивного образования, единого мнения у общественности по этому вопросу нет. И родители, и педагогические работники, и эксперты весьма неоднозначно относятся к тому, чтобы обычные ребята и дети с ограниченными возможностями получали образование вместе. Для инвалидов колясочников элементарно не подготовлены здания школ: нет пандусов, лифтов, специального оборудования в туалетных помещениях и столовых.

Нет гарантии, что одноклассники будут достаточно деликатны и не ранят резкими или грубыми словами ребенка с задержкой развития, другими патологиями. Поэтому на сегодняшний день родители инвалидов с детства, как правило, выбирают или специализированные учебные организации и интернаты, или домашнюю форму обучения.

Оформление домашней формы обучения для ребенка инвалида производится в определенном порядке.

Какие нужны документы, чтобы организовать обучение на дому?

По действующим нормативным актам, для перевода на домашнюю форму обучения нужны веские основания, например, заключение из поликлиники от врача, который наблюдает ребенка. Родители должны подготовить медицинские справки и заключение экспертной комиссии о состоянии здоровья ребенка, то есть справку КЭК.

Когда все медицинские документы получены, родители могут обратиться в образовательное учреждение по месту жительства. Родителям или опекунам ребенка инвалида нужно написать заявление на имя директора и предоставить администрации школы все собранные справки. Школа рядом с домом, в которую родители обращаются, не имеет права отказать в домашнем обучении.

Как организовано домашнее обучение

После сдачи документов администрация школы обязана заняться организацией обучения. В каждом образовательном учреждении действуют свои правила для индивидуального обучения школьников. В зависимости от физического и психологического состояния ученика, от его способностей, обучающий процесс может иметь те или иные особенности. Когда учителя и медики делают вывод, что ребенку по силам общая программа, то он занимается теми же предметами, выполняет такие же самостоятельные и проверочные работы, сдает зачеты и экзамены, что и обычные ребята, посещающие школу.

Расписание и продолжительность уроков утверждается в зависимости от состояния здоровья ребенка. Если есть возможность, то на некоторые уроки он может приходить и в школу. Кроме того, родители могут организовывать дополнительные занятия или приглашать учителей из других образовательных учреждений. Обычно данные учебные занятия являются платными. Окончив обучение по такой программе, ученик получает школьный аттестат государственного образца.

В тех случаях, когда психофизическое состояние не позволяет полностью освоить общеобразовательную программу, учителя составляют вспомогательный курс обучения, согласовывая его с родителями. В этой программе подробно указываются необходимые к освоению предметы, а также количество учебных часов в неделю. При окончании вспомогательной программы обучения ребенку выдают аттестат специального образца.

При домашнем обучении учителя и родители ведут «Журнал взаимосвязи», в котором отмечают изученные темы и отметки, выставленные преподавателями.

На время обучения школа бесплатно предоставляет для ребенка инвалида все необходимые ему учебники и пособия, которые имеются в ее библиотеке.

Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.

Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:

  • Зрения;
  • Слуха;
  • Речи;
  • Двигательной активности.

При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.

Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.

Обучение детей-инвалидов в школе

Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.

Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.

Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.

Обучение на дому детей-инвалидов

В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.

Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:

  • Семейная;
  • Надомная.

Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.

Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.

Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:

  • В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
  • Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
  • Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.

Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.

Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.

Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.

Аттестация знаний при обучении детей-инвалидов

Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.

Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.

Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.

Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.

Не все дети могут посещать школу на общих условиях. Особое внимание уделяется детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это ребята, которые имеют серьезные заболевания, накладывающие определенный отпечаток на жизнь в целом и возможности посещения обычной школы. Однако родители и сами дети должны знать, что для них не закрыта возможность получить образование. Государственные и частные учреждения делают все необходимое для того, чтобы ученики с ОВЗ получили такие же возможности, как и все остальные. В этом случае учебный процесс выглядит немного по-другому, но он также позволяет достичь отличного результата и получить достойное образование. Для таких детей предусматриваются особые условия изучения школьного курса - надомное обучение. Его следует отличать от других форм обучения дома, поэтому рассмотрим вопрос подробнее.

В каких случаях ребенка переводят на надомное обучение?

Для надомного обучения ребенка-инвалида должно быть специальное медицинское заключение. Именно на его основании родители могут рассчитывать на полноценную государственную программу. Список заболеваний, с которыми дети получают право на такую форму обучения, довольно широк. Вся информация содержится в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». Обновленный в этом году список содержит 60 пунктов с поясняющей информацией.

Как оформить надомное обучение?

Поскольку основанием для учебы на дому является заключение медицинского учреждения, родителям (или законным представителям ребенка) требуется обратиться в поликлинику по месту проживания с этим вопросом. Одновременно в школе нужно написать заявление на имя директора, в котором будет отражена необходимость перевести ребенка на надомное обучение. Когда получено заключение, представители школы при участии родителей разрабатывают индивидуальную программу. Она отражает перечень изучаемых дисциплин, а также количество часов, которые тратятся на изучение предмета. Перед началом процесса семье выдается журнал успеваемости, который позволяет контролировать все нюансы учебной работы .

Во время надомного обучения учреждением образования, которое курирует процесс, предоставляется необходимая учебная и методическая литература. Также определяется круг преподавателей, которые будут работать с ребенком. Родители могут дополнительно приглашать преподавателей из других учебных заведений, а также полностью взять заботы о проведении уроков на себя (по договоренности с учебным заведением). В последнем случае предусмотрена определенная компенсация со стороны государства.

С 2013 года вопрос о компенсации стоит острее, чем раньше. Новый закон об образовании предполагает, что постановление о выплатах должны принимать непосредственно субъекты федерации. На местах есть свои документы, регулирующие выплаты, когда речь идет про обучение детей-инвалидов на дому. Нередко родителям бывает сложно получить положенные им по закону деньги (от 80 до 150 тысяч рублей в год). Однако не стоит отчаиваться: нужно внимательно ознакомиться с документами, а также обсудить этот вопрос с администрацией школы еще до подписания договора о надомном обучении. Так, в Москве этот момент регулирует местный закон «О развитии образования». Родителям необходимо уточнить, какие нормативные акты действуют в их регионе. При должной настойчивости родителей компенсация будет получена [ , ] .

Образование на дому: не только по необходимости

Все формы обучения без посещения очных уроков, которые существуют в рамках законов Российской Федерации, можно разделить на три группы. Они различаются двумя аспектами: нюансами организации образовательного процесса и предпосылками, вследствие которых было принято решение о переводе ребенка на данный тип обучения.

Важным моментом является то, что законодательство России в сфере образования не требует от всех детей и их семей в обязательном порядке придерживаться традиционной концепции получения образования с посещением уроков в очной школе. Сейчас каждому ребенку и его родителям предоставлено право свободного выбора учебного учреждения и формы получения образования. Законодательство не требует каких-либо исключительных условий (например, наличия проблем со здоровьем) для выбора в пользу семейного обучения в домашних условиях.

Какие виды обучения на дому бывают?

Вот три основные модели, предусмотренные законом РФ:

Поскольку экстернат и семейное обучение - это формы, которые предполагают добровольный выбор, причиной для такого решения может быть что угодно. Это и более комфортные условия дома (по сравнению со школой), и склонность ребенка к определенным дисциплинам вместе с желанием развиваться в конкретной области и уделять соответствующим предметам больше времени. Также такие формы образования выбираются, если у школьника есть дополнительные занятия, которые для него являются определяющими в жизни: спорт, музыка, танцы, изобразительное искусство или что-либо другое. В данном случае учеба вне посещения занятий в обычной школе позволяет сформировать гибкий график уроков. Это обеспечивает возможность совмещать изучение общеобразовательного курса с тренировками, участием в соревнованиях и конкурсах и другими видами деятельности. При выборе любого варианта обучения (если он отличается от стандартного) рекомендуется предварительно проконсультироваться с представителями школы, её администрацией о нюансах перевода на такую форму учебы в конкретном учреждении.

Как сейчас можно организовать надомное обучение ребенка-инвалида?

Первый вариант - это индивидуальное обучение на дому при участии учителей из курирующей школы. Программа, разработанная для ребенка, устанавливает нюансы этого процесса: изучаемые предметы, количество часов по ним, преподаватели. Но существуют и другие варианты организации надомного обучения. Родители могут самостоятельно обучать своих детей, нанять репетиторов или воспользоваться возможностями систем дистанционного обучения.

При самостоятельном обучении родители должны иметь для этого необходимые знания и хорошее образование. Более того, не помешает иметь педагогические навыки. Процесс работы с ребенком по ряду дисциплин отличается сложностью и многогранностью. Нужно уметь выстраивать план учебы, объяснять все темы, выявлять ошибки у ученика, помогать их исправлять. Родителям может быть трудно объяснить ребенку нюансы всех сложных школьных предметов - алгебры, химии, физики и других. Лучше, если этим займутся специалисты. Репетиторы могут быть одним из вариантов решения вопроса, но они также далеко не всегда являются идеальным выбором. Плюсы такого решения в том, что ребенок будет общаться с квалифицированными преподавателями, получая все необходимые знания. Минусы - в высокой стоимости почасовой оплаты услуг, а также в довольно ограниченных по времени занятиях. Нанять репетиторов сразу по нескольким предметам - это слишком дорогая возможность для большинства семей.

Один из самых удобных вариантов для домашнего образования - дистанционная учеба. Однако лучше не выбирать уроки с отдельными преподавателями по скайпу. Есть куда более современное, эффективное и доступное решение - использование комплексной системы удаленного образования. Это дистанционные школы, занятия в которых построены с учетом государственных стандартов, а также с необходимым контролем знаний. Такое решение удобно тем, что ученик может получать все знания в домашних условиях, а родителям не придется искать учителей по нескольким дисциплинам сразу и платить большие суммы денег за каждый урок.

Обучение на дому вместе с сайт: учтены все нюансы

Проблема современного надомного обучения сегодня заключается в том, что при всей законодательной регламентации процесса его реализация не везде является идеальной. Не всегда есть возможность организовать участие преподавателей правильно. Это может быть связано и с нехваткой учителей, и с невозможностью составить удобное расписание, и со многими другими обстоятельствами. Не всегда преподаватели местных школ ответственно относятся к своим обязанностям по надомному образованию прикрепленных к конкретному заведению детей. Кроме того, у ребенка не так много возможностей получить консультацию учителя в нужный момент. Ученик, который очно посещает школу, имеет больше возможностей в этом плане.

В силу этих и многих других причин все больше семей делают выбор в пользу современных систем удаленного обучения. Одной из авторитетных организаций в сфере дистанционного образования в рамках школьного курса является .

С 2008 года проект является лидером в разработке видеоуроков по общеобразовательной программе. Учеба в Домашней школе характеризуется рядом преимуществ. Вот главные из них:

  1. Обучение соответствует государственным образовательным стандартам.
  2. Ребенок может изучать как все предметы дисциплины общеобразовательной программы, так и выбрать только некоторые из них.
  3. Учеба в любое комфортное время - возможность составить гибкое расписание уроков, а все учебные материалы (видеоуроки, конспекты и прочие) доступны в любой день и в любое время суток.
  4. Ребенок не лишен возможности взаимодействия с учителями. В любой момент можно отправить текстовое сообщение преподавателю, регулярно проводятся уроки в формате видеоконференций.
  5. Выбору учителей было уделено много внимания - многие из них имеют значимые профессиональные достижения и ученые степени.
  6. Служба кураторов, которые всегда помогут оперативно решить любой непредвиденно возникший вопрос.
  7. Эффективная система оценки знаний: наличие электронного журнала, благодаря которому родители могут контролировать успеваемость ученика.
  8. Продуманный, поэтапный образовательный процесс и разнообразие учебно-информационных материалов: текстовые конспекты, лекции в видеоформате, интерактивные тесты и программы-тренажеры.
  9. Доступная стоимость обучения.
Loading...Loading...